Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 7 декабря 2020 г. N 801
(приложение)
Региональная программа
Ленинградской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума"
I. Общие положения
Региональная программа Ленинградской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума" (далее - региональная программа) направлена на достижение национальных целей развития Ленинградской области на период до 2030 года по снижению уровня бедности в Ленинградской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года и обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения.
Региональная программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2030 года.
Срок реализации региональной программы: 2020 - 2030 годы.
Свод информации по показателям результативности реализации региональной программы осуществляется образованной Губернатором Ленинградской области комиссией по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ленинградской области (далее - рабочий орган).
Мониторинг выполнения региональной программы осуществляется в соответствии с показателями реализации региональной программы и на основании плана мероприятий согласно приложению 1 к региональной программе, а также ежегодно утверждаемого плана-графика реализации региональной программы по форме согласно приложению 2 к региональной программе.
Органы исполнительной власти Ленинградской области, ответственные за выполнение мероприятий и достижение показателей реализации региональной программы, представляют информацию в рабочий орган:
ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет по результатам мониторинга реализации региональной программы за квартал по форме согласно приложению 3 к региональной программе;
ежегодно до 30 января года, следующего за отчетным годом, - отчет по результатам мониторинга реализации региональной программы за год по форме согласно приложению 3 к региональной программе.
II. Анализ текущей ситуации
1. Информация о социально-экономическом развитии региона
1.1. Валовой региональный продукт, в том числе на душу населения:
По объемам валового регионального продукта (далее - ВРП)
Ленинградская область по итогам 2018 года занимает 21 место среди крупнейших регионов России (с объемом ВРП свыше 1 трлн. рублей) и 16 место по ВРП на душу населения.
Объем ВРП в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 1,8 проц. в сопоставимых ценах и составил 965,8 млрд. рублей; в 2018 году рост составил 1,4 проц. в сопоставимых ценах к уровню 2017 года (1104,4 млрд. рублей). В 2019 году, по предварительной оценке, ВРП сложился на уровне 1178,5 млрд. рублей, что на 2,8 проц. выше уровня 2018 года.
Объем ВРП на душу населения в 2017 году составил 534,6 тыс. рублей, в 2018 году - 603,2 тыс. рублей.
1.2. Инвестиции в основной капитал, в том числе на душу населения:
Объем инвестиций в основной капитал за 2017 год составил 337,7 млрд. рублей (индекс физического объема к 2016 году - 125,7 проц.), за 2018 год - 511,2 млрд. рублей (индекс физического объема к 2017 году - 138,9 проц.), за 2019 год - 419,1 млрд. рублей (индекс физического объема к 2018 году - 76,1 проц.).
1.3. Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года):
Перспективы развития экономики Ленинградской области определяются производственным потенциалом организаций и предприятий. От величины основных фондов, особенно их качественного состояния, зависят конкурентоспособность предприятий, эффективность производства, производительность труда. Освоение и выпуск новой продукции, расширение рынков сбыта могут быть достигнуты только при своевременном обновлении основных фондов, особенно их активной части. При этом важным аспектом является не только физический износ машин и оборудования, но и их моральное устаревание.
На протяжении последних лет сформировалась устойчивая динамика роста стоимости основных фондов по полному кругу предприятий и организаций области. Если по итогам 2017 года стоимость основных фондов составляла 3060,5 млрд. рублей (прирост по сравнению с 2016 годом - 4,7 проц.), то по итогам 2018 года - 3433,5 млрд. рублей (прирост на 12,2 проц. к уровню 2017 года).
Анализ структуры основных фондов в разрезе секторов экономики Ленинградской области показал, что в целом по области на конец 2018 года ведущую позицию занимают основные фонды промышленного комплекса (39,1 проц.), предприятий транспортировки и хранения (30,5 проц.), организации деятельности по операциям с недвижимым имуществом (13,6 проц.).
При анализе тенденций воспроизводства основных фондов в целом по Ленинградской области отмечается некоторое ускорение обновления основных средств. Так, если к концу 2017 года коэффициент обновления основных фондов по крупным и средним предприятиям составил 7,4 проц. (в России - 8,0 проц.), то в 2018 году он вырос до 10,6 проц. (по России - до 8,6 проц.) и в 2019 году составил 8,1 проц. (по России - 8,7 проц.).
