Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
от 02 декабря 2020 г. N 277-1-7
Проект
Концепция создания Цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации до 2022 года
1. Введение
Национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотрено, что в рамках федерального проекта "Цифровое государственное управление" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является ответственной за реализацию задачи обеспечения предоставления цифровых сервисов для участников избирательного (референдумного) процесса. В рамках ее исполнения в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" принято постановление ЦИК России от 30 октября 2019 года N 231/1727-7 "Об Основных направлениях развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2022 года", в котором главным и наиболее масштабным результатом развития определено создание новой версии Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" как цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Цифровая платформа). На базе Цифровой платформы будет:
обеспечено предоставление цифровых сервисов для участников избирательного (референдумного) процесса, в том числе в межвыборный период;
обеспечена доступность процедуры голосования по месту нахождения для избирателей (участников референдума), в том числе на цифровых избирательных участках (участках референдума), оснащенных специализированными техническими средствами (далее - цифровые избирательные участки), а также обеспечена техническая возможность дистанционного электронного голосования;
организована деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума на основе цифровых данных об участниках избирательного (референдумного) процесса, поступающих из информационных систем и информационных ресурсов государственных органов и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций по мере их готовности, в том числе из создаваемой в рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Национальной системы управления данными (далее - НСУД).
2. Термины и определения
Дистанционное электронное голосование - голосование без персонального посещения избирательного участка, при помощи электронного бюллетеня, подготовленного программно-техническими средствами в электронном виде, доступ к которому избирателю (участнику референдума) предоставляется через находящееся в его владении или пользовании абонентское устройство на специальном портале, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) или с использованием специального мобильного приложения.
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) - федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Единая сеть передачи данных - виртуальная частная сеть (сети) оператора единой сети передачи данных, обеспечивающая бесперебойный доступ избирательных комиссий и иных социально значимых объектов к информационным системам и к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, защиту информации при ее передаче по сетям передачи данных, исключение несанкционированного доступа к ГАС "Выборы", а также доступ к комплексам средств автоматизации избирательных комиссий всех уровней, создаваемая в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N Пр-300 по вопросам реализации Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Информационно-телекоммуникационная инфраструктура Цифровой платформы - совокупность совместно используемых программно-технических комплексов и средств, выполняющих общие технологические функции и обеспечивающих функционирование функциональных подсистем Цифровой платформы, в том числе обеспечивающих их информационно-технологическое взаимодействие.
Комплекс средств автоматизации - комплекс средств автоматизации ЦИК России, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, участковой избирательной комиссии.
Комплекс технических средств для цифрового избирательного участка - совокупность специализированных технических средств, которыми оснащаются цифровые избирательные участки.
Программно-аппаратный комплекс Цифровой платформы - обособленный фрагмент информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Цифровой платформы, который самостоятельно может обеспечить функционирование функциональных подсистем Цифровой платформы, их региональных (территориальных) сегментов в течение заданного времени.
Реестровая модель данных Цифровой платформы - модель данных, позволяющая регистрировать события избирательного (референдумного) процесса, связанные с подготовкой, организацией и проведением выборов (референдумов) всех уровней, а также иных форм волеизъявления граждан Российской Федерации, в том числе события об избирателях (участниках референдума) и лицах, обеспечивающих реализацию избирательных прав граждан. Архитектура реестровой модели данных Цифровой платформы базируется на принципах их первичности и юридической значимости и позволяет обеспечить неизменность данных и их защиту от потери или модификации.
Сервисные центры - организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, для оказания услуг по обеспечению функционирования комплексов средств автоматизации.
Цифровая платформа - интегрированная автоматизированная информационная система, предназначенная для автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдумов всех уровней, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и актами ЦИК России, за счет организации деятельности комиссий на основе централизованно собираемых и обрабатываемых данных об участниках избирательного (референдумного) процесса, обеспечения взаимодействия комиссий в единой информационно-телекоммуникационной среде, в том числе с использованием имеющих юридическую силу электронных документов, и предоставления комиссиями цифровых сервисов для других участников избирательного (референдумного) процесса.
Цифровой избирательный участок - избирательный участок (участок референдума), определенный или специально образованный для обеспечения голосования избирателей, участников референдума, в том числе находящихся в день голосования за пределами места жительства, в котором они обладают активным избирательным правом (правом на участие в референдуме), и оснащенный в этих целях специализированными техническими средствами.
Цифровой сервис для участника избирательного (референдумного) процесса - способ осуществления информационного взаимодействия избирательных комиссий (комиссий референдума) с другими участниками избирательного (референдумного) процесса, а также с иными взаимодействующими государственными и муниципальными органами, организациями и лицами с использованием средств и возможностей Цифровой платформы; выполнения избирательными комиссиями (комиссиями референдума), в том числе по запросу, действий, а также предоставления участникам избирательного (референдумного) процесса результатов таких действий в электронной форме в соответствии с целевой моделью предоставления цифровых сервисов, определяемой ЦИК России.
Цифровое удостоверение - юридически значимая реестровая запись, подтверждающая статус гражданина в качестве зарегистрированного кандидата, доверенного лица кандидата или избирательного объединения, уполномоченного представителя кандидата или избирательного объединения по финансовым вопросам, представителя СМИ, члена избирательной комиссии, избранного депутата, или избранного должностного лица, или иного участника избирательного процесса, предусмотренного избирательным законодательством Российской Федерации, доступная для получения через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) по запросу, а также в его цифровом профиле.
Электронный бюллетень - бюллетень, подготовленный программно-техническими средствами в электронном виде, применяемый при проведении дистанционного электронного голосования и голосования на цифровых избирательных участках.
