Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1.3. Резюме Стратегии социально-экономического развития
Кемеровской области на долгосрочную перспективу
1.3.1. Внешние тренды
Кемеровская область относится к числу экспортно-ориентированных регионов Российской Федерации, в которых базовый сектор экономики составляет добыча и первичная переработка сырья. Поэтому социально-экономическое развитие области в существенной степени (может быть, даже в первую очередь) определяется внешними для региона факторами, характеризующими общую динамику социально-экономической ситуации в стране, и положением на далеко выходящих за пределы области рынках товаров базового сектора экономики региона: макроэкономическими параметрами российской экономики, особенностями государственной кредитно-денежной политики, ситуацией на мировых товарных рынках и т. п.
Долгосрочный экономический подъем и финансовая стабильность в РФ позволяют:
1. Рассчитывать на рост внутреннего рынка РФ (нефти и газа, электроэнергии, металла, угля, химической продукции и прочее).
2. Ожидать инвестиционного подъема в стране, реализации крупных производственных проектов и притока прямых иностранных инвестиций.
3. Ожидать нарастания инфраструктурных ограничений на развитие и прежде всего ограничений по развитию транспортных инфраструктур и дефицита электроэнергии.
4. Рассчитывать на рост государственного бюджета (в 2006 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысили 58 тыс. рублей, а к 2009 году достигнут 85 тыс. рублей) и возможность реализации амбициозных проектов за счет государственных и частных инвестиций (общий объем государственных инвестиций в 2007 году должен превысить 500 млрд. рублей).
1.3.2. Мировой "сырьевой суперцикл"
Увеличение объемов потребления сырья мировой и российской экономикой создает для России и Кемеровской области как одного из ведущих ее сырьевых регионов чрезвычайно благоприятную рыночную конъюнктуру. Одним из важных последствий разворачивания "сырьевого суперцикла" является переход на "угольно-атомный" сценарий развития российской энергетики, предполагающий увеличение потребления угольного топлива, в том числе за счет роста его производства в Кузнецком бассейне.
В мире идет интенсивный рост стран - "развивающихся рынков" - и изменение в связи с этим геоэкономической организации глобального рынка. По прогнозу инвестбанка GoldmaN Sachs, в 2007-2008 годах рост стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) составит около 8,5 процента, что вдвое выше, чем в среднем в мире. Все это влечет за собой формирование в мире новых перспективных рынков.
Корпоративное развитие отраслей, к которым относятся базовые секторы Кемеровской экономики, в настоящий момент определяется тремя основными трендами:
1. Консолидация активов, рост масштабов корпораций (в первую очередь в нефтегазовом комплексе, металлургии, угольной промышленности и химии).
2. Постепенное преобразование крупнейших российских химических и металлургических компаний в мультинациональные в условиях усиливающегося проникновения в РФ зарубежных транснациональных корпораций.
3. Реструктуризация бизнес-процессов, выделение непрофильных активов, развитие секторов экономики сервиса и технологического обеспечения основных производств в добыче и первичной переработке сырья, освоение новых систем управления и переход к мировым стандартам управления, в том числе качеством и технологическими процессами.
Один из важнейших факторов, определяющий развитие Кемеровской области, - высокий уровень зависимости от характера государственного регулирования естественных монополий. К числу государственных решений, которые могут в долгосрочной перспективе оказать наибольшее влияние на Кемеровскую область, относятся:
1. Либерализация рынка электроэнергии и газа, снижение объемов государственного регулирования цен на данных рынках. Уже приняты правительственные решения о постепенной либерализации рынка электроэнергии, и к 2007 году его значительная часть (10 процентов) должна стать нерегулируемой.
2. Тарифная политика на железнодорожном транспорте. По оценке экспертов НП "Горнопромышленники России", в среднем по стране издержки транспорта занимают в конечной цене угля более 27 процентов, поставки на расстояние свыше 1200 км при сложившемся уровне цен делают перевозки угля малорентабельными. Именно тарифная политика на железнодорожном транспорте определяет распределение экспортных грузов между портами и железнодорожными пограничными переходами, распределение перевозок между разными грузоперевозчиками, а также распределение рынков между производителями - выделяются расстояния эффективных поставок.