Однако степень износа основных фондов остается достаточно высокой и составляет 41 проц. по итогам 2018 года, снизившись по сравнению с 2017 годом на 1,4 проц. Наибольший износ основных фондов отмечается в области информатизации и связи (62,7 проц.), здравоохранения и социальных услуг (55,6 проц.), обрабатывающей промышленности (50,2 проц.).
1.4. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами:
В 2017 - 2019 годах наблюдается увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. За указанный период показатель отгрузки по полному кругу хозяйствующих субъектов вырос на 24,4 проц. Наибольший рост отмечен по виду деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - в 1,7 раза. Увеличение показателя отгрузки по виду деятельности "обрабатывающие производства" составило 19,6 проц. Темпы роста показателей по водоснабжению и водоотведению - 16,6 проц.
Продукция обрабатывающих производств составляют 84,6 проц. общего объема отгруженных товаров области; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 13 проц.; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений и добыча полезных ископаемых - в сумме 2,4 проц.
1.5. Продукция сельского хозяйства:
В 2017 году произведено продукции сельского хозяйства на 82,7 млрд. рублей, в 2018 году - на 91,7 млрд. рублей, в 2019 году - на 103,0 млрд. рублей. В сопоставимых ценах в период 2018 и 2019 годов наблюдается положительная динамика роста производства сельского хозяйства: 2018 год - 103,9 проц., 2019 год - 101,6 проц. к уровню предыдущего года.
1.6. Оборот розничной торговли, в том числе на душу населения:
Оборот розничной торговли в Ленинградской области в 2017 году сформировался на уровне 370,7 млрд. рублей, в 2018 году он составил 405,5 млрд. рублей, в 2019 году - 438,9 млрд. рублей. В целом за период 2017 - 2019 годов оборот розничной торговли увеличился на 15,8 проц. в сопоставимых ценах. В 2019 году оборот розничной торговли на душу населения составил 235,7 тыс. рублей, что выше среднероссийского уровня (229,1 тыс. рублей).
По обороту розничной торговли Ленинградская область стабильно занимает второе место среди субъектов СЗФО, уступая только Санкт-Петербургу, и 19 место среди всех субъектов Российской Федерации.
1.7. Производительность труда:
Производительность труда в Ленинградской области в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом на 5,5 проц. (по России - 2,1 проц.), в 2018 году прирост составил 5,7 проц. к 2017 году (по России - 2,8 проц.).
1.8. Численность населения:
Численность населения Ленинградской области к началу 2020 года составляла 1875,9 тыс. человек.
1.9. Естественный и миграционный прирост (убыль) населения:
Динамику показателя численности постоянного населения определяют тенденции естественного движения населения и миграционные потоки.
В 2019 году сохранялась тенденция снижения показателей рождаемости при высоких показателях смертности населения. Так, коэффициент рождаемости сократился с 8,3 родившихся на 1000 населения в 2017 году до 7,2 родившихся в 2019 году. При этом отмечается снижение коэффициента смертности населения с 13,3 умерших на 1000 населения в 2017 году до 12,5 умерших в 2019 году.
В результате происходящих процессов естественная убыль населения увеличилась незначительно. За 2018 и 2019 годы убыль населения Ленинградской области составила 5,3 человека на 1000 населения (в 2017 году - (-5,0) человека на 1000 населения).
На протяжении последних лет динамика численности населения в Ленинградской области изменяется за счет миграционного прироста. Так, количество жителей области с 2017 года увеличилось на 62,1 тыс. человек. В 2019 году в Ленинградской области сохранялся положительный миграционный прирост. За период с 2017 по 2019 год миграционный прирост составил 112,5 тыс. человек и полностью компенсировал естественную убыль населения.
1.10. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении:
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Ленинградской области постоянно увеличивается: с 72,5 года в 2017 году до 73,1 года в 2018 году и до 73,64 года в 2019 году, что превышает показатель по Российской Федерации (73,34 года в 2019 году).
1.11. Доля населения в трудоспособном возрасте:
В трудоспособном возрасте на начало 2020 года находилось 1081,85 тыс. человек (57,7 проц.), в то время как на начало 2019 года данная возрастная категория составляла 1043,6 тыс. человек (56,5 проц., на начало 2018 года - 56,8 проц.).
1.12. Коэффициент демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте:
Незначительный рост численности населения трудоспособного возраста в 2019 году обусловлен постепенным увеличением трудоспособного возраста населения (включением мужчин 60 лет и женщин 55 лет). Это способствовало снижению демографической нагрузки на трудоспособное население. На начало 2020 года на 1000 человек трудоспособного возраста пришлось 734 человека нетрудоспособного возраста (дети и подростки от 0 до 15 лет, лица старших возрастов), на начало в 2019 года эта нагрузка составляла 771 человек.
