Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Зеленчукского муниципального района
от 30 ноября 2020 г. N 1004
Муниципальная программа
"Развитие образования в Зеленчукском муниципальном районе"
28 сентября 2021 г.
ст. Зеленчукская |
2020 год |
Раздел 1 изменен. - Постановление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 28 сентября 2021 г. N 1020
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие образования в Зеленчукском муниципальном районе" (далее - Программа) |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация Зеленчукского муниципального района |
Ответственный исполнитель Программы |
Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района |
Участники Программы |
Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района, образовательные учреждения |
Цель Программы |
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного дошкольного, общего, дополнительного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современных потребностей граждан Зеленчукского муниципального района, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья |
Задачи Программы |
Создание условий для равного доступа всех граждан Зеленчукского муниципального района к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития доступности качественного дошкольного, общего, дополнительного образования; создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов; формирование условий и создание механизмов, обеспечивающих эффективное развитие системы профильного, дистанционного образования; создание системы целенаправленной работы с талантливыми и одаренными детьми и их сопровождение в течение всего школьного периода; создание безопасных и комфортных условий в образовательных учреждениях, соответствующих требованиям надзорных органов; создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей, детей с ограниченными возможностями здоровья посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг; обеспечение качественного и сбалансированного школьного питания в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями школьников; обеспечение всеобщего доступа к современным информационным образовательным ресурсам, внедрение программ дистанционного обучения обучающихся; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг образовательных учреждений; развитие и совершенствование материально-технической базы и ресурсного обеспечения образовательных учреждений; повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг через развитие кадрового потенциала системы образования; обеспечение деятельности, аппарата управления, методического кабинета, бухгалтерско-хозяйственной службы управления образования администрации Зеленчукского муниципального района по обслуживанию образовательных учреждений; обеспечение реализации подпрограмм и основных мероприятий Программы в соответствии с установленными сроками и этапами |
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы |
К 2025 году планируется достижение следующих целевых показателей: 1. Удельный вес численности обучающихся, имеющих доступ к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития доступности качественного дошкольного образования, общего, дополнительного образования, - 75%. 2. Доля образовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, - 4%. 3. Удельный вес детей, охваченных дошкольным воспитанием, - 100%. 4. Удельный вес воспитанников дошкольных образовательных учреждений, обучающихся по программам, соответствующим федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования, в общей численности воспитанников ДОУ - 100%. 5. Удовлетворенность родителей (законных представителей) доступностью и качеством реализации программ дошкольного, общего, дополнительного образования - 95%. 6. Удельный вес школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, - 90%. 7. Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, - 75%. 8. Создание механизма адресной поддержки одаренных детей (по результатам достижений) - 100%. 9. Обеспеченность образовательных учреждений педагогическими и руководящими кадрами, содействие закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях - 100%. 10. Охват руководящих и педагогических работников различными формами повышения квалификации - 100%. 11. Доля работников образования района, прошедших переподготовку (от общего количества), - 46%. 12. Доля детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением в образовательных учреждениях, - 30%. 13. Обеспечение доли образовательных учреждений, полностью соответствующих требованиям пожарной безопасности, - 80%. 14. Обеспечение доли образовательных учреждений, соответствующих требованиям антитеррористической защищенности, - 80%. 15. Увеличение доли учащихся, получающих горячее питание в школьных столовых, до 100% |
Показатели эффективности реализации Программы |
Повышение доступности качественного образования: дошкольного, общего и дополнительного образования средствами использования современных технологий и принципов организации образовательного процесса; обеспечение реализации вариативных образовательных программ, в том числе через интеграцию основного и дополнительного образования, расширение возможностей межведомственного взаимодействия; увеличение охвата детей системой дошкольного образования и группами кратковременного пребывания при школе, максимальное удовлетворение потребности жителей Зеленчукского муниципального района на места в дошкольные учреждения; повышение интеллектуального и творческого потенциала детей; создание условий для обеспечения комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями Госпожарнадзора, Роспотребнадзора, противодействия терроризму и экстремизму; расширение возможностей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение достижения оптимального уровня функциональной грамотности и социальной компетентности выпускников в соответствии со ступенями образования с учетом их индивидуального образовательного запроса и психофизического развития; улучшение безопасных условий обучения, повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования; укрепление материально-технической базы школьных столовых; улучшение качества питания, обеспечение его безопасности, сбалансированности; формирование системы организации обучения для педагогических и руководящих работников, в том числе с применением дистанционных программ и накопительной системы повышения квалификации; повышение профессионального и социального статуса педагогических работников; удовлетворенность населения Зеленчукского муниципального района системой отдыха и оздоровления детей |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2025 годы |
Подпрограммы, входящие в состав Программы |
Подпрограмма 1 "Одаренные дети". Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного образования". Подпрограмма 3 "Развитие системы отдыха и оздоровления детей". Подпрограмма 4 "Развитие общего образования". Подпрограмма 5 "Развитие дополнительного образования детей". Подпрограмма 6 "Другие вопросы образования". Подпрограмма 7 "Комплексная безопасность образовательных учреждений". Подпрограмма 8 "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия". Подпрограмма 9 "Организация питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях" |
Финансовое обеспечение реализации Программы |
Общий объем ресурсного обеспечения Программы на 2021 - 2025 годы по всем источникам финансирования - 620 595,30 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 118 439,0 тыс. рублей; 2022 год - 120028,9 тыс. рублей; 2023 год - 123629,8 тыс. рублей; 2024 год - 127338,7 тыс. рублей; 2025 год - 131158,9 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно подлежат уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы к 2025 году будут достигнуты следующие конечные результаты: доля обучающихся образовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности учащихся образовательных учреждений возрастет до 90%; обеспечение современными условиями предоставления дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - 100%; доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, возрастет до 75%; количество детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением, в общем количестве детей школьного возраста - 30%; обеспечение доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья возрастет до 65%; доля сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике без пересдачи - 96%; доля обучающихся, участвующих в конференциях, олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях, возрастет до 75%; доля обучающихся 5-11 классов, принявших участие в школьном, муниципальном, региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, возрастет до 46%; доля повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников возрастет до 85%; увеличение доли педагогов, осуществляющих экспериментальную и инновационную деятельность, от общего количества педагогов муниципального района к 2025 году возрастет до 55%; увеличение доли педагогов - участников конкурсов профессионального мастерства муниципального, регионального и Всероссийского уровней, от общего количества педагогов муниципального района к 2025 году возрастет до 45%; доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до пяти лет, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений возрастет до 30%; укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, возрастет до 90%; обеспечение доли образовательных учреждений, полностью соответствующих требованиям пожарной безопасности, - 80%; обеспечение доли образовательных учреждений, соответствующих требованиям антитеррористической защищенности, - 80% |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Расширение образовательного пространства как открытой динамичной системы, ориентированной на формирование конкурентоспособности личности, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры, модернизация российского и регионального образования обусловливает необходимость развития и внедрения инновационных форм обучения, изменение содержательной, методической и технологической составляющей обучения и воспитания подрастающего поколения, что актуализирует проблемы развития самой системы образования.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, которая реализуется Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия определяет решение следующих задач:
создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
В сфере образования на территории Зеленчукского муниципального района (далее - район) продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на системные изменения и обеспечение современного качества образования, в соответствии с актуальными и перспективными запросами потребителей образовательных услуг, состоянием и тенденциями социально-экономического развития района, требованиями государственной политики в области образования.
