Доклад о реализации в 2018 году Плана деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2016-2021 годы (далее - План)
(утв. Министерством сельского хозяйства РФ)
Одной из основных целей деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 (далее - Доктрина).
Для выполнения указанной цели в План включено одно мероприятие, достижение цели характеризуют одиннадцать показателей.
По предварительным данным Росстата, индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий за 2018 год составил 99,4% к уровню 2017 года, что ниже планового значения на 2,3 процентных пункта (далее - п.п.). Снижение обусловлено уменьшением производства растениеводческой продукции.
Индекс производства продукции растениеводства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий за 2018 год составил 97,6% к уровню 2017 года, ниже планового значения на 3,9 п.п., что связано со снижением производства по отдельным видам продукции растениеводства после рекордных объемов 2017 года.
Индекс производства продукции животноводства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий за 2018 год составил 101,3% к уровню 2017 года, что ниже планового значения на 0,6 п.п.
Также снижение значений вышеуказанных показателей обусловлено тем, что с учетом проведенной Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (далее - ВСХП 2016) уточнены объемы производства в хозяйствах населения в сторону уменьшения, в то время как плановые значения установлены без учета корректировки.
Индекс производительности труда оценивается Минсельхозом России на уровне 101%, что ниже планового значения на 3 п.п., в связи с уменьшением объема производства продукции сельского хозяйства. Фактические данные будут опубликованы Росстатом в сентябре 2019 года.
По предварительной оценке удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме ресурсов внутреннего рынка по итогам 2018 года составил:
зерно и зернобобовые культуры на уровне 99,4%, что выше планового значения на 0,2 п.п. и порогового значения Доктрины (95%);
картофель - 94,9%, что ниже планового значения на 2,8 п.п. или почти на уровне порогового значения Доктрины (95%);
сахар, произведенный из сахарной свеклы - 95,6%, выше плана на 4,7 п.п. и порогового значения Доктрины (80%);
растительное масло - 81,6%, отмечается снижение (на 2,8 п.п.) от планового значения, но выше порогового значения Доктрины (80%);
мясо и мясопродукты на уровне 92,5%, что выше планового значения на 2,0 п.п. и порогового значения Доктрины (85%).
По данным Росстата, индекс производства пищевой продукции за 2018 год составил 104,9% к уровню 2017 года, что выше планового значения отчетного года на 2,0 п.п.
Индекс производства напитков за 2018 год составил 102,6% к уровню 2017 года, что выше планового значения отчетного года на 2,4 п.п.
Мероприятием данной цели являлась корректировка в I квартале 2018 года Доктрины.
Проект указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" разработан и внесен в Правительство Российской Федерации. Планируемый срок утверждения - I квартал 2019 года.
В рамках цели по обеспечению продовольственной независимости России в Плане предусмотрено 3 направления деятельности.
Направление 1. Увеличение объемов производства основных видов продукции растениеводства
Для характеристики выполнения указанного направления использовано пять показателей и одно мероприятие.
В 2018 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 112,9 млн тонн, что на 6,5% выше планового значения. Это позволило полностью обеспечить потребности в продовольственном зерне, повысить обеспеченность отечественного животноводства зернофуражом.
Валовой сбор сахарной свеклы составил 41,2 млн тонн, что на 4,8% выше планового значения. Объем производства сахарной свеклы является достаточным для оптимальной загрузки перерабатывающих мощностей.
В сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, в 2018 году собрано 7,1 млн тонн картофеля. Перевыполнение планового значения составило 9,2%.
По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, в 2018 году площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений составила 16,9 тыс. га, превысив плановое значение на 52,1%.
По итогам года в целом по Российской Федерации площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, составила 68 тыс. га, что соответствует уровню планового значения.
В рамках рассматриваемого направления запланировано мероприятие по внесению в Правительство Российской Федерации с учетом доработок законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 13 июня 2017 г. N АГ-П11-3285 доработанный проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" подготавливается для направления в Минюст России и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для получения заключений. Внесение в Правительство Российской Федерации запланировано на IV квартал 2019 года.
