Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
от 16 ноября 2020 г. N 221-рк
Муниципальная программа
"Развитие потребительского рынка в городе Тюмени на 2021 - 2026 годы"
5 апреля, 21 сентября, 15 ноября 2021 г.
Раздел 1 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 15 ноября 2021 г. N 185-рк
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие потребительского рынка в городе Тюмени на 2021 - 2026 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка";
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов";
постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754";
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 N 2220 "Об утверждении Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года";
Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О регулировании торговой деятельности в Тюменской области";
Законом Тюменской области от 28.12.2006 N 536 "О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области";
Законом Тюменской области от 05.05.2008 N 18 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 03.08.2009 N 216-п "О порядке определения органами местного самоуправления количества торговых мест для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальном рынке";
постановлением Правительства Тюменской области от 22.08.2011 N 270-п "Об утверждении Порядка реализации органами местного самоуправления переданного государственного полномочия по формированию торгового реестра Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п "О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов";
постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 600-п "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 27.01.2017 N 33-п "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Тюменской области площадью торговых объектов";
постановлением Правительства Тюменской области от 22.11.2017 N 555-п "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 13.12.2011 N 134-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на право организации розничного рынка";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 148-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о проведении ярмарок на территории муниципального образования";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2012 N 160-пк "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности";
постановлением Администрации города Тюмени от 10.07.2014 N 125-пк "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции";
постановлением Администрации города Тюмени от 20.06.2016 N 182-пк "Об утверждении Порядка заключения, расторжения и изменения договора на размещение нестационарного торгового объекта с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, гражданами, являющимися членами крестьянского (фермерского) хозяйства, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность в местах проведения массовых мероприятий в период их проведения, на территории города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 25.12.2017 N 857-пк "О порядке предоставления торговых мест на ярмарке, организатором которой является Администрация города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.01.2019 N 1-пк "Об утверждении Порядка приема и рассмотрения Администрацией города Тюмени уведомлений заинтересованных лиц о проведении массовых мероприятий на территориях общего пользования города Тюмени";
распоряжением Администрации города Тюмени от 07.05.2014 N 267-рк "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по разработке и утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов, гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, стоянок технических или других средств передвижения инвалидов, объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута на территории города Тюмени".
Раздел 2 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 5 апреля 2021 г. N 75-рк
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В сфере потребительского рынка:
1. Недостаточность условий для расширения форматов услуг общественного питания в весенне-летний период и для размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) при проведении массовых мероприятий на территории города Тюмени.
Причины возникновения проблемы:
По состоянию на 01.09.2020 отрасль общественного питания города Тюмени насчитывает 1 970 общедоступных предприятий общественного питания на 66,6 тысяч посадочных мест (2019 год: 1 791 предприятие на 62,1 тыс. посадочных мест, 2018 год: 1 646 предприятий на 59,1 тыс. посадочных мест).
Отрасль характеризует стабильное и динамичное развитие, ежегодный прирост объектов составляет в среднем порядка 8-10%. По итогам 2020 года ожидается значительное снижение прироста по отдельным типам предприятий, однако в целом в отрасли прирост сохранится.
В связи с динамичным развитием инфраструктуры города, созданием новых мест общего пользования и благоустройством существующих парков и скверов у потребителей услуг и хозяйствующих субъектов сферы общественного питания возникает потребность в организации дополнительных мест для питания и отдыха горожан и гостей города в весенне-летний период.
Ежегодно в городе функционируют сезонные объекты - летние веранды/террасы (порядка 70 ед. на 2,5 тысячи посадочных мест), в весенне-летний период 2020 года востребованность открытых площадок при стационарных объектах общественного питания значительно возросла.
В части размещения НТО при организации торгового обслуживания массовых мероприятий отмечаем, что ежегодно в городе Тюмени организуются массовые и событийно-гастрономические мероприятия (в среднем порядка 25 мероприятий, в которых принимают участие более 100 хозяйствующих субъектов), размещение НТО при проведении массовых мероприятий осуществляется на договорной основе на местах, включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденную постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2012 N 160-пк (далее - Схема).
Схемой предусмотрено размещение НТО при проведении массовых мероприятий на 20 земельных участках и одном сооружении (Площадь 400-летия Тюмени). В 2019 году департаментом потребительского рынка Администрации города Тюмени с хозяйствующими субъектами заключено 104 договора на размещение НТО в период проведения массовых мероприятий.