Основные направления развития образования района определены в соответствии с приоритетами государственной политики, обозначенными в Указах Президента Российской Федерации, в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", государственной программе "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике".
Настоящая Программа определяет приоритетные направления развития муниципальной системы образования, методы и механизмы ее реализации, предусматривает формирование системы индикаторов происходящих изменений и показателей оценки состояния муниципальной системы образования.
В настоящее время в районе функционирует 26 образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования, 14 муниципальных и 2 ведомственных учреждения дошкольного образования.
Дошкольное образование в районе направлено на решение следующих задач:
- создание современных условий для развития дошкольного образования;
- обеспечение безопасности воспитанников и работников в дошкольных учреждениях;
- обеспечение равного доступа к услугам дошкольного образования независимо от места жительства, социально-экономического положения и состояния здоровья;
- укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- создание условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- организация питания дошкольников;
- формирование системы повышения квалификации и переподготовки педагогов.
В настоящее время учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования, посещают 2235 ребенка (на 01.10.2020). Охват детей дошкольным образованием на территории района в 2020 году составлял 100%.
Сектор сопровождения раннего развития детей (от 1,5 до 3 лет) существенно изменился с 2017 года. По состоянию на 01.10.2020 закомплектовано 330 детей (от 1,5 до 7 лет), а в группы раннего развития - 150 воспитанников.
В федеральном сегменте электронной очереди в детский сад на учете для предоставления мест в детские сады Зеленчукского муниципального района составляет 227 детей в возрасте от 0 до 1,5 лет
Численность детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, ежегодно увеличивается, что объясняется ростом рождаемости на территории района. Как следствие, доступность дошкольного образования и охват детей дошкольным образованием увеличился.
В целях сокращения очереди в дошкольные образовательные учреждения Зеленчукского муниципального района (далее - ДОУ) были сданы в эксплуатацию дошкольные образовательные учреждения: МБДОУ "Детский сад "Золотой ключик" ст. Зеленчукской" в июле 2017 года на 300 мест и МБДОУ "Детский сад "Теремок" с. Маруха" в сентябре 2019 на 100 мест.
Все муниципальные дошкольные образовательные учреждения района имеют официальный сайт в сети "Интернет".
С 01 января 2014 года реализована муниципальная услуга "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в ДОУ, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования" в электронном виде с использованием сети "Интернет".
Ключевой задачей развития системы становится повышение качества дошкольного образования, которое находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. В кадровом составе дошкольных образовательных учреждений продолжаются качественные изменения, общее число педагогов с высшим педагогическим образованием имеет тенденции к росту.
В 2020-2021 учебном году в ДОУ образовательный процесс осуществляется по образовательным программам, разработанным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Во всех ДОУ созданы условия для реализации ФГОС ДО. Организована работа по методическому сопровождению переподготовки кадров для работы в новых условиях системы дошкольного образования:
- современные аспекты деятельности воспитателей ДОУ в условиях реализации требований ФГОС ДО;
- профилактика коронавируса и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях;
- оказание первой помощи до оказания медицинской помощи;
- организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО для детей с ОВЗ;
- курсы повышения квалификации по дополнительному образованию детей дошкольного возраста.
Доля педагогов ДОУ, прошедших курсовую подготовку, составляет 90%.
Для пребывания воспитанников и реализации учебно-воспитательных задач в ДОУ организовано: медицинское обслуживание, оборудованы игровые зоны, авто городки, обеспечены условия для формирования навыков личной гигиены воспитанников, здорового образа жизни, правил безопасного поведения.
Особое внимание уделяется реализации прав детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) качественному и доступному пришкольному образованию, обеспечивающему равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития как основы успешного обучения детей в образовательном учреждении. Группы кратковременного пребывания при школе функционируют в 3 образовательных учреждениях МКОУ "СОШ х. Ново-Исправненского", МКОУ "СОШ с. Даусуз", МКОУ "СОШ а. Ильич"), на 2020-2021 учебный год закомплектовано 33 воспитанника в данных населенных пунктах отсутствуют ДОУ. Охват пришкольном образованием указанной категории детей составил 100%.