Результатом принятия законопроекта будет совершенствование законодательства Российской Федерации в части защиты прав потребителей семян растений, информирования и защиты отечественных производителей семян, создания условий для эффективного семеноводческого рынка Российской Федерации, повышения качества реализуемых семян, повышения экспортного потенциала семян, производимых в Российской Федерации, устранения избыточных административных барьеров в сфере семеноводства.
Направление 2. Развитие мясного и молочного скотоводства, поддержка племенного животноводства
Для характеристики выполнения указанного направления предусмотрено пять показателей.
По состоянию на 1 января 2019 г., по предварительным данным регионов Российской Федерации, поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, составило 2870,8 тыс. голов, или 106,3% от планового значения.
Численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, составило 884,8 тыс. голов (110,6% от планового значения).
Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2018 году составило 30,6 млн тонн. Снижение к плану составило 97,8%. Недостижение показателя связано со снижением объема производства молока в секторе личных подсобных хозяйств на 1,8% и корректировкой данных по производству по итогам ВСХП 2016.
В сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, производство молока превысило плановое значение на 8,8%, составив 18,68 млн тонн.
По итогам 2018 года наблюдается положительная динамика по племенному маточному поголовью сельскохозяйственных животных. По сравнению с плановым значением (101,0%) увеличение племенного маточного поголовья в пересчете на условные головы составило 0,9 п.п. Потребность сельхозтоваропроизводителей в племенной продукции (материале) обеспечена в полном объеме за счет отечественной репродукции и импорта.
Направление 3. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
Для характеристики выполнения направления используются три показателя.
В 2018 году производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них составило 9358,3 тыс. тонн, или 95,1% к плану. Снижение объемов производства муки обусловлено высоким износом производственного оборудования (по данным Росстата за 2017 год - 60,5%), а также снижением спроса, в том числе промышленными предприятиями (хлебопекарными, кондитерскими и др.).
Урожай сахарной свеклы позволил произвести 6272,7 тыс. тонн сахара белого свекловичного в твердом состоянии и превысить плановое значение на 25,4%.
Объем производства масла подсолнечного нерафинированного и его фракций также имеет положительную динамику и в 2018 году составил 4469,6 тыс. тонн, темп роста к плановому показателю - 125,9%.
Целью деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации также является увеличение производства рыбной продукции.
Для выполнения указанной цели в План включено одно мероприятие, достижение цели характеризуют четыре показателя.
По предварительным данным Росстата, в 2018 году объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных составил 4164,3 тыс. тонн, что выше планового значения на 5,0%.
По оперативным данным, объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал, составил в 2018 году 237,81 тыс. тонн, что выше планового значения на 14,7%.
По оперативным данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации (в среднем на потребителя в год) составило 21,5 кг, что несколько ниже запланированного значения. Фактические данные будут опубликованы Росстатом в августе-сентябре 2019 года.
По предварительным расчетам, удельный вес отечественной рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка рыбной продукции составил 81%, что ниже планового значения на 1,2 п.п.
Уточненные официальные статистические данные о добыче (вылове) водных биоресурсов за 2018 год будут опубликованы Росстатом в апреле 2019 года.
В рамках данного направления запланировано мероприятие по принятию в IV квартале 2018 года законопроекта "О любительском рыболовстве".
Принят Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлены правовые основы регулирования в области любительского рыболовства, в том числе в части защиты прав интересов лиц, осуществляющих деятельность в этой области, введен понятийный аппарат, который позволяет исключить различное толкование терминов и понятий в области любительского рыболовства, определены особенности рыболовства в рамках спортивных и физкультурных мероприятий.
Другой целью деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является устойчивое развитие сельских территорий.
В рамках обозначенной цели в Плане предусмотрено 3 направления деятельности.
Направление 1. Оказание поддержки малым формам хозяйствования
Для характеристики выполнения направления используются два показателя и два мероприятия.
В 2018 году создано 6021 новое постоянное рабочее место в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью грантовой поддержки, что на 2280 единиц, или на 60,9% выше планового значения.
В 2018 году создано 1249 новых постоянных рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства грантовой поддержки для развития материально-технической базы, что на 675 единиц, или в 2,2 раза больше запланированного значения.
