Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 1 декабря 2020 г. N 3.8-03/3932
на проект федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 ноября 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2020 года и был принят 28 октября 2020 года в первом чтении, 24 ноября 2020 года во втором чтении и 26 ноября 2020 года в третьем чтении.
При подготовке проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации В.В. Смирновым и А.Г. Варфоломеевым в Государственную Думу направлялась поправка, которая была отклонена.
Федеральным законом утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, разработанный на основе параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации (базовый вариант), и ожидаемых итогов исполнения бюджета Фонда за 2020 год.
При расчете основных параметров бюджета Фонда были использованы следующие показатели:
показатели |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
фонд заработной платы (млрд. руб.) |
27 890 |
29 815 |
31 904 |
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (руб.) |
53 096 |
56 404 |
60 157 |
предельная величина базы для начисления страховых взносов (тыс. руб.) |
966,0 |
1026,0 |
1095,0 |
индекс потребительских цен (в %) |
103,7 |
104,0 |
104,0 |
темп роста рождаемости (высокий вариант) |
0,9857 (число родившихся 1 412,8 тыс. чел) |
0,9648 (число родившихся 1 363,0 тыс. чел) |
0,9478 (число родившихся 1 291,8 тыс. чел) |
В 2021 году прогнозируется дефицит бюджета Фонда в объеме 17,6 млрд. рублей; в 2022 и 2023 годах прогнозируется профицит в объеме соответственно 59,4 млрд. рублей и 91,1 млрд. рублей.
Комитет обращает внимание, что в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется дефицит: в 2021 году - 55,0 млрд. рублей; а в 2022 и 2023 годах планируется профицит в сумме 15,3 млрд. рублей и 39,1 млрд. рублей.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается профицитным, и профицит стабильно увеличивается: в 2021 году - 37,4 млрд. рублей; в 2022 году - 44,1 млрд. рублей; в 2023 году - 52,0 млрд. рублей.
Комитет также отмечает, что в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году планируется использовать остаток средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данные о доходах и расходах представлены в таблице:
Показатели (млрд. рублей) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
проект |
проект |
проект |
|
доходы - всего |
815,7 |
922,5 |
984,3 |
расходы - всего |
833,3 |
863,1 |
893,2 |
профицит/дефицит |
-17,6 |
+59,4 |
+91,1 |
Указанные параметры рассчитаны, исходя из следующих особенностей:
- предусмотрен переход всех субъектов Российской Федерации от зачетного принципа на "прямые" выплаты пособий территориальными органами Фонда с 1 января 2021 года и с учетом этого учтено погашение кредиторской задолженности перед страхователями;
- впервые в 2021 году предусмотрены средства в объеме 18,5 млн. рублей на мероприятия, связанные с организацией процесса лечения работников в целях профилактики развития профессиональных заболеваний в рамках реализации пилотного проекта по организации межведомственного взаимодействия в целях предупреждения профессиональных заболеваний и создания системы мониторинга состояния здоровья работников за счет осуществления профилактического лечения в федеральных бюджетных учреждениях центрах реабилитации Фонда социального страхования лиц с выявленными ранними признаками воздействия вредного производственного фактора. Правила реализации пилотного проекта и перечень мероприятий, финансируемых в рамках его реализации, будут определены Правительством Российской Федерации;
- в бюджете Фонда утверждается объем трансферта из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно в объеме 5,7 млрд. рублей ежегодно. Комитет обращает внимание на недостаточность выделяемых ассигнований из федерального бюджета, что требует принятия решения по изменению действующего механизма определения объема указанных расходов;
- в 2021 - 2023 годах предусматриваются бюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объемах соответственно: 95,9 млрд. рублей; 102,6 млрд. рублей и 109,7 млрд. рублей. На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусмотрены.
Доходная часть бюджета Фонда на 2021 год сформирована с сохранением тарифа в размере - 2,9% по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также с учетом сохранения на 2021 - 2023 годы пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утвержден в размере 0,9975 на три года (в 2020 году был 0,9993).
Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрен 0,992 на три года (в 2020 году был 0,991).
Доходы бюджета Фонда по видам социального страхования утверждаются в следующих объемах:
в 2021 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 608,2 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 148,7 млрд. рублей;
в 2022 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 703,7 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 160.0 млрд. рублей;
в 2023 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 753.1 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 172,7 млрд. рублей.