Показателем качества оказания населению услуг дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста является соответствие кадрового состава ДОУ квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемым должностям. Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляется непрерывно, согласно социальным заказам. Наблюдается динамика роста педагогических работников, имеющих квалификационные категории.
В ДОУ работают 160 педагогических работников, из них высшее образование имеют 82 человека (51%). Средний возраст педагогов ДОУ составляет 35 - 45 лет. На 2020-2021 учебный год все ДОУ укомплектованы педагогическими кадрами - воспитателями. Вакансия имеется по должности педагог - психолог.
В МБДОУ "Детский сад "Колобок" ст. Зеленчукской" функционирует группа для реализации программы коррекции развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Была создана среда, помогающая адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведён ремонт группы, раздевалки, медицинского кабинета, музыкального зала. На период 01.09.2020 года в данном учреждении прошли индивидуальное обучение 3 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОНР (общее недоразвитие речи), ребенок с нарушением зрения (слепой)). Разработаны эффективные адаптированные индивидуальные программы сопровождения этих детей.
Все образовательные учреждения района являются юридическими лицами и имеют уставы, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях Зеленчукского муниципального района составил в 2020-2021 учебном году - 5809 человек. Общая численность работающего персонала - 1040.
Главной целевой установкой развития образования района является обеспечение устойчивого функционирования и развития системы образования, расширение его доступности, повышение качества и эффективности, создание безопасной среды для обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.
Одним из элементов системы качества образования района является государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) и единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ).
Ежегодно обучающиеся образовательных учреждений района проходят процедуру независимой оценки качества образования, участвуя в ЕГЭ - одной из форм ГИА по образовательным программам среднего общего образования. В 2019 - 2020 учебном году отмечается положительная динамика результатов ЕГЭ. Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог по всем сдаваемым предметам, не ниже, чем по Карачаево-Черкесской Республике.
Глобальные современные социально-экономические изменения и преобразования, происходящие в Российской Федерации, выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные вопросы и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
За последнее десятилетие многое сделано для того, чтобы улучшить положение детей в целом, создать условия для выявления и развития, а также государственной поддержки одаренных детей.
Работа с юными дарованиями в районе является одним из важных направлений деятельности управления образования.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в сфере образования является развитие олимпиадного движения.
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2019 - 2020 учебном году приняли участие 512 обучающихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений района. Олимпиада проводилась по 18 общеобразовательным предметам.
Победителями стали 22 обучающихся, призовые места заняли - 102 школьника общеобразовательных учреждений района.
В 2020 году на республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников приказом управления образования Зеленчукского муниципального района было направлено 26 обучающихся 9-11 классов, 10 из которых стали победителями и призерами.
Обучающиеся района участвуют в общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры (далее - ОПК). В 2019 - 2020 учебном году в школьном туре олимпиады по ОПК приняли участие 62 обучающихся из 14 общеобразовательных учреждений района, из них 22 обучающихся прошли на муниципальный тур олимпиады.
Ежегодно обучающиеся принимают активное участие в региональном этапе телевизионной гуманитарной Олимпиады школьников "Умники и умницы Карачаево-Черкесии", в телевизионной игре "Лига эрудитов". В рамках конкурсного отбора проходят обучение в образовательном центре "Сириус" (г. Сочи).
Одной из задач муниципальной системы образования по сопровождению работы с талантливыми детьми является создание условий для участия обучающихся в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.
Обучающиеся школ района продолжают принимать активное участие в заочных конкурсах, олимпиадах Всероссийского уровня на протяжении всего учебного года с использованием образовательной платформы "Учи.ру".
Благодаря развитию дистанционных форм обучения увеличивается количество участников дистанционных конкурсов.
В районе сформирован банк данных одаренных учащихся с учетом индивидуальных достижений обучающихся.
Организация работы с одаренными детьми требует вложения финансовых средств, предназначенных для ее технического обеспечения, в том числе для приобретения лабораторного оборудования, компьютеров, литературы, а также для проведения олимпиад и научных конференций, командирования учащихся для участия в региональных, Всероссийских и Международных конкурсах и проектах.
К числу недостатков действующей системы выявления и поддержки одаренных детей можно отнести:
низкую обеспеченность образовательных учреждений современно оборудованными помещениями творческих студий и актовых залов или полное их отсутствие;
недостаточное взаимодействие между организациями общего и дополнительного образования, а также с родителями (законными представителями) в вопросах поддержки и сопровождения одаренности детей;
недостаточная скорость Интернет-соединения ограничивает участие старшеклассников в получении образования с использованием дистанционных технологий, в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Приоритетным аспектом укрепления здоровья обучающихся является организация летней оздоровительной кампании.
Ежегодно, в лагерях с дневным пребыванием учащихся, организованных на базе образовательных учреждений, отдыхают 690 учащихся, что составляет 13% от общего числа учащихся образовательных учреждений района.
Особое внимание уделяется комплектованию лагерей педагогическими кадрами. В лагерях с дневным пребыванием детей работают опытные квалифицированные педагоги.
Несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты в сфере организации отдыха и оздоровления детей необходимо внедрение инновационных форм организации детской оздоровительной кампании, передовых технологий и методов оздоровительной работы с детьми.
В соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.02.2019 года N 59 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Карачаево-Черкесской Республике" с 1 июня 2019 года 137 обучающихся района поправили свое здоровье в санаторно-оздоровительных, загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, детских санаториях, палаточных лагерях и лагерях с мало затратными формами отдыха.
Серьезное внимание в период летней оздоровительной кампании обращается на антитеррористическую и пожарную безопасность школьников. В ходе подготовки к летнему сезону управление образования администрации Зеленчукского муниципального района совместно с заинтересованными службами и ведомствами реализовывает весь комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности обучающихся.
Проводятся необходимые надзорные и профилактические мероприятия, предусмотрена организация круглосуточной охраны, работа системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре.
