Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 августа 2008 г. N 329
"О проведении эксперимента по применению новой модели оплаты труда
работников государственных и муниципальных общеобразовательных
учреждений в 2008/2009 учебном году"
25 декабря 2008 г., 3 марта 2009 г.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" и в целях продолжения в 2008/2009 учебном году эксперимента по применению новой модели оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, повышения эффективности использования средств, направляемых из областного бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями, улучшения качества предоставления образовательных услуг, на основании обращения глав муниципальных образований Кемеровской области Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Провести в 2008/2009 учебном году, начиная с 01.09.2008, с соблюдением действующего трудового законодательства эксперимент по апробации нового механизма планирования расходов на оплату труда при формировании сметы доходов и расходов и начислении оплаты труда педагогическим работникам, осуществляющим учебный процесс в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - новая модель оплаты труда работников общеобразовательных учреждений), в государственных и муниципальных учреждениях, участвующих в эксперименте.
2. Продолжить в 2008/2009 учебном году, начиная с 01.09.2008, эксперимент по апробации новой модели оплаты труда работников общеобразовательных учреждений:
муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Ленинска - Кузнецкого;
муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2" г. Ленинска-Кузнецкого;
муниципальное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N 11" г. Ленинска-Кузнецкого;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Начальная общеобразовательная школа N 4" Мариинского района;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7" Мариинского района;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Мариинского района;
муниципальное образовательное учреждение "Средняя (полная) общеобразовательная школа N 3" г. Юрги;
муниципальное образовательное учреждение "Гимназия города Юрги";
муниципальное образовательное учреждение "Средняя (полная) общеобразовательная школа N 6" г. Юрги.
3. Утвердить прилагаемую Методику планирования расходов на оплату труда при формировании сметы доходов и расходов и начисления оплаты труда педагогическим работникам, осуществляющим учебный процесс в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях, на время проведения эксперимента в 2008/2009 учебном году.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований:
1) направить в департамент образования и науки Кемеровской области (Е.Л. Руднева) перечень общеобразовательных учреждений, участвующих в 2008/2009 учебном году в проведении эксперимента по применению новой модели оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений;
2) начать с сентября 2008 г. апробацию нового механизма образования, распределения и использования фонда оплаты труда работников указанных общеобразовательных учреждений;
3) утвердить правовыми актами органов местного самоуправления предлагаемую для использования Методику планирования расходов на оплату труда при формировании сметы доходов и расходов и начисления оплаты труда педагогическим работникам, осуществляющим учебный процесс в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
5. Департаменту образования и науки Кемеровской области (Е.Л. Руднева) утвердить перечень государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений участвующих в 2008/2009 учебном году в проведении эксперимента по применению новой модели оплаты труда.
6. Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И. Черемнов) опубликовать постановление в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.А. Муравьева.
Губернатор
Кемеровской области |
А.М. Тулеев |
Методика планирования расходов на оплату труда
при формировании сметы доходов и расходов и начисления оплаты труда
педагогическим работникам, осуществляющим учебный процесс
в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях
(утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 августа 2008 г. N 329)
25 декабря 2008 г., 3 марта 2009 г.
1. Фонд оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений образуется (определяется) на основании нормативов финансирования учреждения, уменьшенных на величину учебных расходов, с учётом количества обучающихся по видам общеобразовательных программ.
Нормативы финансирования установлены:
для муниципальных общеобразовательных учреждений Законом Кемеровской области от 12.07.2006 N 95-ОЗ "Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам";
для государственных общеобразовательных учреждений постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области.
2. Величина нормативов финансирования рассчитывается департаментом образования и науки Кемеровской области по видам общеобразовательных программ.
В течение адаптационного периода допускается корректировка нормативов финансирования по каждому учреждению путем установления коэффициентов отклонения фактического фонда оплаты труда от фонда оплаты труда, исчисленного по нормативу:
для государственных общеобразовательных учреждений департаментом образования и науки Кемеровской области;
для муниципальных общеобразовательных учреждений органами местного самоуправления.
Для расчёта фонда оплаты труда учреждения из общей величины норматива финансирования вычитаются учебные расходы (включая расходы на методическую литературу) и выделяется доля норматива финансирования образовательной бюджетной услуги по заработной плате (Зi).
Размер фонда оплаты труда учреждения определяется по формуле:
ФОТ оу = Сумма (Ч уч. х Зi),
где:
ФОТ оу - фонд оплаты труда учреждения;
Ч уч - среднегодовая численность обучающихся в учреждении по видам общеобразовательных программ;
Зi - норматив финансирования бюджетной услуги по заработной плате в год по видам общеобразовательных программ.
