Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, Н.В. Боковиковой, А.В. Проскурова с участием депутата Государственного Совета Республики Коми О.А. Михайлова, В.В. Воробьева - представителя депутата Государственного Совета Республики Коми И.А. Богданова, представителя Государственного Совета Республики Коми Е.В. Глуховой - начальника отдела конституционного законодательства и государственного строительства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми Е.А. Клименковой - начальника отдела конституционного и социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми, Т.В. Тимофеевой - члена Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса,
руководствуясь частью 2 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 1 части 1 статьи 3, статьями 78, 79 и 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по запросу депутатов Государственного Совета Республики Коми И.А. Богданова, Н.Т. Братенкова, Е.В. Дьячковой, О.А. Михайлова о проверке конституционности абзаца второго части 1 статьи 88 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явился запрос группы депутатов Государственного Совета Республики Коми, а основанием к рассмотрению - обнаружившаяся неопределенность в том, соответствуют ли Конституции Республики Коми положения вышеприведенного Закона Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Проскурова, объяснения сторон и их представителей, представителей Главы Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Согласно абзацу второму части 1 статьи 88 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" (далее - Закон Республики Коми) если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в уполномоченный коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган избирательного объединения вправе предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из любой другой территориальной группы кандидатов (из общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов).
В запросе депутатов Государственного Совета Республики Коми И.А. Богданова, Н.Т. Братенкова Е.В. Дьячковой, О.А. Михайлова ставится вопрос о несоответствии Конституции Республики Коми, ее статьям 2, 17, 33, вышеприведенных положений Закона Республики Коми, поскольку по их мнению такое правовое регулирование позволяет уполномоченному коллегиальному постоянно действующему руководящему органу избирательного объединения отступать от обусловленных волеизъявлением избирателей правил распределения депутатских мандатов между территориальными группами кандидатов (в общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов).
Конституционный Суд Республики Коми в силу подпункта "а" пункта 1 части первой статьи 3, части второй и третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" разрешает дела о соответствии Конституции Республики Коми законов Республики Коми; выносит решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении. При этом Конституционный Суд Республики Коми принимает решения по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 3 этого же Закона Республики Коми Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения абзаца второго части 1 статьи 88 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" в той мере, в какой они предоставляют постоянно действующему руководящему органу избирательного объединения право предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из любой другой территориальной группы кандидатов (из общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов) в случае, если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в уполномоченный коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, а именно проверка соответствия оспариваемой нормы статьям 2, 17, 33 Конституции Республики Коми.
2. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункту "н" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 64 Конституции Республики Коми).
В соответствии со статьями 3, 19, 32 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими им положениями Конституции Республики Коми (статьи 2, 17, 33) носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления и высшим непосредственным выражением власти которого являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации вправе на основе принципа равенства участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации существенную роль играют политические партии, которые, с одной стороны, включены в процесс властных отношений, а с другой, будучи добровольными объединениями в структуре гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы.
Действующее избирательное законодательство, основанное на положениях Конституции Российской Федерации, прежде всего ее статей 3, 13, 30 и 32, применительно к выборам в органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации признает политические партии единственным видом общественного объединения, наделяемого статусом избирательного объединения и участвующего в выборах вне зависимости от установленного законодателем вида избирательной системы (Постановления от 11 марта 2008 года N 4-П, от 9 ноября 2009 года N 16-П, от 19 декабря 2013 года N 28-П, Определения от 6 марта 2013 года N 324-О, от 6 июня 2016 года N 1233-О и др.).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), имеющим прямое действие и подлежащим применению на всей территории Российской Федерации.
При этом гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, предусмотренные данным Федеральным законом, могут быть установлены федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 1 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации.
В свою очередь согласно пункту 15 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов).
Аналогичные по своему нормативно-правовому содержанию положения предусмотрены Законом Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми". Так, в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 88 упомянутого Закона Республики Коми в случае досрочного - прекращения полномочий депутата Государственного Совета Республики Коми, депутата представительного органа муниципального образования, избранного в составе списка кандидатов, уполномоченный коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения, в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить соответствующей избирательной комиссии (Избирательной комиссии Республики Коми либо избирательной комиссии муниципального образования) кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. При этом указанная кандидатура предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же территориальную группу кандидатов (в общереспубликанскую (общемуниципальную) часть списка кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно.