Иные термины и понятия применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
3. Предпосылки создания Цифровой платформы
Предпосылками создания Цифровой платформы как новой версии ГАС "Выборы" являются:
необходимость обеспечения возможности информационного взаимодействия участников избирательного (референдумного) процесса с использованием имеющих юридическую силу электронных документов, а также решения избирательными комиссиями задач, не связанных с выборами и референдумом, достигаемых путем разработки и внедрения цифровых сервисов;
необходимость обеспечения возможности голосования по месту нахождения избирателя, участника референдума на выборах (референдумах) федерального, регионального и муниципального уровней, в том числе дистанционно, с применением технических средств;
необходимость обеспечения полноты, актуальности и достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и скорости их обработки за счет взаимодействия с государственными информационными системами, централизованного сбора и обработки данных сведений;
необходимость снижения рисков нарушения безопасности информации за счет обеспечения технологической независимости, достигаемой путем перехода к использованию программного обеспечения российского происхождения и свободно распространяемого программного обеспечения.
4. Правовые основы создания Цифровой платформы
Цифровая платформа создается в соответствии со следующими правовыми актами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";
Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях";
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы";
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Перечень поручений по вопросам реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утвержденный Президентом Российской Федерации 28 февраля 2019 года N Пр-300);
законодательство субъектов Российской Федерации о выборах и референдуме;
Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации";
Паспорт федерального проекта "Цифровое государственное управление";
Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2022 года, одобренные постановлением ЦИК России от 30 октября 2019 года N 231/1727-7;
иные нормативные акты ЦИК России.
5. Цели и задачи создания Цифровой платформы
Целями создания Цифровой платформы являются:
совершенствование избирательного (референдумного) процесса Российской Федерации за счет его цифровизации, достижения нового уровня прозрачности и открытости, доступности избирательных (референдумных) процедур и действий для участников избирательного (референдумного) процесса путем предоставления цифровых сервисов и в том числе возможности голосования по месту нахождения, обеспечения полноты, актуальности и достоверности сведений, используемых в избирательном (референдумном) процессе;
повышение эффективности деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума) за счет применения цифровых технологий и платформенных решений на основе преимущественно отечественных разработок, обеспечивающих безопасность, бесперебойность и устойчивость их функционирования;
повышение уровня безопасности информации в ГАС "Выборы", защиты от несанкционированного доступа, в том числе при передаче данных по единой сети передачи данных и сети Интернет.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:
поочередное и поэтапное создание Цифровой платформы, ее инфраструктуры, подсистем и компонентов на основе преимущественно отечественных разработок с учетом требований технологической независимости, безопасности информации и устойчивости функционирования;
реализация в Цифровой платформе актуальных функций действующей ГАС "Выборы" версии 1.3.1 в соответствии с едиными принципами и подходами к созданию Цифровой платформы;
реализация на базе Цифровой платформы цифровых сервисов для участников избирательного (референдумного) процесса, поочередный вывод цифровых сервисов на ЕПГУ и на единый портал ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
организация взаимодействия комплексов средств автоматизации и иных технических средств избирательных комиссий с использованием единой сети передачи данных;
обеспечение на базе Цифровой платформы технической возможности оперативной реализации и вывода новых цифровых сервисов для участников избирательного (референдумного) процесса;
обеспечение доступности голосования по месту нахождения для избирателей (участников референдума), в том числе на цифровых избирательных участках, а также с использованием технологии дистанционного электронного голосования;
централизованный сбор, обработка, контроль и управление качеством сведений об избирателях (участниках референдума) и других участниках избирательного (референдумного) процесса, получаемых из информационных систем федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, в том числе Банка России, при сохранении возможности сбора, использования и проверки, а также повторного получения уточненных сведений об избирателях (участниках референдума), передаваемых с территориального уровня главами местных администраций, руководителями территориальных органов исполнительной власти, а также через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
реализация и использование реестровой модели данных и принципов однократного ввода данных и их многократного сквозного использования в Цифровой платформе, ее подсистемах и компонентах, накопление исходных данных с целью получения актуальных срезов производных данных на заданный период времени, систематизацию и гармонизацию получаемых и обрабатываемых данных;
предоставление доступа к Цифровой платформе избирательным комиссиям (комиссиям референдума) с учетом требований безопасности информации, а также другим участникам избирательного (референдумного) процесса посредством использования цифровых сервисов и единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
обеспечение взаимодействия избирательных комиссий (комиссий референдума) в рамках Цифровой платформы (в том числе с использованием имеющих юридическую силу электронных документов);
автоматизация деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума) на основе применения реестровой модели данных Цифровой платформы, использования цифровых сервисов и платформенных решений.
6. Принципы создания Цифровой платформы
Цифровая платформа создается в соответствии со следующими принципами:
наличия соответствующей нормативно-правовой базы при внедрении проектных и организационных решений по созданию Цифровой платформы;
преимущественного использования оборудования и программного обеспечения российского происхождения или свободно распространяемого программного обеспечения; разрешается использовать соответствующее импортное оборудование или программное обеспечение в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
максимально возможного использования существующих программно-технических средств и сервисов при создании Цифровой платформы, за исключением морально устаревших или выработавших срок полезного использования программно-технических средств;
использования реестровой модели для обеспечения неизменности данных и их защиты от потери или модификации в процессе управления данными, их качеством и обеспечением связанности на всех уровнях избирательного процесса;
соответствия проектных решений по созданию Цифровой платформы требованиям обеспечения безопасности информации, проведения оценки их соответствия требованиям уполномоченных государственных органов;
соблюдения принципов, перечисленных в статье 4 Федерального закона от 10 января 2010 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
7. Архитектура Цифровой платформы
7.1. Аппаратная инфраструктура Цифровой платформы
Инфраструктура Цифровой платформы состоит из программно-аппаратных комплексов Цифровой платформы, комплексов средств автоматизации избирательных комиссий, комплексов технических средств цифровых избирательных участков, связанных посредством единой сети передачи данных, технических средств подсчета голосов, стенда Цифровой платформы, специализированного программно-технического комплекса распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений.
