Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 г. N 94 в наименование настоящего приложения внесены изменения
Приложение N 2
к постановлению Кемеровского городского
Совета народных депутатов четвёртого созыва
от 28 сентября 2007 г. N 169
(двадцатое заседание)
Долгосрочный план
социально-экономического развития города Кемерово до 2020 года
24 сентября 2010 г., 23 декабря 2011 г., 24 декабря 2012 г.
Введение
Долгосрочный план социально-экономического развития города Кемерово до 2017 года разработан на основе Концепции развития города Кемерово до 2025 года и Стратегического плана социально-экономического развития города Кемерово до 2025 года. Период 2013-2017 гг. является этапом прорывного количественного роста, для которого характерно устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное увеличение темпов роста качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития города Кемерово, создание новых институций к концу периода при сохранении миссии города как консолидирующего элемента социально-экономического развития. Цели разработки долгосрочного плана:
- формирование совокупности мероприятий, реализация которых позволит обеспечить повышение качества жизни населения в долгосрочном периоде в рамках принятой Концепции развития города и миссии города Кемерово;
- определение индикаторов социально-экономического развития города Кемерово в долгосрочном периоде и разработка системы мониторинга выполнения мероприятий долгосрочного плана.
Реализация намеченных стратегических целей и выполнение задач с учетом потенциальных возможностей региона и предпринимаемых властью усилий и действий должны обеспечить к концу рассматриваемого срока:
- превышение основных параметров качества жизни населения города Кемерово над среднероссийским уровнем и уровнем ряда административных центров субъектов РФ;
- перелом негативных тенденций в демографической ситуации (превышение рождаемости над смертностью);
- сокращение резких социальных различий между районами города;
- формирование города Кемерово как главного инновационного центра Кемеровской области в XXI в.
В долгосрочном плане социально-экономического развития города Кемерово имеются следующие разделы: оценка долгосрочных трендов социально-экономического развития города Кемерово; основные проблемы социально-экономического развития города Кемерово и основные резервы социально-экономического развития в долгосрочной перспективе; цели и задачи социально-экономического развития города в долгосрочной перспективе; элементы механизма реализации долгосрочного плана социально-экономического развития города Кемерово, а также основные индикаторы социально-экономического развития муниципального образования на перспективу до 2017 г.; схема мониторинга.
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 г. N 94 раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Оценка социально-экономического развития города Кемерово
в долгосрочной перспективе
Оценка социально-экономического развития города Кемерово, представленная в Концепции и Стратегическом плане социально-экономического развития города до 2025 года, обуславливает следующие выводы относительно долгосрочных трендов:
1. Демографическая ситуация характеризуется увеличением естественной убыли населения, а к 2020 году прогнозируется постепенное снижение естественной убыли.
Начиная с 2010 года, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, наметилась положительная тенденция роста численности населения. Рост численности населения обусловлен положительным миграционным приростом.
2. Номинальные денежные доходы населения увеличиваются. Начиная с 2011 года прогнозируется постепенный рост реальных денежных доходов населения.
3. Развитие экономики характеризуется умеренным ростом объемов произведенной продукции.
4. Развитие промышленных предприятий связано с ростом объемов инвестиций в основной капитал, обновлением основных фондов и внедрением современных инновационных технологий.
5. Стабилизация количества занятых в экономике, в том числе на крупных и средних предприятиях, при росте заработной платы свидетельствует о снижении напряженности на рынке труда.
6. Дальнейший рост сектора услуг, а именно розничного товарооборота, оборота общественного питания, оказания платных услуг, свидетельствует о диверсификации экономики города.
7. Рост ввода жилья, стимулируемый увеличением реальных доходов среднего класса и развитием кредитования покупок недвижимости.
2. Основные проблемы и резервы социально-экономического развития города Кемерово в долгосрочной перспективе
Основными проблемами социально-экономического развития города Кемерово в долгосрочной перспективе являются:
1. Ухудшение состояния основных фондов (износ) промышленности и технологическая отсталость.
2. Низкая конкурентоспособность производимой продукции.
3. Малое количество производств с высокой добавленной стоимостью (в структуре промышленного производства с выпуском продукции первичных переделов, крупнотоннажной химии).