Вместе с тем, имеются вопросы, требующие особого внимания в организации летней оздоровительной кампании 2021 - 2025 годах:
увеличение охвата детей различными формами отдыха и оздоровления на уровне не ниже показателей предыдущего года;
увеличение охвата школьников из категорий малообеспеченных и многодетных семей путевками в санаторно-оздоровительные, загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, детские санатории, палаточные лагеря и лагеря с мало затратными формами отдыха;
активизация информационно-разъяснительной работы с родительской общественностью, работодателями по организации заявочной кампании на получение путевок в оздоровительные лагеря и санатории.
Совершенствование организации школьного питания является одним из важных направлений муниципальной системы образования.
В районе функционирует 14 школьных столовых, в которых получают горячее питание 3055 школьников, что составляет 58% от общего числа обучающихся. 7 школьных буфетов обеспечивают кондитерской продукцией более 1000 учащихся. Всеми видами и формами питания охвачено 4021 учащихся, что составляет 76% от общего числа обучающихся. В целях реализации Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию по организации бесплатного качественного питания младших школьников общеобразовательными учреждениями Зеленчукского муниципального района проведена большая работа. Администрацией Зеленчукского муниципального района на реализацию этой задачи было выделено более 1 млн. рублей, на которые приобретено: изотермические емкости, моечные ванны, электротитаны, посуда, инвентарь, проведено водоснабжение и канализация.
До конца 2020 года будут введены в эксплуатацию столовые в МКОУ "СОШ N 2 ст. Зеленчукской им. С.-Х.Л. Биджиева" и МКОУ "СОШ N 4 ст. Зеленчукской им. И.А. Овчаренко" на 40 и 100 посадочных мест соответственно. Питьевой режим в образовательных учреждениях Зеленчукского муниципального района организован через пользование кулером (диспенсером) с водой, расфасованной в емкости (бутилированной). С 1 сентября 2020 года 2543 учащихся 1-4 классов получают бесплатное горячее питание ежедневно на сумму 56 руб. 70 коп.
Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных пожаров, чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательных учреждений достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.
Все образовательные учреждения Зеленчукского муниципального района (далее - образовательные учреждения района) являются объектами массового пребывания детей, что требует особого внимания при рассмотрении вопросов пожарной безопасности и огнестойкости зданий образовательных учреждений района.
В целях обеспечения безопасности обучающихся за отчетный период проведены следующие мероприятия: проведены ремонтные работы по устройству запасных выходов в 10 образовательных учреждениях района и приведены в соответствие пути эвакуации в 26 образовательных учреждениях района.
В 4 образовательных учреждениях района установлена новая пожарная сигнализация.
В 3 образовательных учреждениях района проведены ремонтные работы по пожарному водоснабжению (устройство гидрантов, приобретение насосов, повышающих давление в системе, ремонт пожарных водоемов),
40 образовательных учреждения района оборудованы системой программно-аппаратного комплекса "Альтоника-Ритм". В школах своевременно проводятся мероприятия по обработке деревянных конструкций зданий огнезащитным составом. Во всех образовательных учреждениях района установлена система автоматической пожарной сигнализации и камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения. Все образовательные учреждения района обеспечены первичными средствами пожаротушения на 100%. Проведены замеры сопротивления изоляции и контуры заземления во всех образовательных учреждениях района.
Все образовательные учреждения района имеют уголки пожарной безопасности, обеспечены наглядной агитацией (плакаты, макеты, стенды, памятки, инструктажи) по пожарной безопасности. Периодически, в образовательных учреждениях района проводятся тренировки по эвакуации учащихся на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, назначены ответственные лица за обеспечение комплексной безопасности участников образовательного процесса, разработан инструктивный материал.
Важным звеном в воспитании и обучении, обеспечивающим реализацию потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, является дополнительное образование, которое предлагает подрастающему поколению широкий выбор дополнительных образовательных программ по различным направлениям.
В современных условиях дополнительное образование в районе является полноправным партнером общего образования. Оно способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, выступает гарантом поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дополнительное образование детей занимает важное место в ранней профессиональной ориентации каждого конкретного ребенка, развитии у него навыков неформального общения.
Дополнительное образование в районе представлено 3 учреждениями:
1. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа Зеленчукского муниципального района";
2. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" Зеленчукского муниципального района;
3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Зеленчукского муниципального района "Детско-юношеская спортивная школа ст. Сторожевой", в которых обучаются 1817 детей и подростков.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной деятельности, профиля программ, времени на освоение, включение в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление и поддержку одаренных детей.
Учреждения дополнительного образования Зеленчукского муниципального района реализуют программы, в соответствии с потребностями и интересами детей. Содержанием дополнительного образования детей является совокупность познавательной, продуктивной, творческой деятельности детей, осуществляемой в рамках программ научно-технической, спортивной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой и декоративно-прикладной направленности.
Учреждения дополнительного образования Зеленчукского муниципального района демонстрируют высокие достижения обучающихся в различных конкурсах, соревнованиях муниципального, регионального и федерального уровней:
легкая атлетика, борьба на поясах, киокусинкай, восточные виды единоборства, шахматы, "Рукоделие", "Бисероплетение", "Флористика" и др.
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" реализованы мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей в МКУДО "Дом детского творчества" Зеленчукского муниципального района. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме.
Благодаря национальному проекту "Образование" пополнилась материально-техническая база дома детского творчества Зеленчукского муниципального района.
Таким образом, приоритетными задачами развития сферы дополнительного образования являются увеличение охвата детей услугами дополнительного образования и обеспечение соответствия предоставляемых услуг изменяющимся потребностям населения, внедрение образовательных программ нового поколения, обеспечение подготовки обучающихся к жизненному самоопределению, социальной адаптации.
