В соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Решением Верховного Суда РФ от 28 апреля 2021 г. N АКПИ21-32, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N АПЛ21-269, пункт 1 признан не противоречащим действующему законодательству
1. Провести с 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (далее - эксперимент).
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
3. Согласиться с предложением Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации об определении организации, являющейся единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства, оператором информационно-коммуникационной образовательной платформы, используемой в целях проведения эксперимента, на безвозмездной основе.
4. Министерству просвещения Российской Федерации:
а) в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент;
б) в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления:
по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по проведению эксперимента;
в соответствии с утвержденным порядком отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент, определить субъекты Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент.
5. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент:
а) в течение 2 месяцев со дня начала эксперимента заключить с Министерством просвещения Российской Федерации соглашения о взаимодействии в рамках эксперимента;
б) в течение 3 месяцев со дня начала эксперимента по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по проведению эксперимента.
6. Установить, что проведение эксперимента Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляется в пределах установленной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 г. N 2040
Положение
о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды
1. Настоящее Положение устанавливает цели, условия и порядок проведения на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (далее - эксперимент).
2. Участниками эксперимента являются:
Министерство просвещения Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент (на добровольной основе);
органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент (на добровольной основе);
Решением Верховного Суда РФ от 28 апреля 2021 г. N АКПИ21-32, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N АПЛ21-269, абзац шестой пункта 2 признан не противоречащим действующему законодательству
учащиеся, родители (законные представители) учащихся, педагогические работники, государственные и муниципальные общеобразовательные организации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования, поставщики цифрового образовательного контента и образовательных сервисов (на добровольной основе);
оператор информационно-коммуникационной образовательной платформы (на добровольной основе).
Решением Верховного Суда РФ от 28 апреля 2021 г. N АКПИ21-32, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N АПЛ21-269, пункт 3 признан не противоречащим действующему законодательству
3. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"данные участников образовательных отношений" - информация об участниках образовательных отношений, сформированная в рамках их участия в образовательном процессе, включающая в том числе информацию о ходе реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, взаимодействии участников образовательных отношений между собой и иными лицами, а также информацию о результатах обучения;
"информационно-коммуникационная образовательная платформа" - совокупность используемых в рамках эксперимента информационных ресурсов, информационных систем и технологий, функционирующих на базе российских социальных сетей, с наибольшим количеством пользователей;
"информационно-сервисная платформа цифровой образовательной среды" - совокупность информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которые используются или будут использоваться в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также информационных систем, обеспечивающих достижение целей функционирования информационных систем, которые используются или будут использоваться в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающая возможность применения при реализации задач в указанной сфере единых стандартов информации, механизмов идентификации и аутентификации;
"образовательные сервисы" - цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках реализации цифровой образовательной среды;
"поставщики контента и образовательных сервисов" - юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие правами владения, пользования и распоряжения цифровым образовательным контентом и образовательными сервисами, включенные в реестр поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов и предоставляющие такие контент и образовательные сервисы в рамках эксперимента;
"участники образовательных отношений" - учащиеся, родители (законные представители) учащихся, педагогические работники, государственные и муниципальные общеобразовательные организации;
"цифровой образовательный контент" - материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, в том числе входящие в состав открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа", а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений учащихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды;
"цифровая образовательная среда" - совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.
Решением Верховного Суда РФ от 28 апреля 2021 г. N АКПИ21-32 пункт 4 признан не противоречащим действующему законодательству
Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 12 августа 2021 г.
4. Целями эксперимента являются обеспечение в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" модернизации и развития системы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории отдельных субъектов Российской Федерации и обеспечение возможности дальнейшего внедрения и использования цифровой образовательной среды на постоянной основе на всей территории Российской Федерации, в том числе в рамках модернизации и развития системы образования Российской Федерации в целом. В рамках эксперимента цифровая образовательная среда внедряется в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности, который должен обеспечить равные условия качественного образования учащихся вне зависимости от места их проживания посредством предоставления участникам образовательных отношений доступа к платформе цифровой образовательной среды, формирования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации образовательной деятельности с использованием цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, а также иных объектов, необходимых для организации деятельности в цифровой образовательной среде.
