Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 23 сентября 2011 г. N 696 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с момента опубликования названного решения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 24 июня 2011 г.
Приложение
к решению
Прокопьевского городского
Совета народных депутатов
от 25 апреля 2008 г. N 515
Долгосрочная целевая Программа
развития малого и среднего предпринимательства в городе Прокопьевске на 2008-2012 годы
25 ноября 2008 г., 20 ноября 2009 г., 18 мая, 22 декабря 2010 г., 24 июня, 23 сентября 2011 г.
Паспорт программы
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Политика органов местного самоуправления города Прокопьевска всецело направлена на поддержку предпринимательства и развитие конкуренции. Малый и средний бизнес содействует оживлению и развитию экономики города, обеспечению занятости и росту уровня жизни горожан.
В 2006-2009 годы работа по развитию и поддержке малого предпринимательства на территории города Прокопьевска велась в соответствии с Программой социально-экономического развития города Прокопьевска на 2005-2010 годы, Программа продлена до 2012 года.
Показатели деятельности малого бизнеса за период реализации программы демонстрируют положительную динамику развития малого предпринимательства в городе Прокопьевске. По состоянию на 01.01.2010 в городе функционировало более 1480 предприятий малого бизнеса; за 2009 год их количество увеличилось на 270 единиц, или на 22,3% (в 2008 году рост составил 34,7%). Средняя численность на малых предприятиях за 2 года увеличилась на 71% и составила 10600 человек.
Наряду с малыми предприятиями растет и численность индивидуальных предпринимателей, за 2009 год их количество увеличилось на 485 человек (15%) и составило 3750.
По видам экономической деятельности от общего количества предприятий занимают:
- предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания - 62%;
- предприятия промышленности - 17%;
- предприятия строительной сферы - 11%:
- предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью - 7%;
- прочие - 3%.
Выручка малых предприятий от реализации товаров, продукции, услуг к концу 2009 года составила 6600 млн. руб., что на 8,8% выше уровня прошлого года.
Доля налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджете города в 2009 году - 20 %, что на уровне среднеобластных (20%).
В городе Прокопьевске создана развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая представлена такими организациями:
1. МФ ПМП.
Направление деятельности:
- бизнес-планирование;
- микрокредитование малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей;
- содействие в создании новых рабочих мест;
- предоставление информационных и консультационных услуг по ведению предпринимательской деятельности.
В 2009 году профинансировано 47 проектов на сумму 8330,0 тыс. руб. В результате реализации проектов создано 100 новых рабочих мест. Разработано 26 бизнес-планов. Предоставлено информационных и консалтинговых услуг по ведению предпринимательской деятельности на сумму 1356,4 тыс. руб.
Создана ООО "Целевая инвестиционная лизинговая компания". В 2009 году приобретено лизингового имущества на сумму 4921,0 тыс. руб., профинансировано 7 проектов субъектов малого предпринимательства в сфере производства.
2. Некоммерческое партнерство "Учебно-деловой центр". Работает по следующим направлениям:
- обучающие программы по ведению учета "1С: Бухгалтерия", "1С: Торговля + Склад", "Бухгалтерский учет на компьютере";
- школа-студия парикмахерского искусства "Базовый курс для начинающих";
- занятие образовательной деятельностью среди безработных граждан, состоящих на учете в Прокопьевском межрайонном центре занятости населения.
3. Прокопьевский филиал Кузбасской торгово-промышленной палаты.
Направление деятельности:
- "круглые столы", деловые встречи, совещания по вопросам и проблемам развития малого и среднего предпринимательства, изменениям в законодательстве;
- проведение социологических и маркетинговых исследований;
- проведение независимой экспертизы качества, комплектности и технического состояния товара.
4. Центр содействия малому и среднему предпринимательству по принципу "одного окна".
Направления деятельности:
- регистрация и закрытие бизнеса;
- консультационно-информационные услуги;
- содействие в получении имущественной и финансовой поддержки;
- разработка бизнес-планов.
В Центре содействия осуществляется комплексное и квалифицированное обслуживание СМСП на различных этапах развития; предоставляется адресная методическая, информационная, консультационная, образовательная поддержка.
