Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства экономики
Омской области
от 10 декабря 2020 г. N 84
Программа
профилактики нарушений лицензионных (обязательных) требований, установленных законодательством, при осуществлении розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Омской области на 2021 год
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики нарушений лицензионных (обязательных) требований, установленных законодательством, при осуществлении розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Омской области на 2021 год (далее - Программа) |
Вид осуществляемого государственного контроля (надзора) |
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) региональный государственный контроль (надзор) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный контроль) включает в себя: - лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); - государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; - государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции |
Правовые основания разработки Программы |
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами"; Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 года N 2 |
Разработчик Программы |
Министерство экономики Омской области (далее - Минэкономики) |
Цели Программы |
- повышение прозрачности системы регионального контроля; - предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - подконтрольные субъекты), лицензионных (обязательных) требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции; - снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты при осуществлении регионального контроля; - снижение числа нарушений лицензионных (обязательных) требований; - увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов; - повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности Минэкономики; - создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда в сфере розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничной продажи спиртосодержащей продукции |
Задачи Программы |
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению лицензионных (обязательных) требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий в сфере розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от особенностей конкретных подконтрольных субъектов и присвоенной им категории риска; - формирование одинакового понимания лицензионных (обязательных) требований всеми участниками контрольно-надзорной деятельности; - осуществление планирования и проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, полноты охвата ими максимального количества подконтрольных субъектов, а также периодичности проведения профилактических мероприятий |
Сроки и этапы реализации Программы |
2021 год |
Источники финансирования |
Бюджет Омской области |
Ожидаемые конечные (внешние) результаты реализации Программы |
- увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами; - формирование у подконтрольных субъектов заинтересованности в соблюдении законодательства; - повышение прозрачности деятельности Минэкономики; - повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Минэкономики; - минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления |
Структура Программы |
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы (обзор) Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы Раздел 3. Программные мероприятия на 2021 год Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы Раздел 5. Механизм реализации Программы Раздел 6. Оценка эффективности Программы II. План мероприятий по профилактике нарушений на 2021 год III. Проект плана мероприятий по профилактике нарушений на 2022 - 2023 годы |
I. Аналитическая часть
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы (обзор)
Согласно Перечню видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Омской области, уполномоченных на их осуществление, утвержденному постановлением Правительства Омской области от 8 февраля 2012 года N 23-п "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на территории Омской области", Минэкономики уполномочено на осуществление регионального контроля.
Основной проблемой, на решение которой направлены предусмотренные Программой мероприятия, является нарушение подконтрольными субъектами лицензионных (обязательных) требований, установленных законодательством, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области.
Наиболее распространенные виды нарушений, допускаемые подконтрольными субъектами:
- несоблюдение порядка учета оборота алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС);
- несоблюдение установленных законодательством минимальных розничных цен на алкогольную продукцию;
- нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции;
- нарушение установленных законодательством порядка и сроков представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции.
Указанная Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений лицензионных (обязательных) требований, соблюдение которых оценивается Минэкономики при осуществлении регионального контроля.
1.1. Подконтрольные субъекты
Подконтрольными субъектами при проведении регионального контроля являются:
1) юридические лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания при наличии соответствующей лицензии;
2) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции без лицензии, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без лицензии, розничную продажу спиртосодержащей продукции;
3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, обязанные представлять декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
1.2. Лицензионные (обязательные) требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального контроля
Предметом проверок при осуществлении регионального контроля является соблюдение лицензионных (обязательных) требований, установленных законодательством, при осуществлении подконтрольными субъектами розничной продажи алкогольной продукции.
При осуществлении регионального контроля Минэкономики осуществляет контроль за:
1) соблюдением юридическими лицами, имеющими лицензию на розничную продажу алкогольной продукции либо на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - лицензиаты), юридическими лицами, представившими заявление о выдаче лицензии (далее - соискатели лицензии), лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции;
2) соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без лицензии, розничную продажу спиртосодержащей продукции, обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
3) соблюдением организациями, индивидуальными предпринимателями, гражданами, обязанными в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ представлять декларации, порядка и сроков представления деклараций, установленных Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, утвержден приказом Минэкономики от 1 августа 2017 года N 40 "О Перечнях правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого Министерством экономики Омской области в соответствии с компетенцией", который размещен на официальном сайте Минэкономики в сети "Интернет" (далее - Сайт).