В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 8 общеобразовательных учреждениях района созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", которые реализуют общеобразовательные программы по предметным областям: "Технология", "Информатика", "ОБЖ", шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности, основными целями Центра которых является формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", других предметных областей, а также внеурочной деятельности и в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
От уровня профессионализма педагогических кадров напрямую зависит качество любой образовательной организации. Именно потому к образовательному уровню педагогических и руководящих работников предъявляются самые высокие требования.
Педагогическую деятельность в районе осуществляют 765 педагогов, из них: 567 работают в общеобразовательных учреждениях района, в системе дошкольного образования осуществляют профессиональную деятельность 160 педагогических работников, в учреждениях дополнительного образования трудятся 38 педагогов.
Количество педагогических работников, имеющих высшее образование составляет, - 589 человек, среднее специальное - 155.
Процент педагогов со стажем работы свыше 20 лет составляет 58%, в возрасте старше 35 лет насчитывается 42%.
К сожалению, наблюдается тенденция старения кадров. Средний возраст педагогов составляет 45 - 50 лет.
Важнейшим фактором сохранения и развития системы образования является процесс обновления педагогических кадров. В 2019 - 2020 учебном году в образовательных учреждениях района осуществляли педагогическую деятельность 25 молодых специалиста.
Организация работы по курсовой подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений района и структурных подразделений управления образования администрации Зеленчукского муниципального района осуществляется в соответствии с заявками руководителей и графиком курсовых мероприятий. Базовым учреждением повышения квалификации работников образования является республиканское государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования".
Руководители образовательных учреждений района систематически повышают свою квалификацию. Курсовая подготовка осуществляется в соответствии с перспективным планом повышения квалификации на 3 года.
В течение учебного года курсовую подготовку прошли 320 педагогов системы образования, из них дистанционно - 231 педагог.
Следует отметить, что все педагоги района своевременно проходят курсы повышения квалификации.
Процедуру аттестации прошли 182 педагога.
Из них на высшую категорию - 85 человек.
На первую категорию - 43 человека.
Соответствие занимаемой должности - 54 человека.
Руководители образовательных учреждений района имеют профессиональную переподготовку по программе "Менеджмент в образовании".
В течение года педагоги района принимали активное участие в работе семинаров, конференций, веб нарах различной направленности и уровня:
- Всероссийский форум Центров "Точка роста", г. Москва;
- VI Международный педагогический форум "Русский язык и культура: взаимосвязи и взаимодействие", г. Сочи;
- курсы повышения квалификации по программе "Особенности организации работы со школьниками, проявляющими способности в литературном творчестве и познавательную направленность в изучении области "Филология", Образовательный фонд "Сириус", г. Сочи;
- онлайн-марафон учителей русского языка и литературы "Семеро смелых", Центр инновационного дополнительного образования "Умная методика";
- онлайн-конференция "Просто фантастика", Электронный журнал "Чтение детям";
- Епархиальные Рождественские чтения "Великая победа: наследие и наследники", г. Черкесск;
- практико-ориентированный семинар "Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса Учи.ру", на базе района;
- стажировка на базе ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" г. Нальчик, в рамках проекта "Самбо в школу".
Лучшие педагоги выявляются через конкурсы, именно участие в конкурсном движении толкает нас вперёд, позволяет подняться на более высокую ступеньку своего профессионализма.
На муниципальном уровне проведены конкурсы: "Учитель года России", "Лучший учитель родного языка и литературы", "Воспитатель года России", "Лучший руководитель образовательного учреждения", "Учитель здоровья России", "Педагог - психолог России", "Самый классный классный", "Поиск и творчество молодых", "Педагог - библиотекарь года", "Инновационная деятельность образовательного учреждения", "Олимпиада начинается в школе".
Педагоги района заявляют о себе и в масштабах республики:
"Педагог - психолог России" - 1 место;
"Лучший учитель родного языка" - 1 место;
"Лучший учитель Основ православной культуры" - 1 место;
"Воспитатель года России" - 1 место;
"Инновационная деятельность образовательного учреждения: от замысла к результату" - 2 место.
Важным направлением развития системы образования в районе является перевод муниципальных образовательных учреждений района на современные финансово-экономические и государственно-общественные механизмы управления.
В районе проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования: новая система оплаты труда, ориентированная на результат, общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, публичная отчетность образовательных учреждений. Благодаря этому повысилась ответственность руководителей и педагогов за результаты деятельности, усилилась прозрачность системы образования для общества. К настоящему времени созданы на демократической основе и функционируют управляющие советы во всех образовательных учреждениях района.
С целью подвоза учащихся, проживающих на расстоянии более 3 километров от образовательного учреждения, в районе эксплуатируются 16 школьных автобусов, которые осуществляют подвоз более 1100 учащихся к школе и обратно. Весь парк транспортных средств оборудован в соответствии с ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" и оснащены тахографами, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, мерцающими маячками.
Продолжается работа по улучшению парка школьных автобусов. Министерством просвещения Российской Федерации выделены денежные средства для приобретения новых школьных автобусов. В декабре 2020 года 4 школы получат новые комфортабельные автобусы марки ФОРД на 24 посадочных места. Планируется, до 2025 года обеспечить школьными автобусами все общеобразовательные учреждения района.
Энергосбережение также является одной из самых серьезных задач. В условиях постоянного роста тарифов на энергоресурсы возрастает значение внедрения энергосберегающих технологий, главным образом направленных на сбережение тепловой энергии в образовательных учреждениях. По оценке специалистов, за счет внедрения энергосберегающих мероприятий возможно уменьшение энергопотребления на данных объектах на 25%. Образовательными учреждениями района проводится комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых, технических, информационных и других мероприятий, направленных на развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности при осуществлении деятельности, связанной с использованием энергетических ресурсов, в соответствии с техническими и финансовыми возможностями учреждений.