Предлагаемая схема инфраструктуры Цифровой платформы отображена в приложении.
На комплексах средств автоматизации избирательных комиссий, стенде Цифровой платформы разворачивается программное обеспечение, включая общее программное обеспечение, функциональные и обеспечивающие подсистемы Цифровой платформы.
7.1.1. Программно-аппаратные комплексы Цифровой платформы
7.1.1.1. Для обеспечения отказоустойчивости Цифровой платформы и достижения целевых показателей надежности необходимо предусмотреть использование основного и не менее одного резервного программно-аппаратных комплексов, расположенных на территориально распределенных площадках.
7.1.1.2. Каждый программно-аппаратный комплекс должен размещаться на специализированном объекте, представляющем собой связанный комплекс информационно-телекоммуникационной и инженерной инфраструктуры, оборудование, коммуникации и части которых размещены в отдельном здании или выделенном комплексе помещений, подключенном к внешним инженерным и телекоммуникационным сетям и являющемся обособленным объектом охраны и режима.
В качестве компонентов основного и резервного программно-аппаратных комплексов Цифровой платформы должны использоваться изделия промышленного производства.
Выход из строя одного из компонентов программно-аппаратного комплекса не должен приводить к отказу всего программно-аппаратного комплекса, что должно обеспечиваться в том числе резервированием элементов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в составе каждого из программно-аппаратных комплексов.
Между основным и резервным программно-аппаратными комплексами Цифровой платформы должны быть обеспечены каналы передачи данных, проложенные по различным трассам.
Должна быть обеспечена физическая безопасность программно-аппаратных комплексов, включая создание видеонаблюдения, системы контроля доступа, сигнализации.
7.1.1.3. Данные Цифровой платформы должны синхронизироваться между основным и резервным программно-аппаратными комплексами. Переход на резервный программно-аппаратный комплекс в случае отказа основного должен осуществляться в автоматическом режиме без потери динамических данных или с восстановлением их в кратчайшие сроки. Также должна быть предусмотрена возможность использования ручного режима перехода с основного программно-аппаратного комплекса на резервный.
В целях обеспечения немедленного реагирования при возникновении нештатной или аварийной ситуации должны быть предусмотрены средства оповещения персонала, сопровождающего эксплуатацию Цифровой платформы.
Для обеспечения сохранности данных должно быть обеспечено резервирование систем хранения данных и информационных массивов программно-аппаратных комплексов Цифровой платформы.
7.1.1.4. В каждом программно-аппаратном комплексе должны выделяться два контура.
Закрытый контур, в котором должна размещаться вычислительная инфраструктура и базы данных Цифровой платформы, не взаимодействующие с внешними информационными системами.
Открытый контур, в котором должна размещаться вычислительная инфраструктура и базы данных Цифровой платформы, взаимодействующие с внешними информационными системами.
Порядок организации взаимодействия между закрытым и открытым контурами программно-аппаратного комплекса определяется в соответствии с положениями раздела 7.5 "Обеспечение безопасности информации".
7.1.1.5. Основной и резервный программно-аппаратные комплексы являются частью комплекса средств автоматизации ЦИК России.
7.1.2. Комплексы средств автоматизации
Комплексами средств автоматизации должны быть оснащены ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные и территориальные избирательные комиссии. Также комплексами средств автоматизации могут быть оснащены участковые избирательные комиссии.
7.1.2.1. Комплекс средств автоматизации ЦИК России включает в себя программно-аппаратные комплексы Цифровой платформы с установленным на них специальным программным обеспечением Цифровой платформы, автоматизированные рабочие места членов ЦИК России, федеральных государственных гражданских служащих Аппарата ЦИК России, работников подведомственных ЦИК России учреждений, телекоммуникационное оборудование и предназначен для автоматизации процессов деятельности ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России и предоставления доступа к Цифровой платформе прочим участникам избирательного процесса, в том числе нижестоящим избирательным комиссиям.
7.1.2.2. Комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, участковых избирательных комиссий могут включать в себя автоматизированные рабочие места членов и работников аппаратов соответствующих избирательных комиссий с установленным на них общим программным обеспечением, специальным программным обеспечением Цифровой платформы, телекоммуникационное оборудование и предназначены для автоматизации деятельности соответствующих избирательных комиссий путем использования специального программного обеспечения Цифровой платформы. Взаимодействие указанных комплексов средств автоматизации с программно-аппаратными комплексами должно обеспечиваться средствами подсистемы связи и передачи данных Цифровой платформы с использованием единой сети передачи данных. Комплекс средств автоматизации избирательной комиссии муниципального образования по своему составу аналогичен комплексу средств автоматизации территориальной избирательной комиссии, но формируется по отдельному решению уполномоченной избирательной комиссии.
7.1.3. Комплекс технических средств цифрового избирательного участка
Комплексами технических средств цифрового избирательного участка (далее - КТС ЦУ) должны оснащаться цифровые избирательные участки, определенные (образованные) уполномоченной избирательной комиссией (комиссией референдума).
Связь КТС ЦУ с программно-аппаратными комплексами должна обеспечиваться средствами подсистемы связи и передачи данных Цифровой платформы с использованием единой сети передачи данных.
7.1.4. Технические средства подсчета голосов
Технические средства подсчета голосов (комплексы обработки избирательных бюллетеней) должны размещаться на избирательных участках, участках референдума, определенных (образованных) уполномоченной избирательной комиссией (комиссией референдума), и обеспечивать автоматизированный прием бюллетеней и подсчет голосов избирателей, участников референдума по всем одновременно проводимым выборам, референдумам с выдачей отдельных протоколов об итогах голосования по каждому из них.
