Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к прогнозу
социально-экономического
развития города Севастополя
на 2021 год и на плановый период
2022 и 2023 годов, одобренному
постановлением Правительства
Севастополя от 5 декабря 2020 г. N 636-ПП
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработан в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - указы N 204 и N 474) на основе Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-3C, с учетом федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 с изменениями (далее - ФЦП). Основой для его формирования явились макроэкономические показатели социально-экономического развития города Севастополя за 2019 год и январь - июнь 2020 г.
В проекте прогноза учтены основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 16.09.2020 (N 35 часть 1).
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разработан в базовом и консервативном вариантах. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики. Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов также разработан в базовом и консервативном вариантах.
Названный прогноз рассматривает развитие экономики города Севастополя в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применяемой к Российской Федерации и в частности к Севастополю и Крыму, на протяжении всего прогнозного периода санкционного режима со стороны иностранных государств, а также проведенных в течение 2020 года ограничительных мероприятий, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции.
Достижение целей развития и ключевых целевых показателей региональных проектов в рамках национальных проектов, определенных указами N 204 и N 474, будет осуществляться по основным направлениям развития города: модернизация промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Минобороны России (судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника); развитие сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры; экологическое оздоровление, туризм; энергосбережение; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы.
При разработке прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов использовались данные Крымстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, основные параметры ФЦП, региональных проектов и государственных программ города Севастополя.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Севастополя за 2019 год
Население. Численность постоянного населения увеличилась на 5,9 тыс. человек.
Промышленность. По сравнению с 2018 годом индекс промышленного производства увеличился на 63,6% (базисный 2018 год).
Сельское хозяйство. Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2018 году - 102,2%.
Строительство. Всеми хозяйствующими субъектами города выполнено строительных работ в сопоставимых ценах в 1,5 раза меньше, чем в 2018 году.
Потребительский рынок. Оборот розничной торговли по сравнению с 2018 годом в сопоставимых ценах вырос на 5,1%, объем платных услуг, оказанных населению, - на 1,3%; оборот общественного питания уменьшился на 2,4%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги (далее - ИПЦ) в декабре 2019 г. к декабрю 2018 г. составил 102,5%.
Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот с учетом данных взаимной торговли уменьшился на 10,6% по сравнению с 2018 годом.
Инвестиции в основной капитал. Предприятиями и организациями (включая всех хозяйствующих субъектов с учетом д ос чета на неформальную деятельность) освоено инвестиций в основной капитал на 8,6% меньше, чем в 2018 году.
Рынок труда. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, по сравнению с 2018 годом не изменилась.
Заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по сравнению с 2018 годом увеличилась на 2807 руб.
Оценка факторов и ограничений экономического роста города Севастополя на среднесрочный период до 2023 года
В 2019 году экономика города Севастополя демонстрировала в основном положительные тенденции, но сохранялись определенные объективные трудности, такие как действие финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, запрет экспорта/импорта продукции в страны ЕС и из них и другие.
Реализация мероприятий региональных проектов на территории города Севастополя, ФЦП, государственная поддержка промышленных предприятий, сельхозтоваропроизводителей, малого бизнеса, функционирование свободной экономической зоны, рост внебюджетных инвестиций активизировали развитие отраслей экономики региона.
Однако, распространение новой коронавирусной инфекции в первой половине 2020 года оказало отрицательное влияние на экономику региона.
В первом квартале 2020 года экономическая ситуация в городе Севастополе в целом еще оставалась устойчивой, сбалансированная макроэкономическая политика не позволила оказать значительное влияние на экономику. Сохранялся рост производства, который составил 9,7% к январю - марту 2019 г., транспортные перевозки показывали рост в 2,2 раза. Индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2020 г. к декабрю 2019 г. составил 101,4%. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее МОТ) - 4,1%.
Вместе с тем с 30.03.2020 в условиях режима нерабочих дней и дополнительных ограничений на работу некоторых отраслей произошло снижение экономической активности.
В первую очередь пострадали отрасли, связанные с потребительским спросом населения, а также строительство. В апреле, мае, июне 2020 г. по сравнению с аналогичными месяцами 2019 года оборот розничной торговли снизился на 29,7%, 18,2%, 17,6% соответственно; оборот общественного питания - в 2,1 раза, 2,2 раза, 2,1 раза; объем платных услуг, оказанных населению, - на 29,6%, 19,9%, 18,9%; объем строительства - в 2,2 раза, 3,7 раза, 2,8 раза.
Несмотря на снижение потребительского спроса, индекс потребительских цен в апреле и мае 2020 г. к декабрю 2019 г. оказался ниже на 0,1 процентных пункта по сравнению с ИПЦ в апреле и мае предыдущего года: соответственно 103,0% и 103,1% против 103,1% и 103,2%. В июне 2020 г. он стабилизировался на 103,0%.
В апреле текущего года промышленное производство еще сохраняло положительную динамику к соответствующему периоду 2019 года (106,2%).
Но в мае произошел спад производства на 7,0%, который усилился в июне (- 21,0%).
Численность официально зарегистрированных безработных на конец апреля 2020 г. по сравнению с соответствующим периодом 2019 года увеличилась в 3,3 раза и составила 1,9 тыс. человек; на конец мая 2020 г. - в 6,3 раза, составив 3,5 тыс. человек, на конец июня - в 7 раз, составив 4,0 тыс. человек. На 01.07.2020 работодателями заявлена потребность в 3,4 тыс. работников, что на 1,0 тыс. работников меньше, чем на 01.07.2019.