1.13. Среднегодовая численность запятых:
Среднегодовая численность занятых в экономике в период с 2017 по 2019 год приведена по данным выборочного обследования рабочей силы, проводимого Управлением Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Петростат).
Среднегодовая численность занятых в экономике в 2017 году составила 944,6 тыс. человек, в 2018 году - 931,4 тыс. человек (снижение - 13,2 тыс. человек) и в 2019 году - 931,8 тыс. человек (прирост на 0,4 тыс. человек).
57,3 проц. от среднегодовой численности занятых работают на предприятиях и в организациях Ленинградской области. В 2019 году среднесписочная численность работников организаций Ленинградской области составила 533,7 тыс. человек. Наибольшая доля - 27,9 проц. - заняты в промышленности, 11,2 проц. - в торговле, 10,9 проц. - в строительстве, 8,6 проц. - в здравоохранении, 8,0 проц. - на транспорте.
Особенностью Ленинградской области являются тесные агломерационные связи с Санкт-Петербургом. Около 20 проц. занятых жителей Ленинградской области ежедневно выходят на работу на предприятия и в организации Санкт-Петербурга.
1.14. Уровень занятости населения:
Уровень среднегодовой занятости населения в Ленинградской области, который определяется как отношение численности занятого населения возраста от 15 лет и старше к общей численности населения соответствующего возраста, в 2017 году составил 61,7 проц. (при 59,5 проц. по России), в 2018 году - 60,6 проц. (при 59,8 проц. по России) и в 2019 году - 60,0 проц. (при 59,4 проц. по России). Незначительное снижение уровня среднегодовой занятости в 2019 году относительно предыдущего года обусловлено более высокой динамикой роста численности населения данной возрастной категории за счет миграционного притока.
1.15. Численность безработных:
Численность безработных в 2017 году составила 45,1 тыс. человек, в 2018 году - 39,8 тыс. человек, в 2019 году - 37,6 тыс. человек.
1.16. Уровень безработицы и уровень зарегистрированной безработицы:
Уровень безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ): 2017 год - 4,65 проц., 2018 год - 4,1 проц., 2019 год - 3,9 проц.
Уровень зарегистрированной безработицы в Ленинградской области:
2017 год (на 01.01.2018) - 0,36 проц.;
2018 год (на 01.01.2019) - 0,30 проц.;
2019 год (на 01.01.2020) - 0,36 проц.
1.17. Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения:
В Ленинградской области наблюдается положительная динамика потребности в работниках, заявленной работодателями в органы службы занятости населения:
за 2017 год - 83423 вакансии, на 31.12.2017 - 18683 вакансии;
за 2018 год - 96619 вакансий, на 31.12.2018 - 19315 вакансий;
за 2019 год - 86356 вакансий, на 31.12.2019 - 19515 вакансий.
1.18. Коэффициент напряженности на рынке труда:
Коэффициент напряженности на рынке труда остался неизменным в период 2017 - 2019 годов и составил 0,2, а именно:
2017 год (на 01.01.2018) - 0,2;
2018 год (на 01.01.2019) - 0,2;
2019 год (на 01.01.2020) - 0,2.
1.19. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, в том числе по видам экономической деятельности:
В Ленинградской области в период 2017 - 2019 годов наблюдается положительная динамика номинальной и реальной заработной платы.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Ленинградской области составила: в 2017 году - 39333 рубля, в 2018 году - 43631 рубль, в 2019 году - 46387 рублей.
Самой высокооплачиваемой категорией работников в Ленинградской области (заработная плата в 1,46 раза превышает среднеобластную заработную плату) являются работники, занятые в сфере финансовой и страховой деятельности (67750 рублей). Относительно высокий размер среднемесячной начисленной заработной платы наблюдался у работников, осуществляющих профессиональную, научную и техническую деятельность (62579 рублей), а также у занятых в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (60429 рублей), в обрабатывающей промышленности (54696 рублей).
Напротив, значительно ниже (на 40 проц.) среднеобластной величины заработной платы сложился уровень оплаты труда работников по виду экономической деятельности "деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" (27739 рублей).
1.20. Среднедушевые денежные доходы населения:
Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц в Ленинградской области в 2017 году составили 29688 рублей, в 2018 году - 31341 рубль и в 2019 году - 32464 рубля.
