Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Аналитическая справка
по результатам мониторинга обеспеченности специальными учебниками обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4-е классы)
Анализ обеспеченности специальными учебниками обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) проведен на основе данных, полученных от 84 субъектов Российской Федерации (данные по городу Москве представлены не были).
Мониторинг проводился в целях выявления обеспеченности обучающихся с ОВЗ в субъектах Российской Федерации специальными учебниками, включенными в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования (далее - ФПУ), в котором представлены специальные учебники для обучающихся 1-4-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также для обучающихся 1-го класса с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
1. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют наиболее многочисленную группу детей с ОВЗ.
Всеми специальными учебниками, представленными в ФПУ, обеспечены обучающиеся 1-4-х классов в пяти субъектах Российской Федерации: Республика Бурятия, Курская, Сахалинская и Тамбовская области и Карачаево-Черкесская Республика.
Большинство регионов частично обеспечивают специальными учебниками обучающихся с умственной отсталостью и восполняют недостаток за счет учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, из ФПУ.
При этом практически полностью* обеспечивают эту категорию обучающихся в начальной школе в республиках Башкортостан, Дагестан и Северная Осетия - Алания, Хабаровском, Красноярском краях, Брянской и Мурманской областях.
Полностью обеспечивают потребности в специальных учебниках для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- первых классов - 10 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Брянская область, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Красноярский край, Курская область, Карачаево-Черкесская Республика, Сахалинская область, Тамбовская область, Хабаровский край).
- вторых классов - 28 субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Астраханская область, Республика Башкортостан, Брянская область, Республика Бурятия, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Республика Дагестан, Ивановская область, Республика Калмыкия, Кемеровская область - Кузбасс, Республика Коми, Курская область, Карачаево-Черкесская Республика, Ленинградская область, Республика Марий Эл, Мурманская область, Пензенская область, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Саха [Якутия], Сахалинская область, Тамбовская область, Республика Тыва, Тюменская область, Хабаровский край, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ).
Отсутствуют данные по обеспеченности учебниками для 2-го класса в Иркутской и Челябинской областях, Республике Татарстан и городе Севастополе.
В ограниченном объеме (единичные учебники из перечня) обеспечены учебниками школы Республики Ингушетия и Московской области.
Отсутствуют учебники для 1-го класса в Республике Адыгея и Ненецком автономном округе.
Обращает на себя внимание тот факт, что в девяти регионах полностью отсутствуют учебники для 1-го класса по речевой практике (Республика Марий Эл, Республика Саха [Якутия], Республика Тыва, Пензенская, Тверская, Тюменская, Чувашская, Ярославская области, Чукотский автономный округ), хотя они в нескольких вариантах представлены в ФПУ. Единственный субъект, где дети полностью обеспечены этими учебниками, - Хабаровский край. Другие субъекты, в основном, имеют их в малом количестве.
Также используются учебники, отсутствующие в ФПУ, которые либо были изданы ранее, либо не включены в перечень. Указанные учебники представлены в приложении 1.
2. Глухие обучающиеся
Полностью обеспечивают потребность глухих обучающихся начальной школы в специальных учебниках из ФПУ 18 субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Амурская область, Астраханская область, Республика Башкортостан, Белгородская область, Республика Дагестан, Кемеровская область - Кузбасс, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Республика Крым, Липецкая область, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Саха [Якутия], Ставропольский край, Тюменская область, Ульяновская область, Хабаровский край).
Остальные регионы обеспечивают глухих обучающихся начальной школы частично, недостаток восполняется за счет общеобразовательных учебников ФПУ, а также за счет учебников, не входящих в перечень. Список указанных учебников представлен в приложении 2.
При этом практически полностью обеспечивают обучающихся специальными учебниками 10 субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия, Мурманская область, Омская область, Пензенская область, Республика Алтай, Смоленская область, Забайкальский край, Рязанская область, Саратовская область, Республика Татарстан).
Не обеспечены учебниками для 2-го класса глухие обучающиеся в Нижегородской, Томской, Ярославской областях, Республике Хакасия, учебниками для 1-го класса - в Республике Алтай и Калининградской области.
Не представлены данные об обеспеченности учебниками для 1-го класса по Ленинградской и Свердловской областям, об обеспеченности учебниками 2-го класса - по девяти субъектам (Архангельская область, Иркутская область, Республика Калмыкия, Камчатский край, Кировская область, Курганская область, Ленинградская область, город Севастополь, Челябинская область).
3. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся
Слабослышащих и позднооглохших обучающихся полностью обеспечивают специальными учебниками из ФПУ семь субъектов Российской Федерации: Вологодская область, Республика Дагестан, Красноярский край, Липецкая область, Республика Северная Осетия - Алания, Сахалинская область, Тюменская область.
Остальные субъекты обеспечивают специальными учебниками обучающихся с нарушениями слуха в начальной школе частично, восполняя недостаток учебниками как из ФПУ, так и другими, представленными в приложении 3.
При этом практически полностью обеспечивают обучающихся специальными учебниками еще четыре субъекта Российской Федерации: Белгородская область, Республика Коми, Курская область, Хабаровский край.
Отсутствуют специальные учебники для 1-го класса в трех субъектах Российской Федерации (Магаданской и Тульской областях, Республике Мордовия), для 2-го класса - в девяти субъектах Российской Федерации (в Архангельской, Тамбовской областях, Еврейской автономной области, Республиках Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Ненецком автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе).
4. Слепые обучающиеся
Только в 15 субъектах Российской Федерации обучение слепых обучающихся ведется по специальным учебникам с использованием шрифта Брайля: Астраханская область, Красноярский край, Курганская область, Курская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Приморский край, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Хабаровский край.