В сложившейся ситуации при современном уровне развития техники и технологий выполнение работ по повышению энергоэффективности приведет к решению комплекса важных экономических и социальных проблем:
сокращению затрат местного бюджета на приобретение энергетических ресурсов;
повышению энергетической безопасности;
устойчивости к будущему повышению цен на энергетические ресурсы;
улучшению микроклимата в муниципальных зданиях образовательных учреждений.
Процесс по повышению энергоэффективности в образовательных учреждениях должен иметь плановый характер.
В системе общего образования происходит реализация мероприятий муниципальных, региональных и федеральных программ и проектов, комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования.
Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений - задача муниципального значения.
Консолидация бюджетов позволила заметно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений района, приблизиться к выполнению требований ФГОС, повысить уровень оснащенности современным оборудованием, увеличить долю обучающихся в современных условиях до 90%.
Таким образом, основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия настоящей Программы, являются:
необходимость модернизации системы дошкольного, общего и дополнительного образования;
несовершенность инфраструктуры образовательных учреждений для создания равных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития;
несоответствующий уровень инфраструктуры муниципальных учреждений дополнительного образования детей;
несоответствие состояния зданий и помещений в ряде образовательных учреждений в связи с высокой степенью их износа;
отсутствие современных спортивных и актовых залов;
недостаточный уровень развития многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения успешной социализации обучающихся;
неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры в отдаленных населенных пунктах, что создает риск износа школьных автобусов ранее установленных сроков их эксплуатации и снижения безопасности перевозок, обучающихся;
дефицит педагогических кадров по ряду специальностей (учителя начальных классов, английского языка).
3. Основные цели и задачи Программы
При формировании приоритетов муниципальной политики в сфере образования на период до 2025 года были учтены, в первую очередь, цели и задачи, поставленные в стратегических документах федерального, регионального и муниципального уровней.
Цель Программы: обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного дошкольного, общего, дополнительного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики современным потребностям граждан Зеленчукского муниципального района, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Создание условий для равного доступа всех граждан Зеленчукского муниципального района к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития доступности качественного дошкольного, общего, дополнительного образования.
2. Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов в систему общего образования района.
4. Формирование условий и создание механизмов, обеспечивающих эффективное развитие системы профильного, дистанционного образования.
5. Создание системы целенаправленной работы с талантливыми и одаренными детьми и их сопровождение в течение всего школьного периода.
6. Создание безопасных и комфортных условий в образовательных учреждениях района, соответствующих требованиям надзорных органов.
7. Создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей, детей с ограниченными возможностями здоровья посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг.
8. Обеспечение качественного и сбалансированного школьного питания в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями школьников.
9. Обеспечение всеобщего доступа к современным информационным образовательным ресурсам, внедрение программ дистанционного обучения обучающихся.
10. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг основного и дошкольного образования.
11. Развитие и совершенствование материально-технической базы и ресурсного обеспечения образовательных учреждений.
12. Повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг через развитие кадрового потенциала системы образования.
13. Обеспечение деятельности методического кабинета, бухгалтерско-хозяйственной службы управления образования администрации Зеленчукского муниципального района по обслуживанию образовательных учреждений.
Приоритетом муниципальной политики развития образования района является обеспечение доступности дошкольного образования, повышение качества результатов образования на различных уровнях, развитие дополнительного образования детей.
Осмысление приоритетных направлений развития системы образования в районе, прогнозирование перспективных векторов развития муниципальной системы образования позволили определить следующие направления реализации Программы развития:
1. Укрепление материально-технической базы учреждений образования:
расширение сети дошкольных учреждений;
ремонт зданий образовательных учреждений района со 100% износом;
выполнение работ по благоустройству территорий.
2. Обеспечение условий безопасного функционирования образовательных учреждений, сохранение и укрепление здоровья школьников:
оборудование зданий образовательных учреждений района необходимыми средствами безопасности;
продолжение модернизации пищеблоков образовательных учреждений района;
продолжение модернизации спортивных залов и спортивных площадок;
модернизация медицинских блоков.
3. Развитие единого информационного пространства:
формирование системы дистанционной поддержки обучающихся;
формирование у педагогов информационно-коммуникативной компетентности в условиях системы дополнительного профессионального образования.
4. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг:
создание условий для индивидуализации образования детей, в том числе средствами дистанционного обучения;
обеспечение доступности дошкольного образования;
создание комплексной системы выявления и поддержки одаренных детей.
5. Достижение современного качества образования через совершенствование содержания и технологии обучения.
6. Обеспечение инновационного развития муниципальной системы образования:
развитие инновационной деятельности в системе образования;
разработка программ развития образовательных учреждений;
развитие муниципальной системы оценки качества образования;
организация перехода образовательных учреждений в статус бюджетных учреждений.
Для комплексного развития всей системы образования в Программе выделены соответствующие подпрограммы, содержащие свои цели и задачи:
Подпрограмма 1 "Одаренные дети" (согласно приложению 1 к Программе).
Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного образования" (согласно приложению 2 к Программе).
Подпрограмма 3 "Развитие системы отдыха и оздоровления детей" (согласно приложению 3 к Программе).
Подпрограмма 4 "Развитие общего образования" (согласно приложению 4 к Программе).
Подпрограмма 5 "Развитие дополнительного образования детей" (согласно приложению 5 к Программе).
Подпрограмма 6 "Другие вопросы образования" (согласно приложению 6 к Программе).
Подпрограмма 7 "Комплексная безопасность образовательных учреждений" (согласно приложению 7 к Программе).
Подпрограмма 8 "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия" (согласно приложению 8 к Программе).
Подпрограмма 9 "Организация питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях" (согласно приложению 9 к Программе).
Программа реализуется в период с 2021 по 2025 годы, этапы реализации Программы не выделяются.
4. Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
К 2025 году планируется достижение следующих целевых показателей:
1. Удельный вес численности обучающихся, имеющих доступ к образованию и самообразованию, дополнительному образованию, в том числе за счет развития доступности качественного дошкольного образования, общего, дополнительного образования, - 75%.