В Ленинградской области сохраняется устойчивая динамика роста реальных денежных доходов населения: за 2017 год - 101 проц. к уровню 2016 года; в 2018 году - 104,4 проц. к уровню 2017 года; в 2019 году - 101,3 проц. к уровню 2018 года.
1.21. Средний размер назначенных пенсий:
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинградской области, средний размер назначенных месячных пенсий в 2017 году составил 13717 рублей, в 2018 году - 14468 рублей и в 2019 году - 15333 рубля. В реальном исчислении величина пенсии увеличилась в 2019 году на 3,6 проц. к уровню 2018 года.
1.22. Структура денежных доходов населения:
Доходы |
2017 год |
2018 год |
||
млрд. руб. |
в проц. к итогу |
млрд. руб. |
в проц. к итогу |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы - всего: |
641,8 |
100 |
688,6 |
100 |
оплата труда наемных работников |
387,1 |
60,3 |
420,8 |
61,10 |
социальные выплаты |
119,6 |
18,6 |
120,1 |
17,40 |
прочие доходы (поступления из финансовой системы, доходы от предпринимательской, финансовой и другой деятельности) |
135,1 |
21,1 |
147,7 |
21,50 |
1.23. Величина прожиточного минимума, в том числе по социально-демографическим группам:
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Ленинградской области, среднегодовые величины определяются на основании данных за I - IV кварталы соответствующего года.
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц)
Население |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Все население |
9477 |
9975 |
10801 |
в том числе по социально-демографическим группам: |
|
|
|
трудоспособное население |
10088 |
10680 |
11695 |
пенсионеры |
8270 |
8662 |
9200 |
дети в возрасте 0-15 лет |
9299 |
9747 |
10400 |
1.24. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума:
Соотношение основных показателей уровня жизни населения с величиной прожиточного минимума соответствующих групп населения
Основные показатели уровня жизни населения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, раз |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
Отношение номинальной начисленной заработной платы работников организаций с прожиточным минимумом трудоспособного населения, раз |
3,9 |
4,1 |
4,0 |
Отношение среднего размера начисленных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера, раз |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1.25. Просроченная задолженность по заработной плате, в том числе по видам экономической деятельности:
В соответствии с информацией, представленной предприятиями и организациями в органы государственной статистики (по обследуемым видам экономической деятельности (кроме субъектов малого предпринимательства), просроченная задолженность по заработной плате в Ленинградской области сокращается. Так, на 1 января 2018 года общая сумма просроченной задолженности по заработной плате в Ленинградской области составляла 80,7 млн. рублей перед 717 работниками, по состоянию на 1 января 2020 года просроченная задолженность составляет уже 23,9 млн. рублей перед 377 работниками (сокращение в 3,4 раза), в том числе по видам экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки - 12,8 млн. рублей;
обрабатывающие производства - 11,1 млн. рублей.
2. Информация о ситуации с бедностью в Ленинградской области на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований
2.1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в тыс. человек и в проц. от общей численности населения в Ленинградской области):
По данным Петростата, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Ленинградской области составляла: в 2017 году - 9,0 проц. (162,3 тыс. человек), в 2018 году - 8,4 проц. (152,8 тыс. человек), в 2019 году - 8,8 проц. (162,2 тыс. человек).
По данным Петростата, численность занятых в экономике в 2019 году (784,5 тыс. человек) на 6 тыс. человек больше, чем численность занятых в 2018 году.
По видам экономической деятельности наибольшее число занятых - 150,7 тыс. человек (19 проц. от общего числа занятых в регионе) задействовано в отрасли "торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", далее по отраслям:
"обрабатывающие производства" - 130,2 тыс. человек (17 проц.);
"строительство" - 89,6 тыс. человек (11 проц.);
"транспортировка и хранение" - 69,4 тыс. человек (9 проц.);
"сельское хозяйство" - 68,3 тыс. человек (9 проц.).
Подробная информация по количеству занятых в экономике региона граждан за период 2017 - 2019 годов (отчетные данные) и 2020 год (текущий год) по данным Петростата и прогноза баланса трудовых ресурсов представлена в таблице.