1.3. Количество подконтрольных субъектов
Количество подконтрольных субъектов по состоянию на 1 октября 2020 года составило 1437 единиц.
1.4. Данные о проведенных мероприятиях по региональному контролю за 9 месяцев 2020 года
За 9 месяцев 2020 года Минэкономики в рамках осуществления регионального контроля проведены внеплановые проверки в отношении 214 соискателей лицензий (лицензиатов), представивших заявления о выдаче (продлении, переоформлении) лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, осуществляющих деятельность на 331 обособленном подразделении.
По результатам проведенных контрольных мероприятий за 9 месяцев 2020 года Минэкономики приняты следующие меры:
- отказано в переоформлении лицензии 1 организации в связи с несоответствием лицензионным требованиям, установленным законодательством;
- составлено 146 протоколов об административных правонарушениях.
Минэкономики, Арбитражным судом Омской области, мировыми судьями Омской области рассмотрено 186 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых:
- подконтрольные субъекты привлечены к административной ответственности в виде административных штрафов на сумму 1 360 тыс. руб.;
- 112 подконтрольным субъектам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, впервые совершившим правонарушение, административный штраф заменен на предупреждение.
1.5. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах за 9 месяцев 2020 года
Минэкономики в целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами лицензионных (обязательных) требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям лицензионных (обязательных) требований, осуществляет мероприятия по профилактике нарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе:
1) обеспечивает размещение на Сайте перечня нормативных правовых актов, содержащих лицензионные (обязательные) требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального контроля (далее - Перечень). Ежемесячно проводит мониторинг изменения нормативных правовых актов, включенных в Перечень;
2) размещает на Сайте руководства по соблюдению лицензионных (обязательных) требований, в которые по мере необходимости вносятся изменения;
3) на постоянной основе осуществляет консультирование подконтрольных субъектов об установленных лицензионных (обязательных) требованиях по телефону, во время проведения выездных контрольных мероприятий;
4) проводит семинары для работников организаций торговли и общественного питания по вопросам соблюдения лицензионных (обязательных) требований;
5) проводит публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении регионального контроля;
6) проводит обобщение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности и размещает результаты на Сайте;
7) проводит мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятие). За 9 месяцев 2020 года проведено 3 мероприятия.
1.6. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям
Государственное регулирование в области розничной продажи алкогольной продукции обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации.
Возможные варианты предупреждения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям:
1) проведение мероприятий по профилактике нарушений лицензионных (обязательных) требований, установленных законодательством, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничной продажи спиртосодержащей продукции;
2) проведение контрольных мероприятий (плановых и внеплановых проверок, административных расследований);
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на ужесточение ответственности за нарушения лицензионных (обязательных) требований.
Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы
2.1. Целями Программы являются:
- повышение прозрачности системы регионального контроля;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами лицензионных (обязательных) требований;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты при осуществлении регионального контроля;
- снижение числа нарушений лицензионных (обязательных) требований;
- увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов;
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда в сфере розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничной продажи спиртосодержащей продукции.
2.2. Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению лицензионных (обязательных) требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий в сфере розничной продажи алкогольной продукции от особенностей конкретных подконтрольных субъектов и присвоенной им категории риска;
- формирование одинакового понимания лицензионных (обязательных) требований всеми участниками контрольно-надзорной деятельности;
- осуществление планирования и проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, полноты охвата ими максимального количества подконтрольных субъектов, а также периодичности проведения профилактических мероприятий.
Раздел 3. Программные мероприятия на 2021 год
3.1. Профилактические мероприятия Минэкономики планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
- принцип понятности - представление информации о лицензионных (обязательных) требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме;
- принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий;
- принцип полноты охвата - вовлечение в проведение профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
- принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
3.2. Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий по профилактике нарушений на 2021 год.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы
4.1. Реализация Программы в течение всего срока осуществляется Минэкономики за счет средств бюджета Омской области, выделяемых на обеспечение его деятельности.
4.2. Привлечение иных кадровых, материальных и финансовых ресурсов для реализации Программы не требуется.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Цели и задачи настоящей Программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов ее реализации.
5.1. Организацию и координирование деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель департамента развития потребительского рынка Минэкономики (далее - департамент).