7.1.5. Стенд Цифровой платформы
Стенд Цифровой платформы должен представлять собой комплекс программно-технических средств, реализованный на базе технических решений программно-аппаратного комплекса Цифровой платформы, включая технические решения по обеспечению безопасности информации и связи, общесистемному программному обеспечению, специальному программному обеспечению функциональных подсистем Цифровой платформы, в объеме, достаточном для отработки технических решений по Цифровой платформе.
Стенд Цифровой платформы предназначен для автоматизации процессов тестирования программного обеспечения, оборудования и апробации предлагаемых технических решений создаваемой Цифровой платформы, в том числе по защите информации, отработки изменений, предназначенных для внесения в конструкторскую и эксплуатационную документацию, управления версиями обновлений программного кода и документации.
7.1.6. Специализированный программно-технический комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов
Специализированный программно-технический комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов, функционирующий в составе Цифровой платформы совместно со специальным программным обеспечением и инфраструктурой Цифровой платформы, в частности с подсистемой регистра участников избирательного (референдумного) процесса, должен обеспечивать выполнение функций Цифровой платформы по автоматизированной поддержке деятельности членов избирательных комиссий и экспертов по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и действительности их подписей, а также обеспечивать предоставление связанных с этим цифровых сервисов Цифровой платформы, в том числе за счет реализации, поддержки функционирования и применения обучаемых (настраиваемых) нейросетевых моделей и интеллектуальных алгоритмов, обрабатывающих цифровые изображения подписных листов.
7.1.7. Программно-технический комплекс дистанционного электронного голосования
Программно-технический комплекс дистанционного электронного голосования (далее - ПТК ДЭГ) представляет собой совокупность объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, общего и специального программного обеспечения для предоставления избирателям (участникам референдума) возможности реализации своего активного избирательного права (права на участие в референдуме) по месту нахождения при проведении федеральных выборов и референдума, выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены ЦИК России.
ПТК ДЭГ является самостоятельным, взаимодействующим с Цифровой платформой при подготовке и проведении дистанционного электронного голосования программно-техническим комплексом и не входит в состав инфраструктуры Цифровой платформы.
ПТК ДЭГ может размещаться на базе предоставленной вычислительной инфраструктуры, в том числе на базе инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - инфраструктура электронного правительства), и (или) на базе государственной единой облачной платформы.
7.2. Общесистемное программное обеспечение
Общесистемное программное обеспечение должно быть зарегистрировано в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, соответствовать требованиям безопасности информации либо должно выбираться по согласованию с уполномоченными государственными органами.
Система виртуализации должна применяться для обеспечения эффективного использования аппаратных ресурсов, снижения стоимости обслуживания и повышения отказоустойчивости и управляемости Цифровой платформы. Система виртуализации должна обеспечивать возможности создания и поддержки функционирования отказоустойчивых программно-аппаратных комплексов.
Базы данных должны быть реализованы c использованием современных высокопроизводительных систем управления базами данных.
7.3. Функциональные подсистемы Цифровой платформы
Проектируемая Цифровая платформа должна включать в себя следующие функциональные подсистемы:
подсистема регистра участников избирательного (референдумного) процесса (далее - подсистема "Регистр участников избирательного процесса") должна обеспечивать:
ведение базы персональных данных обо всех участниках избирательного (референдумного) процесса, в том числе иностранных гражданах, обладающих активным и пассивным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, правом на участие в местном референдуме на основании законодательства и международных договоров Российской Федерации, а также гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих за пределами территории Российской Федерации;
возможность уточнения на основании обращения участника избирательного (референдумного) процесса его персональных данных и данных о регистрации по месту жительства в случае, если такие данные могут быть подтверждены ведомственными системами;
актуализацию базы персональных данных об участниках избирательного (референдумного) процесса, в том числе за счет взаимодействия с внешними источниками на основе цифровых данных;
ведение реестра юридически значимых записей, подтверждающих правовой статус граждан в избирательном процессе с целью предоставления цифровых удостоверений, доступных для получения через СМЭВ по запросу, а также для передачи в их цифровые профили;
установление численности избирателей, участников референдума на территориях муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории, города федерального значения, субъекта Российской Федерации, избирательного округа, а также избирателей, участников референдума, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, должно осуществляться по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года;
возможность проверки данных об избирателях, проставивших подписи в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (инициативы проведения референдума), в том числе собранных с использованием ЕПГУ, в случаях, предусмотренных избирательным законодательством Российской Федерации, и отправку поступивших с использованием ЕПГУ данных об избирателях, проставивших подписи, в соответствующую избирательную комиссию;
обработку сведений об избирателях, участниках референдума, голосующих по месту нахождения, в том числе на цифровых избирательных участках, а также сведений о фактах получения ими бюллетеней для голосования;
формирование списков избирателей, участников референдума, в том числе электронных списков избирателей, участников референдума для цифровых избирательных участков и участников дистанционного электронного голосования.