2. Доля образовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, - 4%.
3. Удельный вес детей, охваченных дошкольным воспитанием, - 100%.
4. Удельный вес воспитанников дошкольных образовательных учреждений, обучающихся по программам, соответствующим федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования, в общей численности воспитанников ДОУ, - 100%.
5. Удовлетворенность родителей (законных представителей) доступностью и качеством реализации программ дошкольного, общего, дополнительного образования, - 95%.
6. Удельный вес школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, - 90%.
7. Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, - 75%.
8. Создание механизма адресной поддержки одаренных детей (по результатам достижений), - 100%.
9. Обеспеченность образовательных учреждений педагогическими и руководящими кадрами, содействие закреплению педагогических кадров в образовательных учреждениях, - 100%.
10. Охват руководящих и педагогических работников различными формами повышения квалификации, - 100%.
11. Доля работников образования района, прошедших переподготовку (от общего количества), - 46%.
12. Доля детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением в образовательных учреждениях, - 30%.
13. Обеспечение доли образовательных учреждений, полностью соответствующих требованиям пожарной безопасности, - 80%.
14. Обеспечение доли образовательных учреждений, соответствующих требованиям антитеррористической защищенности, - 80%.
15. Увеличение доли учащихся, получающих горячее питание в школьных столовых, до 100%.
5. Система программных мероприятий
Система подпрограмм Программы сформирована таким образом, чтобы обеспечить решение задач Программы, и состоит из девяти подпрограмм.
Подпрограмма 1 "Одаренные дети".
Подпрограмма направлена на создание оптимальных условий для выявления, образования и развития одаренных детей, их социальной поддержки, обеспечение преемственности в выявлении и развитии одаренности детей от дошкольного до среднего общего образования.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Создание условий для развития способностей всех детей независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
2. Организация информационно-методического обеспечения процесса управления развития одаренных детей.
3. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей.
4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
5. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей.
6. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей.
7. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение доли детей, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, до 75% в 2020 году.
Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного образования".
Подпрограмма направлена на создание в системе дошкольного образования детей условий для получения доступного качественного образования, включая развитие и модернизацию базовой инфраструктуры.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Обеспечение доступности дошкольного образования, для детей раннего возраста.
2. Отсутствие очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения района и обеспечение доступности дошкольного образования для детей.
3. Создание условий для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями развития и их социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы позволит обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей.
Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, охваченных образовательными программами дошкольного образования, соответствующими ФГОС дошкольного образования - 100%.
Подпрограмма 3 "Развитие системы отдыха и оздоровления детей".
Подпрограмма направлена на обеспечение развития системы отдыха и оздоровления детей.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Сохранение и развитие лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений района.
2. Развитие материально-технической базы лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных учреждений района.
3. Организация свободного времени детей через различные формы трудоустройства, отдыха и занятости.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит долю детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением, в общей численности учащихся общеобразовательных учреждений, в возрасте до 18 лет до 30%.
Подпрограмма 4 "Развитие общего образования".
Подпрограмма направлена на обеспечение доступности и повышение качества услуг общего образования в соответствии с потребностями граждан и требованиями инновационного развития сферы образования района.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Обеспечение реализации прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Реализация задач национального проекта "Образование".
3. Создание условий к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.
4. Создание единого образовательного пространства, призванного формировать культуру безопасного поведения и здорового образа жизни школьников.
5. Формирование здорового образа жизни, культуры питания, совершенствование физической культуры и спорта.
6. Комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения современных, безопасных и доступных условий для общего образования, способствующих повышению качества предоставляемых муниципальных услуг.
7. Создание условий для развития и расширения области применения информационных компетенций участников образовательного процесса.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит достижение следующих показателей:
доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся - 90%;
доля выпускников, не сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников образовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, - 0,2%;
доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных образовательных учреждений - 0,5%;
доля обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием, - 100%;
доля потребителей (родителей (законных представителей) и детей), удовлетворенных качеством оказания услуг по предоставлению общего образования, - 95%.
Подпрограмма 5 "Развитие дополнительного образования детей".
Подпрограмма направлена на развитие муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей в соответствии с приоритетами района.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Обеспечение доступности дополнительного образования для детей всех социальных и возрастных групп в соответствии с их интересами, склонностями и характером образовательных потребностей.
2. Обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития района, интересами детей и потребностями семьи, изменениями технологического и социального уклада.
3. Развитие возможностей и поддержка одаренных и талантливых детей с учетом их индивидуальности.
4. Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит увеличение доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей школьного возраста до 75%.
Подпрограмма 6 "Другие вопросы образования".
Подпрограмма направлена на совершенствование механизмов деятельности методического кабинета и бухгалтерско-хозяйственной службы управления образования администрации Зеленчукского муниципального района, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности образовательных учреждений района.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Повышение качества бухгалтерского, налогового и статистического учета доходов и расходов образовательных учреждений района; составление требуемой отчетности в соответствии с инструкциями и предоставление ее в установленные сроки, укрепление материально-технической базы методического кабинета и бухгалтерско-хозяйственной службы управления образования администрации Зеленчукского муниципального района.
2. Развитие муниципальной методической службы, способствующей созданию программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы обеспечит:
повышение качества ведения бухгалтерского, налогового и статистического учета доходов и расходов, составление требуемой отчетности и предоставление ее в соответствии с инструкциями и в установленные сроки;
создание условий для повышения квалификации и аттестации работников методического кабинета и бухгалтерско-хозяйственной службы управления образования администрации Зеленчукского муниципального района;
оперативное реагирование на запросы и потребности педагогических работников образовательных учреждений;
совершенствование модели методической службы;
внедрение в образовательный процесс дистанционных форм обучения;
повышение качества образования через повышение профессиональной компетентности работников методического кабинета управления образования администрации Зеленчукского муниципального района;
обеспечение научно-методического сопровождения инновационной и экспериментальной работы.