5. Задачами эксперимента являются:
а) создание, ввод в эксплуатацию, развитие и эксплуатация информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды;
б) апробация функциональных возможностей платформы цифровой образовательной среды;
в) формирование и обеспечение функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы;
г) оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент, материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой и поддержка их функционирования, включая:
обеспечение указанных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
оснащение указанных организаций в соответствии с порядком, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии со стандартом, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
создание и (или) модернизация в указанных организациях структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей;
организацию видео-конференц-связи в помещениях указанных организаций, с использованием которой обеспечивается в том числе трансляция изображения и звука образовательной деятельности;
оснащение указанных организаций иным оборудованием, обеспечивающим бесперебойность функционирования в их помещениях информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
д) развитие технологий и решений обработки и управления данными участников образовательных отношений на базе федеральных государственных информационных систем "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), информационной системы, создаваемой в рамках эксперимента Министерством просвещения Российской Федерации (далее - информационная система Министерства просвещения Российской Федерации);
е) апробация технологий и решений, указанных в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) формирование и апробация форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды;
Решением Верховного Суда РФ от 28 апреля 2021 г. N АКПИ21-32, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N АПЛ21-269, подпункт "з" пункта 5 признан не противоречащим действующему законодательству
з) обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательной платформы;
и) обеспечение возможности использования и интеграции (взаимодействия) с платформой цифровой образовательной среды единых региональных информационных систем и ресурсов в сфере образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент.
6. В целях проведения эксперимента Министерство просвещения Российской Федерации:
а) в течение 30 дней с даты начала эксперимента по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
определяет детализированный состав платформы цифровой образовательной среды;
утверждает перечни реестров, содержащих данные об участниках образовательных отношений, порядок их ведения и состав содержащихся в них данных;
утверждает требования к информационно-коммуникационной образовательной платформе;
б) в течение 2 месяцев с даты начала эксперимента:
обеспечивает заключение соглашений о взаимодействии в рамках эксперимента с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
определяет по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и предоставляет Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требования к составу данных участников образовательных отношений, которые будут обрабатываться с использованием единой системы идентификации и аутентификации, единого портала, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации, информационно-коммуникационной образовательной платформы, и обеспечивает возможность передачи таких данных, в том числе посредством интеграции (взаимодействия) необходимых информационных систем с единой системой идентификации и аутентификации и единым порталом;
определяет перечень мероприятий по профессиональному развитию руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
в) в течение 3 месяцев с даты начала эксперимента формирует и утверждает:
требования к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам;
порядок формирования и ведения реестра поставщиков контента и образовательных сервисов (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
критерии и порядок проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды;
требования к поставщикам контента и образовательных сервисов и порядок предоставления цифрового образовательного контента и образовательных сервисов;
формы и условия информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды и информационно-коммуникационной образовательной платформы (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
стандарты оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках проведения эксперимента (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
г) в течение 9 месяцев с даты начала эксперимента совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формирует перечень образовательных услуг, ресурсов и сервисов, предоставляемых с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для, обеспечения возможности их предоставления с использованием единого портала;
д) в течение 12 месяцев с даты начала эксперимента по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
обеспечивает создание и ввод в эксплуатацию информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации для обеспечения возможности формирования реестров, содержащих данные и достижения участников образовательных отношений, и для предоставления поставщикам контента и образовательных сервисов возможности формирования единицы цифрового образовательного контента, загрузки и прохождения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, их хранения и актуализации;
утверждает требования к интеграции информационно-коммуникационной образовательной платформы и элементов открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа" с информационной системой Министерства просвещения Российской Федерации;
е) с даты реализации мероприятий, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, осуществляет формирование и ведение реестра поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов;
ж) не позднее одного месяца с даты создания информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации обеспечивает возможность ее взаимодействия с информационно-коммуникационной образовательной платформой;
з) ежегодно, до 31 октября, формирует и предоставляет в федеральную государственную информационную систему "Единая система нормативной справочной информации" (далее - единая система нормативной справочной информации) реестр поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов;
и) на протяжении эксперимента обеспечивает приобретение цифрового образовательного контента и образовательных сервисов у поставщиков контента и образовательных сервисов, организует размещение цифрового образовательного контента на платформе цифровой образовательной среды;
к) обеспечивает проведение оценки хода и промежуточных результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации начиная с 1 апреля 2020 г. (в дальнейшем один раз в полгода);
л) не позднее 2 месяцев с даты завершения эксперимента проводит оценку его результатов и представляет соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации.
7. Министерство просвещения Российской Федерации вправе определить из числа подведомственных ему государственных учреждений государственное автономное учреждение, которое будет осуществлять функции организационной и информационно-методической поддержки проведения эксперимента, а также поддержку реализации иных полномочий Министерства просвещения Российской Федерации в рамках эксперимента.