Учитывая предпринятые Правительством Севастополя антикризисные меры, направленные на поддержку как бизнеса, так и населения, со второй половины 2020 года ожидается постепенное восстановление экономики. Однако, в текущем году некоторые показатели экономического развития еще будут ниже "докарантинного" уровня.
Ожидается, что экономика в целом выйдет на устойчивый рост с 2021 года, который сохранится на среднесрочный период.
Население
Численность населения города Севастополя в среднегодовом исчислении за 2019 год составила 446,2 тыс. человек, что на 1,4% больше, чем в предыдущем году. Численность постоянного населения на 01.01.2020 достигла 449,1 тыс. человек, на 1,3% больше, чем на 01.01.2019.
За счет миграции численность населения увеличилась на 7,4 тыс. человек, (в 2018 году - на 7,7 тыс. человек). Миграционный прирост в 2019 году по сравнению с 2018 годом уменьшился за счет увеличения числа выбывших граждан.
На протяжении 2016 - 2019 годов наблюдается стабильное снижение миграционного прироста населения, что связано с выравниванием социально-экономического положения города Севастополя и других регионов.
В 2019 году естественная убыль населения составила 1548 человек (в 2018 году - 1248 человек).
Одними из инструментов достижения целей по повышению рождаемости, снижению смертности от предотвратимых причин, а также улучшению условий и охраны труда, снижению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья, формированию мотивации к здоровому образу жизни, стимулированию к занятиям физкультурой и спортом являются региональные проекты, реализуемые в городе Севастополе:
"Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами",
"Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи",
"Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи",
"Борьба с онкологическими заболеваниями",
"Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями",
"Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)",
"Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек".
УМВД России по г. Севастополю проведена инвентаризация первичных документов, восстановлены и составлены сведения о прибывших в город Севастополь за 2015 - 2019 гг. 54618 гражданах России. Они учтены в прогнозе численности населения. На конец 2020 года численность постоянного населения прогнозируется в 512,9 тыс. человек. В 2021 - 2023 гг. ориентировочная численность населения на конец года составит 600,0-650,0 тыс. человек. Показатель будет уточнен после официального опубликования окончательных итогов Всероссийской переписи населения 2021 года.
Среднегодовая численность населения в 2020 году составит 481,0 тыс. человек, в 2023 году - 528,2 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, с 2021 года темпы ее будут сокращаться, что связано со стабилизацией миграции в город Севастополь,
Прогнозные значения показателей "Численность населения (в среднегодовом исчислении)", "Численность населения (на 1 января года)", "Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года)", "Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года)", "Миграционный прирост, убыль (-) населения" сформированы в соответствии с демографическим прогнозом Крымстата до 2035 года.
Производство валового регионального продукта
Прогноз объема валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития. Реальный сектор экономики региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
Объем ВРП по городу Севастополю за 2018 год в текущих основных ценах по предварительным данным составил 79254,6 млн руб., что на 2,0% больше, чем в 2017 году.
В структуре ВРП наибольшая доля приходится на следующие виды экономической деятельности: 17,9% - "государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение", 15,0% - "торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", 8,7% - "обрабатывающие производства", 7,5% - "деятельность по операциям с недвижимым имуществом", 7,4% - "деятельность в области здравоохранения и социальных услуг", 6,5% - "строительство", 5,0% - "транспортировка и хранение", 4,3% - "деятельность гостиниц и предприятий общественного питания", 4,3% - "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха".
ВРП на 2019 год оценивается в размере 82924,4 млн руб. при индексе физического объема 100,8% к предыдущему году, что обусловлено ростом к 2018 году промышленного производства в 1,6 раза, производства продукции сельского хозяйства - на 2,2%, оборота розничной торговли - на 1,3% при сокращении объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", на 33,2%, объема платных услуг населению - на 3,1%.
На 2020 год ВРП прогнозируется в объеме 79733,5 млн руб. со снижением физического объема на 4,8% к 2019 году в связи с сокращением объемов промышленного производства, строительных работ, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению, что вызвано ограничениями, направленными на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции.
С 2021 года ожидается восстановление экономики города Севастополя. В результате реализации комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных указами N 204 и N 474, в прогнозном периоде ожидается рост ВРП на 102,2 - 102,4% ежегодно. В том числе за счет обрабатывающих производств, электроэнергетики, водоснабжения, сельского хозяйства, строительства, торговли и платных услуг населению.
Увеличится доля отраслей, формирующих инвестиции (машиностроение и строительство), сельского хозяйства, строительства.
Рост доли обрабатывающих производств в ВРП связан с развитием импортозамещения, модернизацией предприятий города и созданием новых производств, расширением сотрудничества предприятий с производителями из других регионов страны, включением предприятий города в вертикально-интегрированные структуры Российской Федерации.
Увеличение доли транспортировки в ВРП связан с открытием сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения между городом Севастополем и другими регионами страны по Крымскому мосту.
Увеличение доли строительства будет обеспечено реализацией регионального проекта "Жилье (город федерального значения Севастополь)" и мероприятий ФЦП.
Деятельность в области информации и связи, здравоохранения и образования увеличит свой вес за счет реализации региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры ("Цифровая культура")", "Цифровая образовательная среда".
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства будет связано с повышением производительности и инновационного развития аграрного сектора.
Рост доли туристической отрасли в ВРП будет обусловлен развитием обеспечивающей инфраструктуры Балаклавского туристского кластера.