В рамках Плана в 2018 году в 80 субъектах Российской Федерации проведены конкурсы по отбору начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Отобраны для представления грантовой поддержки 2353 начинающих фермера и 717 семейных животноводческих фермы.
По итогам реализации мероприятия в 2018 году в 74 субъектах Российской Федерации проведены конкурсные мероприятия по отбору сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Для предоставления грантовой поддержки отобраны 215 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Направление 2. Улучшение жилищных условий для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Названное направление Плана оценивается двумя показателями и одним мероприятием.
По отчетным данным субъектов Российской Федерации, за 2018 год в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" за счет всех источников финансирования введено (приобретено) 507,9 тыс. кв. м жилья (103,5% к плану). Показатель превышает плановое значение на 17,2 тыс. кв. м. В том числе за счет всех источников финансирования введено (приобретено) 362,3 тыс. кв. м жилья (105,5% к плану) для молодых семей и молодых специалистов. Показатель превышает плановое значение на 18,8 тыс. кв. м.
В рамках выполнения мероприятия с 80 субъектами Российской Федерации заключены соглашения на предоставление субсидий.
Направление 3. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности
По указанному направлению в Плане использовано три показателя и одно мероприятие.
Показатель по уровню газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности в 2018 году превысил плановое значение на 1,5 п.п., составив 60,3%.
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой в 2018 году превысил плановое значение на 5,2 п.п., составив 66,4%.
В 2018 году открыто 78 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, что выше планового значения на 21 единицу или в 1,4 раза.
В рамках реализации направления (по фельдшерско-акушерским пунктам) с 37 субъектами Российской Федерации заключены соглашения на предоставление субсидий.
Следующей целью деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.
В рамках названной цели в Плане предусмотрено 2 направления деятельности.
Направление 1. Проведение мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения
Выполнение указанного направления характеризуется шестью показателями и одним мероприятием.
По итогам 2018 года плановые значения перевыполнены по показателям: ввод в эксплуатацию мелиорированных земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального использования (площадь ввода составила 96,123 тыс. га); защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания (защищено и сохранено 130,461 тыс. га сельскохозяйственных угодий), в том числе за счет агромелиоративных мероприятий - 119,083 тыс. га, за счет проведения фитомелиоративных мероприятий, направленных на закрепление песков, - 11,378 тыс. га.
В 2018 году перевыполнен показатель вовлечения в оборот выбывших мелиорированных сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ сельскохозяйственными товаропроизводителями, достигнув значения 72,454 тыс. га, в том числе на мелиорированных землях (орошаемых и осушаемых) - 72,454 тыс. га.
В рамках реализации направления с 73 субъектами Российской Федерации заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий ведомственной программы "Развитие мелиоративного комплекса России" в 2018 году.
Направление 2. Создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения
Достижение цели в рамках данного направления оценивается одним показателем и двумя мероприятиями.
Удельный вес земель сельскохозяйственного назначения, включенных в систему государственного мониторинга земель, от общего количества таких земель в 2018 году составил 60%, что ниже планового значения на 15%. Причиной снижения является непринятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и иные законодательные акты Российской Федерации".
В запланированные сроки выполнено мероприятие по созданию государственного информационного ресурса о землях сельскохозяйственного назначения (приказ Минсельхоза России от 2 апреля 2018 г. N 130 "О вводе в эксплуатацию Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий").
Во II квартале 2018 года было запланировано внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и иные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем законопроект дорабатывался по замечаниям Минэкономразвития России и не был внесен в Правительство Российской Федерации в установленный срок.
В настоящее время доработанный законопроект в третий раз направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти (письмо Минсельхоза России от 29 января 2019 г. N ИЛ-5-27/866).
Внесение законопроекта в Правительство Российской Федерации планируется в I квартале 2019 года.
Принятие вышеназванного законопроекта будет способствовать установлению правовых основ государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, учету сведений о сельскохозяйственных землях в Единой федеральной информационной системе о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, обеспечению заинтересованных лиц информацией о землях сельскохозяйственного назначения.