Однако не во всех скверах и парках, запрашиваемых организаторами мероприятий, существует возможность размещения НТО. Проблемным вопросом остается недостаточное количество мест, включенных в Схему, для размещения НТО на территории города Тюмени в период проведения массовых мероприятий.
Для решения проблемы требует проработки вопрос создания условий для размещения сезонных открытых объектов общественного питания на территории города Тюмени (веранд, террас, иных конструкций) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и функционирующих при стационарных предприятиях общественного питания, а также вопрос увеличения количества мест, включенных в Схему, для размещения НТО при проведении массовых мероприятий в период их проведения на территории города Тюмени.
2. Недостаточная обеспеченность жителей города Тюмени количеством торговых павильонов и киосков по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции.
Причины возникновения проблемы:
Торговая площадь стационарных объектов розничной торговли в городе Тюмени по состоянию на 01.01.2020 составляла 1 292,8 тыс. кв. м, или 1 599,8 кв. м на 1 000 человек, а на 01.07.2020 - 1 315,1 тыс. кв. м, или 1 613,7 кв. м на 1 000 человек. Исходя из численности населения города Тюмени на конец 2019 года и 1 полугодие 2020 года норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов превышен более чем в 2 раза (204,3% в 2019 году и 206,1% на 01.07.2020).
Площадь нестационарных торговых объектов составляет 21 280 кв. м, что составляет чуть меньше 2% от площади торговых объектов в городе.
Таким образом, можно констатировать, что обеспеченность населения города Тюмени торговыми объектами достигается за счет стационарной торговли, влияние же на данный показатель НТО является минимальным.
Вместе с тем, постановлением Правительства Тюменской области от 27.01.2017 N 33-п "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Тюменской области площадью торговых объектов" установлено, что для города Тюмени норматив обеспеченности торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции на 10 000 жителей составляет 6,5 единиц.
Схема разрабатывается органом местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Правительством Тюменской области, в соответствии с градостроительными, земельными, санитарно-эпидемиологическими, экологическими, противопожарными нормами и правилами, а также иными нормативными правовыми и правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области.
При этом ввиду особенностей застройки города Тюмени, а также высокой плотности инженерных коммуникаций большинство предполагаемых мест размещения НТО отклоняется от согласования в связи с несоответствием требованиям законодательства.
Места высокого покупательского трафика зачастую расположены на гостевых улицах города, имеющих широкие полосы отвода автомобильных дорог, а также в районах плотной застройки, что препятствует включению НТО на указанных территориях в Схему.
В целях создания условий для дальнейшего развития потребительского рынка, обеспечения доступности товаров для населения и формирования конкурентной среды, за период 2018 - 2019 годов в Схему были внесены изменения в отношении существующих мест размещения НТО с непродовольственным ассортиментом товаров в части дополнения их целевого (функционального) назначения торговлей пищевыми продуктами. Тем самым хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в данных торговых объектах (более 50 павильонов и киосков), получили возможность осуществлять реализацию как запланированного (уже реализуемого) ассортимента товаров, так и продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, что способствует увеличению покупательского потока и повышению рентабельности бизнеса. Кроме того, за указанный период были осуществлены мероприятия по мониторингу количества павильонов и киосков по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, расположенных на частных территориях (находящихся в собственности, пользовании, распоряжении третьих лиц), данные о которых были также учтены при расчете норматива минимальной обеспеченности.
По итогам проведенной работы уровень достижения нормативного значения показателя обеспеченности торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции по состоянию на 01.01.2020 увеличился до 90,6% (на 01.01.2019 уровень достижения показателя составлял 75,3%).
При неизменной положительной динамике роста численности жителей за последние годы, а также с учетом прогнозируемых значений численности населения города Тюмени на плановый период, принимая во внимание многоэтапность процесса и необходимость реализации мероприятий межотраслевой направленности, поддержание показателя обеспеченности количеством НТО по продаже продовольственных товаров на уровне не ниже 100% планируется осуществлять за счет непрерывной работы по рассмотрению новых мест размещения НТО на территории города в целях включения их в Схему, а также по мониторингу и анализу данных о торговых объектах и субъектах, осуществляющих торговую деятельность в НТО на частных территориях.