5.2. Полномочия по реализации профилактических мероприятий, проведению мониторинга реализации Программы, подготовке предложений по уточнению плана мероприятий по профилактике нарушений на 2021 год, сбору и систематизации статистической информации о реализации профилактических мероприятий, подготовке доклада об итогах реализации Программы по итогам отчетного года с целью оценки эффективности и результативности проведенных профилактических мероприятий возложены на отдел государственного контроля (надзора) департамента и отдел лицензирования департамента.
5.3. Полномочия по выдаче предостережений возложены на заместителя Министра экономики Омской области в соответствии с распределением обязанностей.
5.4. Доклад об итогах реализации Программы подлежит подготовке и опубликованию на Сайте в сроки, установленные планом мероприятий по профилактике нарушений на 2021 год.
Раздел 6. Оценка эффективности Программы
Программа призвана обеспечить создание условий для снижения количества нарушений лицензионных (обязательных) требований.
6.1. Реализация Программы будет способствовать достижению следующих внешних результатов:
- увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
- обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами.
6.2. Прогнозируемый экономический эффект от реализации мероприятий Программы - минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления.
Социальный эффект от реализованных мероприятий:
- формирование у подконтрольных субъектов заинтересованности в соблюдении законодательства;
- повышение прозрачности деятельности Минэкономики;
- повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Минэкономики.
6.3. Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий и выполнения Программы проводится методом опроса представителей подконтрольных субъектов (в процентах от количества опрошенных) по направлениям:
- информированность подконтрольных субъектов о лицензионных (обязательных) требованиях;
- понятность лицензионных (обязательных) требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами;
- удовлетворенность доступностью на Сайте для подконтрольных субъектов информации об изменениях лицензионных (обязательных) требований;
- информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольных субъектов при проведении проверок;
- удовлетворенность подконтрольных субъектов проведением мероприятий по профилактике нарушений.
Для количественной оценки результатов исполнения Программы используется показатель, характеризующий количество проведенных профилактических мероприятий.
II. План мероприятий по профилактике нарушений на 2021 год
План мероприятий по профилактике нарушений на 2021 год приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
III. Проект плана мероприятий по профилактике нарушений на 2022 - 2023 годы
Проект плана мероприятий по профилактике нарушений на 2022 - 2023 годы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
IV. Отчетные показатели на 2021 год
N |
Наименование показателя |
Исполнение |
1 |
Информированность подконтрольных субъектов о лицензионных (обязательных) требованиях |
не менее 70% |
2 |
Понятность лицензионных (обязательных) требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами |
не менее 70% |
3 |
Удовлетворенность доступностью на Сайте для подконтрольных субъектов информации об изменениях лицензионных (обязательных) требований |
не менее 70% |
4 |
Информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольных субъектов при проведении проверок |
не менее 90% |
5 |
Удовлетворенность подконтрольных субъектов проведением мероприятий по профилактике нарушений |
не менее 70% |
6 |
Выполнение плана мероприятий по профилактике нарушений |
100% |
7 |
Количество проведенных профилактических мероприятий: |
|
- проведение публичных мероприятий (семинаров, конференций, публичных обсуждений и т.д.) по результатам правоприменительной практики |
4 |
|
- проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения лицензионных (обязательных) требований посредством "прямых телефонных линий" |
4 |
V. Проект отчетных показателей на 2022 - 2023 годы
N |
Наименование показателя |
Исполнение |
1 |
Информированность подконтрольных субъектов о лицензионных (обязательных) требованиях |
не менее 80% |
2 |
Понятность лицензионных (обязательных) требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами |
не менее 80% |
3 |
Удовлетворенность доступностью на Сайте для подконтрольных субъектов информации об изменениях лицензионных (обязательных) требований |
не менее 80% |
4 |
Информированность подконтрольных субъектов о порядке проведения проверок, правах подконтрольных субъектов при проведении проверок |
не менее 95% |
5 |
Удовлетворенность подконтрольных субъектов проведением мероприятий по профилактике нарушений |
не менее 80% |
6 |
Выполнение плана мероприятий по профилактике нарушений |
100% |
7 |
Количество проведенных профилактических мероприятий: |
|
- проведение публичных мероприятий (семинаров, конференций, публичных обсуждений и т.д.) по результатам правоприменительной практики |
4 |
|
- проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения лицензионных (обязательных) требований посредством "прямых телефонных линий" |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.