Фонд оплаты труда, рассчитанный учреждению по нормативу на одного обучающегося, остаётся полностью в распоряжении учреждения. При массовом переходе учащихся одного учреждения в другое (не менее трех процентов учащихся) между учреждениями перераспределяются финансовые средства. Размер перераспределенных средств рассчитывается исходя из численности перешедших учащихся.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 марта 2009 г. N 78 в пункт 3 настоящей методики внесены изменения
3. Устанавливается следующее распределение фонда оплаты труда:
ФОТ оу = ФОТ ц +ФОТ б + ФОТст,
где:
ФОТ ц - централизованный фонд стимулирования руководителей учреждений (далее - централизованный фонд);
ФОТ б - базовая часть фонда оплаты труда;
ФОТ ст - стимулирующая часть фонда оплаты труда.
3.1. Централизованный фонд определяется по формуле:
ФОТ ц = ФОТ оу х ц,
где:
ФОТ оу - фонд оплаты труда учреждения;
ц - централизуемая доля ФОТ.
Централизуемая доля фонда оплаты труда (ц) составляет не более 3 процентов от фонда оплаты труда учреждения (ФОТ оу). Конкретный процент централизуемой доли фонда оплаты труда (ц) определяется учредителем самостоятельно в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера, с учетом результатов деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости.
За счет средств централизованного фонда устанавливаются компенсационные, стимулирующие выплаты и материальная помощь.
Доплаты за выполнение дополнительных работ руководителям учреждений устанавливаются на основании правового акта учредителя учреждения, согласованного в установленном порядке с территориальным профсоюзным органом.
Стимулирующие выплаты руководителям учреждений за выполнение показателей качества устанавливаются на основании правового акта учредителя учреждения, согласованного в установленном порядке с территориальным профсоюзным органом и органом государственно-общественного управления, созданным при органе управления образованием.
Примерное положение о распределении централизованного фонда приведено в приложении N 1 к настоящей Методике.
Неиспользованные средства централизованного фонда остаются в распоряжении учреждения и используются на выплаты стимулирующего характера работников данного учреждения.
3.2. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает выплату гарантированной заработной платы работникам учреждения за выполнение основной и дополнительной работы.
Размер базовой части фонда оплаты труда не должен превышать 75 процентов размера фонда оплаты труда.
Базовая часть фонда оплаты труда определяется по формуле:
ФОТ б = ФОТ т + ФОТ комп.
где:
ФОТ т - тарифная часть фонда оплаты труда;
ФОТ комп. - компенсационная часть фонда оплаты труда.
3.2.1. Тарифная часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату работникам учреждения за выполнение основной работы, входящей в круг должностных обязанностей (рекомендуемое значение до 60 процентов от фонда оплаты труда учреждения). За счет средств указанной части фонда оплаты труда выплачиваются доплаты за работу при совмещении профессий, расширении зоны обслуживания, увеличении объёма работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника с учетом объема выполняемых работ.
3.2.2. Компенсационная часть фонда оплаты труда (рекомендуемое значение не менее 15 процентов от фонда оплаты труда учреждения) обеспечивает компенсационные выплаты работникам учреждения за выполнение дополнительной работы и работ, производимых в особых условиях, за которые Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена дополнительная оплата.
К дополнительной работе, не входящей в круг основных должностных обязанностей, относятся: классное руководство, проверка тетрадей и прочая дополнительная неаудиторная занятость педагогических работников, а также ежемесячные доплаты работникам, имеющим государственные награды (включая почётные звания) СССР или Российской Федерации, учёную степень доктора наук или кандидата наук, которые не должны превышать размеров, установленных для лиц, имеющих соответствующие учёные степени и работающих в высших учебных заведениях.
Размер и порядок установления компенсационных выплат работникам учреждения за дополнительную работу определяется локальным правовым актом учреждения, согласованным в установленном порядке с выборным органом первичной профсоюзной организации учреждения или иным представительным органом. К работам, производимым в особых условиях, за которые Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена дополнительная оплата, относится работа в тяжёлых, вредных, опасных и иных особых условиях труда, в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Размер дополнительной оплаты за работу, производимую в особых условиях, определяется на основании действующего законодательства, коллективного договора или локального нормативного акта.
3.2.3. Руководитель учреждения в соответствии с пунктом 9 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" при формировании и утверждении штатного расписания учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда учитывает следующее распределение базового фонда оплаты труда между категориями работающих:
ФОТ б = ФОТ б учит + ФОТ б пр,
где:
ФОТ б - базовая часть фонда оплаты труда учреждения;
ФОТ б учит - базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс (педагогические работники, имеющие учебную нагрузку, поименованные в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - постановление) (рекомендуемое значение 70 %);
ФОТ б пр - базовая часть фонда оплаты труда прочего персонала (рекомендуемое значение 30%).
3.3. Стимулирующая часть фонда оплаты труда обеспечивает оплату труда работникам учреждения в виде премий за выполнение установленных показателей качества труда и других поощрительных выплат.
За счет средств стимулирующей части фонда оплаты труда (при наличии экономии) может выплачиваться материальная помощь работникам учреждения и разовые премии к знаменательным датам.
Рекомендуемый размер стимулирующей части фонда оплаты труда не должен быть ниже 20 процентов размера фонда оплаты труда учреждения.
