Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть третья. Рекомендации по совершенствованию мероприятий по поддержке центров для специалистов центров - консультантов центров
Консультанты центров могут принять участие в разработке рекомендаций по совершенствованию мероприятий по поддержке центров. Рекомендуются следующие формы участия:
- выработка единой позиции консультантов по вопросам кадровых, информационных, методических, финансовых, материально-технических дефицитов в работе центров, доведение этой позиции (в том числе в форме предложений) до сведения руководителей центров, органов государственной власти и местного самоуправления,
- выступление с докладами, сообщениями и в иных формах на круглых столах, заседаниях, конференциях, посвященных деятельности центров и совершенствованию их деятельности, мерам их поддержки,
- участие в разработке перспективных планов повышения квалификации консультантов, либо выработка предложений для руководителей центров по этому вопросу.
Актуальные направления и перспективы развития деятельности центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации.
1. Рекомендуется осуществлять развитие деятельности центров с учетом особенностей современных родителей. По данным последних исследований, для современных родителей характерны ответственность и вовлеченность, сверхконтроль, обыскуствление "естественных" процессов воспитания и ухода, отделенность от прародительского опыта (собственные травмы, недоступность, мода и т.д.), самообразование и обучение, интерес к экспертному знанию, тревога и сомнения в последствиях своих решений. Современные родители отдают предпочтение следующим способам коммуникации: оперативность, индивидуализированность, личный контакт, доступность (в удобное время, дистанционный и очный формат). При этом некоторые формы теряют актуальность (раздаточные материалы, дни открытых дверей).
2. При консультировании современных родителей рекомендуется руководствоваться следующими принципами: диалог, а не патернализм; личный опыт, а не чужие идеи; повышение самоэффективности; обмен опытом между равными, а не усвоение экспертного знания.
3. Особенно важным становится сориентировать родителей в том, как развиваются дети, научить проверять достоверность информации, повысить доверие к собственным компетенциям, показать имеющийся опыт под новым углом, дать возможность выразить негативные переживания, связанные с родительством, создать пространство для обсуждения разнообразного родительского опыта и оказания взаимной поддержки.
4. Консультант должен знать об особенностях запросов, болевых точках и предпочитаемых способах коммуникации у современных родителей, знать основы психологии детско-родительских отношений, знать основы возрастной психологии и периодизацию развития, уметь слышать и формулировать консультативный запрос, уметь собирать анамнез, строить и проверять гипотезы о причинах проблем, проводить психодиагностику и формулировать условно-вариантный прогноз, знать границы собственной компетенции и ориентироваться в компетенциях смежных специалистов, помогать родителям выстроить целостную траекторию получения помощи, владеть методиками (программами) воспитания и развития, владеть базовыми навыками групповой работы, владеть регламентами и этическими нормами.
5. Рекомендуется выстраивать взаимодействие с родителями на основе следующих правил индивидуального консультирования: определение запроса родителя, обеспечение "стереоскопичности" взгляда на ситуацию (взгляд родителя, специалистов, семьи, педагогов); результатом обследования должно стать заключение, обязательно включающее перспективу и план помощи.
6. Рекомендуется ориентироваться на следующие этапы индивидуального консультирования: анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц; беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана; совокупный анализ всех полученных материалов и продуктов деятельности ребенка - рисунки, поделки, предметы увлечений, коллекции и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.