Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 декабря 2020 г. N 3.1-05/5686
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 18 ноября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1024650-7) внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года и принят в первом чтении 21 октября 2020 года, 17 ноября 2020 года - во втором чтении, 18 ноября 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на установление порядка реализации полномочий Президента Российской Федерации, предусмотренных пунктом "е" статьи 83 и пунктом "л" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, а также на закрепление перечня оснований, предоставляющих Президенту Российской Федерации право инициировать процедуру прекращения полномочий судей.
Федеральный закон подготовлен в целях реализации отдельных положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", касающихся возможности прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя Верховного Суда, председателей и заместителей председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам.
Так, Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" дополняется статьей 14.1, в которой устанавливаются основания для прекращения полномочий отдельных категорий судей Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Такими основаниями считаются: 1) совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 2) несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; 3) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; 5) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 6) в иных случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами.
Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" дополняется нормой, в соответствии с которой при внесении Президентом Российской Федерации в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий некоторых категорий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, рассмотрение Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации заявления судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса Советом Федерации.
Кроме того, из вышеназванных федеральных законов, а также из Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключены нормы, касающиеся правового положения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и деятельности указанных судов. Указанные изменения корреспондируют положениям одобренного Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы", согласно которым конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации должны быть упразднены до 1 января 2023 года.
Принятие вносимых Федеральным законом изменений позволит привести законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации, создать условия для обеспечения суверенитета Российской Федерации, а также повысить эффективность функционирования судебной власти.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности), "о" (судоустройство) и "т" (установление ограничений для замещения государственных должностей) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.