Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 1 декабря 2020 г. N 3.6-04/3200
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 ноября 2020 года (проект N 1021304-7 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее - Соглашение), принято Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций 22 ноября 2009 года и вступило в силу 5 июня 2016 года.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2010 года N 571-р Соглашение было подписано от имени Российской Федерации 29 апреля 2010 года.
Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла - это первый обязательный международный договор, который нацелен на борьбу с незаконным рыбным промыслом.
Основная цель Соглашения - поддерживать устойчивое управление рыбным промыслом. При проверке и обмене информацией будет видна более точная оценка рыбных ресурсов, что укрепит мониторинг как внутренних, так и международных вод.
Каждая страна - участник Соглашения будет назначать порты, в которые иностранные суда могут запрашивать заход в соответствии с Соглашением о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.
Стороны Соглашения обязаны ввести ряд мер в портах, находящихся под их контролем, с целью выявления незаконного промысла, предотвращения разгрузки и попадания на рынки незаконно пойманной рыбы, а также открытого обмена информацией о недобросовестных судах. К числу таких мер относятся требования к иностранным рыболовным судам, желающим войти в порт - запрашивать разрешение заранее, предоставлять подробную информацию о своей личности, деятельности и рыбе, которая имеется у них на борту. Вход судов может осуществляться только в специально отведенные порты, оборудованные для проведения инспекций.
Судам, которые подозреваются в причастности к незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу, может быть отказано во входе в порт сразу или разрешено войти в порт исключительно с целью проверки, по результатам которой им может быть отказано в разрешении на выгрузку рыбы, дозаправку или пополнение запасов. После того, как судну будет отказано во входе в порт или по результатам инспекции будут выявлены проблемы, стороны обязаны передать эту информацию стране, под флагом которой зарегистрировано судно, и проинформировать других участников Соглашения и начальников портов в соседних странах.
Незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел оказывает значительное негативное влияние не только на численность и размерный состав водных биологических ресурсов, но также и на их воспроизводство. Многие популяции морских живых ресурсов деградируют вплоть до полного исчезновения. Незаконный вылов порождает также серьезные социальные проблемы: законные участники промысла и прибрежные государства недополучают живые ресурсы, являющиеся важнейшим источником питания для населения многих стран.
В Соглашении о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла учтены потребности развивающихся государств, в том числе связанные с созданием механизмов финансирования. Однако эффективное применение Соглашения требует наличия действенных политических, правовых, а также надежных оперативных механизмов, опирающихся на достаточные людские и финансовые ресурсы.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, поскольку вводит возможность отказа иностранным судам, уличенным в незаконном промысле, на заход в порт (статья 9 Соглашения). В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации у капитана морского порта такое правомочие отсутствует. Так, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" морские порты Российской Федерации объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности, могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.
В приложении к распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2014 года N 1912-р содержится перечень таких портов. В связи с тем, что статьей 9 Соглашения предусмотрена возможность отказа иностранному судну, занятому незаконным промыслом или связанной с ним деятельностью, в заходе в морской порт, потребуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Необходимо внесение соответствующих изменений в статью 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации капитан порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту только в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
Соглашением также установлен порядок инспектирования иностранных судов с целью выявления признаков, указывающих на осуществление иностранным судном незаконного промысла. Вместе с тем законодательством Российской Федерации подобное регулирование не предусмотрено. В связи с этим реализация Соглашения также потребует внесения изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части инспектирования иностранных судов.
Учитывая изложенное, ввиду того что реализация Соглашения потребует изменения действующих федеральных законов, Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
В связи с ратификацией Соглашения потребуется наделение дополнительными функциями или полномочиями федеральных органов исполнительной власти, которые будут участвовать в его реализации, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Реализация норм Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла будет способствовать совершенствованию управления и руководства рыбным хозяйством на всех уровнях.
Федеральный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.