3. Реализация инвестиционных программ, поддерживаемых государством, в инфраструктурных отраслях - на энергетическом и транспортном рынках.
Основные вызовы (риски) для Кемеровской области на долгосрочную перспективу:
1. Риск зависимости экономики и бюджетной сферы региона от конъюнктуры на мировых товарных рынках угля и металла.
2. Риск ухудшения ресурсной базы Кемеровской области:
а) риск сокращения ресурсной базы Кемеровской области;
б) риск снижения качества доступных природных ресурсов.
3. Экологические риски Кемеровской области.
4. Риск технологического отставания региона.
5. Риск недостаточного инфраструктурного обеспечения.
6. Риск несбалансированного рынка труда.
7. Риск неустойчивой системы расселения, снижения демографического потенциала и неэффективного пространственного развития.
1.3.3. Сценарии развития
Сценарий роста за счет усиления сырьевой специализации региона (наращивание добычи и первичной переработки) является инерционным и потому пока наиболее вероятным. Оценивая внутренние и внешние факторы социально-экономического развития Кемеровской области, уже накопленные инвестиции в экономику региона, а также подготовленные к реализации и анонсированные проекты, можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе основным сценарием развития региона будет рост с сохранением базового сектора экономики. Увеличение крупнейших рынков продукции производственной специализации Кемеровской области создает чрезвычайно благоприятные возможности для развития базового сектора экономики Кемеровской области, а значит, и всего регионального хозяйства:
1. В угольной промышленности, по прогнозу Всемирного института угля (World Coal Institute), потребность в угле за предстоящие 25 лет возрастет на 50 процентов. По данным Мирового энергетического агентства к 2025 году доля угля в производстве электроэнергии в мире достигнет 38 процентов. Прогнозируется дальнейший рост объемов международной торговли углем. В 2025 году объем угля, импортируемого во всем мире, достигнет 919 млн. т. По прогнозам большей части экспертов, добыча угля в РФ будет расти в долгосрочной перспективе. Она должна удвоиться в течение ближайших 15 лет. Аналитики считают реалистичным увеличение экспорта угля (темпом 7 - 10 процентов в год в среднесрочной перспективе), хотя доля РФ в мировом экспорте, по данным Международного энергетического агентства (IEA), с 2015 года и далее будет снижаться.
2. В черной металлургии ожидается рост мирового рынка. По прогнозам Минпромэнерго России, уже к 2008 году российские поставки готового проката из черных металлов достигнут 60 млн. т, а к 2015 году - 78 млн. т. При этом согласно этим же прогнозам поставки проката на экспорт в физических объемах, скорее всего, увеличиваться по сравнению с 2006 годом не будут. Но существенно должны вырасти поставки на внутренний рынок, связанные с ростом выпуска продукции в машиностроении и металлообработке, ростом объемов строительства и реализацией масштабных инфраструктурных проектов.
Гипотетически данный сценарий может не состояться только в условиях замораживания или даже сокращения потребления кузнецкого угля в стране, например вследствие отказа от "атомно-угольного" направления развития российской энергетики, а также вследствие усиления конкуренции данным поставкам со стороны альтернативных источников в России (например поставок угля из новых проектов, поставок экибастузского угля), тотальной смены технологий в металлургии на не требующие качественного каменного угля для кокса и т. п. Однако вероятность такой экономической катастрофы пока маловероятна. Мировой экономический подъем, вызванный первичной индустриализацией в Китае и других азиатских странах, будет продолжать генерировать спрос на сырье, внутренней энергетике все равно придется широко использовать уголь в качестве топлива, учитывая прогнозы Минприродресурсов России, согласно которым к середине XXI века в стране будут исчерпаны разведанные в настоящий момент запасы нефти.