Абзацем вторым части 1 статьи 88 данного Закона Республики Коми предусмотрено, что если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в уполномоченный коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган избирательного объединения вправе предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из любой другой территориальной группы кандидатов (из общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов).
3. Вопрос о вышеприведенном порядке распределения и замещения вакантного депутатского мандата неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своих решениях отмечал, что при распределении вакантных мандатов, имеющихся в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов, должна быть учтена очередность расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов
Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, учету подлежат и обстоятельства, возникшие в период после выборов, которые могли бы повлиять на принятие политической партией решения о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе выдвинутого ею списка кандидатов. То есть в исключительных случаях при наличии объективных обстоятельств и исходя из необходимости обеспечения баланса между правами и законными интересами политической партии, граждан, зарегистрированных кандидатами в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, и избирателей, допускается отступление от общего правила, обязывающего соблюдать очередность размещения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов.
Однако принимая решение по кандидатуре для передачи вакантного депутатского мандата коллегиальный руководящий орган избирательного объединения не может действовать произвольно и вправе отступить от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов только в соответствии с уставом партии и только в связи с обстоятельствами объективного характера, что может быть проверено по существу в судебном порядке (Постановления от 19 декабря 2013 года N 28-П, от 16 декабря 2014 года N 33-П, Определения от 6 марта 2013 года N 324-О, от 6 июня 2016 года N 1233-О и др.).
В развитие приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации абзацем четвертым части 1 статьи 88 Закона Республики Коми предусмотрена возможность для уполномоченного коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения отступления от общего правила об очередности предложения кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата с условием обязательного указания конкретных обстоятельств, послуживших основанием для отступления от установленной очередности при принятии данного решения.
Данные нормы, как представляющие собой исключение из общего правила очередности предложения кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата, должны применяться в системной взаимосвязи с другими положениями части 1 статьи 88 Закона Республики Коми.
Таким образом, рассматриваемые положения Закона Республики Коми в полной мере согласуются с нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 15 статьи 71), которыми установлено общее правило распределения мандатов в пределах единого списка кандидатов, а также правило распределения вакантного мандата по территориальной принадлежности выбывшего депутата для тех случаев, когда освободившийся мандат принадлежал депутату из конкретной территориальной группы.
Учитывая вышеприведенные требования избирательного законодательства, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемые положения Закона Республики Коми, предоставляющие постоянно действующему руководящему органу избирательного объединения право предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из любой другой территориальной группы кандидатов (из общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов) в случае, если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в уполномоченный коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, не могут расцениваться как не согласующиеся с предписаниями статей 2, 17, 33 Конституции Республики Коми и нарушающие конституционные права граждан.
Оценка же правомерности и обоснованности решения о передаче вакантного депутатского мандата при вышеуказанных условиях требует в каждом конкретном случае установления и исследования фактических обстоятельств дела, что входит в полномочия судов общей юрисдикции, и к компетенции Конституционного Суда Республики Коми, как она определена в статье 96 Конституции Республики Коми и статье 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", не относится.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 96 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 66, статьями 68, 69, 80 и 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать положения абзаца второго части 1 статьи 88 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" в той мере, в какой они предоставляют постоянно действующему руководящему органу избирательного объединения право предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из любой другой территориальной группы кандидатов (из общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов) в случае, если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общереспубликанской (общемуниципальной) части списка кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в уполномоченный коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, не противоречащими Конституции Республики Коми.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и размещению на официальном сайте Республики Коми в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://law.rkomi.ru).
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 9 декабря 2020 г. "По делу о проверке конституционности абзаца второго части 1 статьи 88 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" по запросу депутатов Государственного Совета Республики Коми И.А. Богданова, Н.Т. Братенкова, Е.В. Дьячковой, О.А. Михайлова"
Текст постановления опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://www.law.rkomi.ru) 10 декабря 2020 г., в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 16 декабря 2020 г. N 21