Стимулирующие выплаты устанавливаются на основании локального нормативного акта учреждения, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом, а также органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления учреждением (управляющим советом).
Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения приведено в приложении N 2 к настоящей Методике.
3.4. Конкретные размеры базовой части фонда оплаты труда, стимулирующей части фонда оплаты труда определяются каждым учреждением самостоятельно.
4. Педагогическим работникам, осуществляющим учебный процесс, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата заработной платы в случаях и размерах, предусмотренных постановлением.
При установлении учебной нагрузки больше или меньше нормы часов, чем предусмотрено в постановлении, требуется письменное согласие работника.
5. Тарифной частью заработной платы работников учреждения, за исключением педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, является установленная им тарифная ставка с учётом выполняемого объёма работ.
Тарифная часть заработной платы обслуживающего и прочего персонала устанавливается каждым учреждением самостоятельно на основании разрядов Единой тарифной сетки (ЕТС), устанавливаемых с учётом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.
Ставки заработной платы высококвалифицированным рабочим, работающим в учреждениях и постоянно занятым на важных и ответственных работах, устанавливаются исходя из 9 и 10 разрядов тарифной сетки в соответствии с общеотраслевыми и отраслевыми перечнями профессий высококвалифицированных работников, утверждаемыми постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 декабря 2008 г. N 574 в пункт 6 настоящей методики внесены изменения
6. Тарифная часть заработной платы педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, зависит от размера расценки за один ученико-час работы по видам основных общеобразовательных программ, количества часов преподавания предмета в классе и среднего по образовательному учреждению количества обучающихся в классе (классе-комплекте) по состоянию на начало учебного года.
ФОТ б учит = сумма (Рi х Нагр. факт.i х Напол. факт.i),
где:
ФОТ б учит. - размер тарифной части заработной платы учителя, руб.;
Рi - расценка (в неделю) за один ученико-час работы по видам общеобразовательных программ, руб.;
Нагр.факт.i - установленная при тарификации учебная нагрузка (в неделю) по видам общеобразовательных программ, час;
Напол.сред.i - средняя по образовательному учреждению наполняемость класса (класса-комплекта), чел.
6.1. Расценка за один ученико-час работы (в неделю) по видам общеобразовательных программ определяется исходя из установленной педагогическому работнику, осуществляющему учебный процесс, тарифной ставки (в соответствии с присвоенным разрядом по ЕТС), установленной нормы часов за ставку заработной платы учителя и нормативной наполняемости класса, в зависимости от вида общеобразовательной программы (приложение N 4 к настоящей Методике):
Р i = Тар. ст. i / (Н час.нед. х Напол. норм. i),
где:
Рi - расценка за один ученико-час работы (в неделю) по видам общеобразовательных программ, руб.;
Тар. ст. i - размер установленной учителю тарифной ставки, руб.;
Нчас.нед. - установленная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, час;
Напол. норм.i - нормативная наполняемость класса в зависимости от вида общеобразовательной программы.
6.2. В случае, если в течение года предусматривается повышение ставки, размер педагогической расценки корректируется на повышающий коэффициент.
6.3. Почасовая оплата труда учителей и других педагогических работников учреждений применяется при оплате:
за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по причине временной нетрудоспособности или другим причинам учителей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;
за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;
при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;
при оплате за часы преподавательской работы в объеме 300 часов в год в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству, на основе тарификации;
Размер оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, установленное по занимаемой должности с учетом количества обучающихся в классе, по формуле:
ФОТ б учит. почас. = (Тар. ст. i /Н час.мес./ Напол. норм.i) х Напол. факт.i х Нагр.факт. мес i,
где:
ФОТ б учит. почас - размер почасовой тарифной части заработной платы учителя, руб.;
Тар. ст. i - размер установленной учителю тарифной ставки, руб.;
Нчас.мес. - среднемесячное количество рабочих часов, установленное по занимаемой должности, час;
Напол. норм.i - нормативная наполняемость класса в зависимости от вида общеобразовательной программы, чел;
Напол. сред.i - средняя по образовательному учреждению наполняемость класса или класса-комплекта, чел.
Нагр.факт. мес.i - фактическое количество отработанных часов в месяц, час.
Среднемесячное количество рабочих часов (Нчас.мес.) определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Оплата труда за замещение отсутствующего учителя, если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.
Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно и не ущемляет интересов основных работников учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися высококвалифицированных специалистов (например, на непродолжительный срок для проведения отдельных занятий, курсов, лекций и т.д.) с применением условий и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21.01.93 N 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании". В размеры часовых ставок заработной платы, предусмотренных указанным постановлением, включена оплата за отпуск.
7. Размер должностного оклада руководителя учреждения (без учета стимулирующих и компенсационных выплат) зависит от группы оплаты труда руководителей учреждений, определяемой в зависимости от объёмных показателей деятельности учреждения, наличия у него квалификационной категории, а также размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.