3. Недостаточный уровень правовой и экономической грамотности предпринимателей сферы бытовых услуг
Причины возникновения проблемы:
Отрасль бытовых услуг города Тюмени представляет собой постоянно развивающийся сегмент бизнеса, сфера деятельности которого расширяется с учетом запросов потребителя. По состоянию на 01.01.2020 количество объектов бытовых услуг в городе Тюмени составило 4 448 ед., на 31.12.2020 - 4 493 ед.
2018 - 2020 годы в отрасли характеризуются следующими тенденциями: в сегменте салонов красоты и парикмахерских сохраняется востребованность барбершопов (мужских салонов, предлагающих наряду со стрижкой услуги по уходу за усами и бородой); в сфере автосервиса увеличивается перечень автомоек, работающих по принципу самообслуживания; расширяется ассортимент тех предметов быта, которые могут быть взяты на прокат (спортивный инвентарь, детские игрушки и многое другое), что приводит к увеличению количества объектов обслуживания населения. Позитивный тренд развития отрасли обуславливает потребность в получении специализированных знаний в соответствующих направлениях.
Предоставлением бытовых услуг занимаются в основном представители малого и микробизнеса. Зачастую мастером, оказывающим услуги потребителям, является собственник предприятия, у которого отсутствует квалифицированный штат административно-управленческого персонала. Ведение хозяйственной деятельности предприятия также сохраняется за собственником, что приводит к недостаточному развитию навыков управления, ограниченности в получении юридических и экономических знаний, необходимых для более эффективного развития бизнеса. Данная сторона бизнеса - отсутствие правового регулирования, наличие специфических особенностей юридической регламентации - является ключевым аспектом, препятствующим развитию сферы бытовых услуг. Низкая информированность предпринимателей, в свою очередь, сдерживает предоставление качественных услуг, создает условия для неисполнения требований законодательства.
Для минимизации рисков ряд предпринимателей ведут бизнес с использованием механизма франчайзинга, приобретают готовый бизнес-пакет с узнаваемым брендом и пошаговой стратегией развития. Однако по состоянию на 31.12.2020 доля таких объектов составляет всего 1,5% от рынка бытовых услуг города Тюмени.
Информирование субъектов об актуальных отраслевых событиях, изменениях в законодательстве, проведении отраслевых мероприятий, тематических круглых столов, встреч, семинаров направлено на повышение правовой грамотности руководителей предприятий, получение ими новых компетенций, результатом чего является повышение удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг.
4. Продажа алкогольной продукции без учета интересов лиц, подверженных негативному влиянию со стороны (дети дошкольного возраста, школьники, студенты и т.д.)
Причины возникновения проблемы:
В Администрацию города Тюмени поступают многочисленные обращения граждан по поводу хаотичного открытия магазинов, реализующих алкоголь, в том числе вблизи объектов, посещаемых несовершеннолетними. Кроме того, реализация алкогольной продукции происходит в дни проведения мероприятий городского масштаба, не установленных муниципальным правовым актом как дни, во время которых продажа алкогольной продукции на территории города Тюмени запрещена, что может угрожать общественной безопасности. Это порождает беспокойство, недовольство среди граждан.
Потребление алкоголя влечет за собой увеличение количества совершаемых правонарушений и преступлений, нарушаются покой и комфортное проживание граждан. Так, согласно данным статистики Федеральной службы исполнения наказаний, более половины всех осужденных, поступающих для отбывания наказания по приговору суда, совершили преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Согласно данным УМВД России по городу Тюмени за 1 полугодие 2020 года на территории города Тюмени отмечен рост на 14% количества зарегистрированных преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (с 802 до 911 ед.).
В целях уменьшения потребления алкогольной продукции и негативных последствий от ее потребления Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению границ прилегающих территорий к организациям и объектам, на которых запрещена продажа алкогольной продукции в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 N 2220 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - Правила N 2220), взамен ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - постановление от 27.12.2012 N 1425).
При этом границы прилегающих территорий, установленные постановлением Администрации города Тюмени от 10.07.2014 N 125-пк "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" во исполнение постановления от 27.12.2012 N 1425, продолжают применяться в ранее установленных в соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 30.12.2013 N 181-пк "Об утверждении Положения о расчете расстояния от некоторых организаций и (или) объектов до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" границах до принятия Администрацией города Тюмени решения об установлении новых границ прилегающих территорий в порядке, установленном Правилами N 2220.