Риски при инерционном развитии Кемеровской области (получении эффектов от уже сделанных в последние годы инвестиций и реализации анонсированных проектов), скорее всего, генерализируются в период:
2008 - 2010 годов, что связано с консолидацией (перераспределением) активов в угольной промышленности, металлургии и химии, с реформой энергетического и транспортного рынков. Это существенным образом повлияет на принятие инвестиционных решений в базовом секторе экономики. Кроме того, примерно в эти же годы должны развернуться процессы технологической модернизации в базовом секторе экономики региона, что повлечет за собой структурный кризис на рынке труда: высвобождение работников со старыми квалификациями и рост потребности в работниках с новыми квалификациями. Для бюджета в данный период высока вероятность снижения доходов от металлургии и химии. Последние будут испытывать последствия снижения эффективности из-за роста цен на энергию и газ, а также давление со стороны конкурентов. Все это чревато ухудшением ценовой конъюнктуры на мировых рынках продукции экспорта Кемеровской области. Следует учитывать тот факт, что именно на этот период может прийтись ухудшение макроэкономической ситуации в стране, а также проявление негативных эффектов от вступления в ВТО в виде либерализации железнодорожных перевозок угля.
2015 - 2020 годы: кризис ухудшения ресурсной базы экономики, в том числе критический рост негативного воздействия на окружающую среду в первую очередь со стороны добывающей промышленности. К этому же времени следует отнести рост значимости инфраструктурных ограничений (способность обработать растущий грузопоток и обеспечить энергией). Существенное влияние на социальную сферу начнет оказывать ухудшение рынка труда из-за "демографического сжатия" региона, а также постепенный рост нагрузки на бюджет от социального обслуживания населения старших возрастов.
После 2020 года основные кризисные моменты будут связаны с ростом конкурентов для производителей Кемеровской области в Азии. Китайская экономика к этому времени должна перейти от первичной индустриализации к инновационному развитию и повышению производительности. Для Кемеровской области данный период может стать периодом окончательного исчерпания ресурсов "советского наследства" (производственных фондов, разведанных эффективных запасов полезных ископаемых, типового массового жилья постройки второй половины ХХ века, выхода на пенсию работников, тогда же вступивших в трудовую деятельность, и т. п.). Вопрос заключается в том, будут ли к этому времени созданы новые технологический, кадровый и инфраструктурный заделы.
В то же время основной сценарий развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу имеет другую вероятную версию - достижение конкурентоспособности в опоре на рост технологий и человеческого капитала (добыча, поддержанная ростом глубины переработки и новыми видами производств), диверсификация экономики, расширение ядра базового сектора как в направлении глубины переработки добываемого сырья (движение по цепочке производства добавленной стоимости к финишным переделам), так и в направлении включения в него новых видов (отраслей, секторов) производственной деятельности. Реализация такой версии основного сценария обеспечивает более высокий уровень жизни населения, большую устойчивость экономики по отношению к циклическим колебаниям рыночной конъюнктуры, а также предполагает возможность сдерживания добычи полезных ископаемых по экологическим соображениям. При ставке на технологии и рост стоимости человеческого капитала в качестве источников развития могут быть задействованы не только природные ресурсы, большинство которых для Кемеровской области является невосполняемыми. По крайней мере по этому пути прошли или идут все сырьевые, в том числе угледобывающие, регионы развитых стран мира.
При этом рассчитывать на быструю реализацию сценария развития за счет технологий и повышения стоимости человеческого капитала можно лишь в долгосрочной перспективе. Максимальный эффект от ее реализации (в полной мере) способен проявиться через 15-20 лет.
Для Кемеровской области с базовым сектором в виде добычи сырья и его первичной переработки с высокой степенью зависимости от циклической рыночной конъюнктуры на глобальных товарных рынках стратегической целью государственной политики по социально-экономическому развитию на долгосрочную перспективу становится повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.
Сама стратегическая цель предполагает:
1. Обеспечение стабильного роста в базовом секторе экономики региона (оберегать и поддерживать сильные конкурентные преимущества, завоеванные позиции).
2. Диверсификация регионального хозяйства (реализовывать существующие, но пока не использованные заделы).
3. Создание инновационного задела для роста новых секторов производства (работать на будущее, готовясь к новой социально-экономической ситуации, которая наступит в долгосрочной перспективе, своего рода венчурные вложения).