При администрации города Прокопьевска работают:
1. Совет по поддержке предпринимательства, который обсуждает и принимает решения по вопросам участия СМСП в экономике города Прокопьевска в целях повышения уровня жизни горожан;
2. Комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства.
В целях оперативного донесения информации до СМСП, на сайте администрации города Прокопьевска начал функционировать раздел "Малый и средний бизнес". Сегодня в этом разделе предприниматели могут ознакомиться с инфраструктурой поддержки малого бизнеса города, получить информацию о кредитных организациях, конкурсах, проводимых на местном и региональном уровнях.
Благодаря эффективному выполнению мероприятий Программы социально-экономического развития города Прокопьевска на 2008-2012 гг. развитие малого предпринимательства имеет положительную динамику, но, несмотря на это, существует ряд проблем:
- недостаточное количество СМСП в социальной сфере и в сфере промышленного производства;
- недостаток оперативной экономико-статистической информации, отсутствие единой информационной базы предприятий малого и среднего предпринимательства.
Программа является системным документом, объединившим в себе предложения всех заинтересованных сторон, направленным на содействие эффективной реализации предпринимательской инициативы в интересах всего городского сообщества.
Программный подход позволит проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в городе, объединению с этой целью усилий органов местного самоуправления, субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства и предпринимателей города.
II. Цели и задачи Программы
Основная цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышение его вклада в социально-экономическое развитие г. Прокопьевска.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- развитие малого и среднего предпринимательства в производственной сфере и сфере услуг;
- развитие инфраструктуры поддержки СМСП;
- финансовая поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП;
- имущественная поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП;
- информационная поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП.
III. Основные направления Программы
Программные мероприятия направлены на решение поставленных задач для достижения основной цели.
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности СМСП.
Нормативно - правовое обеспечение деятельности СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, предполагает:
- мониторинг действующих правовых актов Российской Федерации, Кемеровской области, органов местного самоуправления, входящих в сферу интересов малого и среднего предпринимательства;
- разработку и принятие муниципальных правовых актов:
- определяющих перечень имущества, предназначенного для использования СМСП и организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;
- устанавливающих порядок передачи имущества во владение и пользование СМСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП;
- регулирующих порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученным СМСП и организациями, образующими инфраструктуру поддержки СМСП, в кредитных организациях города, и иных правовых актов, определяющих порядок реализации мероприятий Программы;
- регулирующих деятельность СМСП в пределах полномочий органа местного самоуправления.
2. Финансовая и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства.
В качестве поддержки начинающих СМСП Программой предусмотрено предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе грантов на создание собственного дела юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, являющимся СМСП, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на:
- государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- приобретение основных средств, в т.ч. производственного оборудования;
- аренду помещений.
Кроме того, финансовая поддержка осуществляется путем пополнения фонда МФ ПМП, предназначенного для выдачи займов СМСП (размер займа каждому субъекту малого и среднего предпринимательства до 700 тыс. руб., срок займа-12 месяцев). Это способствует обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным финансовым ресурсам.
Реализация образовательных программ и мероприятий массового обучения направлена на повышение делового уровня СМСП:
- программа "Бизнес-старт";
- программа "Управление предприятием в условиях кризиса";
- семинар для бухгалтеров и т.д.
Одним из направлений финансовой поддержки СМСП является предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, являющимся СМСП, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на:
- уплату процентов по кредитам;
- уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;
- развитие производственных малых и средних предприятий (приобретение основных фондов, оборудования, приборов);
- подключение к объектам электросетевого хозяйства и т.д.
Оказание имущественной поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательств. При этом указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В результате будет создано вновь и сохранено более 1350 рабочих мест в малых и средних предприятиях.
3. Статистическое, кадровое и информационно-консультационное обеспечение малого и среднего предпринимательства.
Создание новых объектов инфраструктуры и развитие действующих призвано решить проблемы доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса, обучающим системам и создать условия для оперативного получения предпринимателями консультационной, методической и финансовой помощи на территории города.
В 2011 году планируется создание бизнес-инкубатора, который разместится в здании бывшего Дома быта (ул. Ноградская, 19), площадью 3500 кв. метров. В бизнес-инкубаторе предполагается создать не менее 150 рабочих мест.