Размер должностного оклада руководителя учреждения устанавливается на учебный год и определяется соотношением:
Тар. рук. <= Кот х Ккв х ЗП ср. осн. перс.,
где:
Тар. рук. - размер должностного оклада руководителя учреждения;
Кот - коэффициент, установленный по группам оплаты труда для руководителей учреждений.
Рекомендуемые значения коэффициентов за наличие квалификационной категории - 1,05 - для руководителей, имеющих высшую категорию.
Рекомендуемые значения коэффициентов за группу по оплате труда:
абзац девятый исключен;
См. текст абзаца девятого пункта 7
2-я группа - 1,8;
3-я группа - 1,5;
4-я группа - 1,3.
Объёмные показатели деятельности учреждений и порядок отнесения их к группам по оплате труда определены для руководителей государственных общеобразовательных учреждений в постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.07.2006 N 142 "О порядке и условиях оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Кемеровской области", для руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Ккв - коэффициент за наличие квалификационной категории.
ЗП ср.осн. перс - размер средней заработной платы основного персонала для учреждений принимается категория "учитель" за базовый период.
Порядок расчета размера средней заработной платы основного персонала учреждения установлен в приложении N 3 к настоящей Методике.
В случае, если в течение года производится индексация ставок заработной платы работников образования, то размер должностного оклада руководителя учреждения корректируется на коэффициент повышения.
Оплата труда руководителя учреждения производится на основании трудового договора с учредителем учреждения.
8. Должностные оклады заместителей руководителя и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются руководителем учреждения на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя данного учреждения. При установлении должностного оклада заместителей руководителя учреждения необходимо учитывать наличие у них квалификационной категории.
9. Заработная плата прочего административно-управленческого, учебно-вспомогательного, педагогического персонала, не осуществляющего образовательный процесс, и обслуживающего персонала устанавливается в порядке, предусмотренном действующим законодательством, утвержденным положением об оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений образования.
10. На выполнение разовых и временных работ допускается заключение договоров гражданско-правового характера в случаях и порядке, установленных законодательством.
11. Условия оплаты труда работников учреждений содержатся в трудовом договоре, заключенном между работодателем и работником.
Прочие вопросы, не урегулированные настоящей Методикой, решаются учреждением самостоятельно в части, не противоречащей трудовому законодательству, утвержденным положением об оплате труда работников учреждений образования.
12. Неиспользованные средства централизованного фонда учреждений (плановая сумма централизованного фонда за вычетом расчетных размеров премий, причитающихся руководителю, исчисленных нарастающим итогом с начала года), а также экономия фонда оплаты труда учреждения (исчисленная нарастающим итогом с начала года), образовавшаяся в связи с наличием не использованной тарифной части фонда оплаты труда, наличием вакантных должностей, а также в связи с оплатой дней временной нетрудоспособности за счет средств фонда социального страхования и по другим причинам, связанным с отсутствием работника, направляется учреждениям на увеличение компенсационного или стимулирующего фонда оплаты труда и распределяется в соответствии с положением о распределении компенсационного и (или) стимулирующего фонда оплаты труда учреждения. Эти средства могут направляться на выплату разовых премий к знаменательным датам и материальной помощи работникам учреждения в составе стимулирующего фонда оплаты труда, если положением о распределении данного фонда предусмотрены эти выплаты.
Выплата разовых премий к знаменательным датам и материальной помощи руководителям учреждения допускается за счет средств экономии централизованного фонда стимулирования руководителей (расчетные размеры премий, причитающихся руководителю за вычетом фактически начисленных сумм премий, исчисленной нарастающим итогом с начала года).
Абзац третий исключен.
См. текст абзаца третьего пункта 12
При введении новой модели оплаты труда в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях следует учитывать, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с указанной Методикой, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 декабря 2008 г. N 574 в пункт 13 настоящей методики внесены изменения
13. Указанная Методика распространяется на учреждения, деятельность которых регулируется типовым положением об общеобразовательном учреждении, за исключением школ, в которых средняя по образовательному учреждению наполняемость класса или класса-комплекта менее 14 человек, малокомплектных школ и школ, не участвующих в эксперименте по применению новой модели оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений на 2008-2009 учебный год, по решению органов местного самоуправления.
14. В части других положений и норм, касающихся оплаты труда работников учреждений, не указанных в Методике, действуют положения и нормы нормативных правовых актов об оплате труда работников учреждений, утвержденных в установленном порядке.
Заместитель
Губернатора Кемеровской области |
С.А. Муравьев |
Приложение N 1
к Методике планирования расходов
на оплату труда при формировании
сметы доходов и расходов
и начисления оплаты труда педагогическим
работникам, осуществляющим учебный процесс
в государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях
Примерное положение
о распределении централизованного фонда учреждений
3 марта 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности руководителей учреждений в повышении качества работы учреждения, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей и выполнении дополнительных работ, которые не учитываются при установлении объемных показателей для определения группы оплаты труда руководителей, а также оказания материальной помощи.