4. Проблемы кадрового обеспечения промышленности (прежде всего предприятий химической, машиностроительной, пищевой и строительной отраслей). Например, ощущается нехватка следующих специалистов:
- аппаратчики, машинисты, слесари КИПиА, электрогазосварщики, токари, слесари-ремонтники;
- руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием (главные и ведущие специалисты);
- водители технологических автомобилей, машинисты бульдозера, экскаватора, буровой установки.
5. Старение инженерных сетей и ухудшение состояния коммунального хозяйства.
6. Нарастание износа жилищного фонда ("хрущевки", панельные строения). Объем ветхого и аварийного жилья в долгосрочной перспективе может достичь 4% общей площади жилищного фонда, увеличившись почти вдвое по сравнению с 2000 годом.
7. Снижение кадрового потенциала в образовании и здравоохранении в связи с демографическими процессами.
8. Несоответствие транспортной инфраструктуры города растущему автопарку и возникновение периодических "пробок".
9. Усиление неблагоприятного воздействия на окружающую среду со стороны растущего парка автотранспорта.
10. Ухудшение здоровья населения, вызванное увеличением доли нетрудоспособного населения в общей численности.
Оптимальной для Кемеровской области в долгосрочной перспективе признана инновационно-технологическая модернизация базового сектора экономики области (угольной промышленности, металлургии, химии, горнодобывающего производства), а также его глубокая диверсификация (увеличение производства товаров с высокой долей добавленной стоимости - "движение в сторону глубоких переделов"), превращение в ведущий российский центр технологического обеспечения горнодобывающей промышленности. Данное стратегическое направление развития региона находит свое отражение в предложенных "точках роста" города Кемерово на период до 2025 года:
1) развитие интегрированной системы сохранения и укрепления здоровья населения Кемерово;
2) развитие эффективной системы непрерывного образования как предпосылки роста интеллектуального и научного потенциала, подготовки квалифицированной рабочей силы;
3) развитие малого предпринимательства, в том числе венчурного (особенно в секторе производства товаров народного потребления и в сфере услуг для крупных предприятий);
4) формирование эффективного высокотехнологичного химического комплекса (кластера) на основе усиления интеграции существующих предприятий химической промышленности;
5) развитие строительного комплекса как генератора роста отраслей экономики (производство инновационных строительных материалов, производство продукции химической промышленности, жилищное строительство, строительство объектов коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и др.);
6) развитие сферы рекреационных услуг как основы обеспечения современных форм досуга, отдыха, спорта (Сосновый бор и др. рекреационные зоны);
7) диверсификация промышленности для увеличения производства товаров потребительского назначения;
8) развитие торговли и логистики;
9) развитие и совершенствование форм работы с населением, развитие гражданской активности горожан.
Фундаментальной основой реализации "точек роста" являются инновации во всех отраслях и сферах деятельности. Факторами для развития и реализации концепции "точек роста" являются:
- обновление технологий в промышленном производстве, в том числе способствующих улучшению экологии города Кемерово;
- модернизация промышленного производства и оказание услуг на основе внедрения инноваций во всех сферах деятельности;
- информатизация процесса предоставления муниципальных услуг;
- инновации в управлении городом: переход от модели, ориентированной на текущее функционирование, к модели развития.
Развитие технологий и рынков высокотехнологических товаров в долгосрочной перспективе в России и мире характеризуется такими трендами:
- интенсивное формирование нового технологического ядра, в значительной степени на базе конвергенции технологий (наноэлектроника, биоинформатика и др.);
- переход к новому поколению аэрокосмической и военной техники;
- расширение цифровых технологий, охват ими всех сторон жизни человека и общества; формирование цифровой модели мира; значительное отставание бедных стран от развитых в доступе к современным информационным и коммуникационным ресурсам (феномен "цифрового неравенства");
- интенсивный рост "экономики на знаниях".
Резервы и конкурентные преимущества, указанные в Концепции развития города Кемерово до 2025 года, которые необходимо использовать в долгосрочном периоде, следующие:
1) наличие статуса областного центра;
2) наличие рекреационного потенциала в черте города;
3) близость к динамично развивающимся азиатским рынкам - выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией;
4) наличие развитых элементов транспортного узла для формирования транспортного хаба - международный аэропорт, близость к федеральной автомобильной трассе М-53;
5) стабильный производственный потенциал (в том числе наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением (Кировский район); наличие промышленного потенциала и действующих крупных предприятий промышленности;
6) удачное градостроительное решение компоновки города, позволяющее расширять границы города без существенной реконструкции и сноса;
7) высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи;
8) наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
9) развитый потребительский рынок, высокая концентрация сетевой торговли;
10) наличие достаточного потенциала в сфере дорожного строительства, благоустройства города и инженерного обеспечения (передовые технологии, техника, кадровый состав);
11) маятниковая миграция с близлежащих территорий, позволяющая закрывать вакансии рабочих мест;
12) развитая база для подготовки кадров высокой квалификации, в том числе высококвалифицированных рабочих.