Подпрограмма 7 "Комплексная безопасность образовательных учреждений".
Подпрограмма направлена на максимальное обеспечение комплексной безопасности обучающихся образовательных учреждений района, создание эффективной системы антитеррористической, пожарной защищенности и дорожно-транспортной безопасности.
В рамках подпрограммы решаются задачи:
1. Обеспечение противопожарной безопасности.
2. Обеспечение антитеррористической безопасности.
3. Обеспечение дорожно-транспортной безопасности.
4. Обеспечение безопасности на водных объектах.
5. Обеспечение комфортных условий обучения.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы позволит:
направить усилия и ресурсы района на решение задач обеспечения комплексной безопасности в образовательных учреждениях района;
создать условия и механизмы, обеспечивающие эффективную профилактику терроризма и экстремизма;
оборудовать общеобразовательные учреждения района согласно требованиям "Единого регионального стандарта безопасности образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики".
Подпрограмма 8 "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия".
Подпрограмма направлена на создание необходимых условий для эффективной работы по реализации Программы;
обеспечение финансовых, организационных и информационных условий для работы по реализации Программы;
повышение эффективности реализации Программы;
обеспечение эффективной деятельности органа муниципальной власти в сфере экономики.
Подпрограмма 9 "Организация питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях".
Подпрограмма направлена на создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков:
увеличение показателя охвата обучающихся горячим питанием;
приобретение современного технологического оборудования;
улучшение качества школьных рационов;
снижение заболеваемости учащихся за счет внедрения полноценного, рационального, обогащенного рациона питания;
обеспечение благоприятных условий для качественного образовательного процесса школьников.
Сроки реализации подпрограмм совпадают со сроками реализации Программы в целом, этапность работ по подпрограммам не выделяется.
Раздел 6 изменен. - Постановление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 28 сентября 2021 г. N 1020
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет средств местного бюджета.
Общий объем ресурсного обеспечения Программы на 2021 - 2025 годы по всем источникам финансирования - 620 595,30 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 118 439,0 тыс. рублей;
2022 год - 120028,9 тыс. Рублей;
2023 год - 123629,8 тыс. Рублей;
2024 год - 127338,7 тыс. Рублей;
2025 год - 131158,9 тыс. Рублей.
Ежегодный объем финансирования мероприятий Программы может уточняться в установленном порядке.
7. Сроки и механизм реализации Программы
Срок реализации Программы - 2021 - 2025 годы.
Исполнители Программы несут ответственность за ее реализацию, достижение утвержденных целевых значений индикаторов результативности, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы, уточняют сроки реализации мероприятий подпрограммы и объемы их финансирования.
8. Ожидаемые конечные результаты и показатели Программы
Результативность мероприятий Программы позволит к 2025 году:
обеспечить соответствие характеристик муниципальной системы образования требованиям инновационного развития экономики Зеленчукского муниципального района, современным потребностям общества;
обеспечить выполнение требований к условиям реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС;
повысить доступность качественного общего и дополнительного образования средствами использования современных технологий и принципов организации образовательного процесса;
обеспечить реализацию вариативных образовательных программ, в том числе через интеграцию основного и дополнительного образования, расширение возможностей межведомственного взаимодействия;
увеличить охват детей (от 1,5 до 3 лет) системой дошкольного образования, максимальное удовлетворение потребности жителей района на места в ДОУ;
создать условия для обеспечения комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями Госпожарнадзора, Роспотребнадзора, антитеррористической защищенности;
расширить возможности образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через дистанционную форму обучения;
обеспечить достижения оптимального уровня функциональной грамотности и социальной компетентности выпускников в соответствии со ступенями образования с учетом их индивидуального образовательного запроса и психофизического развития;
достичь оптимизации процесса и результатов планирования и использования бюджетных средств.
9. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Финансовые риски.
Финансовые риски связаны с ограниченностью бюджетных ресурсов на цели реализации Программы, а также с возможностью нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств в ходе реализации мероприятий Программы.
Для управления риском:
требуемые объемы бюджетного финансирования обосновываются в рамках бюджетного цикла;
применяется механизм финансирования муниципальных казенных и бюджетных учреждений путем выделения субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг.
Решение вопросов, связанных с капитальным строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов общего образования в районе, будет осуществляться во взаимодействии с органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Правовые риски.
Реализация отдельных мероприятий Программы зависит от правовых актов, принимаемых на федеральном, республиканском уровнях. Это касается вопросов, связанных с совершенствованием системы оплаты труда и внедрения эффективных контрактов в сфере общего образования, с уточнением перечней муниципальных услуг и показателей оценки их объема и качества.
Природные или техногенные чрезвычайные ситуации.
Для образовательных учреждений существует вероятность оказаться затронутыми пожарами, быть подтопленными при паводке. С целью предотвращения и минимизации последствий от возможных природных или техногенных катастроф образовательные учреждения оснащаются системами автоматической пожарной сигнализации и "тревожными" кнопками. В районе разработан план действий на случай возникновения природных или техногенных катастроф.
Кадровые риски.
Связаны с недостаточной квалификацией сотрудников для внедрения новых форм и методов работы. В целях минимизации рисков будет проводиться подготовка и переподготовка кадров. С целью привлечения в отрасль квалифицированных и талантливых специалистов предусмотрены меры по повышению заработной платы, а также создание материальных стимулов в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности.
Управделами администрации Зеленчукского муниципального района |
И.А. Саламахина |
<< Назад |
Приложение 1. >> Подпрограмма 1 "Одаренные дети" |
|
Содержание Постановление администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 30 ноября 2020 г. N 1004... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.