Осуществление стратегической цели государственной политики по социально-экономическому развитию Кемеровской области потребует реализации комплекса стратегических проектов и программ:
1. Обеспечение стабильного роста в базовом секторе экономики через:
1.1. Развитие сырьевой базы базового сектора:
а) стимулирование геолого-разведочных работ;
б) повышение эффективности разработок месторождений угля и рудного сырья (рост коэффициентов извлечения сырья);
в) повышение качества продукции добывающих отраслей (повышение глубины переработки, строительство обогатительных фабрик). До 2020 года планами угольных компаний и региональными программами развития Кемеровской области предусматривается строительство 24 новых и техническое перевооружение действующих обогатительных фабрик для переработки коксующихся и энергетических углей с объемами переработки 36,6 млн. т коксующихся и энергетических углей в год;
г) развитие новых разработок угля, а также железорудного сырья, иных природных ресурсов;
1.2. Наращивание потребления продукции базового сектора внутри страны и выход на новые рынки:
а) стимулирование в национальных масштабах увеличения доли ТЭС, работающих на угле, в том числе за счет перевода газовых ТЭС на другой вид топлива - уголь. По прогнозам Минпромэнерго России, потребление электроэнергии в стране к 2020 году увеличится на 2/3 (с 940 млрд. кВт. ч до 1710 - 2000 млрд. кВт. ч). Для его покрытия необходимо масштабное развитие генерирующих мощностей и электросетевого комплекса страны, которое по планам будет придерживаться принципа сокращения доли газа в топливном балансе электроэнергетики и максимального увеличения доли атомной, гидро- и угольной генерации. Речь идет о строительстве новых угольных электростанций, расширении и реконструкции действующих ТЭС, в том числе с постепенным переоборудованием газо-угольных ТЭС на использование в качестве основного вида топлива - угля 27 крупных газо-угольных станций РАО "ЕЭС России" (дополнительное потребление угля на 40 млн. т в год), а также строительстве новых угольных электростанций в России, что дополнительно позволит увеличить потребление угля на внутреннем рынке на 13 - 15 млн. т в год. Естественно, что реализовать такую программу строительства и модернизации действующих ТЭС без формирования инвестиционной программы РАО "ЕЭС России" и государственных гарантий невозможно;
б) развитие соответствующих транспортных и торговых инфраструктур, обеспечивающих выход на новые рынки, для продукции металлургического комплекса и поставок угля. В частности, в последние годы рынок рос за счет Северной Америки, а также азово-черноморского направления экспорта (Турция и прочие).
1.3. Снятие инфраструктурных ограничений, влияющих на развитие региона и предприятий базового сектора его экономики:
а) в энергетике согласно расчетам специализированных организаций реализация только части проектов программы развития региона предполагает увеличение годового потребления электроэнергии в 1,01 млрд. кВт/ч, что потребует ввода дополнительных мощностей с нагрузкой в 202,17 МВт. Большими темпами, чем в промышленном секторе, к 2025 году будет расти потребление энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве и коммерческом секторе. В настоящее время в отдельных районах юга области существуют проблемы с подключениями новых потребителей электроэнергии.
Потребление электроэнергии в Кемеровской области к 2020 году увеличится в 1,7-1,9 раза. Для обеспечения достигнутых и плановых темпов социально-экономического развития Кемеровской области необходимо масштабное развитие генерирующих мощностей и электросетевого комплекса региона. Предложения Администрации Кемеровской области о развитии энергетики области были рассмотрены на заседании Правительства РФ 15.03.2007. Распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2008 года N 215-р объекты энергетики региона включены в "Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года". В ходе реализации утвержденных программных мероприятий предполагается увеличение генерирующих мощностей Кузбасса на 4 тыс. МВт за счет расширения действующих и строительства новых тепловых электростанций. Из наиболее крупных проектов следует отметить расширение Томь-Усинской ГРЭС на 1320 МВт, строительство двух новых электростанций Объединенной компании "Российский алюминий" и ООО "УГМК Холдинг" по 660 МВт каждая, а также ТЭС установленной мощностью 600 МВт ОАО "Кузнецкие ферросплавы".