Резервы инвестиционных ресурсов представлены средствами федерального, областного и местного бюджетов, долгосрочных инвестиционных ресурсов отечественных банков и иностранных инвесторов под гарантии, возможностями лизинга, а также приобретением импортного оборудования в рамках кредитных линий.
Потребность в инвестиционных ресурсах определяется объемом работ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, внедрению новых инновационных технологий, созданию новых рабочих мест.
В долгосрочной перспективе планируется осуществить ряд инвестиционных проектов на следующих предприятиях:
1) ОАО "Кокс" - проведение реконструкции коксовой батареи N 4 (2014-2015 гг.);
2) филиал ОАО "УК "КРУ" - "Кедровский угольный разрез" -приобретение горно-шахтного оборудования и транспорта на общую сумму почти 3 млрд. рублей (2007-2017 гг.);
3) ОАО "Азот" - организация нового производства изоцианатов и диметилового эфира (до 2017 года);
4) ОАО "Полимер" - организация производства полиэтиленовых труб диаметром 1200 мм и трехслойных труб (до 2015 года);
5) ОАО "Химпром" - расширение хлорпереработки для более глубокой переработки хлора и его соединений, увеличение номенклатуры продукции.
3. Цели и задачи социально-экономического развития города
в долгосрочной перспективе
Согласно принятому сценарию развития города Кемерово период 2013-2017 гг. является этапом прорывного количественного роста, для которого характерно устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное увеличение темпов роста качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития города Кемерово, а также создание к концу периода полноценных новых институтов для поддержки инноваций. При этом основными позитивными тенденциями должны быть:
- улучшение экологической ситуации;
- улучшение здоровья населения, в первую очередь детей и подростков;
- улучшение медико-демографических показателей: снижение естественного оттока населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение показателей смертности в трудоспособном возрасте, снижение младенческой смертности;
- снижение дифференциации населения по уровню доходов и формирование среднего класса;
- снижение уровня бедности;
- создание современной системы социальной защиты населения в связи с тенденцией старения населения;
- обеспечение равного доступа населения к образованию и необходимого уровня обеспеченности населения образовательными услугами;
- создание комфортных условий проживания в городе;
- снижение уровня преступности;
- создание конкурентоспособных кластеров промышленности (химической и строительных материалов) для выпуска продукции с добавленной стоимостью;
- интеграция городского пространства - сокращение социальных и инфраструктурных различий между территориями города.
Основным фактором прорывного количественного роста является внедрение инноваций при условии формирования и развития эффективной институциональной среды и благоприятных условий для бизнеса на этапе 2007-2012 гг. На данном этапе предусматривается разработка механизмов внедрения инноваций до такого уровня, при котором становится возможным тиражировать (распространять, в том числе на коммерческой основе) инновации и обеспечивать их информационное, программное, технико-технологическое, правовое сопровождение.
При сохранении в неизменном виде стратегических целей, сформулированных в Концепции развития города Кемерово до 2025 года, основные цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе представлены ниже.
3.1. Рост экономического потенциала города обеспечивается решением следующих задач:
- модернизация производственно-технологической базы ведущих отраслей городской экономики: химической промышленности, металлургии, строительного комплекса;
- создание новых и развитие действующих отраслей промышленности на основе кластеров (создания цепочек добавленной стоимости). Предпочтительными при этом являются следующие отрасли:
а) химическая промышленность, которая требует как обновления основных фондов и внедрения современных технологий, так и кооперации для создания продукции с высокой добавленной стоимостью;
б) промышленность строительных материалов, что обусловлено растущими потребностями в них строительной отрасли и возникшим дефицитом ряда строительных материалов. Целесообразно строительство кирпичного завода; в связи с увеличением масштабов монолитного домостроения необходимо повышение качества продукции и увеличение объема производства цементного завода;
в) переработка отходов (как твердых бытовых отходов, так и отходов промышленного производства). Реализация этого направления позволит создать высокотехнологичные производства по извлечению из отходов различных металлов, изготовлению строительных материалов, а также будет способствовать энергичному развитию малого предпринимательства, созданию новых рабочих мест и решению экологической проблемы;
- развитие малого предпринимательства в сфере производства товаров и услуг, в том числе поддержка венчурного бизнеса и создания инновационных компаний. Для реализации данного направления экономической политики города необходимы:
а) внедрение и развитие новых производств в городе;
б) создание и внедрение программы максимально возможной защиты местных производителей от конкуренции со стороны некачественных зарубежных аналогов;
в) развитие внутрирегиональной и межрегиональной кооперации как средства снижения издержек производства;
г) инициирование разработки на федеральном и региональном уровнях долгосрочных программ развития ведущих отраслей экономики (химии, энергетики и др.).