Рост удельного веса инвестиций в основной капитал в ВРП до 2023 года будет обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне в направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- развитие строительного комплекса; реализация мероприятий федеральных целевых программ, в первую очередь ФЦП, обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Промышленное производство
В 2019 году по сравнению с 2018 годом индекс промышленного производства составил 163,6% (базисный 2018 год). В обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 3 8,7%, в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - на 3,7%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха - в 2,7 раза.
В 2020 году на динамику производства оказывают влияние ограничения по COVID-19, сложившиеся условия развития высоко- и среднетехнологичных производств при сохранении ограничений политико-экономического характера.
С учетом отсутствия завершенных крупных промышленных заказов в 2020 году в ремонте и монтаже машин и оборудования и производстве прочих транспортных средств и оборудования, исходя из имеющихся данных по объемам производства (объемам отгрузки, индексу промышленного производства) и принимая во внимание существующую перспективу работы основных промышленных предприятий в текущем году, оценка индекса промышленного производства в 2020 году составила 95,9% (в рамках общероссийского тренда).
При расчете индекса промышленного производства на прогнозируемый период учтены результаты реализации региональных проектов "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе", "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города Севастополя", "Поддержка экспорта услуг в городе Севастополе", "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях города Севастополя", государственной программы города Севастополя "Развитие промышленности города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 13.10.2016 N 955-ПП. Предполагается, что с 2021 года производство вернет положительную динамику. По отношению к 2020 году компенсационный рост составит 2,4% (консервативный вариант) и 2,7% (базовый вариант), в том числе за счет завершения реализации контрактов на строительство плавучих кранов грузоподъемностью 400 т и 700 т филиалом "Севморзавод" АО "ЦС "Звездочка". В последующих периодах ожидается постепенный ежегодный рост производства на 2,2-3,6% благодаря его стабилизации, увеличению инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Основными сдерживающими факторами развития промышленности остаются:
- влияние санкций на ограничение захода в морской порт Севастополя иностранных судов, как следствие отсутствие выгодных контрактов на судоремонтных предприятиях города, уменьшение объемов перевалки грузов в Севастопольском морском порту;
- высокая себестоимость продукции вследствие обременительной логистики (завышенная цена на сырье, материалы);
- недостаточная загрузка предприятий, в том числе со стороны вертикально-интегрированных структур, определенных в качестве кураторов приказом Минпромторга России;
- ограниченная возможность привлечения заемных средств, так как на территории города Севастополя и Республики Крым отсутствуют кредитные организации, которые предоставляют программы кредитования промышленного сектора экономики на длительный период (5 - 7 лет) с доступной процентной ставкой.
Сельское хозяйство
В 2019 году производство продукции сельского хозяйства по сравнению с 2018 годом увеличилось на 2,2%. Индекс производства продукции растениеводства составил 102,9%, индекс производства продукции животноводства - 96,3%.
Природно-климатические условия обусловили приоритетным направлением развития сельского хозяйства виноградарство и виноделие.
В 2019 году получен урожай винограда с площади 4,7 тыс. га с валовым сбором 21,7 тыс. т при урожайности 53,7 ц/га (рост к 2018 году на 13,8%).
Площади земель сельскохозяйственного назначения, занятые многолетними насаждениями и виноградниками, увеличены на 446,7 га. В первом полугодии 2020 года произведена их закладка на площади 366,5 га, во втором полугодии планируется еще заложить около 200 га.
При условии реализации региональных проектов "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и "Экспорт продукции АПК", мероприятий государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" (постановление Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП) в 2020 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2019 годом на 2,3%; в 2021 году - на 0,5 - 2,5%, в 2022 и 2023 годах - на 2,1 - 2,9%.
До 2023 года планируется увеличить валовой сбор винограда и плодовых культур в среднем на 0,2 тыс. т, производство вина - на 100 тыс. декалитров ежегодно.
Общий объем вылова водных биологических ресурсов по состоянию на 01.01.2020 в Азово-Черноморском бассейне рыбаками Севастополя составил 29,5 тыс. т (на 4,3 тыс. т больше, чем за 2018 год).
В 2019 году произведено 21,0 тыс. т рыбы мороженной (на 17,8% больше, чем в 2018 году), 5,3 тыс. т рыбы, приготовленной или консервированной другим способом, - меньше на 17,3%. Рыбных консервов выпущено 13,2 млн условных банок.
В 2020 году планируется добыть (выловить) 25,0 тыс. т рыбы, за 2020 - 2023 годы - по 25,0 тыс. т ежегодно. Производство консервов рыбных с 2020 года ежегодно составит 14,4 млн условных банок. Объем производства товарной аквакультуры в этот период составит 52 т.
Строительство
Всеми хозяйствующими субъектами в 2019 году выполнены строительные работы на сумму 13653,4 млн руб., что в 1,5 раза меньше, чем в 2018 году. В эксплуатацию введено 3367 зданий, жилых помещений в нежилых зданиях и жилых домов общей площадью 570,1 тыс. кв. м.
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов городской инфраструктуры предусмотрены ФЦП, федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 30, 11 государственными программами города Севастополя, из них:
- "Развитие образования в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП) на реализацию 24 объектов (15 детских садов, восемь школ, один бассейн).
Планируется: в 2020 году ввести в эксплуатацию четыре детских сада, четыре школы; выполнить строительно-монтажные работы по пяти детским садам, двум школам, бассейну; в 2021 году выполнить строительно-монтажные работы по трем детским садам, двум школам; ввести в эксплуатацию пять детских садов, одну школу, один бассейн; в 2022 году ввести в эксплуатацию три детских сада, две школы;
- "Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 1047-ПП) на реализацию 27 объектов (14 физкультурно-оздоровительных комплексов, пять футбольных полей, три ледовых катка, реконструкция объекта "СОК имени 200-летия Севастополя" и стадион "Горняк", бассейн, две водноспортивных базы, комплекс Академии футбола Севастополя).