б) развитие электросетевого хозяйства, обеспечивающего подачу электроэнергии, вырабатываемой новыми генерирующими мощностями (в случае их строительства). При этом Федерация должна определиться в перспективности и приоритетности рынков, куда должна быть подана вырабатываемая энергия: ОЭС Сибири, на экспорт в азиатский макрорегион или в быстроразвивающийся и остродефицитный рынок электроэнергии УрФО, включая Тюмень. Администрация Кемеровской области подготовила для РАО ЕЭС и Федеральной сетевой компании ЕЭС свои предложения по развитию энергосетевого хозяйства в макрорегионе. В марте 2008 года подписано Соглашение о взаимодействии между Администрацией Кемеровской области и РАО "ЕЭС России", приложением к которому стала подробная программа развития генерации и электросетевого комплекса на период до 2012 года. Из наиболее крупных проектов следует отметить строительство подстанции 500 кВт "Кузбасская" с соответствующим электросетевым строительством.
Необходимо учитывать, что конфигурация данных сетей представляет собой не только инженерную задачу, но и напрямую связана с архитектурой складывающегося энергетического рынка России. В этом отношении, оценивая потенциал роста, уральское направление является для Кемеровской области одним из самых перспективных. По крайней мере эксперты считают, что дозагрузка угольных ТЭС Сибири может стать эффективной лишь в случае развития магистральных линий электропередачи на Урал.
в) для транспорта помимо упорядочения тарифной политики в железнодорожных перевозках (требуются прогнозируемые на долгосрочный период параметры данной политики) есть необходимость в реализации как минимум следующего пакета проектов:
1) развитие транспортных коридоров перевозок угля, черных металлов к внутренним и внешним потребителям, электростанциям, портам и жилищно-коммунальным комплексам, в том числе определение приоритетных направлений транспортировки на долгосрочную перспективу;
2) развитие подъездных путей к местам разработки угольных месторождений;
3) создание на уровне региона и федерации интегрированной транспортно-логистической системы, обеспечивающей загрузку вагонов при возвратных рейсах, и т. п.;
4) совершенствование технической базы железнодорожного транспорта (большегрузные вагоны, большие составы, современные погрузочные и разгрузочные комплексы и прочее);
г) обеспечение стабильности подачи газа в регион.
1.4. Развитие системы подготовки кадров, стабилизация рынка труда, развитие системы расселения.
2. Диверсификация экономики - повышение глубины переработки сырья в регионе:
2.1. Развитие энергокомплексов на базе угольных предприятий. В апреле 2006 года Администрация Кемеровской области совместно с представителями бизнеса определила основные параметры "Стратегии развития Кузбасской энергосистемы до 2015 года", в том числе согласовала стратегические инициативы бизнеса о строительстве новых энергомощностей "на борту" разработок угля.
Уже заявлены следующие проекты:
а) Кемеровским институтом "Кузбассгипрошахт" при участии Администрации Кемеровской области разработаны проектные предложения по строительству и эксплуатации угледобывающего, углеперерабатывающего и энергетического комплекса на Менчерепском месторождении. Предложения предполагают создание энерго-угольного кластера с комплексным использованием угля при его глубокой переработке по безотходной технологии, состоящего из двух высокопроизводительных шахт мирового уровня - Менчерепская-3 и Менчерепская-4 мощностью по 9,0 млн. т угля в год каждая, угольного разреза "Инской-1" мощностью 4 млн. т угля в год, расположенных на Менчерепском угольном месторождении, обогатительной фабрики мощностью 22 млн. т угля в год, тепловой электростанции мощностью 1200 МВт, углехимического комбината, завода строительных материалов и энерготехнологического комплекса по производству полукокса, углеродных сорбентов, электрической и тепловой энергии в г. Ленинске-Кузнецком;
б) строительство в городе Белово в 2006-2008 годах энерготехнологического комплекса по добыче и переработке угля, выработке электрической (25 МВт) и тепловой энергии (ОАО "Белон").