(тыс. человек) | ||||
Наименование показателя |
Очередной год (2020) |
Справочно |
||
отчетный год (2019) |
отчетный год (2018) |
отчетный год (2017) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД: |
779,0 |
784,5 |
778,4 |
790,9 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
66,6 |
68,3 |
70,8 |
74,5 |
добыча полезных ископаемых |
5,7 |
5,7 |
5,5 |
5,5 |
обрабатывающие производства |
128,9 |
130,2 |
131,1 |
130,4 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
24,5 |
23,8 |
22,8 |
22,8 |
водоснабжение; водоотведение. организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнении |
9,7 |
9,4 |
8,9 |
8,6 |
строительство |
89,7 |
89,6 |
89,2 |
88,8 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
146,2 |
150,7 |
151,8 |
159,3 |
транспортировка и хранение |
71,5 |
69,4 |
63,1 |
65,3 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
19,8 |
21,1 |
19,5 |
19,4 |
деятельность в области информации и связи |
8,9 |
8,7 |
8,2 |
8,5 |
деятельность финансовая и страховая |
4,2 |
4,5 |
4,7 |
5,0 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
22,2 |
22,7 |
23,6 |
23,6 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
20,4 |
20,3 |
20,2 |
20,9 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
15,0 |
14,9 |
14,9 |
14,5 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
29,7 |
30,1 |
30,6 |
31,4 |
образование |
48,8 |
48,1 |
47,2 |
46,4 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
39,3 |
38,2 |
37,3 |
37,0 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечении |
10,6 |
11,1 |
10,7 |
10,8 |
предоставление прочих видов услуг |
17,0 |
17,3 |
17,7 |
18,2 |
прочие виды экономической деятельности |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,0 |
2.2. Численность граждан, проживающих в городской и сельской местностях:
Численность граждан, проживающих в городских поселениях, имеет тенденцию к увеличению. Так, на 1 января 2017 года количество городских жителей составило 1147,5 тыс. человек, на 1 января 2018 года - на 9,5 тыс. человек больше (1127,1 тыс. человек).
На 1 января 2018 года численность городских жителей увеличилась еще на 31,8 тыс. человек и составила 1188,9 тыс. человек. На 1 января 2020 года численность городских жителей увеличилась на 71 тыс. человек.
В то же время количество граждан, проживающих в сельской местности, имеет тенденцию к снижению, за период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года численность сельских жителей сократилась на 28,8 тыс. человек.
Численность постоянного населения
Дата |
Всего население (чел.) |
В том числе городское |
В том числе сельское |
На 01.01.2017 |
1791916 |
1147540 |
644376 |
На 01.01.2018 |
1813816 |
1157086 |
656730 |
На 01.01.2019 |
1847867 |
1188855 |
659012 |
На 01.01.2020 |
1875872 |
1260249 |
615623 |
2.3. Численность граждан, зарегистрированных в установленном порядке в органах службы занятости в качестве безработных:
Количество граждан, признанных в установленном порядке безработными, в 2017 году составило 9672 человека, в 2018 году безработными признаны на 892 человека меньше. В 2019 году безработными признаны 10546 человек - на 1766 человек больше, чем в 2018 году.
2.4. Численность малоимущих семей, в том числе семей, имеющих детей: до трех лет; до 18 лет; детей-инвалидов; инвалидов с детства I группы; многодетных семей; неполных семей:
Численность малоимущих семей с детьми до 18 лет по состоянию на 1 января 2020 года - 18730, в том числе:
с детьми до 3 лет - 3934 семьи;
с детьми-инвалидами - 435 семей;
неполные семьи - 5774 семей.
2.5. Распределение и дифференциация денежных доходов населения:
В 2019 году на долю 10 проц. наиболее обеспеченного населения приходилось 26,6 проц. денежных доходов, а на долю 10 проц. наименее обеспеченного населения - 2,5 проц. (в 2018 году - 27,1 проц. и 2,4 проц. соответственно).
Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода (в процентах)
Размер среднедушевого денежного дохода |
2018 год |
2019 год |
||
тыс. человек |
в проц. к итогу |
тыс. человек |
в проц. к итогу |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Все население |
1813,8 |
100 |
1847,9 |
100 |
в том числе со среднедушевым доходом в месяц, рублей: |
|
|
|
|
до 7000,0 |
51,3 |
2,8 |
40,4 |
1,1 |
7000,1 - 10000,0 |
102,5 |
5,7 |
89,9 |
4,9 |
10000,1 - 14000,0 |
194,5 |
10,7 |
182,1 |
9,8 |
14000,1 - 19000,0 |
267,5 |
14,7 |
263,4 |
14,2 |
19000,1 -27000,0 |
371,6 |
20,5 |
381,8 |
20,7 |
27000,1 - 45000,0 |
480,4 |
26,5 |
512,7 |
27,7 |
45000,1 - 60000,0 |
172,0 |
9,5 |
187,7 |
10,2 |
свыше 60000,0 |
174,0 |
9,6 |
189,9 |
10,3 |
2.6. Распределение общего объема денежных доходов населения по 20-процентным группам населения:
В 2017 году в Ленинградской области на 20 проц. населения с наибольшими доходами приходилось 42,7 проц. от общего объема денежных доходов, на 20 проц. населения с наименьшими доходами - 6,6 проц.
Распределение
общего объема денежных доходов населения (в процентах)
Распределение денежных доходов |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Денежные доходы |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-процентным группам населения: |
|
|
|
первая (с наименьшими доходами) |
6,2 |
6,4 |
6,6 |
вторая |
11,0 |
11,3 |
11,5 |
третья |
15,8 |
16,1 |
16,2 |
четвертая |
22,9 |
23,0 |
23,0 |
пятая (с наибольшими доходами) |
44,1 |
43,9 |
42,7 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,377 |
0,366 |
0,359 |
2.7. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов):
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общих доходов населения от линии их равномерного распределения, в 2019 году сократился на 0,018 по сравнению с уровнем 2017 года.
2.8. Анализ мер, реализуемых в рамках национальных проектов "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Образование", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Демография" и государственных программ Российской Федерации "Развитие образования", "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта", "Содействие занятости населения", "Социальная поддержка граждан", "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", "Экономическое развитие и инновационная экономика", их влияния на сокращение бедности:
В рамках национального проекта "Демография" в Ленинградской области реализуются следующие мероприятия, распространяющиеся на малоимущее население и направленные в том числе на сокращение бедности:
финансовая поддержка семей при рождении детей в виде ежемесячных и единовременных социальных выплат, в том числе предоставляемых с учетом критерия нуждаемости (региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Ленинградская область)");
повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности женщин, имеющих несовершеннолетних детей (в 2017 году обучено 225 женщин, за 2019 - 2024 годы планируется обучить не менее 1965 женщин), создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100 проц. доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет) (региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет");
разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, направленной на создание к 2024 году условий для активного долголетия, повышения качества жизни лиц пожилого возраста, мотивации к ведению здорового образа жизни, на поддержку занятости и конкурентоспособности на рынке труда, для достижения цели - увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет (региональный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Ленинградская область)").
3. Реформация о реализуемых в регионе мерах социальной поддержки
3.1. Перечень мер социальной поддержки, их размеры, критерии предоставления, категории граждан, на которые они распространяются:
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", областным законом от 17 ноября 2017 года N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области" и государственной программой Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области", в целях обеспечения социальной защищенности малоимущих семей с детьми предусмотрено предоставление следующих мер социальной поддержки:
1) ежемесячное пособие на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания, предоставляемое малоимущим семьям, среднедушевой доход которых не превышает 40 проц. величины среднего дохода, сложившегося в Ленинградской области (в 2020 году - 12760 рублей).
Размеры ежемесячных пособий установлены дифференцированно, в зависимости от возраста ребенка и категории семьи, в которой проживает ребенок, и в 2020 году составляют от 600 до 1700 рублей;
2) ежемесячная денежная компенсация части расходов семьи на оплату жилого помещения по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда либо по договору поднайма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемая малоимущим семьям, имеющим детей, среднедушевой доход которых не превышает 40 проц. величины среднего дохода, сложившегося в Ленинградской области.
Предельные размеры ежемесячной денежной компенсации установлены в твердом размере - 10 тыс, рублей в сельском поселении и 15 тыс. рублей в городском поселении Ленинградской области;
3) ежемесячная денежная компенсация на полноценное питание беременным женщинам, а также детям в возрасте до трех лет, предоставляемая малоимущим семьям, среднедушевой доход которых не превышает 40 проц. величины среднего дохода, сложившегося в Ленинградской области.