Таким образом, на системной основе необходимо продолжить работу по определению границ прилегающих территорий к организациям и объектам, в соответствии с Правилами N 2220.
Также во исполнение Федерального закона N 171-ФЗ, постановления Правительства Тюменской области от 22.11.2017 N 555-п "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Тюменской области" Администрации города Тюмени ежегодно необходимо устанавливать дни проведения массовых мероприятий, во время которых продажа алкогольной продукции на территории города Тюмени запрещена.
Во исполнение указанных положений действующего законодательства, Администрация города Тюмени ежегодно устанавливает дни проведения массовых мероприятий, во время которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, посредством принятия постановления по результатам обобщения информации о проведении городских мероприятий.
5. Торговля вне мест, установленных Схемой.
Причины возникновения проблемы:
Особенностью развития сферы торговли является разнонаправленность интересов предпринимателей, желающих разместить торговые объекты в любых помещениях, на любых территориях без учета норм законодательства, мнения собственников и жителей города, не всегда согласных с таким положением дел. Стремление предпринимателей к максимальному заработку приводит к формированию стихийных мест торговли, на которых товар реализуется без соблюдения санитарных требований, сопроводительных документов; потребитель приобретает товар, качество которого не гарантировано, зачастую это контрафактный товар.
Отсутствие у населения (потребителей) специализированных знаний по вопросу законности осуществления розничной торговли с использованием НТО (автолавки, лотки), желание приобрести товар по более низким ценам, разнообразие товара, размещение торговых точек в наиболее проходимых местах, оказание дополнительных услуг (доставка до подъезда, отпуск товара в долг и др.) обеспечивают постоянный спрос на продукцию незаконной торговли.
В течение 2018 года в отношении лиц, осуществляющих указанную незаконную торговую деятельность, специалистами департамента потребительского рынка Администрации города Тюмени составлено 750 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.22 Кодекса Тюменской области об административной ответственности (далее - Кодекс ТО), в 2019 году - 846 протоколов.
В то же время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют четко сформулированные полномочия органов местного самоуправления, необходимые для эффективного пресечения несанкционированной уличной торговли.
В целях повышения эффективности мер по борьбе с несанкционированной торговлей Администрацией города Тюмени организовано взаимодействие с органами государственной власти. Так, в 2019 - 2020 годах проводились совместные выезды с участием полиции и Роспотребнадзора, в ходе которых в 2019 году специалистами департамента потребительского рынка Администрации города Тюмени составлено 112 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 1.22 Кодекса ТО, специалистами Роспотребнадзора - 132 протокола об административных правонарушениях (ст. 14.43 и ст. 15.12 КоАП), сотрудниками полиции - 9 протоколов об административных правонарушениях (ст. 14.1 КоАП). Специалистами Роспотребнадзора изъято 9 963 кг некачественной и опасной продукции (в основном овощи и фрукты), которая по решению суда конфискована и уничтожена (утилизирована).
В 2020 году в ходе совместных мероприятий специалистами департамента потребительского рынка Администрации города Тюмени составлено 92 протокола, специалистами Роспотребнадзора - 64 протокола, сотрудниками полиции - 58 протоколов в рамках компетенции. Специалистами Роспотребнадзора изъято 9 217 кг некачественной и опасной продукции (в основном овощи и фрукты). Продукция помещена на ответственное хранение до решения суда о дальнейшем ее использовании.
С целью решения проблемы несанкционированной торговли совместные мероприятия с государственными органами по выявлению несанкционированной уличной торговли будут продолжены на системной основе.
6. Ограниченность рынка сбыта продукции местных товаропроизводителей.
Причиной возникновения проблемы является недостаточность собственных финансовых и материальных ресурсов у местных производителей для участия в платных выставках-ярмарках, аренды объектов современных форматов, модернизации производственных мощностей, построения маркетинговых стратегий и проведения PR-акций, привлечения наиболее квалифицированного персонала.
87% предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города Тюмени являются малыми и микропредприятиями, для которых важно занять свою нишу на рынке сбыта продовольственных товаров и заинтересовать потребителя.