Целью деятельности бизнес-инкубатора является предоставление материально-технической базы, оказание информационной поддержки размещаемым на его площадях вновь созданным малым и средним предприятиям, обеспечение комплексности предоставляемых предпринимателям услуг, повышение уровня профессионализма персонала, работающего в этих организациях.
Главная идея - создать благоприятные условия предпринимателям для открытия и развития своего дела.
Задачи бизнес-инкубатора:
- создание дополнительных рабочих мест;
- обеспечение лучших организационно-финансовых условий для реализации проектов;
- формирование инфраструктуры, ориентированной на развитие малого и среднего промышленного предпринимательства;
- развитие правовых и нормативных регуляторов деятельности малых и средних предприятий;
- увеличение поступлений в бюджет за счет создания новых компаний-налогоплательщиков.
Срок начала и окончания реализации проекта - 2011-2012 годы.
Консультационную и информационную поддержку СМСП планируется осуществлять через реализацию следующих мероприятий:
- организация и проведение семинаров, конференций для малого и среднего предпринимательства по вопросам менеджмента, бухгалтерского учета, налогообложения, предпринимательского права;
- размещение информационных статей для СМСП в средствах массовой информации;
- популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи;
- развитие информационных, консультационных, юридических и других услуг на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия долгосрочной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Прокопьевске на 2008-2012 годы приведены в приложении.
IV. Целевые индикаторы и показатели
Целевые показатели, используемые в рамках реализации Программы, отражают развитие исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).
Целевые индикаторы и показатели
п/п |
Наименование индикаторов и показателей |
Годы |
||||
2009 факт |
2010 факт |
2011 план |
2012 план |
2012 г. к уровню 2010 г., % |
||
1. |
Количество СМСП, ед. |
1983 |
2397 |
2891 |
3595 |
150 |
2. |
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения города |
9,4 |
11,3 |
13,7 |
17,00 |
150 |
3. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, % |
18,1 |
21 |
22 |
23,00 |
+4,9 |
4. |
Среднесписочная численность работников, занятых в сфере МСП, чел. |
12960 |
15660 |
20880 |
23490 |
150 |
5. |
Доля оборота СМСП, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство), % от общего оборота в городе |
29,2 |
33 |
37 |
40,00 |
+7 |
6. |
Доля СМСП, считающих недвижимость доступной (опросный показатель), % |
45 |
51 |
62 |
77,00 |
+26 |
7. |
Количество СМСП, получивших господдержку, ед./% от общего количества СМСП |
12 |
30 |
35 |
37 |
+7 |
8. |
Привлекательность ведения бизнеса в городе (опросный показатель), % |
62 |
68 |
76 |
85 |
+17 |
9. |
Количество предоставленных СМСП поручительств (на обеспечение использования обязательств по кредитным договорам), единиц. |
- |
- |
- |
- |
- |
10. |
Количество грантов, предоставляемых СМСП на создание собственного дела, единиц |
- |
237 |
10 |
225 |
- |
11. |
Количество выданных микрозаймов СМСП, единиц |
- |
64 |
8 |
60 |
- |
12. |
Количество предоставленных субсидий для возмещения части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) для реализации инвестиционных проектов, подключение к объектам электросетевого хозяйства, внедрение энергосберегающих технологий и устройств, единиц |
- |
38 |
- |
30 |
- |
13. |
Организация обучения по профессиональным программам |
- |
1362 |
210 |
1000 |
- |
V. Возможные риски недостижения представленных целевых показателей и способы их минимизации
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города. Кроме того, предполагается привлечь собственные средства предприятий.
Часть мероприятий будет реализована за счет средств федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования (95% от общего объема финансирования - средства федерального бюджета, 5% - средства бюджета Кемеровской области).
В случае неполного освоения денежных средств в текущем году перенести выполнение программных мероприятий на 1 квартал следующего года.
VI. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. Исполнитель Программы несет ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.
Координация работ по реализации Программы осуществляется администрацией города с участием городского Совета по поддержке предпринимательства, представителей инфраструктуры поддержки и всех заинтересованных сторон.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Прокопьевский городской Совет народных депутатов.
Реализация Программы освещается в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.