Размер выплаты для беременных женщин и детей в возрасте до двух лет с 1 января 2020 года составляет 936 рублей, для детей в возрасте от двух до трех лет - 832 рубля;
4) ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно с 1 января 2020 года, предоставляемая семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ленинградской области за второй квартал года, предшествующего году обращения, в размере 50 проц. величины прожиточного минимума для детей, установленной в Ленинградской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (в 2020 году - 5189,50 рубля);
5) ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка и последующих детей в размере 10624 рубля, предоставляемая семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину среднего дохода, сложившегося в Ленинградской области в 2020 году (31900 рублей);
6) ежемесячная выплата на ребенка, которому не выдано направление в муниципальную образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, в Ленинградской области в связи с отсутствием мест и который поставлен на учет на получение места в муниципальную образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, предоставляемая семьям при условии, что на дату обращения за выплатой ребенок заявителя состоит не менее одного года на учете для получения места в муниципальной образовательной организации в Ленинградской области, реализующей образовательную программу дошкольного образования, и ему не выдано направление в муниципальную образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования в связи с отсутствием мест;
7) компенсация в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 9500 рублей, предоставляемая семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину среднего дохода, сложившегося в Ленинградской области;
8) ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет федерального бюджета с 1 января 2018 года, предоставляемая семьям, среднедушевой доход которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (23292 рубля).
Выплата предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума для ребенка, установленной в субъекте Российской Федерации, за второй квартал года, предшествующего году обращения за ее назначением.
В Ленинградской области в 2020 году размер ежемесячной выплаты составляет 10379 рублей;
9) ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка за счет регионального бюджета с 1 июля 2018 года, предоставляемая семьям, среднедушевой доход которых не превышает 100 проц. величины среднего дохода, сложившегося в Ленинградской области, в размере 5000 рублей.
Распоряжение средствами регионального материнского капитала при рождении в многодетных семьях третьего и последующих детей (в случае рождения детей с 1 июля 2011 года) осуществляется по достижении ребенком возраста одного года в целях:
улучшения жилищных условий на территории Ленинградской области, включая ремонт, реконструкцию, инженерно-техническое обеспечение жилого помещения (домовладения), приобретение земельных участков;
получения ребенком (детьми) образования (образовательных услуг) и услуг по присмотру и уходу за детьми;
получения ребенком (детьми) медицинских услуг, оказываемых сверх услуг, предусмотренных Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в том числе приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов для медицинского применения;
лечения, реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
приобретения санаторно-курортных путевок по медицинским показаниям и проезда к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации;
приобретения транспортного средства лицами, имеющими ребенка-инвалида либо пять и более детей;
приобретения сельскохозяйственных животных, пчел и птицы, сельскохозяйственной техники для личного подсобного хозяйства.
Материнский капитал с 1 января 2020 года предоставляется в размере 126936 рублей.
Для снижения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (22 проц.) в совокупном доходе семьи.
3.2. Объем социальных выплат, в том числе по категориям: Малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ленинградской области, оказывается государственная социальная помощь в виде:
1) единовременной денежной выплаты в случаях:
чрезвычайной жизненной ситуации (пожар, наводнение или иное стихийное бедствие), произошедшей на территории Ленинградской области (20000 рублей на каждого человека);
заболевания, которое по заключению медицинской организации привело к необходимости использования дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям, применения дорогостоящих лекарственных препаратов для медицинского применения (5000 рублей);
трудной жизненной ситуации, не позволяющей приобрести жизненно необходимые продукты питания, одежду и услуги (1500 рублей) по причине:
нетрудоспособности в силу возраста (дети, граждане пожилого возраста) или состояния здоровья (инвалиды);
отсутствия у гражданина определенного места жительства;
отсутствия факта работы в связи с осуществлением, одним из родителей (единственным родителем) ухода за ребенком (детьми) до семи лет либо осуществлением ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
отсутствия средств к существованию у граждан, признанных органами службы занятости безработными при их обращении за единовременной денежной выплатой до истечения шести месяцев с месяца увольнения;
обучения студента в образовательной организации по очной форме обучения до достижения им возраста 23 лет (1500 рублей);
2) государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде:
единовременной денежной выплаты в размере, определенном социальным контрактом;
ежемесячных социальных пособий.
3.3. Размеры помощи:
На оказание государственной социальной помощи из областного бюджета Ленинградской области в 2020 году выделено 80074 тыс. рублей.
4. Информация о практике применения социального контракта
4.1. Критерии и виды оказания социальной помощи на основе социального контракта:
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, которая ухудшает условия их жизнедеятельности и последствия которой они не могут преодолеть самостоятельно.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации, которая разрабатывается специалистами социальной службы совместно с заявителем.