В 2021 - 2023 годах бюджету Фонда увеличиваются размеры трансфертов из федерального бюджета в следующих объемах по годам: 141,4 млрд. рублей; 148,4 млрд. рублей; 156,1 млрд. рублей соответственно.
Предусмотрены средства, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2021 - 2023 годах на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в объемах соответственно по годам: 13,3; 12,9; 12,2 млрд. рублей, с сохранением стоимости "родового сертификата" в размере 12 тыс. рублей.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства Фонда по данному виду страхования. Страховые тарифы по данному виду страхования установлены в тех же размерах, которые действовали в предшествующие годы, при этом средневзвешенный тариф по видам экономической деятельности планируется - 0,51% на три года.
Расходы бюджета Фонда в 2021 году утверждаются в сумме 833,3 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 663,2 млрд. рублей (79,6% от общих расходов); по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 111,3 млрд. рублей (13,4% от общих расходов).
В расходной части бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех действующих социальных обязательств с учетом индексации пособий и выплат.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом утверждается объём бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2021 году - 724,5 млрд. рублей; в 2022 году - 753,1 млрд. рублей; в 2023 году - 782,7 млрд. рублей.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для застрахованных граждан в 2021 году Федеральным законом предусматриваются бюджетные ассигнования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 330,2 млрд. рублей на оплату 314,9 млн. дней.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам в 2021 году утверждаются в сумме 130,1 млрд. рублей, с учетом оплаты 118,6 млн. дней.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" для застрахованных граждан в 2021 году предусматриваются бюджетные ассигнования с учетом коэффициента индексации пособий с 1 февраля в размере 1,038:
- на оплату 967,1 тыс. единовременных пособий при рождении ребенка в сумме 19,8 млрд. рублей (размер пособия с 1 февраля составит 18 688,3 рубля);
- на оплату 13 453,9 тыс. ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 167,5 млрд. рублей. При этом средний размер пособия составит 12 453,61 рублей;
- на оплату 661,2 тыс. единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности, предусмотрено 508,2 млн. рублей (размер пособия составит 698,67 рублей).
В 2021 году Федеральным законом предусмотрены средства на выплату 74,4 тыс. социальных пособий застрахованным гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в сумме 518,4 млн. рублей, исходя из размера пособия с 1 февраля - 6 357,60 рубля с учетом коэффициента индексации на индекс потребительских цен 1,038.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году Федеральным законом устанавливаются следующие показатели с учетом индексации с 1 февраля:
- максимальный размер ежемесячной страховой выплаты - 82 627,27 рублей;
- сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, застрахованным гражданам - 107 461,71 рубль.
Расходы на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию пострадавших, а также предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296, в 2021 году планируются на уровне 2020 года в сумме 28,6 млрд. рублей, в том числе на предупредительные меры - 17,2 млрд. рублей, а на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 11,4 млрд. рублей (в том числе на обеспечение государственного задания центрам реабилитации, подведомственным Фонду, - 3,95 млрд. рублей (в 2020 было 4,1 млрд. рублей).
Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов в 2021 году составят 25,5 млрд. рублей, их доля в общих расходах планируются на уровне - 3,1% (в 2020 году было 3,2%) без учета индексации оплаты труда сотрудников.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона предусмотрено право Фонда направлять бюджетные ассигнования на оказание медицинских услуг работникам Фонда.
Средства федерального бюджета предусматриваются на выполнение следующих государственных полномочий в 2021 году:
- на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 13,8 млн. рублей;
- на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в сумме 6,2 млрд. рублей;
- на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно - ортопедическими изделиями - 33,3 млрд. рублей, в том числе на административные расходы - 1,0 млрд. рублей. Комитет, а также Счетная палата Российской Федерации отмечают, что для удовлетворения потребности инвалидов в технических средствах реабилитации в полном объеме этого не достаточно и необходимо вернуться к этому вопросу в ходе исполнения бюджета Фонда в 2021 году.
Статьей 5 Федерального закона предусматриваются особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики (в основном это касается межбюджетных трансфертов бюджету Фонда на выполнение государственных функций).
В целом объем ассигнований бюджета Фонда, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств перед гражданами, в его общих расходах в 2021 году составит 724,5 млрд. рублей или 86,9%.
Федеральным законом предусмотрен особый порядок вступления в силу его положений: с 1 января 2021 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.