Подсистема автоматизации избирательных процессов должна обеспечивать:
обработку принятых правовых актов и судебных решений с формированием формализованных показателей избирательной кампании, кампании референдума;
автоматизацию процессов подготовки и проведения избирательной кампании, кампании референдума;
обработку цифровых документов (заявлений), поступающих в результате реализации заявительных цифровых сервисов от участников избирательного (референдумного) процесса;
взаимодействие с комплексами технических средств цифровых избирательных участков и ПТК ДЭГ, включая сбор и обработку данных о голосовании;
возможность определения границ избирательных округов и избирательных участков, участков референдума, в том числе с использованием цифровых картографических данных государственных органов власти и органов местного самоуправления;
определение возможности сбора подписей кандидатами и избирательными объединениями в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (инициативы проведения референдума) на ЕПГУ в соответствии с действующим избирательным законодательством Российской Федерации;
предоставление организующим выборы избирательным комиссиям возможности запроса юридически значимых документов в электронном виде, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов на выборах различного уровня и выдвижения кандидатур в составы избирательных комиссий;
возможность получения, проверки и контроля агитационных материалов, предоставленных по установленной форме кандидатами и избирательными объединениями;
контроль избирательных фондов, фондов референдума и процесса агитации, включая взаимодействие с кредитными организациями;
предоставление разрешения на открытие специального избирательного счета кандидата или избирательного объединения в электронном виде для передачи его в территориальное отделение Сбербанка России и получения уведомления в электронной форме об открытии счета;
ведение кадрового учета избирательных комиссий, комиссий референдума.
Подсистема предоставления цифровых сервисов предназначена для формирования сведений для цифровых сервисов, предоставляемых участникам избирательного (референдумного) процесса, и передачи сведений, получаемых от участников избирательного (референдумного) процесса, в рамках предоставления им цифровых сервисов, в том числе с использованием личных кабинетов на ЕПГУ.
Подсистема управления нормативно-справочной информацией предназначена для унификации данных, обеспечения единого нормативно-справочного пространства для всех подсистем Цифровой платформы с централизованными процедурами создания и ведения справочников.
Подсистема "Интернет-портал ЦИК России" предназначена для оперативного предоставления информации о ходе выборов, референдума, предварительных и окончательных итогах голосования, результатах выборов, референдума, предоставления цифровых сервисов для участников избирательного (референдумного) процесса, освещения деятельности ЦИК России, подведомственных ЦИК России учреждений, избирательных комиссий Российской Федерации, в том числе территориальных избирательных комиссий, информация о которых отображается на отдельных веб-страницах. В состав подсистемы включаются функции личных кабинетов участников избирательного (референдумного) процесса, а также личных кабинетов сервисных центров по обеспечению эксплуатации и сервисному обслуживанию комплексов средств автоматизации.
Подсистема документооборота и управления цифровым контентом предназначена для формирования единого цифрового информационного пространства системы избирательных комиссий, комиссий референдума и подведомственных ЦИК России учреждений в части ведения внутреннего и внешнего документооборота, обработки обращений граждан, архивного делопроизводства, обработки информации о результатах рассмотрения в судах дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, информационно-справочного обслуживания деятельности, управления задачами и поручениями, а также для построения эффективной и прозрачной системы работы с документами.
Подсистема отображения информации коллективного пользования предназначена для динамического представления данных о подготовке, ходе и итогах голосования на выборах всех уровней и референдуме, в том числе на основе картографических данных, имеющихся в Цифровой платформе, а также для использования средств визуального отображения в межвыборный период, для проведения видеоконференций, презентаций и обеспечения повседневной деятельности ЦИК России.
Подсистема автоматизации контроля финансирования политических партий предназначена для обеспечения проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений (ежегодная и ежеквартальная отчетность о финансировании их текущей деятельности) в виде имеющих юридическую силу электронных документов, а также контроля источников и размеров имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов и пожертвований граждан и юридических лиц, а также источников денежных средств и иного имущества политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, полученных в результате совершения сделок.
Подсистема внешнего взаимодействия должна обеспечивать двусторонний обмен данными с государственными и иными информационными системами для получения и проверки соответствующих сведений, в том числе с информационной системой Банка России, в том числе с использованием СМЭВ, НСУД и системы межведомственного электронного документооборота.
Подсистема взаимодействия с ПТК ДЭГ обеспечивает передачу в ПТК ДЭГ исходных данных о голосовании, прием из ПТК ДЭГ данных о ходе голосовании и об итогах голосования, а также работу с электронными списками участников дистанционного электронного голосования, в том числе со сведениями о фактах получения участниками дистанционного электронного голосования доступа к бюллетеню дистанционного электронного голосования.
Информационно-справочная подсистема обеспечивает автоматизацию построения стандартных отчетов, формирования шаблонов отчетов и анализа данных об избирательном (референдумном) процессе, содержащихся в базе данных Цифровой платформы.
Подсистема управления финансами должна обеспечивать автоматизацию следующих процессов финансовой и хозяйственной деятельности:
учет расходов на выборы, референдум Российской Федерации;
ведение бухгалтерского учета;
расчет заработной платы;
закупки и учет товарно-материальных ценностей;
прочие процессы финансовой деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума и подведомственных ЦИК России учреждений.
Подсистема обучения кадров предназначена для обеспечения и поддержания необходимого уровня квалификации специалистов и пользователей Цифровой платформы в соответствии с их функциональными обязанностями и квалификационными требованиями, а также для подготовки работников, осуществляющих обучение специалистов и пользователей Цифровой платформы.
7.4. Обеспечивающие сервисы и подсистемы
Проектируемая Цифровая платформа должна включать в себя следующие обеспечивающие подсистемы:
подсистема управления и контроля функционирования предназначена для управления программным и аппаратным обеспечением, управления параметрами настроек программно-аппаратных комплексов Цифровой платформы, осуществления непрерывного централизованного мониторинга и журналирования параметров подсистем Цифровой платформы, системных событий, состояния серверов и другого оборудования.
Подсистема обеспечения безопасности информации предназначена для обеспечения функционирования Цифровой платформы в условиях воздействия актуальных угроз безопасности информации. Подсистема включает в себя следующие основные компоненты:
компонент, реализующий единую идентификацию, аутентификацию и авторизацию пользователей Цифровой платформы;
компонент работы с электронной подписью;
компонент централизованного анализа журналов и аудита событий;
прочие информационно-технологические компоненты, необходимые для обеспечения функционирования подсистемы безопасности информации.