Планируется: в 2020 году ввести в эксплуатацию три физкультурно-оздоровительных комплекса, два стадиона; выполнить строительно-монтажные работы по двум физкультурно-оздоровительным комплексам, одному ледовому катку; в 2021 году ввести в эксплуатацию три физкультурно-оздоровительных комплекса, один каток; выполнить строительно-монтажные работы по двум футбольным полям, одному ледовому катку, шести физкультурно-оздоровительным комплексам; в 2022 году ввести в эксплуатацию шесть физкультурно-оздоровительных комплексов, два футбольных поля, один ледовый каток;
- "Развитие культуры и туризма города Севастополя" (постановление Правительства Севастополя от 07.11.2016 N 1050-ПП) на реализацию 16 объектов (пять клубов, театр юного зрителя, художественная школа, два многофункциональных культурно-досуговых центра, благоустройство Парка Победы, парк и мемориал "Защитникам Севастополя", комплекс усадьбы Максимова дача, художественный музей им. М.П. Крошицкого).
Планируется: в 2020 году ввести в эксплуатацию вторую очередь Парка Победы; выполнить строительно-монтажные работы театра юного зрителя, мемориала "Защитникам Севастополя"; завершить проектно-изыскательские работы художественной школы, мемориала "Защитникам Севастополя", одного многофункционального культурно-досугового центра; в 2021 году ввести в эксплуатацию четыре клуба; выполнить строительно-монтажные работы театра юного зрителя, художественной школы, парка "Защитникам Севастополя", двух многофункциональных культурно-досуговых центров; в 2022 году ввести в эксплуатацию театр юного зрителя, художественную школу, парк "Защитникам Севастополя", два многофункциональных культурно-досуговых центра;
- "Развитие здравоохранения в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 23.11.2016 N 1115-ПП) на реализацию 17 объектов здравоохранения (поликлиник, больниц, подстанций).
Планируется: в 2020 году выполнить строительно-монтажные работы пяти больниц и поликлиник; ввести в эксплуатацию две поликлиники; в 2021 году выполнить строительно-монтажные работы пяти больниц и поликлиник; завершить строительно-монтажные работы двух больниц; в 2022 году ввести в эксплуатацию две больницы и три поликлиники;
- "Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 24.10.2016 N 1005-ПП) на реализацию двух объектов (индустриальный парк, яхтенная марина).
Планируется: в 2020 году выполнить строительно-монтажные работы индустриального парка; завершить проектно-изыскательские работы и начать выполнение строительно-монтажных работ яхтенной марины; в 2021 году выполнить строительно-монтажные работы двух объектов; в 2022 году ввести в эксплуатацию два объекта;
- другие.
Торговля и услуги населению
В 2019 году оборот розничной торговли составил 69038,6 млн руб. (в сопоставимых ценах больше на 1,3%, чем в 2018 году), оборот общественного питания - 5957,4 млн руб. (меньше на 1,0%), объем платных услуг, оказанных населению - 37497,3 млн руб. (меньше на 3,1%).
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2019 году к 2018 году составил 105,1%, в том числе на продовольственные товары - 105,1%, непродовольственные товары - 103,1%, услуги - 108,6%.
Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку в апреле - июне текущего года, ИПЦ за январь - июнь 2020 г. к сопоставимому периоду 2019 года вырос незначительно - на 2,0% (по Российской Федерации - 2,8%). За такой же период 2019 года цены выросли на 6,6%.
Ожидается, что до конца 2020 года под влиянием восстановления потребительского спроса индекс потребительских цен также увеличится, но в пределах среднероссийского показателя. Основной вклад в инфляцию в 2020 году (как и в предыдущие годы) будет вносить рост цен на услуга, что связано с удорожанием бытовых услуг, жилищно-коммунальных услуг, городского автомобильного и железнодорожного транспорта, почтовой связи, услуг образования. В среднем за 2020 год к предыдущему году ИПЦ составит 103,2%.
Положительное влияние на ценовую обстановку на потребительском рынке и, как следствие, на уменьшение роста индекса потребительских цен окажет реновация системы агрологистики, строительство оптово-розничного логистического центра хранения и реализации товаров. Это позволит развить рынок продовольствия и естественное рыночное регулирование цен на продовольственные товары, структурирование уже существующего рынка продовольственных товаров.
Введение в эксплуатацию оптово-распределительного центра увеличит региональный товарооборот и будет способствовать развитию бизнеса. Его функционирование снизит потери и издержки, позволит поставлять и хранить продовольствие на более выгодных условиях. Основные группы товаров, планируемые к хранению, - свежие фрукты и овощи, мясо, птица, молоко и молочные продукты, рыбопродукты, бакалея, напитки. Потенциальный годовой объем грузооборота подобного объекта составляет до 400 тыс. т. Возможный объем единовременного хранения товаров - до 5 - 8 тыс. т. Срок реализации проекта - конец 2022 года, объем инвестиций - 0,8 - 1,0 млрд руб.
Тарифы на услуги компаний инфраструктурного сектора В 2017 году тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения достигли экономически обоснованного уровня. С 01.01.2018 для категории потребителей "население" на экономически обоснованном уровне установлены тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. С 01.01.2019 для предприятий установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (мощность).