1.2. Выплаты руководителям учреждений из средств централизованного фонда, сформированного учредителем учреждения, осуществляются в виде доплат, премий и материальной помощи.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 марта 2009 г. N 78 в пункт 1.3 настоящего приложения внесены изменения
1.3. Учредитель учреждения устанавливает централизуемую долю фонда оплаты труда по каждому учреждению (но не более 3 процентов) и распределяет полученный централизованный фонд (ФОТ ц) на причитающиеся руководителям учреждений выплаты, установленные настоящим Примерным положением:
централизованный фонд на выплату доплат за выполнение дополнительных работ, которые не учитываются при установлении объемных показателей для определения группы оплаты труда руководителей;
централизованный фонд на установление стимулирующих выплат, премий и разовых премий к знаменательных датам, материальной помощи.
2. Порядок установления доплат за выполнение дополнительных работ,
которые не учитываются при установлении объемных показателей
для определения группы оплаты труда руководителей
Перечень дополнительных видов работ, которые не учитываются при установлении объемных показателей для определения группы оплаты труда руководителей и за которые устанавливаются доплаты, их размер и сроки установления разрабатываются и утверждаются учредителем учреждения по согласованию с территориальным профсоюзным органом.
Доплаты за выполнение дополнительных работ руководителям учреждений устанавливаются учредителем учреждения на основании положения, разрабатываемого учредителем в соответствии с настоящим Примерным положением.
3. Порядок установления стимулирующих выплат руководителям учреждений
3.1. Установление стимулирующих выплат и премий руководителям учреждений из средств централизованного фонда осуществляется муниципальной комиссией по премированию (далее - комиссия), образованной учредителем учреждения с обязательным участием в ней представителя территориального профсоюзного органа.
Стимулирующие выплаты и премии руководителям учреждений устанавливаются по итогам месяца, квартала либо учебной четверти после рассмотрения итогов премирования в целом по общеобразовательному учреждению.
3.2. Учредитель учреждения на основании приведенных в разделе 4 показателей эффективности деятельности учреждения устанавливает к каждому показателю индикаторы, по которым будет производиться измерение показателя.
Каждый показатель эффективности деятельности учреждения оценивается учредителем учреждения определенным количеством баллов. Количество баллов, установленное по показателю, распределяется по установленным индикаторам его измерения.
Общая сумма баллов по показателям эффективности деятельности учреждения составляет максимальное количество баллов для руководителей учреждений.
"Стоимость" одного балла при расчете стимулирующей выплаты или премии определяется как частное от планового размера централизованного фонда стимулирования, причитающего к распределению на очередной период (разность между плановой суммой централизованного фонда стимулирования и фактически использованными суммами, исчисленными нарастающим итогом с начала года), и максимального количества баллов.
3.3. Рекомендуется в целях анализа уровня материальной заинтересованности руководителей учреждений в достижении более высоких результатов деятельности проводить кластирование по четырем группам качества в зависимости от количества набранных баллов.
Устанавливается следующее соотношение между группами от максимального количества баллов:
1-я группа - до 20 процентов;
2-я группа - от 21 до 60 процентов;
3-я группа - от 61 до 80 процентов;
4-я группа - от 81 до 100 процентов.
Руководителям учреждений, набравшим до 20 процентов от максимального количества баллов, премии из стимулирующего фонда не устанавливаются.
3.4. Учредитель устанавливает порядок и форму заполнения индикаторов показателей, подсчета баллов, кластирования по группам качества и дает оценку по каждому руководителю учреждения.
3.5. Муниципальный орган управления образованием представляет в установленные сроки в комиссию аналитическую информацию о:
достигнутых значениях индикаторов показателей эффективности деятельности учреждения, установленных настоящим Примерным положением и являющихся основанием для премирования;
набранной сумме баллов по каждому руководителю учреждения;
"стоимости" единицы балла по каждому руководителю учреждения;
расчетном размере премии, причитающейся руководителю учреждения с учетом набранного количества баллов и "стоимости" единицы балла.
3.6. Руководители учреждений имеют право присутствовать на заседании комиссии и давать необходимые пояснения.
Комиссия принимает решение об установлении стимулирующих выплат и размера премии открытым голосованием при условии присутствия не менее половины членов комиссии.
Решение комиссии оформляется протоколом, на основании которого муниципальный орган управления образованием издает проект приказа, который согласовывается с территориальным профсоюзным органом и органом государственно-общественного управления, созданным при муниципальном органе управления образованием. Согласованный приказ является основанием для выплат.
3.7. Допускается выплата разовых премий к знаменательным датам и материальной помощи руководителям учреждения за счет средств экономии централизованного фонда (сумма расчетных размеров премий, причитающихся руководителю за вычетом фактически начисленных сумм премий, исчисленных нарастающим итогом с начала года).
В положении оговариваются размеры и основания данных выплат.
Материальная помощь выплачивается на основании письменного заявления работника учреждения.