Подсистема связи и передачи данных - информационно-телекоммуникационная мультисервисная сеть, предназначенная для обмена различными видами трафика и данными между комплексами средств автоматизации избирательных комиссий, комиссий референдума, на базе сервисов единой сети передачи данных.
Подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания предназначена для автоматизации процессов обеспечения эксплуатации программно-технических средств и сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации, а также деятельности сервисных центров по обеспечению эксплуатации и сервисному обслуживанию комплексов средств автоматизации.
Цифровая платформа предоставляет следующие основные инфраструктурные сервисы:
электронная почта для пользователей Цифровой платформы;
обмен файлами и файловое хранилище;
телефония;
видеоконференцсвязь;
сервис каталога пользователей Цифровой платформы.
7.5. Обеспечение безопасности информации
Цифровая платформа должна соответствовать нормативным требованиям в области защиты информации, предъявляемым к информационным системам персональных данных и государственным информационным системам соответствующих уровней и классов защищенности, включая требования, предъявляемые непосредственно к ГАС "Выборы".
С целью обеспечения возможности проведения поэтапной аттестации Цифровой платформы на основе типовых составных частей и последующего распространения области действия аттестатов на соответствующие уже аттестованным однотипные составные части необходимо проведение сегментации Цифровой платформы, проведение отдельной классификации составных частей и определение для них вероятных нарушителей и актуальных угроз безопасности информации.
Для подтверждения полноты и корректности реализованных требований по безопасности информации в отношении Цифровой платформы должна быть проведена последующая оценка эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности информации.
Защита удаленного доступа к сервисам Цифровой платформы должна обеспечиваться сертифицированными средствами криптографической защиты информации. Основные операции по обработке и обмену информацией между подсистемами и компонентами Цифровой платформы осуществляются централизованно на программно-аппаратных комплексах Цифровой платформы.
Для обеспечения устойчивости в условиях попыток злонамеренных воздействий, а также уменьшения последствий при потенциальной компрометации в Цифровой платформе должны быть реализованы два контура - открытый и закрытый. Внутри контуров необходимо реализовать сегментирование на основании типов и критичности обрабатываемых данных.
Между открытым и закрытым контурами должно быть реализовано автоматизированное информационное взаимодействие с использованием средств однонаправленной передачи данных, гарантирующих исключение возможности непосредственного сетевого взаимодействия между контурами, в том числе из-за сбоев и ошибок функционирования и конфигурирования сетевого оборудования.
Открытый контур Цифровой платформы предназначен для организации взаимодействия с участниками избирательного (референдумного) процесса через Интернет и с внешними информационными системами. Обработка в открытом контуре информации, не являющейся общедоступной, будет осуществляться под контролем механизмов разграничения прав доступа, в том числе идентификации/аутентификации и авторизации, передача такой информации - по защищенным каналам связи в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения эффективной защиты Цифровой платформы от различных видов атак необходимо реализовать эшелонированную систему безопасности на всех уровнях: аппаратном, сетевом, системном, прикладном, а также на уровне сервисов. С целью исключения неправомерного доступа пользователей к информационным ресурсам Цифровой платформы должна быть внедрена централизованная система управления идентификационными данными и правами доступа пользователей.
В результате реализации системы обеспечения информационной безопасности должна быть обеспечена возможность функционирования Цифровой платформы и ее сегментов в условиях непрерывного воздействия угроз безопасности информации на систему.
7.6. Использование сетей связи в Цифровой платформе
Обеспечение связи в инфраструктуре Цифровой платформы планируется посредством единой сети передачи данных, к которой согласно разрабатываемым планам планируется подключение комплексов средств автоматизации избирательных комиссий, комплексов технических средств цифровых избирательных участков и программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования.
Подключение комплексов технических средств цифровых избирательных участков должно осуществляться на базе подключения к единой сети передачи данных социально значимых объектов (общеобразовательные организации в городских и сельских населенных пунктах).
Подсистема связи и передачи данных должна представлять мультисервисную, маршрутизируемую, виртуальную частную сеть, которая обеспечивает передачу информации по протоколу IP.
На основе механизмов качества обслуживания должно быть обеспечено приоритетное обслуживание трафика, чувствительного к потерям пакетов информации.
Достоверность передачи информации должна быть обеспечена путем исключения возможности изменения как структуры пакетов информации, так и содержимого служебных заголовков и блоков данных пакетов информации.
Доступность сети передачи данных (коэффициент готовности сети передачи данных в соответствии с требованиями приказа Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27 сентября 2007 года N 113 "Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования") не должна быть ниже 0,99 за один месяц.
8. Разработка и внедрение Цифровой платформы
8.1. Организация управления процессом разработки
При разработке Цифровой платформы должны предъявляться единые требования по выбору технологических решений, включающих языки программирования, операционные системы, системы управления базами данных, пользовательские интерфейсы, а также требования к обеспечению безопасности информации.
На стадии проектирования должны прорабатываться единые технические требования к Цифровой платформе, включающие в том числе требования по защите информации, которые должны быть реализованы всеми разработчиками Цифровой платформы.
Для разработки Цифровой платформы должны применяться следующие общие инструменты:
база совместно используемой документации технических решений;
система хранения исходного кода;
система управления задачами и проектами разработки;
средства проектирования пользовательских интерфейсов;
система сборки и проверки качества.
Применяемые решения должны обеспечивать:
встроенную систему разграничения прав доступа между разработчиками;
автоматизацию рабочих процессов;
масштабирование и изменение налаженных процессов.