Прогнозные показатели (индексы-дефляторы) изменения цен (тарифов) на коммунальные услуги, утвержденные Минэкономразвития России и одобренные Правительством Российской Федерации в составе "Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также из согласованных федеральными органами исполнительной власти планов изменения цен (тарифов) на электрическую энергию и оптовых и розничных цен (тарифов) на газ на 2018 - 2021 годы для Республики Крым и города Севастополя, составляют:
- по теплоснабжению, горячему водоснабжению, водоснабжению и водоотведению, услуге регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с июля 2021, 2022, 2023 гг. - 4,0%;
- по электроэнергии с июля 2021 г. -12,0%; с июля 2022 и 2023 гг. - 5,0%;
- по индексациям тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуга с июля 2021 г. - 3,7%; с июля 2022 и 2023 гг. - 4,0%.
В прогнозируемом периоде 2021 - 2023 годов ожидается, что рост инфляции также будет в пределах среднероссийского показателя (104,0%). Потребительский спрос будет расти на 0,9 - 1,9%.
Внешнеэкономическая деятельность
Несмотря на продолжающиеся финансово-экономические санкции ряда стран по торговле с городом Севастополем и Крымом, севастопольские предприятия переориентировались на те рынки стран, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
Внешнеторговый оборот города Севастополя по данным таможенной статистики внешней торговли с учетом данных взаимной торговли в 2019 году составил 12,7 млн долларов США (на 13,3% меньше, чем в 2018 году).
Объем экспорта составил 6,4 млн долларов США, зафиксировав рост на 39,1% к 2018 году. Доля государств-участников СНГ в общем объеме экспорта товаров из города Севастополя по сравнению с 2018 годом уменьшилась с 58,7% до 48,4%, доля стран дальнего зарубежья - увеличилась с 41,3% до 51,6%.
Объем импорта товаров составил 6,3 млн долларов США, что на 34,4% меньше, чем в предыдущем году. Доля государств-участников СНГ в общем объеме импорта товаров возросла с 25,0% до 30,2%, доля стран дальнего зарубежья уменьшилась с 75,0% до 69,8%.
В условиях мировой пандемии и при сохраняющейся санкционной политике в 2020 году прогнозируется падение объемов экспорта по сравнению с предыдущим годом на 18,8%.
Также в 2020 году уменьшится объем импорта (на 19,0% по сравнению с 2019 годом).
С 2021 года благодаря сохранившимся и вновь создаваемым внешнеэкономическим связям предприятий, в том числе в рамках реализации региональных проектов "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе", "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города Севастополя", "Поддержка экспорта услуг в городе Севастополе", "Экспорт продукции АПК", ожидается восстановление и рост экспорта от 6,2% до 23,1% ежегодно.
Объемы импорта также восстановятся с 2021 года с ежегодным ростом на 8,6-23,5%.
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на среднесрочный период по малому и среднему предпринимательству разработан на основе данных по средним, малым и микропредприятиям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСГТ), сформированного ФНС России.
По данным Единого реестра субъектов МСП на 01.07.2020 в городе Севастополе зарегистрировано 24,3 тыс. субъектов МСП (в том числе 7,9 тыс. юридических лиц), что на 1,7% больше, чем в начале года (23,9 тыс. единиц, в том числе 7,7 тыс. юридических лиц).
Из общего количества зарегистрированных предприятий 97,9% составляют микропредприятия.
Одними из главных проблем, сдерживающих динамичное развитие экономики в городе Севастополе в текущем году, являются распространение новой коронавирусной инфекции, введение на территории города Севастополя режима повышенной готовности (распоряжение Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 N 14-УГ), осуществление мер по противодействию распространению на территории города Севастополя COVID-19.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Указ Губернатора города Севастополя от 17 марта 2020 г. N 14-УГ"
За шесть месяцев текущего года количество юридических лиц субъектов МСП сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 2,9%.
С целью поддержки экономики и недопущения массового закрытия малого и среднего бизнеса реализуются первоочередные меры поддержки субъектов МСП, утверждены перечни отраслей экономики, как на федеральном, так и на региональном уровнях, признанные в наибольшей степени пострадавшими в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой инфекции. Это дает право малому и среднему бизнесу воспользоваться государственными мерами поддержки: финансовой, имущественной, информационной, поддержкой занятости населения, снижением налоговой ставки по специальным режимам, отсрочкой по уплате страховых взносов и прочее.
Разработанный пакет мер, направленный на достижение трех приоритетных задач (обеспечение финансовой стабильности, поддержание финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики, поддержка населения и региональных бюджетов), позволил минимизировать последствия негативных факторов для населения и вывести экономику из кризиса.
Реализуемые меры позволят не допустить сокращения количества субъектов МСП юридических лиц. В текущем году ожидается их рост на 1,2% (с 7,7 тыс. субъектов МСП до 7,8 тыс. субъектов МСП).
С восстановлением экономики с 2021 года также прогнозируется положительная динамика роста количества субъектов МСП, среднесписочной численности их работников и оборота предприятий.
Инвестиции
В январе - декабре 2019 г. использовано 43023,3 млн руб. инвестиций в основной капитал в фактически действующих ценах по полному кругу хозяйствующих субъектов, что на 8,6% меньше, чем в сопоставимом периоде 2018 года.
Основными источниками финансирования инвестиций явились привлеченные средства - 90,7%, в том числе бюджетные средства - 85,8% (средства федерального бюджета - 76,0%, бюджетов субъектов - 9,7%, местных бюджетов - 0,1%), кредиты банков - 3,4%, другие средства - 1,5%. Собственные средства хозяйствующих субъектов составили 9,3%.
Инвестиции по видам экономической деятельности распределились: 70,6% - "государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение", 7,7% - "образование", 5,5% - "обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха", другие.