3.2. Развитие образовательного, научного и культурного потенциала обеспечивается решением следующих задач:
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2012 г. N 202 пункт 3.2.1 раздела 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после опубликования названного решения
3.2.1. Развитие системы непрерывного образования
Главная цель образовательной системы города - обеспечение доступности и удовлетворение потребностей населения в качественном дошкольном, общем и дополнительном образовании.
Для достижения цели необходимо:
- повышение уровня материально-технического обеспечения образовательных учреждений и обеспечение условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- увеличение сети дошкольных образовательных учреждений и обеспечение 100,0% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- формирование механизмов, способствующих открытости муниципальной системы образования;
- обеспечение здоровьесберегающими технологиями учебно-воспитательного процесса от детского сада до учреждения высшего профессионального образования.
3.2.2. Развитие инновационных и научных центров, проектных организаций и университетской науки для технологического и кадрового обеспечения инновационных процессов в городе Кемерове.
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 декабря 2012 г. N 202 в пункт 3.2.3 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после опубликования названного решения
3.2.3. Развитие города как регионального культурного центра.
Главной целью сферы культуры города является формирование определенных положительных качеств личности, необходимых для адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям, как-то: адаптивности, новаторства, социализации, патриотизма. Для решения задач, стоящих перед сферой культуры, необходимо выделить приоритетные направления в долгосрочной перспективе:
- организация работы с жителями города по воспитанию правовой, экономической, экологической культуры, культуры поведения, целенаправленное развитие качеств личности, способствующих адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям;
- организация равного доступа жителей города к получению необходимых им культурных благ;
- развитие информационных и управленческих технологий в сфере культуры;
- развитие и поддержка направлений "индустрии досуга";
- создание условий для повышения привлекательности профессий сферы культуры посредством увеличения средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в Кемеровской области;
- выявление и поддержка юных талантливых горожан посредством увеличения числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 40,0% от общего числа детей, обучающихся в школах культуры.
3.2.4. Развитие спорта.
Приоритетные направления в долгосрочной перспективе:
- обеспечение условий для регулярных занятий спортом всех категорий населения;
- формирование здорового образа жизни.
3.3. Улучшение городской среды для минимизации неблагоприятного влияния среды обитания на здоровье жителей города, обеспечение комфортных условий проживания, деятельности и отдыха:
- создание эффективной городской системы управления, направленной на сохранение окружающей природной среды;
- снижение уровня загрязнения воздуха (включая вклад стационарных и мобильных источников);
- обеспечение безопасной среды в детских, подростковых учреждениях и предприятиях (учреждениях) города;
- повышение экологической образованности и гражданской ответственности населения;
- обеспечение эстетического совершенства города через разработку отдельных долгосрочных поэтапных "дизайн-программ" (с привлечением всех городских структур, общественных организаций, творческих союзов, проектных организаций, предприятий различных форм собственности) по следующим направлениям: система визуальных коммуникаций, городская реклама, городской двор, городское освещение, ландшафтный дизайн;
- формирование зон активной градостроительной реконструкции с учетом равномерности развития административных районов и снижение дифференциации административных районов города;
- развитие сети городского транспорта и автомобильных магистралей.
3.4. Формирование благоприятного социального климата обеспечивается решением следующих задач:
3.4.1. Развитие устойчивой системы социальной защиты для обеспечения социальной адаптации объектов социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям с использованием передовых социальных технологий:
- развитие системы "Социального паспорта" с целью организации обращения граждан по принципу "одного окна";
- повышение качества, доступности и увеличение объема предоставления социальных услуг семьям с детьми, защита прав и интересов детей;
- организация системы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества, социального сиротства;
- создание условий для духовного благополучия и здоровья пожилых людей и инвалидов;
- обеспечение социальной и медицинской реабилитации инвалидов;
- формирование условий для полноценного участия инвалидов в жизни города: проведение комплексных мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры и развитие реабилитационных мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- качественное развитие социального партнерства.