В период реализации муниципальной программы "Развитие потребительского рынка в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы", до 2018 года с целью информирования населения о местных продовольственных товарах и предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности проводились следующие мероприятия:
презентации-дегустации продукции местных производителей в объектах торговых сетей. С 2015 по 2018 год в презентациях-дегустациях принял участие 51 производитель города Тюмени и юга Тюменской области, представив около 500 наименований продукции. За весь период проведения презентаций-дегустаций охвачено 100% производителей, чья продукция присутствует на полках торговых сетей;
в рамках реализации областного проекта "Покупаем Тюменское!"с целью привлечения внимания к продукции местного производства в торговых объектах города Тюмени хозяйствующим субъектам (производителям и объектам торговли) выдавались ценники, наклейки, плакаты и электронный бренд-бук по использованию фирменного стиля "Покупаем Тюменское!" в дальнейшем.
За период реализации муниципальной программы "Развитие потребительского рынка в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы" проведено 54 продовольственные ярмарки, в которых приняли участие 4 780 производителей, совокупный товарооборот ярмарок составил 214,0 млн. руб. (в 2015 году проводились 4 социальные ярмарки на 5-6 торговых площадках, в 2017 году за счет средств бюджета города Тюмени была оборудована торговая площадка по ул. Валерии Гнаровской, д. 1, на которой дополнительно проведены 10 продовольственных ярмарок). Формат ярмарочной торговли востребован производителями, в связи с чем планируется дальнейшее проведение продовольственных ярмарок.
С 2018 года в соответствии с Порядком заключения, расторжения и изменения договора на размещение нестационарного торгового объекта с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, гражданами, являющимися членами крестьянского (фермерского) хозяйства, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность в местах проведения массовых мероприятий в период их проведения, на территории города Тюмени, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 20.06.2016 N 182-пк, ведется работа по заключению договоров на размещение НТО (лотков) с указанной категорией граждан без проведения аукциона и взимания платы.
В настоящее время Схемой предусмотрено 46 мест для реализации продукции данной категорией граждан, по ним заключено 265 договоров (в 2018 году в Схему было включено 12 мест, заключено 57 договоров). Из анализа количества заключенных договоров можно сделать вывод о востребованности таких мест. Работа по поиску новых мест размещения лотков по торговле продукцией собственного производства осуществляется в постоянном режиме.
Ежегодно осуществляется мониторинг торговых мест на универсальных розничных рынках, предусмотренных для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством. С 2017 года проводится оценка их количества комиссией по определению торговых мест для данной категории граждан в целях принятия решения об изменении либо сохранении количества мест. В настоящее время комиссией установлено минимальное количество торговых мест, предоставляемых указанной категории граждан, в размере 10% от общего количества торговых мест, предусмотренных для реализации продовольственных товаров. По состоянию на 01.01.2018 на 5-и розничных рынках данной категории граждан было предоставлено 134 торговых места, что составляло 11,4% от общего количества торговых мест. В связи с изменением количества рынков количество мест уменьшилось, и по состоянию на 01.01.2020 на 4-х универсальных розничных рынках вышеуказанной категории граждан предоставлено 114 торговых мест, что составляет 15,4% от общего количества торговых мест, предусмотренных для продажи продовольственных товаров.
Для дальнейшего решения проблемы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на:
организацию условий для реализации продукции местных производителей и садоводов на рынках, ярмарках и включение мест по торговле указанной продукцией в Схему;
информирование населения о местных товарах.
7. Недостаточная правовая грамотность участников потребительских правоотношений (потребителей, продавцов, изготовителей, исполнителей).
Количество нарушений в сфере защиты прав потребителей на протяжении ряда лет (с 2013 года по 2016 год) оставалось неизменным. В департамент потребительского рынка ежегодно поступало более двух тысяч обращений (2013 год - 2 551 обращение; 2014 год - 2 606 обращений; 2015 год - 2 382 обращения; 2016 год - 2 101 обращение); 2017 - 1073 обращения; 2018 - 309 обращений; 2019 - 254 обращения). Наибольшая часть обращений поступала в сфере торговли - 72% от общего количества обращений, в сфере услуг - 28%.
Причинами обращений граждан, связанных с нарушением их потребительских прав хозяйствующими субъектами города, по-прежнему остаются:
низкое качество товаров, услуг;
правовой нигилизм со стороны хозяйствующих субъектов;
включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей;
нарушение сроков устранения недостатков в товаре (работе, услуге);
ограничение права на выбор требований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ).
Стремительный рост приобретает электронная коммерция (в том числе за счет расширения использования мобильных средств связи и их доступности), которая становятся все более востребованной у потребителей.