На стадии разработки Цифровой платформы разработанные модули программного обеспечения должны проходить следующие стадии тестирования:
функциональное тестирование;
интеграционное тестирование;
регрессионное тестирование (в случае необходимости).
8.2. Очередность создания и внедрения Цифровой платформы
Цифровая платформа создается в две очереди.
Первая очередь Цифровой платформы создается в срок до декабря 2021 года.
Вторая очередь - с января 2021 до декабря 2022 года.
8.2.1. Состав очередей
8.2.1.1. Первая очередь
В состав первой очереди Цифровой платформы входят следующие функциональные подсистемы (их функции):
подсистема "Регистр участников избирательного процесса";
подсистема автоматизации избирательных процессов - за исключением функций контроля процесса агитации и работы с агитационными материалами, контроля избирательных фондов, фондов референдума и взаимодействия с кредитными организациями, разрешения на открытие специального избирательного счета кандидата или избирательного объединения, ведения кадрового учета избирательных комиссий, комиссий референдума;
подсистема предоставления цифровых сервисов в объеме функций, необходимых для обеспечения предоставления цифровых сервисов для участников избирательного процесса, предоставляемых в 2019-2020 годах в пилотном режиме;
подсистема внешнего взаимодействия.
В рамках первой очереди Цифровой платформы создается аппаратная инфраструктура в составе отдельного программно-аппаратного комплекса, а также создаются следующие обеспечивающие подсистемы:
подсистема связи и передачи данных;
подсистема обеспечения безопасности информации.
Программно-аппаратный комплекс и обеспечивающие подсистемы реализуются в объеме, необходимом для обеспечения функционирования функциональных подсистем первой очереди, а также их совместного функционирования с действующей ГАС "Выборы" версии 1.3.1.
В рамках первой очереди Цифровой платформы также создается Стенд Цифровой платформы.
8.2.1.2. Вторая очередь
В состав второй очереди Цифровой платформы входят следующие функциональные подсистемы (их функции):
подсистема автоматизации избирательных процессов - в объеме функций, необходимых для реализации полной функциональности подсистемы;
подсистема взаимодействия с программно-техническим комплексом дистанционного электронного голосования;
подсистема автоматизации контроля финансирования политических партий;
подсистема управления нормативно-справочной информацией;
информационно-справочная подсистема;
подсистема отображения информации коллективного пользования;
подсистема предоставления цифровых сервисов в объеме функций, необходимых для обеспечения предоставления цифровых сервисов для участников избирательного процесса, реализуемых и предоставляемых в 2021 году и далее в соответствии с Основными направлениями развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" до 2022 года, одобренными постановлением ЦИК России от 30 октября 2019 года N 231/1727-7;
подсистема "Интернет-портал ЦИК России";
подсистема документооборота и управления цифровым контентом;
подсистема управления финансами;
подсистема обучения кадров.
В рамках второй очереди Цифровой платформы в составе аппаратной инфраструктуры создается второй отдельный программно-аппаратный комплекс, а также выполняется деление созданных в рамках первой и второй очереди программно-аппаратных комплексов на основной и резервный.
В рамках второй очереди Цифровой платформы создаются следующие обеспечивающие подсистемы:
подсистема управления и контроля функционирования;
подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания;
подсистема связи и передачи данных;
подсистема обеспечения безопасности информации.
Подсистема связи и передачи данных и подсистема обеспечения безопасности информации в рамках второй очереди реализуются в объеме, необходимом для обеспечения функционирования функциональных подсистем второй очереди и использования Цифровой платформы в целом.
В рамках второй очереди Цифровой платформы при необходимости дорабатываются функциональные и обеспечивающие подсистемы первой очереди, дорабатывается и дооснащается программно-аппаратный комплекс первой очереди.
8.2.1.3. Дополнительные мероприятия
В рамках создания Цифровой платформы по мере необходимости и вне деления на очереди выполняются следующие дополнительные мероприятия:
1) мероприятия по нормативно-правовому обеспечению создания и использования Цифровой платформы, в рамках которых проводится подготовка предложений по изменению законодательства о выборах и референдумах, и нормативных актов ЦИК России;
2) мероприятия по подготовке федеральных государственных гражданских служащих Аппарата ЦИК России, работников ФЦИ при ЦИК России, членов нижестоящих избирательных комиссий, работников их аппаратов, в том числе системных администраторов по вопросам перехода к использованию и эксплуатации Цифровой платформы;
3) мероприятия по проектированию и разработке проектной документации:
на обеспечивающие инфраструктурные сервисы Цифровой платформы;
модернизацию локальной вычислительной сети комплекса средств автоматизации ЦИК России в целях обеспечения использования Цифровой платформы;
модернизацию комплексов средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципального образования, участковых избирательных комиссий как типовых объектов информатизации в целях обеспечения использования Цифровой платформы;
доработку действующей ГАС "Выборы" версии 1.3.1 с целью применения в качестве резервной системы;
4) мероприятия по реализации в соответствии с разработанной проектной документацией:
обеспечивающих инфраструктурных сервисов Цифровой платформы;
модернизации локальной вычислительной сети комплекса средств автоматизации ЦИК России, в том числе в части замены пользовательских операционных систем и офисного программного обеспечения на автоматизированных рабочих местах;
модернизации комплексов средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе в части дооснащения и(или) замены в составе комплексов средств автоматизации технических средств, операционных систем и офисного программного обеспечения на серверах и автоматизированных рабочих местах;
доработке действующей ГАС "Выборы" версии 1.3.1 с целью применения в качестве резервной системы.