3.4.2. Развитие жилищной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения комфортности проживания населения, бесперебойного и качественного предоставления услуг:
- совершенствование системы управления в жилищной сфере, создание конкурентной среды, повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение комфортности проживания, улучшение состояния жилищного фонда: соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры.
- повышение качества дорожного покрытия и обеспечение безопасности дорожного движения;
- ликвидация острого дефицита парковочных площадок и сооружений для хранения личного транспорта жителей;
- проведение инвентаризации и паспортизации улично-дорожной сети и объектов благоустройства города с созданием планово-высотной карты;
- внедрение автоматизированной системы на основе ГИС-технологий и GPS-навигации для получения достоверной и полной информации об объемах выполненных работ по механической уборке территории города;
- создание сети дорожных метеостанций, датчиков интенсивности движения, видеонаблюдения скорости транспортных потоков.
3.4.3. Развитие строительной отрасли:
- разработка градостроительной документации в соответствии со схемой перспективных зон размещения жилищно-гражданского строительства на период до 2015 года;
- применение программных методов развития города - обеспечение вхождения города Кемерово в федеральные и региональные целевые программы;
- корректировка Правил землепользования и застройки, а также утверждение подготовительной документации по планировке территории на основе Генерального плана города;
- утверждение местных нормативов градостроительства;
- осуществление контроля использования земель;
- осуществление информационного обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города;
- развитие ипотечного кредитования в городе Кемерово;
- внедрение новых проектов жилых домов, новых прогрессивных технологий домостроения;
- ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Кемерово.
3.4.4. Обеспечение охраны здоровья:
- повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
- улучшение демографических показателей: снижение смертности, в т.ч. в трудоспособном возрасте, снижение младенческой и материнской смертности, повышение продолжительности жизни;
- снижение уровня заболеваемости социально значимой патологией.
3.4.5. Повышение безопасности проживания в городе.
Для повышения обеспечения общественной безопасности в городе необходимо:
- обеспечение жильем и служебными помещениями на обслуживаемом участке участковых уполномоченных милиции;
- развитие сети видеоконтроля и видеонаблюдения на улицах и в общественных местах;
- создание муниципальных органов охраны правопорядка;
- привлечение граждан к оказанию содействия правоохранительным органам.
4. Основные элементы механизма реализации долгосрочного плана социально-экономического развития города Кемерово
Основными элементами механизма реализации долгосрочного плана социально-экономического развития города Кемерово до 2017 года являются:
1. Организационно-управленческий план реализации Стратегического плана социально-экономического развития города с определением основных мероприятий работы организационной структуры в долгосрочной перспективе и внедрением системы сбалансированных показателей для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов;
2. Разработка долгосрочной инвестиционной программы и обеспечение поддержки долгосрочных инвестиционных предложений от бизнес-структур, учитывающие приоритетные стратегические цели развития города и выражающиеся в показателях бюджетной эффективности инвестиционных проектов:
- число создаваемых при реализации проекта рабочих мест;
- уровень средней заработной платы работающих;
- уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
3. Комплекс мероприятий по продвижению проектов в целевые федеральные и региональные программы, в программы реализации приоритетных Национальных проектов, а также мероприятий по привлечению внебюджетных средств бизнес-структур, благотворительных фондов и других институтов через активное лоббирование территориальных интересов на основе формирования совместных согласованных решений в органах государственной власти и управления Кемеровской области, органах государственной власти РФ, общественных негосударственных, межгосударственных и международных организациях.
4. Комплекс мероприятий по достижению стратегических целей социально-экономического развития города на основе инноваций и информатизации:
- создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;
- создание качественной благоприятной среды жизнедеятельности населения, в том числе через комплексное и системное благоустройство территории;
- развитие местного сообщества на основе становления гражданского самосознания и принципов построения гражданского общества;
- формирование эффективной градостроительной политики.
Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2011 г. N 94 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Основные показатели социально-экономического развития города
Кемерово в долгосрочной перспективе
На основании Концепции развития города Кемерово до 2025 года, среднесрочного плана социально-экономического развития города Кемерово до 2015 года, а также целей и задач на период до 2020 года определены прогнозные значения некоторых показателей реализации программы.
