Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 1 декабря 2020 г. N 3.1-05/5683
по Федеральному конституционному закону "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы",
одобренному Государственной Думой 18 ноября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" (далее - Федеральный конституционный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального конституционного закона (проект N 1024648-7) был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года и был одобрен Государственной Думой 21 октября 2020 года в первом чтении, 17 ноября 2020 года - во втором чтении, 18 ноября 2020 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального конституционного закона в его текст внесены поправки.
Федеральный конституционный закон направлен на реализацию положений пункта "е.3" статьи 83 и пункта "л" статьи 102 Конституции Российской Федерации, которые вступили в силу в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и которыми предусмотрены новые полномочия Президента Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) в части прекращения полномочий отдельных категорий судей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта "л" статьи 102" следует читать "пункта "л" части 1 статьи 102"
В этих целях Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ) дополняется положениями, закрепляющими особую процедуру прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам.
Федеральным конституционным законом устанавливаются соответствующие основания для прекращения полномочий указанных категорий. В качестве таких оснований выступают случаи совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также иные случаи, свидетельствующие о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:
несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.
Федеральным конституционным законом предусматривается, что порядок внесения в Совет Федерации представления Президента Российской Федерации о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации в четырнадцатидневный срок со дня его получения.
В соответствии с новыми положениями статьи 125 Конституции Российской Федерации уточняются положения Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ, закрепляющие статус Конституционного Суда Российской Федерации.
Закрепляется, что согласно новой части 3 статьи 18 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Федеральным конституционным законом также предусматриваются изменения корреспондирующего характера, устанавливающие особенности прекращения полномочий в отношении соответствующих категорий судей, в Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральном конституционном законе от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Федеральным конституционным законом предусматриваются изменения, связанные с упразднением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона конституционные (уставные) суды упраздняются до 1 января 2023 года. Со дня вступления Федерального конституционного закона в силу эти суды не будут принимать новые дела к производству, а рассмотрение дел, уже принятых к производству до дня вступления Федерального конституционного закона в силу, должно быть завершено и решения по ним должны быть приняты до дня, с которого в соответствии с законами субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются, но не позднее 1 января 2023 года. Также со дня вступления в силу Федерального конституционного закона новые судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаться не будут.
Судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Федерального конституционного закона, прекратившим исполнение своих полномочий в соответствии с ним, а также судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, ранее прекратившим исполнение своих полномочий, обеспечивается сохранение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации гарантий (включая материальное и социальное обеспечение), предусмотренных для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в отставке.
Соответственно из Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ исключаются положения, регулирующие вопросы статуса, функционирования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом устанавливается, что субъекты Российской Федерации вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном конституционном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендуют одобрить Федеральный конституционный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.