В 2020 году в новых условиях торговли возросли объемы продаж товаров (работ, услуг) через "Интернет". Бизнес стал активно использовать онлайн-технологии. Недобросовестные участники рынка пользуются правовой неграмотностью потребителей в целях получения максимальной выгоды, тем самым причиняя ущерб потребителям и добросовестным представителям бизнес-сообщества.
Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) дистанционным способом являются:
продажа некачественных товаров (услуг), товаров (услуг), не соответствующих описанию (ожиданию потребителя);
нарушение сроков поставки товаров (оказания услуг);
введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров;
отсутствие либо недостаточно полная информация о продавце (изготовителе, исполнителе);
уклонение от рассмотрения требований потребителей о возврате уплаченных денежных средств и т.д.
С целью решения данных проблем необходимо повышать цифровую и правовую грамотность потребителей, особенно уязвимых групп населения, в том числе детей, научить их делать осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине.
Статья 3 Закона РФ предусматривает право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, в том числе посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
С учетом современных технологий успешно внедрен формат дистанционного обучения в сфере защиты прав потребителей среди школьников, учащихся профессиональных учреждений, участников групп старшего поколения на базе библиотечных учреждений. Кроме того, по вопросам защиты прав потребителей осуществляется непосредственное взаимодействие с надзорными и контрольными органами (Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области), Департаментом потребительского рынка и туризма Тюменской области, Координационным советом по защите прав потребителей Тюменской области, Управлением социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, межведомственной рабочей группой по вопросам социальной поддержки граждан пожилого возраста города Тюмени.
Ежегодно проводятся совместные мероприятия, посвящённые Всемирному дню прав потребителей; оказывается содействие в распространении информационных материалов по актуальным вопросам защиты прав потребителей в сфере торговли, финансовых услуг и т.д.
В целях дальнейшего решения проблемы необходимо продолжить реализацию мероприятий, адресованных различным кругам населения: оказывать консультационную помощь как потребителям, так и предпринимателям, сохранив и обеспечив при этом правовой баланс участников правоотношений; продолжить просвещение среди учащихся общеобразовательных, профессиональных учреждений города, старшего поколения, в том числе продолжить формат просвещения с использованием дистанционных образовательных технологий; проводить профилактические мероприятия - семинары, круглые столы, публиковать материалы по проблемам защиты прав потребителей в СМИ, укрепить взаимодействие с надзорными и контрольными органами.
В сфере туризма:
8. Отсутствие сформированной комплексной системы характеристик состояния туристских ресурсов, туристских продуктов, обеспечивающей сервисной инфраструктуры
Причины возникновения проблемы:
Туристическая отрасль включает в себя разнородные сферы деятельности и объекты: туристические фирмы и компании, гостиничный бизнес, музеи, памятники архитектуры, санаторно-курортные объекты, горячие минеральные источники, предприятия общественного питания, объекты дорожной инфраструктуры, транспорт и многое другое.
До создания в 2018 году в рамках реализации муниципальной программы "Развитие потребительского рынка в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы", утвержденной распоряжением Администрации города Тюмени от 27.10.2014 N 800-рк, реестра объектов (субъектов) туристской инфраструктуры, комплексная информация об инфраструктуре туризма в городе Тюмени отсутствовала. По состоянию на 01.01.2020 реестр объектов туристской инфраструктуры и туристских ресурсов города Тюмени включал в себя информацию о 2 518 объектах сферы (гостиницы, туроператоры, туристические агентства, базы отдыха, музеи, памятники архитектуры и т.п.), по состоянию на 01.07.2020 - о 2 632 объектах. Сведения, содержащиеся в реестре, подлежат постоянному обновлению по итогам мониторинга развития отрасли.
Вместе с тем, для того, чтобы туристический потенциал города Тюмени был реализован в полной мере, необходимо продолжить деятельность по формированию на муниципальном уровне системы качественных характеристик состояния туристских ресурсов, туристских продуктов, обеспечивающей сервисной инфраструктуры.
Полученная динамика развития отраслевой инфраструктуры, комплексный анализ развития составляющих туристской индустрии (туристские ресурсы, туристские продукты, сервисная инфраструктура) позволит выявлять потенциальные риски и имеющиеся ниши, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Данные будут являться основой для принятия управленческих решений, выстраивания бизнес-процессов, создания позитивного имиджа города Тюмени в глазах потенциальных туристов.