Ожидаемые основные социально-экономические результаты:
увеличение численности постоянного населения (с 521,2 тыс. человек в 2009 году до 533,8 тыс. человек в 2020 году) и снижение коэффициента смертности (с 13,5 чел. на 1000 человек населения в 2009 году до 13,28 человек в 2020 году);
увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в фактических ценах в 3,2 раза (241 062,6 млн. рублей в 2020 году против 76 221,4 млн. рублей в 2009 году);
увеличение общего объема инвестиций в основной капитал, в том числе в исследования и разработки, в 2,6 раза (в 2020 году - 58 101,5 млн. рублей в действующих ценах против 22 741,9 млн. рублей в 2009 году);
увеличение числа малых предприятий на 21,5% (12 750 единиц в 2020 году против 10 497 единиц в 2009 году);
увеличение оборота розничной торговли в 2,5 раза (190 303,2 млн. рублей в 2020 году против 74 720,3 млн. рублей в 2009 году);
увеличение оборота общественного питания в 1,6 раза (5 338,3 млн. рублей в 2020 году против 3 243,9 млн. рублей в 2009 году);
увеличение объемов жилищного строительства в 2 раза (550,0 тыс. кв. м в 2020 году против 262,6 тыс. кв. м в 2009 году);
увеличение средней заработной платы работников по крупным и средним предприятиям в 2,2 раза (42 953,4 рублей в 2020 году против 19 962,1 рублей в 2009 году);
рост среднедушевых денежных доходов в 2,3 раза (44 111,0 рублей в месяц в 2020 году против 18 955,8 рублей в 2009 году);
снижение уровня бедности (9,0% в 2020 году против 12,1% в 2009 году);
снижение уровня безработицы (с 2,0% от численности трудоспособного населения в 2009 году до 0,7% в 2020 году).
Более подробно данные показатели представлены таблице 1.
Таблица 1.
Прогнозные значения основных показателей реализации долгосрочного плана
Наименование показателей |
Единица измерения |
2009 факт |
2010 факт |
2011 оценка |
2020 прогноз |
1. Общие показатели социально-экономического развития | |||||
Численность постоянного населения (на конец года) |
тыс. человек |
521,2 |
532,6 |
533,2 |
533,8 |
Родившихся |
человек |
6482 |
6503 |
6189 |
6104 |
Умерших |
человек |
7037 |
7070 |
7113 |
7088 |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
человек |
-555 |
-567 |
-924 |
-984 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в фактических ценах, всего |
млн. рублей |
76221,4 |
104676,3 |
132526,0 |
241062,6 |
Производство важнейших видов продукции: |
|
|
|
|
|
- уголь |
тыс. т |
4644,0 |
4912,0 |
4500,0 |
6800,0 |
- кокс (в пересчете на 6% влажность) |
тыс. т |
2486,7 |
2735,4 |
2900,0 |
3539,0 |
- удобрения минеральные (в пересчете на 100% питательных веществ) |
тыс. т |
630,4 |
622,2 |
667,5 |
820,0 |
- электроэнергия |
млрд. кВт. час |
4,7 |
4,6 |
4,7 |
5,5 |
- пиломатериалы |
тыс. куб. м |
7,7 |
0,5 |
0,7 |
2,7 |
- цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) |
тыс. т |
115,6 |
116,6 |
120,7 |
148,0 |
- рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные |
тыс. т |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
3,1 |
- пиво |
тыс. дкл. |
235,5 |
134,0 |
112,0 |
120,0 |
Численность занятых в экономике (среднегодовая) |
тыс. человек |
291,5 |
292,8 |
292,9 |
294,1 |
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних организациях |
тыс. человек |
166,9 |
160,6 |
160,7 |
161,4 |
Средняя заработная плата работников крупных и средних организаций |
рублей |
19962,1 |
22295,1 |
24574,1 |
42953,4 |
Уровень безработицы (по отношению к трудоспособному населению) |
% |
2,0 |
1,4 |
1,0 |
0,7 |
Доходы городского бюджета |
млн. рублей |
12802,2 |
14699,1 |
17 072,5 |
14 068,2 |
Среднедушевые денежные доходы в месяц |
рублей |
18955,8 |
20629,8 |
22680,0 |
44111,0 |
Прожиточный минимум |
рублей |
4257,9 |
4614,8 |
5300,0 |
7788,0 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % ко всему населению |
% |
12,1 |
10,8 |
10,7 |
9,0 |
2. Инвестиции | |||||
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