2.2. Газификация угля. Администрация Кемеровской области подготовила обращение в Правительство РФ об участии государства в развитии новых угольных технологий сжигания топлива за счет подземной газификации угля и строительстве в Кемеровской области опытно-промышленной электростанции мощностью 125 МВт. В целом же Институтом угля и углехимии Сибирского отделения РАН подготовлены предложения по строительству в регионе предприятий на базе подземной газификации угля. Предлагается строительство восьми предприятий на месторождениях углей, пригодных для отработки методом подземной газификации, общей производительностью по горючему газу 25 млрд. куб. м в год, суммарной электрической мощностью 1000 МВт и объемом производства тепловой энергии примерно 10,0 млн. Гкал.
2.3. Добыча метана из угольных пластов. Запасы этого ценного сырья в угольных пластах региона оцениваются в 13 трлн. куб. м. В течение более чем 5 лет такая работа ведется Газпромом на уровне подготовки проекта ("Метан Кемеровской области") и апробации технологий.
2.4. Формирование в Кемеровской области общероссийского центра сервисного и технологического обеспечения горно-добывающей промышленности, развитие специализированного машиностроения (базой для этого является развитие на территории региона сервисных производственных учреждений крупнейшими поставщиками технических решений в сфере горной добычи).
В настоящий момент в РФ идет смена "технологической платформы" целых секторов производства, в частности добывающих отраслей. В страну приходят новые поставщики технологических решений и оборудования, они разворачивают свои сервисные центры, производства, учебные центры и исследовательские подразделения в непосредственной близости от мест разработки сырьевых ресурсов. В силу этого в Кемеровскую область в последние годы приходят крупнейшие поставщики горной техники и поставщики оборудования, а также технологических решений для угольной отрасли и металлургии.
Базой для развития "нового машиностроения" и превращения Кемеровской области в центр развития производства горнодобывающей техники, соответствующего технологического сервиса и обеспечения является технопарк федерального значения в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области.
2.5. Развитие металлургического комплекса Кемеровской области. В том числе стимулирование производства на базе металлургических комбинатов новых компактных производств специальных сортов стали, а также технологических комплексов металлообработки.
2.6. Создание федерального казенного предприятия на базе ФГУП "Производственное объединение "Прогресс", в том числе с возложением на него работ по ликвидации неиспользуемых мощностей по производству взрывчатых веществ ФГУП "Производственное объединение "Прогресс" и ФГУП "Кемеровский завод "Коммунар".
3. Появление новых видов экономической деятельности, в том числе:
3.1. Развитие в Кемеровской области инновационного центра национального уровня по разработке и реализации новых технологических решений в сфере использования угля. В рамках данного центра могут быть объединены возможности кемеровских вузов, ВостНИИ, РосНИИГД, КузНИИШахтстрой, Института угля и углехимии СО РАН, Института повышения квалификации и других научно-исследовательских и проектных институтов. Необходимо создание Кузбасского федерального университета путем реорганизации государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Кемеровской области. Следует отметить, что научно-технологическая программа "Сибирская углехимия" вошла в число приоритетных инновационных программ сибирского макрорегиона, предусмотренных "Стратегией Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста" (Новосибирск, 2005). Направлениями деятельности подобного центра могли бы стать: гидрогенизация угля; разработка новых энерготехнологий (различные виды облагороженного твердого топлива, синтетические газообразное и жидкое топливо); производство новых материалов (сажа и углеграфитовые материалы, редкие и редкоземельные элементы, строительные материалы, гуминовые удобрения, сорбенты, а также многие другие химические продукты и сырье); добыча метана из угольных пластов и шахт.
3.2. Создание на базе строительства новых энергомощностей индустриальных парков, использующих при развертывании инфраструктуру строек (что может обеспечить существенную экономию средств), а по завершении последних - эффект близости к энергоисточникам и возможность использования дешевой электроэнергии. Стоимость строительства одного парка площадью свыше 600 га может достигать 1 млрд. рублей. Но создание таких индустриальных парков позволит разворачивать новые энергоемкие производства в Кемеровской области, прежде всего химические и металлургические. В частности, на базе предполагаемого к реализации проекта создания новой ТЭС в Белово готовится производство минеральных удобрений. Формирование 2-3 новых индустриальных парков помогло бы существенно расширить несырьевой сектор экономики Кемеровской области, а также позволило бы вести более осмысленную и эффективную работу по привлечению в область новых инвесторов.