В январе - июне 2020 г. организациями и предприятиями (по полному кругу хозяйствующих субъектов) использовано 6740,4 млн руб. инвестиций в основной капитал, что на 25,6% меньше, чем в сопоставимом периоде 2019 года.
Инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 5120,8 млн руб., что на 29,4% меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года.
Основными источниками финансирования инвестиций явились привлеченные средства - 79,4%, в том числе: бюджетные средства - 75,5% (средства федерального бюджета - 59,7%, бюджетов субъектов - 15,8%); прочие средства - 0,4%; средства государственных внебюджетных фондов - 0,1%. Собственные средства хозяйствующих субъектов составили 20,6%.
Инвестиции по видам экономической деятельности распределились: 45,7% - "государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение", 13,9% - "образование", 10,7% - "деятельность в области здравоохранения и социальных услуг", 6,4% - "обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха", 5,9% - "сельское, лесное хозяйство, охота, рыбоводство и рыболовство", 5,0% - "деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений", другие.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион осуществляется в рамках ФЦП и государственных программ города Севастополя. При разработке прогноза учтены итоги их реализации за прошедший период, достижения значений показателей результативности, эффективности использования средств субсидий, основные параметры реализации их мероприятий.
ФЦП призвана модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру региона.
Результативные показатели реализации ФЦП за 2019 год характеризуются выполненными проектно-изыскательскими работами на 20 объектах и вводом в эксплуатацию 10 объектов капитального строительства (водопровод Муссон, водопровод Ковпака, котельная Мекензиевые горы, ЦТП-51, газопровод села Полюшко, пирс N 29 в бухте Голландия, детский сад на проспекте Античном, школа-коллегиум, сквер у Владимирского собора, Парк Победы).
В 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 N 1123 срок реализации ФЦП продлен до 2024 года.
Объем финансирования капитальных вложений на 2020 год составит 12,6 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 11,9 млрд руб., средств субъекта Российской Федерации - 0,6 млрд руб. С учетом средств субсидии, не израсходованной в 2019 году и восстановленной в 2020 году, на реализацию 109 мероприятий объем финансирования в 2020 году составит 14,3 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 13,5 млрд руб., средств субъекта Российской Федерации - 0,7 млрд руб.
В 2020 году введены в эксплуатацию четыре объекта капитального строительства - газификация села Андреевка, газификация села Любимовка, школа по проспекту Античный, детский сад по улице Симонок.
До конца года планируется ввод в эксплуатацию 17 объектов капитального строительства (детский сад в селе Орлиное, школа в бухте Казачья, две подстанции скорой помощи, 7-й этап трассы Тавриды, дамба на реке Кача и другие).
В прогнозируемом периоде ожидается поступление инвестиций в основной капитал на реализацию мероприятий ФЦП в объеме: в 2021 году - 22,6 млрд руб., в 2022 году - 23,4 млрд руб., в 2023 году - 28,1 млрд руб. (в соответствии с заключенными соглашениями).
В 2021 году предусмотрен ввод в эксплуатацию 31 объекта капитального строительства (два объекта газоснабжения, три объекта водоснабжения, четыре объекта водоотведения, четыре объекта теплоснабжения, объект наружного освещения, семь детских садов, две школы, клуб, четыре объекта спорта, вторая очередь Парка Победы, два пожарных депо).
В 2022 году предусмотрен ввод в эксплуатацию 39 объектов капитального строительства (четыре объекта газоснабжения, индустриальный парк, два объекта водообеспечения, два объекта водоотведения, 11 объектов теплоснабжения, дорога, три объекта здравоохранения, три детских сада, три школы, клуб, семь объектов спорта, ветеринарная лечебница) и окончание работ по одному мероприятию (служба технического заказчика).
В 2023 году предусмотрен ввод в эксплуатацию 19 объектов капитального строительства (пять объектов газоснабжения, объект теплоснабжения, две дороги, пассажирский пирс, три объекта здравоохранения, психоневрологический интернат, школа, два клуба, два объекта спорта, яхтенная марина) и окончание работ по двум мероприятиям (Максимова дача, ремонт дороги).
В ФЦП включено семь новых объектов: газопровод высокого давления - дюкер, мероприятие в рамках строительства ливневой канализации, строительство палатного корпуса городской больницы N 4, реконструкция кадетского корпуса Следственного комитета, разработка ТЭО для строительства служебного (социального) жилья, реконструкция путепровода на а/д "Симферополь - Бахчисарай - Севастополь" км 64 + 200", реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 и 67 Н-261 "пр. Генерала Острякова - ул. Хрусталева" (5-й км Балаклавского шоссе).
При базовом сценарии развития с учетом поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. от 20.08.2020 N Пр-1336, Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 15.10.2020 N ММ-П30-12953, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 17.09.2020 N 17 (пункт 6 раздела II) о внесении изменений в ФЦП, предусматривающих продление срока ее реализации до 2025 года и включение в нее новых объектов капитального строительства, направленных на обеспечение надежного водоснабжения города Севастополя, ведется работа по подготовке предложений по перераспределению финансирования по мероприятиям ФЦП, включению новых объектов, увеличению объемов финансирования, что составит в 2021 году 21,1 млрд руб., в 2022 году - 21,1 млрд руб., в 2023 году - 23,2 млрд руб., в 2024 году - 13,8 млрд руб., в 2025 году - 31,5 млрд руб.