22741,9 |
23989,0 |
29465,7 |
58101,5 |
индекс физического объема в сопоставимых ценах |
в % к пред. году |
72,4 |
102,0 |
113,5 |
102,0 |
3. Транспорт | |||||
Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования - город (авто-, электротранспорт) - пригород - маршрутные такси |
млн. пассажиро/км |
864,3 301,8 473,1 |
820,0 291,0 447,9 |
800,0 280,0 420,0 |
800,0 280,0 430,0 |
Наличие транспортных средств общего пользования |
единиц |
1254 |
1220,0 |
1230,0 |
1240,0 |
Объем транспортных услуг |
млн. рублей |
1245,9 |
1368,9 |
1450,0 |
1600,0 |
4. Строительство | |||||
Ввод в эксплуатацию жилых домов |
тыс. кв. м. |
262,6 |
234,0 |
285,0 |
550,0 |
5. Жилищные условия | |||||
Жилищный фонд, всего (на конец года) |
тыс. кв. м |
10748,2 |
10974,6 |
11258,0 |
15019,0 |
в том числе частный жилищный фонд (собственность граждан) |
тыс. кв. м |
8070,0 |
8748,0 |
8780,0 |
9050,0 |
Число семей, проживающих в ветхом аварийном фонде |
единиц |
5900 |
5700 |
5600 |
4882 |
Средняя обеспеченность населения жильем |
кв. м общей площади на 1 жителя |
20,6 |
20,6 |
21,1 |
28,1 |
6. Потребительский рынок | |||||
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
74720,3 |
83516,4 |
94619,9 |
190303,2 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% |
77,2 |
105,5 |
105,0 |
104,7 |
Оборот общественного питания |
млн. рублей |
3243,9 |
3199,1 |
3301,5 |
5338,3 |
Индекс физического объема оборота общественного питания |
% |
60,9 |
93,4 |
96,0 |
105,0 |
7. Малое предпринимательство | |||||
Численность занятых в малом бизнесе (работающие в малых предприятиях и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве; индивидуальные предприниматели) |
тыс. человек |
102,0 |
103,1 |
103,8 |
110,0 |
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях |
тыс. человек |
52,0 |
51,9 |
52,1 |
56,5 |
Количество малых предприятий |
единиц |
10497 |
10812 |
11190 |
12750 |
Оборот малых предприятий |
млн. рублей |
76590,0 |
83553,7 |
90934,4 |
122000,0 |
8. Здравоохранение | |||||
Удельный вес расходов на здравоохранение в составе расходов бюджета г. Кемерово |
% |
11,6 |
11,5 |
11,8 |
13,5 |
Общая стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению |
млн. рублей |
2946,9 |
2842,0 |
3700,5 |
3889,9 |
Фондовооруженность медицинского персонала активной частью фондов |
руб./чел. |
118762,1 |
94274,7 |
124133,8 |
136066,7 |
Численность врачей всех специальностей |
человек |
5889 |
6096 |
6090 |
6094 |
Обеспеченность врачами |
человек на 10000 жителей |
113,0 |
114,5 |
114,6 |
114,7 |
Численность среднего медицинского персонала |
человек |
7900 |
8977 |
8971 |
8978 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом |
человек на 10000 жителей |
151,6 |
168,6 |
168,7 |
168,8 |
Число больничных учреждений |
единиц |
24 |
24 |
24 |
24 |
Число больничных коек |
единиц |
7535 |
9183 |
9198 |
9198 |
Обеспеченность койками в больницах |
коек на 10000 жителей |
144,6 |
172,4 |
172,5 |
172,7 |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений - на 10000 населения |
посещений в смену |
292,5 |
317,0 |
317,2 |
317,5 |
Число заболеваний с впервые установленным диагнозом - на 1000 населения |
единиц |
1064,7 |
1050,4 |
1051,2 |
1050,9 |
Число детей, умерших в возрасте до 1 года |
человек |
50 |
52 |
49 |
48 |
- на 1000 родившихся живыми |
человек |
7,8 |
8,0 |
7,9 |
7,9 |
Численность умерших по причине: |
человек на 1000 человек населения |
|
|
|
|
- болезни системы кровообращения |
6,61 |
6,46 |
6,49 |
6,49 |
|
- новообразований |
2,49 |
2,39 |
2,38 |
2,37 |
|
- несчастных случаев, отравлений, травм |
2,08 |
2,06 |
2,04 |
2,03 |
|
- болезни органов дыхания |
0,51 |
0,47 |
0,47 |
0,47 |
|
- болезни органов пищеварения |
0,71 |
0,74 |
0,74 |
0,73 |
|
- инфекционных и паразитарных заболеваний |
0,38 |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
|
9. Образование | |||||
