Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть первая. Рекомендации по совершенствованию мероприятий по поддержке центров для органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Рекомендуется разработка методических рекомендаций к стандартам оказания услуг помощи родителям в части применения требований по качеству и количеству услуг и реализация мероприятий, направленных на совершенствование качества оказываемых центрами услуг помощи для достижения установленных показателей.
Рекомендуется реализация мероприятий, направленных на развитие центрами групповых форм оказания услуг помощи родителям, включая разработку методического и информационного обеспечения групповых форм оказания помощи, в том числе совместной деятельности родителей с детьми при сопровождении консультантом.
Рекомендуется принять методику определения нормативных затрат на оказание услуг психолого-педагогической, консультационной и методической помощи в целях обеспечения финансовой устойчивости деятельности консультационных центров (служб). Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение психолого-педагогической, методической, диагностической и консультационной помощи (далее - помощь) без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставление помощи является расходным обязательством регионального уровня. Другие категории родителей (законных представителей) обучающихся также могут быть заинтересованы в получении подобной помощи, однако в их отношении право на бесплатное получение помощи не предусмотрено законодательством.
Таким образом, федеральное законодательство содержит такое расходное обязательство субъектов Российской Федерации, как обеспечение предоставления помощи соответствующим категориям граждан, в рамках специально образованных для этого консультационных центров, которые могут быть созданы в том числе как структурное подразделение уже существующих образовательных организаций.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи внесены в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Решением Министерства финансов Российской Федерации о согласовании или об отказе в согласовании с указанием причины отказа реестровой записи, сформированной (измененной) федеральным органом исполнительной власти при формировании и ведении общероссийских базовых (отраслевых) и федеральных перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг и работ от 6 августа 2019 г. N 7442801250 в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" было coгласовано внесение изменения в Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, а также добавлена бесплатная услуга "Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь", код базовой услуги - N БЖ35, по виду деятельности "Дошкольное образование", реестровая запись с временным уникальным номером - 05000100010000000200100.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2019 года N 784 внесены изменения в перечень общественно полезных услуг. Указанным Постановлением Правительства в пункт 10 перечня общественно полезных услуг внесена психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) детей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2020 года N 256 внесены изменения в Приложение 3 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, в частности пункт 10 дополнен абзацем о включении психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а пункт 15 указанных Правил дополнен словами "в том числе проведение консультативных и просветительских мероприятий".
Данные изменения нормативных правовых актов обеспечивают возможность органам государственной власти субъектов Российской# формировать нормативные затраты на оказание указанных услуг, а также включать услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи в государственные задания на оказание государственных услуг.
Услуги иным категориям граждан, не имеющим права на бесплатное получение услуги, могут оказываться в форме приносящей доход деятельности, либо за счет средств пожертвований, если пожертвования на подобные цели поступят организации. В случае оказания услуг как вида приносящей доход деятельности определение стоимости услуги осуществляется организацией с учетом требований гражданского законодательства, включая требования о некоммерческих организациях и автономных учреждениях.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи определяются исходя из содержащейся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги, и показателей, отражающих содержание и (или) условия (формы) оказания государственных (муниципальных) услуг.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи определяются в расчете на человеко-час по каждому виду услуг.
При определении нормативных затрат рекомендуется применять нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами Минпросвещения России, нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе актами органов государственной власти и местного самоуправления, строительными и санитарными нормами и правилами, с учетом показателей форм федерального статистического наблюдения, с учетом данных федеральной службы государственной статистики в соответствии с примерными образовательными программами и приоритетами государственной политики в данной сфере.
Рекомендуемый перечень составляющих нормативных затрат включает в себя следующие элементы:
1 |
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда специалистов службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи (далее - специалисты) и других работников образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права |
2 |
Затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе оказания государственной услуги с учетом срока полезного использования |
3 |
Затраты на приобретение методической литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги |
4 |
Затраты на повышение квалификации специалистов, в том числе связанные с наймом жилого помещения, и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) специалистов на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг |
5 |
Затраты на прохождение специалистами периодических медицинских осмотров |
6 |
Затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо |
7 |
Затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи) |
8 |
Затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества |
9 |
Затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, Интернет |
10 |
Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд специалистов до места прохождения повышения квалификации и обратно |
11 |
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников организаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права |
Исходя из практики реализации проектов развития центров, целесообразно продолжать реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы центров. Такое развитие выражается в улучшении условий предоставления услуг помощи родителям как одного из аспектов качества услуг.
Исходя из практики работы центров, рекомендуется разработать отдельные методические рекомендации для центров по вопросам кадрового обеспечения оказания услуг помощи родителям, в частности, рассмотрев такие возможности как заключение трудовых договоров по основному месту работы и по совместительству, возложение дополнительных обязанностей в порядке совмещения должностей, а также привлечение исполнителей на основании гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг, в том числе с гражданами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей и самозанятых, а также с юридическими лицами. Рекомендуется, чтобы в документе были подробно освещены все достоинства и недостатки перечисленных вариантов, описаны риски как для организации, в части переквалификации гражданско-правового договора в трудовой и в части нарушения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг, так и для исполнителя по договорам гражданско-правового характера. Документ рекомендуется снабдить сравнительной таблицей вариантов и алгоритмом выбора подходящего варианта, а также чек-листом рисков для каждого варианта кадрового обеспечения.
Исходя из практики работы центров, рекомендуется разработать отдельные методические рекомендации для центров по вопросам методического и информационного обеспечения работы центров, в том числе включая вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и их использования в рамках работы центров.
Рекомендуется продолжать работу по повышению квалификации сотрудников центров, включая как повышение квалификации консультантов (специалистов) по содержательным вопросам работы с родителями при оказании услуг помощи, так и повышение квалификации административных работников центров, занятых в организации деятельности центра, оказания услуг помощи, в организации приносящей доход деятельности, обеспечении центра кадрами, материально-технической базой, информационными и методическими ресурсами.
Рекомендуется разработка методических рекомендаций в части оплаты труда работников центров, с учетом нормирования их рабочего времени, уровня их квалификации и стимулирования достижения показателей эффективности труда.
Рекомендуется разработка примерной формы эффективного контракта с руководителем центра, со специалистом (консультантом) центра, с уточнением должностных обязанностей, показателей и критериев эффективности, для использования в качестве методической разработки центрами.
Рекомендуется реализация мероприятий, направленных на формирование в составе центров библиотек, ресурсных центров для родителей, укомплектованных литературой и иными информационными ресурсами по вопросам образования детей (их обучения и воспитания), раннего развития, коррекции отклонений в развитии ребенка, различных видов помощи ребенку, имеющему трудности в освоении образовательных программ и развитии. При этом библиотеки, ресурсные центры могут представлять собой не только набор ресурсов, доступных для родителей, но и разработку удобной и понятной системы навигации и выбора качественных и проверенных ресурсов, созданных с высокой степенью профессионализма. Экспертная работа по отбору ресурсов и формированию системы навигации может осуществляться как центрами в пределах юридического лица, так и в рамках сетевого взаимодействия.
Рекомендуется разработка методических рекомендаций о способах учета мнения родителей, получивших услугу помощи, и вариантах оценки как качества оказанной услуги в части содержания консультации и его соответствия запросу, так и условий оказания услуги в части времени ожидания, удобства записи, комфортности зоны ожидания и подобных условий. Методические рекомендации должны включать в себя несколько различных механизмов оценивания, что позволило бы выбирать подходящие механизмы и использовать их в реальной деятельности центров по итогам оказания услуг помощи для оценки родителями качества полученной услуги по ряду ключевых критериев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.