В ФЦП планируется включить шесть новых объектов капитального строительства (мероприятия по переброске воды из Кадыковского карьера, строительство водозабора на реке Бельбек, разработка скважин, строительство сооружений по опреснению морской воды, строительство водоводов от Чернореченского водохранилища, реконструкция улицы Капитанская) и одно мероприятие по направлению "прочие нужды" (капитальный ремонт аварийных сетей водоснабжения).
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в город является функционирование свободной экономической зоны. Статус участника СЭЗ на 01.01.2020 имели 418 субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. За время функционирования свободной экономической зоны общий объем фактически вложенных капитальных вложений составил 7745 млн руб., превысив плановый в 1,7 раза. В рамках реализации инвестиционных проектов участниками СЭЗ создано 10,9 тыс. рабочих мест.
Привлечению инвестиций в город Севастополь способствует реализация инвестиционных проектов, наиболее значимыми из которых являются:
- Балаклавский туристический кластер, включающий:
приоритетный проект "Развитие Балаклавы" (создание дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры, строительство яхтенной марины для стоянки 600 судов, благоустройство набережных и прилегающих территорий, создание парковых и прогулочных зон и так далее) является мероприятием ФЦП. Общий объем финансирования - 17,2 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета - 6,9 млрд руб., средства бюджета субъекта - 0,4 млрд руб., внебюджетный источник - 10,0 млрд руб. Срок окончания проекта - 2030 год;
проект общегородского значения "Парк живой истории "Федюхины высоты". Общий объем финансирования - 0,6 млрд руб. (внебюджетные средства за счет частных инвестиций). Срок окончания проекта - 2022 год;
приоритетный проект "Терруар Севастополь". Общий объем финансирования - 2,0 млрд руб. (средства федерального бюджета и бюджета города Севастополя - 1,0 млрд руб., внебюджетные источники - 1,0 млрд руб.). Срок окончания проекта - 2021 год;
- приоритетный проект "Умный город". Общий объем финансирования - 1,6 млрд руб., в том числе средства бюджета субъекта - 1,5 млрд руб., внебюджетные средства - 85,1 млн руб. Срок окончания проекта - 2024 год;
- проект "Создание индустриального парка в г. Севастополе". Общий объем финансирования - 4,2 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета и бюджета субъекта - 1,2 млрд руб., внебюджетные средства - 3,0 млрд руб. Срок окончания проекта - 2024 год;
- проект "IТ-Технопарк". Финансирование в размере 1,5 млрд руб. за счет ООО "ИТ Крым". Срок окончания проекта - 2022 год;
- инвестиционный проект "Рыбопромышленный кластер на территории города Севастополя". Планируемый объем внебюджетных инвестиций 1,5 млрд руб. Срок окончания проекта - 2024 год.
Инфраструктурные предприятия города Севастополя реализуют инвестиционные программы за счет собственных средств: в период 2020 - 2023 годов ими будет вложено более 1,2 млрд руб. в развитие предприятий.
В прогнозируемом периоде рост инвестиций в основной капитал будет связан с внедрением нового оборудования в производственный процесс, развитием транспортной инфраструктуры, вводом в действие объектов социального значения.
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал доля собственных средств будет постепенно увеличиваться с 9,3% в 2020 году до 12,4 - 12,8% в 2023 году, в том числе за счет инвестиционных программ предприятий электроэнергетики, участников свободной экономической зоны, реализуемых инвестиционных проектов. Доля привлеченных средств сократится за счет снижения уровня государственных капитальных вложений, невысоких темпов роста кредитов, направляемых на инвестиционные цели. Доля кредитных средств составит 7,7 - 8,8%.
Доля бюджетного финансирования (с применением программных инструментов) в общем объеме инвестиционных ресурсов останется самой значительной. Постепенно будет увеличиваться доля средств бюджета города Севастополя (до 11,5 - 11,9% в 2023 году).
Денежные доходы населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения города Севастополя по оценке в 2019 году к 2018 году составили 99,2%.
Несмотря на замедление экономики в целом в 2020 году, реальные располагаемые денежные доходы населения сохранятся на уровне 2019 года. Реализуемые антикризисные меры поддержки населения и бизнеса на федеральном и региональном уровнях позволят не допустить их падения.
В 2021 году ожидается их рост на 1,0 - 2,2%, в среднесрочной перспективе возобновится их устойчивое увеличение на 1,5 - 2,6% ежегодно. Их рост будет одним из взаимоопределяющих факторов развития агропромышленного комплекса, обрабатывающих производств (пищевой и легкой промышленности, производства прочей неметаллической минеральной продукции и других).
Прогноз величины прожиточного минимума на 2020 - 2023 годы рассчитан на основании потребительской корзины, установленной Законом города Севастополя от 11.06.2014 N 27-ЗС "О потребительской корзине в городе Севастополе", с учетом динамики потребительских цен. Прожиточный минимум на душу населения в среднем за год в 2020 году увеличится на 3,2%, далее - на 3,5 - 4,1% в год по вариантам прогноза. По основным социально-демографическим группам населения также прогнозируется положительная динамика.
В соответствии с указами N 204 и N 474 приоритетной национальной целью социально-экономического развития Российской Федерации в ближайшие годы определено снижение в два раза уровня бедности.
Сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума с 10,5% в 2020 году до 7,7% в 2023 году будет способствовать проводимая социально направленная политика на обеспечение государственных пособий, выплачиваемых семьям с детьми, в том числе ежемесячной выплатой в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячной денежной выплатой в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет, приоритетная поддержка малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, содействие занятости населения и социальная поддержка на случай безработицы и другие мероприятия.
Труд и занятость
По данным выборочных обследований рабочей силы по проблемам занятости, проводимых Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в среднем за 2019 год составила 222,1 тыс. человек, что на 1,1% больше, чем в предыдущем году.