Срок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта при наличии оснований (стационарное лечение получателя, смерть члена семьи получателя, увольнение получателя с работы, причинение ущерба в результате стихийного бедствия) может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев, при условии выполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта программы социальной адаптации.
Самым востребованным направлением в Ленинградской области является ведение личного подсобного хозяйства.
Ведение личного подсобного хозяйства может включать следующие мероприятия: приобретение крупного рогатого скота, других сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кормов для скота и домашней птицы, развитие огородничества и пчеловодства, приобретение сельскохозяйственного инвентаря и техники для обработки участков, строительство (ремонт) объектов для содержания сельскохозяйственных животных, домашней птицы и пчел.
4.2. Мероприятия, осуществляемые в рамках социального контракта:
Государственная социальная помощь на основании социального контракта может быть направлена на следующие мероприятия:
1) поиск работы;
2) прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;
3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
4) ведение личного подсобного хозяйства;
5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
4.3. Число заключенных социальных контрактов:
В 2019 году на территории Ленинградской области заключено 379 социальных контрактов, что в шесть раз больше показателя 2018 года.
4.4. Численность граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в том числе: проживающие в городской и сельской местностях; малоимущие семьи (малоимущие одиноко проживающие граждане); семьи с детьми до трех лет; семьи с детьми до 18 лет; семьи с детьми-инвалидами; семьи с инвалидами с детства 1 группы; многодетные семьи; неполные семьи:
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в 2019 году оказана 1250 гражданам, в том числе:
658 гражданам, проживающим в городской местности, и 592 гражданам, проживающим в сельской местности;
1097 гражданам с детьми;
961 гражданину из семей с тремя и более детьми;
79 гражданам, имеющим в составе семьи инвалида;
593 гражданам из неполной семьи.
Из числа получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта:
860 граждан - дети в возрасте до 16 лет;
342 гражданина - лица трудоспособного возраста;
48 граждан - лица старше трудоспособного возраста.
4.5. Численность граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию в результате заключения социального контракта, их доля в общей численности малоимущих граждан:
По итогу 2019 года трудную жизненную ситуацию преодолели 830 граждан.
4.6. Численность трудоустроенных граждан из числа получателей государственной социальной помощи на основе социального контракта:
В 2019 году на основании социального контракта трудоустроился 21 человек.
4.7. Численность граждан, у которых увеличились натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия социального контракта:
Натуральные поступления из личного подсобного хозяйства увеличились у 727 граждан.
4.8. Среднедушевой доход семьи до заключения социального контракта и по окончании срока действия социального контракта:
Среднедушевой доход семей до заключения социального контракта составлял в среднем 6350 рублей, после окончания срока действия социального контракта - 7578 рублей.
4.9. Численность граждан, повторно обратившихся за государственной социальной помощью после окончания срока действия социального контракта:
Повторно за государственной социальной помощью на основании социального контракта обратилось 10 человек.
5. Организация социальной адаптации малоимущих граждан
Цели государственной политики Ленинградской области в сфере физической культуры и спорта определены Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной областным законом от 8 августа 2016 года N 76-оз, предусматривающей создание условий, обеспечивающих для граждан возможность вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 27 сентября 2017 года N 388, поставлена задача: увеличение доли населения Ленинградской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения до 55 проц.
Реализация поставленных целей и задач способствует развитию человеческого потенциала, укреплению здоровья нации и успешному выступлению спортивных сборных команд Ленинградской области на всероссийских и международных спортивных соревнованиях высокого уровня.
Для организации социальной адаптации малоимущих граждан предусмотрено их привлечение к участию в массовых официальных физкультурных мероприятиях, в том числе в мероприятиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), проводимых в муниципальных образованиях Ленинградской области.
III. Цели и задачи региональной программы
Целью региональной программы является обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение в два раза уровня бедности в Ленинградской области к 2030 году относительно 2017 года.
Достижение цели региональной программы требует решения следующих основных задач, сформированных на основании анализа текущей ситуации и ранжирования малоимущего населения по группам:
повышение уровня доходов граждан и обеспечение превышения темпов роста средней заработной платы не ниже роста инфляции;
создание условий для устойчивого экономического роста в целях улучшения благосостояния населения;
развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;
развитие системы социальных контрактов;
улучшение жилищных условий семей с детьми, обеспечение доступности платы за жилищно-коммунальные услуги;
организация социальной адаптации нуждающихся и малоимущих граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.