В сфере садоводства и огородничества:
9. Низкий уровень эффективности управления деятельностью в садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах
Причины возникновения проблемы:
По состоянию на 01.01.2018 на территории города Тюмени было зарегистрировано 185 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, на 01.01.2020 - 169 товариществ, а на 01.09.2020 - 165 товариществ.
Таким образом, количество садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ на территории города Тюмени с 2018 года сократилось на 11%.
Основной причиной ликвидации указанных товариществ является образование финансовых задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, что впоследствии приводит к банкротству юридических лиц.
В свою очередь, образование финансовых задолженностей появляется вследствие отсутствия у председателей и членов правления таких товариществ необходимого уровня знаний действующего законодательства, регулирующего деятельность садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, а также опыта ведения финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.
В период с 01.09.2019 по 31.12.2019 в департамент потребительского рынка Администрации города Тюмени поступило 94 обращения по вопросам садоводства и огородничества, в период с 01.01.2020 по 31.08.2020 - 136 обращений.
Причиной обращений зачастую является низкий уровень правовой грамотности у граждан, осуществляющих садоводческую и огородническую деятельность, а также недостаточная информированность о своих правах и обязанностях.
С целью решения указанных проблем планируется проведение комплекса мероприятий, направленных на:
повышение информированности членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ и правообладателей земельных участков, расположенных на территории указанных товариществ, органов правления данными обществами о порядке ведения садоводства и огородничества;
доведение до органов правления садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ информации о предлагаемых органами местного самоуправления мерах поддержки данной деятельности, условиях её предоставления (субсидии в целях финансового обеспечения и возмещения затрат в связи с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ к электрическим сетям, субсидии на возмещение затрат садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ на осуществление мероприятий по противоклещевой (акарицидной) обработке, субсидии на возмещение расходов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ на осуществление мероприятий, направленных на обустройство источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования таких товариществ, и прочие мероприятия, выполняемые в рамках иных муниципальных программ города Тюмени);
выявление проблем в сфере садоводства и огородничества и подготовку предложений по нормативному урегулированию их решения, в рамках компетенции органов местного самоуправления.
Раздел 3 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 5 апреля 2021 г. N 75-рк
3. Цели и задачи Программы
Стратегические цели, на достижение которых направлена реализация Программы:
Создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности через развитие многоформатной инфраструктуры потребительского рынка посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности (согласно проекту Стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2025 года, размещенному на сайте Минпромторга);
Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма (согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р);
Создание условий для развития садоводства и огородничества (Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Сокращения:
ДПР - департамент потребительского рынка Администрации города Тюмени;
ДЭиСР - департамент экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени.
Раздел 4 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 15 ноября 2021 г. N 185-рк
4. Показатели результативности реализации Программы
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Методика расчета |
Необходимое направление изменений (, , 0) |
Базовые значения |
Плановые значения |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель: Создание условий для обеспечения жителей города Тюмени услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, развития туризма, садоводства и огородничества | ||||||||||||
Задача 1. Создать условия для обеспечения жителей города Тюмени услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания | ||||||||||||
1 |
Доля массовых мероприятий, организуемых Администрацией города Тюмени и предусматривающих размещение НТО на период их проведения |
% |
- количество массовых мероприятий, организуемых Администрацией города Тюмени, обеспеченных НТО (данные ДПР); - количество массовых мероприятий, организуемых Администрацией города Тюмени и предусматривающих размещение НТО во время их проведения за отчетный год (данные ДПР). Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДПР |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Обеспеченность населения количеством павильонов и киосков по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции |
% |
- количество павильонов и киосков по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции (данные ДПР) - численность населения города Тюмени (данные ДЭиСР) 6,5 - норматив минимальной обеспеченности населения количеством павильонов и киосков на 10000 чел. для города Тюмени. Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДПР |
0 |
90,6 |
101,6 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача 2: Создавать условия для расширения рынка местной и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | ||||||||||||
3 |
Количество торговых мест, предоставленных местным товаропроизводителям, гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, на продовольственных ярмарках для реализации продукции |