В составе рабочей силы 213,4 тыс. человек (96,1%) были заняты в отраслях экономики. 8,6 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали, и согласно методологии МОТ классифицировались как безработные.
Уровень безработицы, рассчитываемый в соответствии с критериями МОТ, в среднем за 2019 год составил 3,9% от численности рабочей силы города Севастополя, что на 0,3 процентного пункта меньше показателя за 2018 год (4,2%).
Прогнозные значения показателя "Уровень безработицы (по методологии МОТ)" сформированы на основании данных государственной программы города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 1027-ПП.
В январе - июне 2020 г. регистрируемый рынок труда функционировал в условиях нестабильной экономической ситуации, связанной с введением режима повышенной готовности в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
На 01.07.2020 на регистрационном учете в городской службе занятости с целью содействия в поиске подходящей работы состояло 6180 человек против 1427 человек на 01.07.2019 (рост в 4,3 раза). Признаны безработными 4005 человек, на 01.07.2019 - 575 человек (рост в 7 раз). Уровень регистрируемой безработицы составил 1,81% против 0,26% на 01.07.2019.
По данным отчетного баланса трудовых ресурсов, сформированного Крымстатом, в 2019 году трудовые ресурсы города Севастополя насчитывали
278,9 тыс. человек (101,2% к 2018 году). Среднегодовая численность занятых в экономике увеличилась до 199,5 тыс. человек против 198,8 тыс. человек в 2018 году. Численность трудовых ресурсов в 2020 году оценивается
в 283,5 тыс. человек, в том числе занятых в экономике - 200,0 тыс. человек.
Ожидается, что распределение занятого населения в экономике по видам экономической деятельности в 2020 году сложится следующим образом: "торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" - 22,0%, "государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение" - 10,1%, "строительство" - 8,9%, "обрабатывающие производства" - 8,4%, "транспортировка и хранение" - 7,1%, "образование" - 6,9%, "деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" - 6,7%.
В основе формирования трудовых ресурсов также лежат демографические и миграционные процессы.
В периоде до 2023 года прогнозируются следующие тенденции:
- численность рабочей силы будет увеличиваться на 0,9% ежегодно и достигнет 224,0 тыс. человек;
- уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в 2020 году возрастет до 4,8%, а в дальнейшем будет поступательно снижаться с 4,5-4,7% в 2021 году до 4,0% в 2023 году (по вариантам прогноза);
- уровень регистрируемой безработицы возрастет до 1,1% в 2020 году, затем в2021-2023 годах будет снижаться с 1,1% до 0,5%.
В 2019 году в городе Севастополе фактически осуществляли трудовую деятельность 2,8 тыс. иностранных граждан (в 2018 году - 3,5 тыс. человек).
Привлечение иностранных работников не оказывает существенного влияния на рынок труда и миграционную ситуацию, в среднем доля иностранных работников в общей численности занятого населения составляет 1,4% (занятое в экономике население по итогам 2019 года составило 199,5 тыс. человек).
В 2020 году по прогнозам ожидается снижение числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в городе Севастополе, на 28,6% (в I полугодии 2020 г. осуществляли трудовую деятельность 775 иностранных граждан против 1380 человек в аналогичном периоде 2019 года).
От работодателей города Севастополя не поступало заявок на привлечение иностранных работников на 2021 год.
Оценка эффективности иностранной рабочей силы, анализ необходимости привлечения в город Севастополь иностранных трудовых ресурсов проводится в соответствии с Методикой оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 31.07.2015 N 710-ПП.
В соответствии с пунктом 47.1 государственной программы Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" город Севастополь входит в перечень субъектов Российской Федерации, которыми региональные программы переселения разрабатываются при наличии потребности экономики в переселенцах и возможности по их приему и обустройству. Результаты анализа свидетельствуют об отсутствии потребности города Севастополя в переселенцах и возможности по их приему и обустройству.
Привлечение иностранных трудовых мигрантов в 2020 - 2023 годах прогнозируется в строительстве, торговле оптовой и розничной, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания.
В 2019 году сохранился рост заработной платы, который по отношению к 2018 году составил 108,8%, среднемесячная заработная плата увеличилась с 31814 руб. до 34621 руб.
Высокий уровень заработной платы, превышающий средний показатель по экономике, зафиксирован в финансовой деятельности, производствах электрического оборудования, прочих транспортных средств и оборудования, напитков, металлургическом, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха, деятельности в области информации и связи, других.
В 2020 году с учетом принятых мер по стабилизации экономики в период пандемии COVID-19 не прогнозируется снижение заработной платы. Рост к 2019 году составил 107,8%, достигнув 37321 руб. В 2021 году ожидается рост заработной платы по сравнению с 2020 годом на 5,9 - 7,2% - 39523 - 40008 руб., в 2022 году - 41697 - 42289 руб., в 2023 году - 45700 - 46348 руб. (по вариантам прогноза).
В бюджетных отраслях сохранятся результаты, достигнутые в сфере заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы (врачей, среднего и младшего медицинского персонала, преподавателей вузов, работников науки и культуры, образования, других), и будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда работников социальной сферы.
Размер среднего дохода от трудовой деятельности в 2020 году составит 32247 руб., в 2021 году - 35600 руб., в 2022 году - 39339 руб., в 2023 году - 43509 руб.
Тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы сохранится. В 2020 году прогнозируется его рост на 10,1% к 2019 году; к концу 2023 года - на 7,8 - 7,9% ежегодно по вариантам прогноза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.