3.3. Использование уникального природно-рекреационного потенциала региона.
Туристические горнолыжные комплексы:
а) "Шерегеш" пропускной способностью до 5000 человек в сутки (подавалась заявка на создание ОЭЗ);
б) "Танай" пропускной способностью до 4000 человек в сутки.
3.4. Использование потенциала самой крупной за Уралом городской системы (сфера услуг, образование), включая высокие перспективы формирования современной городской агломерации с Новокузнецком в качестве ядра.
Для этого требуется решить комплекс вопросов, связанных с:
а) улучшением внутриобластной системы коммуникаций, комплексным территориальным планированием, выстраиванием системы согласования стратегий и программ развития входящих в агломерации муниципальных образований;
б) развитием городской среды. Без этого трудно рассчитывать на привлечение инвестиций в высокотехнологичные секторы экономики, удержание мобильной и высококвалифицированной рабочей силы, обладающей современными ключевыми компетенциями;
в) обеспечением экологического благополучия региона. Перед РФ может быть поставлен вопрос о принятии специальной долгосрочной федеральной экологической программы в области энергетики, учитывающей требования Киотского протокола, разработке и утверждении технических регламентов по выбросам загрязняющих веществ для существующего и нового энергетического оборудования. Согласно протоколу заседания Правительства РФ от 15 марта 2007 года N 10 Ростехнадзору, МПР России и Минэкономразвития совместно с Администрацией Кемеровской области поручено подготовить предложения по решению проблем экологического ущерба, в том числе рекультивации нарушенных земель, утилизации отходов угольной, металлургической и химической промышленности, формированию целевой программы по реабилитации соответствующих территорий Кемеровской области;
г) повышением качества жизни и улучшением системы охраны здоровья населения, развитием городской среды и социальной сферы на селе. Разработан и реализуется инвестиционный проект комплексной малоэтажной застройки "Город-спутник Кемерово "Лесная поляна". В рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы решается вопрос по переселению граждан, проживающих на территории области, из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа;
д) улучшением системы охраны здоровья населения. С участием РАМН создается федеральный научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний с клиникой высоких медицинских технологий на базе муниципального учреждения "Кемеровский кардиологический диспансер" и государственного учреждения "Научно - производственная проблемная лаборатория реконструктивной хирургии сердца и сосудов (с клиникой)" Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и предусмотрено строительство перинатального центра в г. Кемерово. Реализация Стратегии потребует продолжения работ по реформированию системы государственного и муниципального управления (переход к "результативному" управлению, реформа государственной и муниципальной службы, стандартизация и регламентация государственных/муниципальных и бюджетных услуг и проч.), а также реформированию бюджетного процесса и бюджетной системы (бюджетирование, ориентированное на результат, и т. п.). Предполагается, что реализация указанных приоритетных мер сможет обеспечить среднегодовой темп роста ВРП до 2025 года на уровне 5,44 процентных пункта, тогда как в инерционном варианте развития этот показатель составит не более 4,35 процентных пункта. Данные темпы роста увеличат объем ВРП Кемеровской области к 2025 году в пределах 721,2 - 886,1 млрд. рублей в ценах 2005 года, то есть в 2,3 - 2,9 раза больше уровня 2005 года. Несмотря на то что ожидается увеличение добычи угля к 2025 году до 270 млн. т, а это почти в 2 раза больше современного уровня добычи, политика, направленная на диверсификацию региональной экономики, должна снизить удельный вес угольной отрасли в общем объеме за счет роста других отраслей промышленности, в особенности сферы услуг.
В структуре ВРП в 2025 году доминирующее положение займет "производство услуг", на долю которого будет приходиться 51,6-54,5 процента (рост по сравнению с 2005 годом на 11,6-14,8 процентных пункта). Причем опережающими темпами будет расти сектор оптово-розничной торговли (23,6 - 24,3 процентных пункта).
Диверсификация экономики в долгосрочной перспективе должна обеспечить переход к устойчивому экономическому развитию региона и минимизировать риски, порождаемые современной моносекторностью хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.