8.2.2. Ожидаемые результаты
8.2.2.1. Первая очередь
Ожидаемые результаты реализации первой очереди:
завершено проектирование первой очереди Цифровой платформы;
развернут и готов к применению стенд Цифровой платформы;
развернут, подключен к единой сети передачи данных и готов к применению программно-аппаратный комплекс первой очереди Цифровой платформы; обеспечена прямая сетевая связанность программно-аппаратного комплекса первой очереди Цифровой платформы с комплексом средств автоматизации ЦИК России;
развернута и готова к применению подсистема обеспечения безопасности первой очереди Цифровой платформы;
проведена аттестация (закрытого контура) программно-аппаратного комплекса первой очереди Цифровой платформы по требованиям безопасности информации к государственным информационным системам первого класса защищенности и второго уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах;
комплексы средств автоматизации ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований подключены к единой сети передачи данных;
на комплексы средств автоматизации ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований установлено общее программное обеспечение для работы с Цифровой платформой - веб-браузер "Спутник";
реализована функциональность первой очереди Цифровой платформы, в том числе подсистемы "Регистр участников избирательного процесса";
разработан регламент ведения и использования регистра участников избирательного процесса;
проведена подготовка пользователей Цифровой платформы по вопросам использования функциональности первой очереди;
проведены предварительные испытания Цифровой платформы в объеме функциональности первой очереди;
функциональность первой очереди Цифровой платформы принята в опытную эксплуатацию;
отдельные компоненты первой очереди Цифровой платформы применены на выборах в 2020-2021 годах при проведении голосования на цифровых избирательных участках и дистанционного электронного голосования;
проведена оценка результатов применения Цифровой платформы на выборах в 2020-2021 годах, выявленные недостатки Цифровой платформы устранены.
8.2.2.2. Вторая очередь
Ожидаемые результаты реализации второй очереди и дополнительных мероприятий:
завершено проектирование второй очереди Цифровой платформы;
развернут программно-аппаратный комплекс второй очереди Цифровой платформы, обеспечены отказоустойчивость и резервирование основных подсистем;
развернута подсистема обеспечения безопасности второй очереди Цифровой платформы;
реализована функциональность второй очереди Цифровой платформы, в том числе подсистемы автоматизации избирательного процесса в полном объеме;
уточнена и реализована функциональность подсистемы взаимодействия с программно-техническим комплексом дистанционного электронного голосования на основе оценки результатов проведения дистанционного электронного голосования на выборах в 2020-2021 годах;
реализованы обеспечивающие инфраструктурные сервисы;
проведены предварительные испытания второй очереди и Цифровой платформы в целом;
проведена аттестация Цифровой платформы в целом по требованиям безопасности информации к государственным информационным системам первого класса защищенности и второго уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах; а также аттестация отдельных сегментов Цифровой платформы по меньшим классам и уровням защищенности в соответствии с принятыми подходами к сегментации и утвержденными актами классификации;
проведена подготовка пользователей Цифровой платформы по вопросам перехода к использованию Цифровой платформы в целом;
первая и вторая очереди Цифровой платформы приняты и находятся в опытной эксплуатации;
в законодательство Российской Федерации внесены изменения, необходимые для перехода к использованию Цифровой платформы;
обработка заявлений о включении в списки избирателей, участников референдума по месту нахождения (мобильный избиратель), а также о голосовании на цифровых избирательных участках и об участии в дистанционном электронном голосовании ведется в подсистеме "Регистр участников избирательного процесса" Цифровой платформы;
проведена замена пользовательских операционных систем на автоматизированных рабочих местах избирательных комиссий;
проведены комплексные приемочные испытания Цифровой платформы;
завершено создание Цифровой платформы как новой версии ГАС "Выборы", включая обеспечивающие подсистемы и сервисы;
определена функциональность действующей ГАС "Выборы" версии 1.3.1 с целью ее применения в качестве резервной системы;
обеспечена готовность к использованию функциональности действующей ГАС "Выборы" версии 1.3.1 с целью ее применения в качестве резервной системы;
Цифровая платформа применена на выборах в единый день голосования 2022 года.
9. Ожидаемый социально-экономический эффект от создания Цифровой платформы
Социально-экономический эффект от создания и внедрения Цифровой платформы состоит в повышении:
удобства для всех участников избирательного (референдумного) процесса путем обеспечения технологической возможности предоставления неограниченного количества цифровых сервисов, механизмов электронного голосования, в том числе дистанционного;
доверия к избирательной системе за счет обеспечения прозрачности избирательного (референдумного) процесса.
Экономический эффект от применения Цифровой платформы складывается из снижения временных издержек как для граждан, так и для государства в лице избирательных комиссий, комиссий референдума разного уровня, а также увеличения стоимостной доли закупаемого и (или) арендуемого программного обеспечения российского происхождения.
Снижение временных издержек для граждан предполагается обеспечить за счет доступности и адресности информирования по всем вопросам избирательного (референдумного) процесса, а также использования цифровых сервисов, электронного голосования; для государства - за счет повышения качества обрабатываемых данных и соответствующего ускорения отдельных процедур в рамках избирательного (референдумного) процесса.
Перечень сокращений
АРМ |
Автоматизированное рабочее место |
ДЭГ |
Дистанционное электронное голосование |
ЕСПД |
Единая сеть передачи данных |
ИКМО |
Избирательная комиссия муниципального образования |
ИКСРФ |
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации |
КОИБ |
Комплекс обработки избирательных бюллетеней |
КСА |
Комплекс средств автоматизации |
КТС |
Комплекс технических средств |
ОИК |
Окружная избирательная комиссия |
ПАК |
Программно-аппаратный комплекс |
ПТК |
Программно-технический комплекс |
СМЭВ |
Федеральная государственная информационная "Единая система межведомственного электронного взаимодействия" |
СПТК ПЛ |
Специализированный программно-технический комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов |
ТИК |
Территориальная избирательная комиссия |
ЦУ |
Цифровой участок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.