Ед. |
Данные ДПР. Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДПР |
0 |
845 |
581 |
не менее 800 |
не менее 800 |
не менее 800 |
не менее 800 |
не менее 800 |
не менее 800 |
Задача 3: Обеспечить эффективное повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей | ||||||||||||
4 |
Количество граждан, получивших информацию по вопросам защиты прав потребителей посредством консультаций, семинаров, конкурсов |
Чел. |
Данные ДПР Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДПР |
4328 |
4329 |
4331 |
4332 |
4333<*> |
4334 |
4335 |
4339<*> |
|
Задача 4. Создавать условия для развития туризма | ||||||||||||
5 |
Количество объектов, информация о которых включена в реестр объектов туристской индустрии и туристских ресурсов города Тюмени |
Ед. |
Данные ДПР Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДПР |
2518 |
2723 |
2799 |
2860 |
2911 |
2962 |
3013 |
3064 |
|
Задача 5: Создавать условия для развития садоводства и огородничества на территории города Тюмени | ||||||||||||
6 |
Доля садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, расположенных на территории города Тюмени, получивших информационные материалы по вопросам садоводства и огородничества |
% |
- общее количество садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, расположенных на территории города Тюмени, получивших информационные материалы по вопросам садоводства и огородничества, в ходе проведения рассылок (данные ДПР); - общее количество садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, расположенных на территории города Тюмени, на момент проведения рассылок (данные ДПР). Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДПР |
Мониторинг показателя осуществляется с 2021 года |
73 |
73 |
74 |
74 |
75 |
75 |
<*> - плановые значения показателей подлежат уточнению при определении объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы;
Сокращения:
ДПР - департамент потребительского рынка Администрации города Тюмени;
ДЭиСР - департамент экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Доля массовых мероприятий, организуемых Администрацией города Тюмени и предусматривающих размещение НТО на период их проведения".
В течение планового периода прогнозируется сохранение значения показателя на уровне 100% за счет организации и проведения мероприятий по обеспечению населения города Тюмени услугами НТО во время массовых мероприятий.
2. "Обеспеченность населения количеством нестационарных торговых объектов по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции".
Значение показателя в период реализации Программы планируется поддерживать на уровне 100% за счет учета мест размещения НТО как в Схеме, так и на частной территории города Тюмени, а также работы по включению новых мест размещения НТО на территории города Тюмени в Схему.
3. "Количество торговых мест, предоставленных местным товаропроизводителям, гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством на продовольственных ярмарках для реализации продукции".
Значение показателя к концу 2026 года планируется поддерживать на уровне не менее 800 торговых мест в год.
4. "Количество граждан, получивших информацию по вопросам защиты прав потребителей посредством консультаций, семинаров, конкурсов (в том числе включая форматы с использованием дистанционных образовательных технологий)".
Значение показателя к концу 2026 года планируется поддержать на уровне не менее 4 339 чел. за счет проведения семинаров, конкурсов, в том числе с учетом использования формата дистанционных образовательных технологий - онлайн-мероприятий и т.д.
5. "Количество объектов, информация о которых включена в реестр объектов туристской индустрии и туристских ресурсов города Тюмени".
Значение показателя к концу 2026 года планируется увеличить до 3 030 ед. за счет работы по формированию реестра объектов туристской индустрии и туристских ресурсов города Тюмени.
6. "Доля садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, расположенных на территории города Тюмени, получивших информационные материалы по вопросам садоводства и огородничества".
Значение показателя к концу 2026 года планируется увеличить за счёт мероприятий, направленных на повышение уровня правовой грамотности председателей садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ и граждан, осуществляющих садоводческую и огородническую деятельность.
5. Сроки реализации Программы
Реализация муниципальной программы рассчитана на 2021 - 2026 годы.
Раздел 6 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 15 ноября 2021 г. N 185-рк
6. Финансовое обеспечение Программы, источники финансирования
Всего на реализацию Программы требуется 306,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 - 153,0 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени - 153,0 тыс. рублей,
2022 - 153,0 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени - 153,0 тыс. рублей,
2023 - 0 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени - 0 тыс. рублей,
2024 - 0 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени - 0 тыс. рублей,
2025 - 0 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени - 0 тыс. рублей,
2026 - 0 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени - 0 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Департамент потребительского рынка Администрации города Тюмени:
а) реализует самостоятельно и обеспечивает реализацию Программы Участником;
б) готовит отчет о реализации Программы;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, обеспечение достижения плановых значений показателей результативности реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации Программы.
7.2. В реализации Программы принимает участие:
департамент экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени в части разработки Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.