8. Для проведения эксперимента Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) в течение 3 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает возможность взаимодействия единого портала и единой системы идентификации и аутентификации с информационно-коммуникационной образовательной платформой;
б) в течение 4 месяцев с даты начала эксперимента и на основании требований к составу данных участников образовательных отношений, определенных Министерством просвещения Российской Федерации, формирует состав таких данных;
в) в течение 6 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает утверждение по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации требований к развитию единого портала и единой системы идентификации и аутентификации, включая требования к интеграции (взаимодействию) данных информационных систем с федеральной информационной системой "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", федеральной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации учащихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования, иными информационными системами, используемыми в ходе эксперимента, и обеспечивает развитие единого портала и единой системы идентификации и аутентификации в порядке и сроки, которые установлены указанными требованиями;
г) в течение 12 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает:
разработку раздела "Мое образование" на едином портале в качестве сервиса "одно окно", обеспечивающего предоставление учащимся, родителям (законным представителям) учащихся доступа к цифровым образовательным ресурсам и сервисам и возможность получения образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения посредством взаимодействия единого портала с информационными системами, входящими в состав платформы цифровой образовательной среды;
возможность предоставления на едином портале образовательных услуг, ресурсов и сервисов с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения согласно перечню образовательных услуг, ресурсов и сервисов, сформированному Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
д) обеспечивает возможность ведения Министерством просвещения Российской Федерации реестра поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов в единой системе нормативной справочной информации;
е) обеспечивает защиту данных участников образовательных отношений в единой системе идентификации и аутентификации и едином портале в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Для проведения эксперимента оператор информационно-коммуникационной образовательной платформы по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации безвозмездно обеспечивает:
создание и поддержку функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы;
подключение информационно-коммуникационной образовательной платформы к единой системе идентификации и аутентификации и единому порталу в соответствии с установленными требованиями;
идентификацию и аутентификацию участников образовательных отношений при использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы, в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
создание в рамках информационно-коммуникационной образовательной платформы групповых и индивидуальных образовательных видеоконференций, чатов и иных вариантов коммуникации;
проведение с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью массовых просмотров и комментирования;
создание в информационно-коммуникационной образовательной платформе отдельных сообществ школ, классов по интересам, в том числе групп, сформированных из педагогических работников и учащихся в секциях и кружках, а также групп по интересам учащихся и сообществ педагогических работников.
10. Участники образовательных отношений принимают участие в эксперименте по апробации платформы цифровой образовательной среды посредством использования возможностей единого портала, единой системы идентификации и аутентификации, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательной платформы.
11. Поставщики контента и образовательных сервисов обеспечивают разработку и предоставление цифрового образовательного контента и образовательных сервисов в соответствии с требованиями к цифровому образовательному контенту, определяемыми Министерством просвещения Российской Федерации.
12. Платформа цифровой образовательной среды в части работы с цифровым образовательным контентом на основании требований Министерства просвещения Российской Федерации должна обеспечивать:
поиск и просмотр необходимого цифрового образовательного контента, определяемого с учетом интересов участников образовательных отношений;
передачу сведений об использовании цифрового образовательного контента в государственные и муниципальные общеобразовательные организации;
загрузку цифрового образовательного контента на устройства воспроизведения цифрового образовательного контента, включая ноутбуки, планшетные компьютеры участников образовательных отношений в зависимости от типа цифрового образовательного контента и разрешения правообладателя цифрового образовательного контента.
13. Платформа цифровой образовательной среды в части организации образовательной деятельности на основании требований Министерства просвещения Российской Федерации должна обеспечивать:
проведение учебных занятий в группах с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы;
проведение диагностики образовательных достижений обучающихся в целях осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
14. При проведении эксперимента информационно-технологическое взаимодействие платформы цифровой образовательной среды с государственными и иными информационными системами обеспечивается посредством использования этими системами единого портала, единой системы идентификации и аутентификации, единой системы нормативной справочной информации и единой системы межведомственного взаимодействия.
15. В рамках проведения эксперимента информационное взаимодействие информационных систем платформы цифровой образовательной среды осуществляется с использованием защищенной сети передачи данных с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.
16. Информация, содержащаяся на платформе цифровой образовательной среды, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.
17. Обработка и использование персональных данных субъектов персональных данных в рамках эксперимента осуществляются для реализации целей и задач эксперимента при условии соблюдения требований о защите персональных данных, установленных Федеральным законом "О персональных данных", после получения согласия на такую обработку субъекта персональных данных или без его согласия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
18. Создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатация информационных систем, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды, осуществляются в том числе с учетом требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
С 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.
Цифровая образовательная среда - это совокупность условий для реализации программ школьного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.
В частности, создадут информационно-коммуникационные образовательные платформы на базе наиболее популярных российских соцсетей. Будут использовать информационные ресурсы открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа".
Правила отбора регионов - участников эксперимента определит Минпросвещения.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды"
Вступает в силу с 17 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 декабря 2020 г. N 0001202012090002, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. N 50 (часть V) ст. 8240