4. Показатели эффективности деятельности учреждения, на основании
которых руководителям учреждений устанавливаются стимулирующие
выплаты и премии
4.1. Качество и общедоступность общего образования в учреждении:
общие показатели успеваемости учащихся на уровне муниципального образования по результатам аттестации, в том числе по результатам ЕГЭ и других форм независимой оценки качества образования;
обеспечение участия в процедуре ЕГЭ общественных наблюдателей, а также размер показателя "Уровень организации и проведения итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ" больше, чем в среднем по Кемеровской области;
достижение учащимися более высоких показателей успеваемости в сравнении с предыдущим периодом;
наличие призеров олимпиад, конкурсов, конференций разных уровней;
размер показателя "Результаты методической деятельности (призовые места в конкурсах, конференциях)" больше, чем в среднем по муниципальному образованию;
организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам повышения качества образования, участие в работе районных методических объединений;
участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов;
процент показателя "Количество обучающихся в возрасте до 15 лет, не получивших основного общего образования в данном учреждении" меньше, чем в среднем по Кемеровской области;
соблюдение нормативных показателей оценки деятельности образовательного учреждения (наполняемость классов, соотношение "учитель/ученик", "учитель/прочие работники").
4.2. Создание условий для осуществления образовательного процесса:
обеспечение образовательного процесса в соответствии со всеми требованиями санитарных норм и норм безопасности, обеспечение санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режимы, режим подачи питьевой воды и т.д.);
обеспечение комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);
обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
эстетические условия, оформление школы, кабинетов, наличие ограждения и состояние пришкольной территории.
4.3. Кадровые ресурсы учреждения:
укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав;
стабильность педагогического коллектива, сокращение текучести кадров среди молодых специалистов.
4.4. Социальный критерий:
отсутствие учащихся, исключенных из учреждения в 1-9-х классах, сохранение контингента в 10-11-х классах;
организация различных форм внеклассной и внешкольной работы;
снижение количества учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися;
организация каникулярного отдыха учащихся, совершенствование форм и содержания отдыха и оздоровления детей и подростков, занятость учащихся во внеурочное время.
4.5. Эффективность управленческой деятельности:
обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении (деятельность органов ученического самоуправления, управляющих или попечительских советов и др.);
исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное представление материалов и др.);
отсутствие обоснованных обращений граждан по поводу конфликтных ситуаций и уровень решения конфликтных ситуаций;
привлечение внебюджетных средств;
рост средней заработной платы учителей по отношению к предыдущему периоду;
выполнение показателей эффективности деятельности учреждения (наполняемость классов, нормативного соотношения "ученик-учитель", "учитель-прочие работники", доля фонда оплаты труда, направляемого на выплату заработной платы учителей);
динамика снижения численности работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума;
отсутствие нарушений действующего законодательства.
4.6. Сохранение здоровья учащихся в учреждении:
снижение заболеваемости учащихся по остроте зрения, нарушению осанки;
организация обеспечения учащихся горячим питанием;
организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся (праздники здоровья, спартакиады, дни здоровья, туристические походы, военно-полевые сборы и т.п.);
организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.7. Установление условий стимулирования, не связанных с эффективным обеспечением образовательного процесса, не допускается.
4.8. Размер стимулирующих выплат и премии может быть снижен либо премия может быть не начислена по причине нарушения руководителем трудовой дисциплины, выразившейся в невыполнении устава учреждения, правил внутреннего трудового распорядка и других нормативных актов, зафиксированных в приказах по учреждению, а также в случае значительного снижения показателей оценки деятельности учреждения. Руководителю, получившему взыскание, премия за расчетный период, в котором допущено нарушение, не начисляется.
Приложение N 2
к Методике планирования расходов
на оплату труда при формировании
сметы доходов и расходов
и начисления оплаты труда педагогическим
работникам, осуществляющим учебный процесс
в государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях
Примерное положение
о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников учреждения в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей, а также оказания материальной помощи работникам.
1.2. Учреждение самостоятельно определяет долю стимулирующей части фонда оплаты труда (не менее 20 процентов), которая должна быть направлена на выплату стимулирующих выплат и премии.
1.3. Учреждение самостоятельно распределяет стимулирующую часть фонда оплаты труда (далее - стимулирующий фонд) на причитающиеся выплаты, установленные положением, разработанным учреждением в соответствии с данным Примерным положением.
2. Порядок установления стимулирующих выплат и премии
2.1. Установление стимулирующих выплат и премии работникам учреждений из средств стимулирующего фонда осуществляется комиссией по премированию, образованной в учреждении с обязательным участием в ней представителя первичной профсоюзной организации или иного представительного органа.
Период на который устанавливаются стимулирующие выплаты определяется каждым учреждением самостоятельно.
Премии работникам учреждений устанавливаются по итогам квартала и максимальными размерами не ограничиваются.
2.2. Порядок установления стимулирующих выплат и премий определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно.
Учреждение к каждому показателю эффективности деятельности категорий работников учреждения, приведенному в разделе 2 настоящего Примерного положения, устанавливает индикаторы измерения.
Индикаторы измерения оцениваются учреждением определенным количеством баллов.