Целью деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является обеспечение эпизоотического благополучия территории Российской Федерации и осуществление ветеринарного и фитосанитарного надзора сельскохозяйственной продукции.
В рамках указанной цели в Плане предусмотрено 3 направления деятельности и два мероприятия.
Направление 1. Проведение противоэпизоотических мероприятий в отношении заразных болезней животных
Выполнение названного направления характеризуется двумя показателями и двумя мероприятиями.
В 2018 году число проведенных диагностических исследований животных на туберкулез, бруцеллез, лептоспироз, лейкоз составило 62 млн исследований, что соответствует плановому значению.
Число проведенных профилактических вакцинаций животных против ящура, сибирской язвы, бешенства, классической чумы свиней составило 138,2 млн голов, что соответствует плановому значению.
В запланированные сроки (IV квартал) выполнено мероприятие в части принятия нормативных правовых актов по реализации Федерального закона "О ветеринарии". Приказом Минсельхоза России от 6 декабря 2018 г. N 564 утверждены Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов ящура. Изданы приказы Минсельхоза России от 24 января 2018 г. N 25 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов репродуктивно-респираторного синдрома свиней (РРСС)" и от 23 января 2018 г. N 24 "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов оспы овец и коз".
Ведется работа по разработке проектов ветеринарных правил по иным заразным болезням животных.
В I квартале 2018 года было запланировано мероприятие по полному переходу на оформление в ГИС в электронном виде ветеринарных сопроводительных документов. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" полный переход на оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме произведен 1 июля 2018 г.
Направление 2. Обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора
Для характеристики выполнения названного направления использован один показатель.
В 2018 году упразднено 0,18% карантинных фитосанитарных зон на землях сельскохозяйственного назначения от общего количества земель сельскохозяйственного назначения. Превышение планового значения составило 45 раз.
Направление 3. Осуществление мониторинга ветеринарной безопасности
Для характеристики выполнения данного направления используется один показатель.
В 2018 году количество проведенных исследований к общему количеству исследований, предусмотренных ежегодными Планами государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и государственного эпизоотологического мониторинга, составило 100%, что выше планового значения на 2 п.п.
Целью деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности.
В рамках указанной цели в Плане предусмотрено 3 направления деятельности, каждое из которых характеризуется одним показателем и мероприятием.
Направление 1. Развитие оптово-распределительных центров
Из поданных на утверждение инвестпроектов по строительству оптово-распределительных центров и отобранных для получения субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат, в 2018 году введено в эксплуатацию оптово-распределительных центров мощностью 121,1 тыс. тонн, рост составил 18,1 тыс. тонн.
Направление 2. Развитие инфраструктуры хранения картофеля и овощей
Прирост мощностей по единовременному хранению картофеля и овощей открытого грунта в 2018 году составил 1196 тыс. тонн, превышение плана составило 749 тыс. тонн единовременного хранения.
Направление 3. Развитие инфраструктуры хранения плодов
Прирост мощностей по единовременному хранению плодов и ягод в 2018 году составил 154 тыс. тонн, что выше планового значения на 73 тыс. тонн.
В рамках направлений 2 и 3 с субъектами Российской Федерации проведены мероприятия по заключению соглашений на предоставление субсидий, направления 1 - заключение соглашений не проводилось.
Достижение поставленных целей в Плане на 2018 год оценивается выполнением 49 показателей и 15 мероприятий.
Из запланированных показателей ожидается достижение в пределах планового значения - 3, отклонение в сторону увеличения - 35 и отклонение в сторону снижения - 11.
Из запланированных к выполнению мероприятий по 10 выполнение составило в рамках планового значения, по 5 запланировано перенесение сроков.
По итогам реализации Плана в 2018 году процент достижения плановых значений показателей составил 71,4%, мероприятий - 66,7%.
Минсельхозом России в 2018 году проводилась работа по продлению сроков реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2025 года, государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" до 2024 года и утверждению Доктрины.
В 2019 году сроки реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия были продлены (постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. N 98 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717").
Министр сельского хозяйства |
Д.Н. Патрушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о реализации в 2018 году Плана деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2016-2021 годы (утв. Министерством сельского хозяйства РФ)
Текст доклада опубликован не был