Еще 17 субъектов Российской Федерации используют специальные учебники только в первом классе: Республика Башкортостан, Вологодская область, Воронежская область, Республика Дагестан, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Республика Крым, Оренбургская область, Псковская область, Сахалинская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Челябинская область, Чеченская Республика.
11 субъектов Российской Федерации обеспечивают слепых обучающихся 2-го класса специальными учебниками с использованием шрифта Брайля: Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Республика Бурятия, Красноярский край, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Республика Марий Эл, Тюменская область, Ульяновская область.
Остальные субъекты Российской Федерации используют учебники для общеобразовательной школы из ФПУ.
Не представлены данные по Белгородской области, Брянской области, Республике Ингушетия, Иркутской области, Республике Калмыкия, Камчатскому краю.
5. Слабовидящие обучающиеся
Полностью специальными учебниками для слабовидящих обучающихся обеспечены 12 регионов: Республика Адыгея, Алтайский край, Республика Бурятия, Вологодская область, Республика Дагестан, Курская область, Республика Мордовия, Мурманская область, Новосибирская область, Республика Алтай, Ростовская область, Ярославская область.
15 субъектов Российской Федерации указали, что используют для обучающихся 1-го класса специальные учебники для слабовидящих. Это Республика Адыгея, Алтайский край, Республика Бурятия, Вологодская область, Республика Дагестан, Калужская, Курганская, Курская, Ленинградская область, Республика Мордовия, Мурманская, Новгородская, Новосибирская область, Республика Алтай, Ростовская область, Чеченская Республика, Ярославская область.
Во 2-м классе на это указали 17 субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея, Алтайский край, Республика Бурятия, Вологодская область, Республика Дагестан, Курская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Московская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Новосибирская область, Республика Алтай, Ростовская область, Смоленская область, Ярославская область.
Еще в девяти субъектах Российской Федерации обучение слабовидящих детей проходит по учебникам для обучающихся с умственной отсталостью: Владимирская область, Калининградская область, Республика Коми, Краснодарский край, Курганская область, Липецкая область, Саратовская область, Ульяновская область, Челябинская область.
6. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР)
Обучение детей с ТНР в начальной школе ведется в основном по учебникам для массовой школы.
В шести субъектах Российской Федерации ученики 1-го класса с ТНР учатся по учебникам для обучающихся с умственной отсталостью (Республика Коми, Краснодарский край, Республика Крым, Курганская область, Карачаево-Черкесская Республика, Тюменская область).
В Республике Карелия дети 2-го класса с ТНР обучаются по учебникам для слабослышащих. Еще в 16 регионах проводится обучение по учебникам, предназначенным для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Алтайский край, Астраханская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Республика Коми, Карачаево-Черкесская Республика, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Приморский край, Ростовская область, Тверская область, Ульяновская область, Республика Хакасия).
7. Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)
В ФПУ для обучающихся с ЗПР представлено всего два учебника:
- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Подготовка к обучению грамоте (1-й доп.). ООО "Издательство Владос";
- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Обучение грамоте. Подготовка к обучению письму и чтению. Звуки речи, слова, предложения (в 2-х частях). ООО "ГИЦ ВЛАДОС".
Полностью ими обеспечены первоклассники с ЗПР в 12 субъектах Российской Федерации: Волгоградская область, Республика Крым, Карачаево-Черкесская Республика, Нижегородская область, Пермский край, Приморский край, Ростовская область, Рязанская область, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Тюменская область, Чеченская Республика.
Большая часть регионов покрывает потребность в специальных учебниках для обучающихся с ЗПР в 1-м классе частично.
Из них 17 субъектов Российской Федерации имеют в наличии единичные экземпляры учебников: Владимирская область, Еврейская автономная область, Калужская область, Краснодарский край, Курганская, Магаданская области, Республика Мордовия, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская области, Республика Алтай, Самарская, Тамбовская, Ульяновская области, Республика Хакасия, Челябинская область, Чувашская Республика.
Отсутствуют данные по Республике Татарстан.
Нет учебников в 14 регионах: Республика Адыгея, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Республика Бурятия Ивановская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Республика Коми, Курская область, Республика Марий Эл, Тверская область, Республика Тыва, Ярославская область.
12 субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Республика Коми, Республика Крым, Карачаево-Черкесская Республика, Московская область, Ненецкий автономный округ, Новосибирская область, Ростовская область, Республика Северная Осетия - Алания, Ульяновская область, Хабаровский край, Республика Хакасия) осуществляют обучение детей с ЗПР по специальным учебникам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) из ФПУ.
В Новосибирской области для обучения детей с ЗПР используют учебники по математике Алышевой Т.В. и учебники Петерсон Л.Г.
8. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС)
Учебники для обучающихся с РАС в ФПУ отсутствуют.
В 21 субъекте Российской Федерации дети с РАС учатся по учебникам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это Кемеровская область - Кузбасс, Республика Коми, Костромская область, Краснодарский край, Республика Крым, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Мордовия, Московская, Мурманская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Смоленская области, Санкт-Петербург, Тамбовская, Тверская, Тульская области, Республика Тыва, Тюменская область.
В остальных субъектах используются учебники для общеобразовательной школы из ФПУ.
Мониторинг обеспеченности учебниками обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата не проводился.
Вывод по результатам мониторинга обеспеченности специальными учебниками обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4-е классы)
Обеспеченность специальными учебниками обучающихся с ОВЗ в субъектах Российской Федерации является недостаточной, потребность в специальной учебно-методической литературе остается неудовлетворенной. При этом обращает на себя внимание факт, что в образовательных организациях активно используются специальные учебники, не включенные в ФПУ, а также изданные ранее, не соответствующие особым образовательным потребностям конкретной категории обучающихся с ОВЗ.
______________________________
* Неполная обеспеченность одним-двумя учебниками из перечня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.