Сумма баллов по индикаторам измерения дает итоговое количество баллов по одному показателю эффективности деятельности категорий работников учреждения.
Общая сумма баллов показателей эффективности деятельности составляет максимальное количество баллов по определенной категории работников учреждения.
Максимальное количество баллов по категориям работников учреждения не должно превышать следующего соотношения от максимального количества баллов учителей (рекомендуемое значение 100 баллов):
по административно-управленческому персоналу - не более 40 процентов от максимального количества баллов учителей;
по педагогическому персоналу, не осуществляющему учебный процесс, - не более 60 процентов от максимального количества баллов учителей;
по учебно-вспомогательному персоналу - не более 50 процентов от максимального количества баллов учителей;
по младшему обслуживающему персоналу - не более 30 процентов от максимального количества баллов учителей.
В целях проведения анализа уровня материальной заинтересованности работников общеобразовательных учреждений в достижении более высоких результатов деятельности проводится кластирование по 4 группам качества в зависимости от количества набранных баллов.
Устанавливается следующее соотношение между группами от максимального количества баллов по данной категории работников:
1-я группа - до 20 процентов;
2-я группа - от 21 до 60 процентов;
3-я группа - от 61 до 80 процентов;
4-я группа - от 81 до 100 процентов.
Работникам, набравшим количество баллов в пределах 1-й группы качества, стимулирующие выплаты и премии из стимулирующего фонда не устанавливаются.
В целях усиления стимулирования работников в более высоких достижениях результатов в выполнении показателей качества, в учреждениях допускается проводить повторную оценку с применением повышающих коэффициентов для 3-й и 4-й групп качества, относительно второй.
Повторная оценка каждого работника, отнесенного к 3-й и 4-й группам качества, проводится путем умножения количества набранных баллов на установленный повышающий коэффициент для соответствующей группы.
В итоговое количество баллов по учреждению берутся баллы 2-й, 3-й и 4-й групп качества с учетом повышающих коэффициентов.
Учреждение самостоятельно устанавливает порядок и форму заполнения индикаторов показателей, подсчета баллов, кластирования по группам качества и их оценку по каждому работнику учреждения.
2.3. В установленные учреждением сроки заместителями руководителя учреждения в комиссию по премированию представляется аналитическая информация:
о достигнутых значениях индикаторов показателей эффективности деятельности учреждения, установленных настоящим Примерным положением, и являющихся основанием для стимулирования и премирования по каждому работнику учреждения;
о набранной сумме баллов по каждому работнику учреждения;
об отнесении к группе качества каждого работника учреждения;
о набранной сумме баллов с учетом повторной оценки по группе качества по каждому работнику учреждения;
об итоговом количестве баллов по учреждению;
о плановом размере стимулирующего фонда и фактически начисленных суммах из фонда стимулирования, исчисленных нарастающим итогом с начала года;
о "стоимости" единицы балла по учреждению (плановый размер стимулирующего фонда за вычетом фактически начисленных сумм из фонда стимулирования, исчисленный нарастающим итогом с начала года, деленный на итоговое количество баллов по учреждению);
В расчетном размере стимулирующие выплаты и премии устанавливаются по каждому работнику учреждения с учетом набранного количества баллов и "стоимости" единицы балла.
2.4. Размеры стимулирующих выплат и премий каждому работнику учреждения рассматриваются комиссией по премированию по представлению руководителя учреждения и согласовываются с выборным органом первичной профсоюзной организации либо иным представительным органом учреждения, а также с управляющим советом.
Работники учреждений имеют право присутствовать на заседании комиссии, давать необходимые пояснения.
Комиссия принимает решение об установлении стимулирующих выплат и размере выплачиваемой премии открытым голосованием при условии присутствия не менее половины членов комиссии.
Решение комиссии оформляется протоколом, на основании которого руководитель учреждения издает проект приказа, который согласовывается с выборным органом первичной профсоюзной организации и управляющим советом образовательного учреждения. Согласованный приказ является основанием для выплат.
2.5. Допускается также и выплата разовых премий к знаменательным датам и материальной помощи работникам учреждения за счет неиспользованных средств централизованного фонда стимулирования руководителей учреждений (плановая сумма централизованного фонда за вычетом расчетных размеров премий, причитающихся руководителю, исчисленных нарастающим итогом с начала года), а также экономии фонда оплаты труда учреждения (исчисленной нарастающим итогом с начала года), образовавшейся в связи с наличием не использованной тарифной части фонда оплаты труда, вакантных должностей, а также оплатой дней временной нетрудоспособности за счет средств социального страхования и по другим причинам, связанным с отсутствием работника.
Размеры и основания данных выплат работникам учреждений разрабатываются и утверждаются учреждением по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом учреждения.
Материальная помощь выплачивается на основании письменного заявления работника учреждения.