Число дошкольных учреждений |
единиц |
157 |
158 |
161 |
195 |
Численность детей, посещающих дошкольные учреждения |
тыс. человек |
22,1 |
22,5 |
22,88 |
27,6 |
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями |
мест на 1000 детей дошкольного возраста |
490 |
525 |
574 |
750 |
Число общеобразовательных учреждений |
единиц |
96 |
91 |
86 |
86 |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях (на начало учебного года) |
тыс. человек |
47,5 |
47,9 |
49,1 |
51,4 |
Обеспеченность общеобразовательными дневными школами |
школ на 1000 учащихся |
1,98 |
1,86 |
1,71 |
1,62 |
Удельный вес детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности |
% |
78,7 |
76,0 |
76,0 |
76,0 |
Число детей, отдохнувших за лето |
тыс. человек |
12,0 |
14,6 |
30,3 |
31,0 |
10. Культура, искусство, спорт, досуг | |||||
Количество посетителей культурно-досуговых мероприятий |
тыс. человек |
3262,3 |
3264,3 |
3264,5 |
3264,6 |
Количество участников, занимающихся в клубных формированиях |
посещений |
21,15 |
21,22 |
21,22 |
21,23 |
Количество посещений общедоступных библиотек |
тыс. человек |
244,6 |
250,3 |
250,3 |
250,3 |
Обеспеченность библиотечными фондами общедоступных библиотек |
экз. на одного жителя |
7,7 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
Количество зрителей театров и концертных залов |
тыс. человек |
411,9 |
412,0 |
412,0 |
414,0 |
Количество посетителей музеев и выставочных залов |
тыс. человек |
346,0 |
346,0 |
346,5 |
347,0 |
Количество посетителей кинотеатров |
тыс. человек |
587,4 |
588,0 |
588,0 |
588,0 |
Количество детей, обучающихся в учреждениях художественного образования |
тыс. человек |
7,9 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
Количество спортивных сооружений (стадионов, залов, площадок) |
единиц |
913 |
1133 |
1151 |
1196 |
Отношение систематически занимающихся спортом к общей численности населения |
% |
21,2 |
22,06 |
23,65 |
40,01 |
11. Социальная защита | |||||
Доля получателей субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (от общего числа семей) |
% |
10,1 |
9,4 |
5,1 |
5,8 |
Обеспеченность социальным обслуживанием детей-инвалидов (к общему числу детей-инвалидов) |
% |
44,8 |
43,5 |
43,6 |
44,8 |
Обеспеченность социальным обслуживанием семей с детьми (к числу семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании) |
% |
75,1 |
77,5 |
77,6 |
77,6 |
Обеспеченность социальным обслуживанием пожилых людей и инвалидов (к общему числу пожилых людей и инвалидов) |
% |
89,8 |
89,8 |
88,3 |
89,3 |
6. Мониторинг хода реализации долгосрочного плана
социально-экономического развития города Кемерово
С 2007 года предполагается осуществлять мониторинг качества жизни населения города Кемерово по совокупности специализированных индикаторов качества жизни. Данные индикаторы являются унифицированными для всех муниципальных образований Кемеровской области, расчет их реализуется в виде пакета прикладных программ, являющегося частью Комплексной программы социально-экономического развития города Кемерово.
Методика мониторинга хода реализации долгосрочного плана предусматривает анализ степени достижения поставленных целей с выявлением и учетом причинно-следственных связей факторов и результатов реализации плана. Информационной основной мониторинга является статистическая информация органов государственной статистики, отчетные данные отраслевых структурных подразделений администрации города, органов государственной власти, общественных организаций, бизнес-структур и др., а также результаты социологических исследований отношения населения к состоянию и динамике изменений в муниципальном образовании. Таким образом, мониторинг реализации плана предусматривает не только объективную, но и субъективную оценку.
Председатель Кемеровского
городского Совета
народных депутатов |
А.Г. Любимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.