3. Показатели эффективности деятельности категорий работников
учреждения, на основании которых устанавливаются
стимулирующие выплаты и премии
Категории работников учреждения |
Показатели эффективности деятельности |
1 |
2 |
Педагогические работники, осуществляющие образовательный процесс (учителя) |
Обеспечение уровня знаний по содержанию дисциплины |
Обеспечение сохранности контингента | |
Организация и участие во внешкольных мероприятиях | |
Организация работы кружков по предмету | |
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам по дисциплине | |
Разработка и проведение открытых мероприятий | |
Социальная работа | |
Работа с родителями | |
Оздоровительная работа | |
Работа по обеспечению безопасности | |
Работа по методическому обеспечению учебного процесса | |
Участие в профессиональных конкурсах, в работе научно-практических конференций внутренних, муниципальных, региональных, отраслевых и пр. | |
Экспериментальная работа | |
Повышение квалификации | |
1 |
2 |
Педагог-психолог |
Результативность коррекционно-развивающей работы с учащимися |
Экспериментальная работа | |
Организационная работа | |
Повышение квалификации | |
Социальный педагог |
Результативность коррекционно-развивающей работы с учащимися |
Своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля | |
Повышение квалификации | |
Педагогические работники, не осуществляющие образовательный процесс |
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся |
Позитивные результаты деятельности педагога по снижению количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; снижению (отсутствию) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; снижению частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокого уровня решения конфликтных ситуаций | |
Заместители директоров по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе |
Организация предпрофильного и профильного обучения |
Уровень организации и проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся | |
Уровень организации и контроля (мониторинга) учебно-воспитательного процесса | |
Качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертно-методический совет, педагогический совет, органы ученического самоуправления и т.д.) | |
Уровень организации аттестации педагогических работников школы | |
Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе | |
Заместитель директора по административно-хозяйственной части |
Обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы |
Обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда | |
Разработка новых программ, положений, подготовка экономических расчетов | |
Качественное ведение документации | |
Соблюдение действующего законодательства | |
1 |
2 |
Библиотекарь |
Высокая читательская активность обучающихся |
Пропаганда чтения как формы культурного досуга | |
Участие в общешкольных и районных мероприятиях | |
Оформление тематических выставок | |
Выполнение плана работы библиотекаря | |
Водитель |
Обеспечение исправного технического состояния автотранспорта |
Обеспечение безопасной перевозки детей | |
Отсутствие ДТП, замечаний | |
Обслуживающий персонал (уборщик, дворник и т.д.) |
Проведение генеральных уборок |
Содержание участка в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, качественная уборка помещений | |
Оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок |
Установление показателей стимулирования и премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.
Приложение N 3
к Методике планирования расходов
на оплату труда при формировании
сметы доходов и расходов
и начисления оплаты труда педагогическим
работникам, осуществляющим учебный процесс
в государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях
Порядок исчисления размера средней заработной платы
основного персонала учреждения для определения размера должностного
оклада руководителя учреждения
1. Средняя заработная плата работников основного персонала учреждения определяется путем деления суммы их должностных окладов, ставок заработной платы, оплаты ученико-часов и выплат стимулирующего характера за отработанное время в базовом периоде на сумму среднемесячной численности работников основного персонала учреждения за все месяцы базового периода.
2. В качестве базового периода при расчете размера средней заработной платы основного персонала учреждения для определения размера должностного оклада руководителя учреждения признается учебный год, предшествующий учебному году установления должностного оклада руководителя учреждения.
3. При расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения независимо от финансовых источников, за счет которых осуществляются данные выплаты.
При расчете средней заработной платы не учитываются выплаты компенсационного характера работников основного персонала.
4. При определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитывается среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях неполного рабочего времени, и среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, являющихся внешними совместителями.
5. Среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, исчисляется путем суммирования численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за каждый календарный день сентября месяца, т.е. с 1 по 30 число, включая выходные и нерабочие праздничные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Численность работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за выходные или нерабочие праздничные дни принимается равной численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за рабочий день, предшествовавший выходным или нерабочим праздничным дням. В численности работников основного персонала учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, за каждый календарный день месяца учитываются работники основного персонала учреждения, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени работников.
Работник, работающий в учреждении на одной, более одной ставке (оформленный в учреждении как внутренний совместитель), учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица).
6. Работники основного персонала учреждения, работавшие на условиях неполного рабочего времени в соответствии с трудовым договором или переведенные на работу на условиях неполного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитываются пропорционально отработанному времени.
Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:
исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня, исходя из продолжительности рабочей недели, например:
40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
39 часов - на 7,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
33 часа - на 6,6 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 5,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
30 часов - на 6 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 5 часов (при шестидневной рабочей неделе);
24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);
затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце.
7. Среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, являющихся внешними совместителями, исчисляется в соответствии с порядком определения среднемесячной численности работников основного персонала учреждения, работавших на условиях неполного рабочего времени (пункт 6).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 августа 2008 г. N 329 "О проведении эксперимента по применению новой модели оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в 2008/2009 учебном году"
Текст постановления без приложения N 4 опубликован в Информационном бюллетене Администрации Кемеровской области N 8, 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 марта 2009 г. N 78
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 декабря 2008 г. N 574