Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
от 16.11.2020 N 237-рк
Муниципальная программа
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени на 2021 - 2026 годы"
29 марта, 1, 15 ноября 2021 г.
Раздел 1 изменен с 15 ноября 2021 г. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 15 ноября 2021 г. N 200-рк
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени на 2021 - 2026 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Жилищным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг";
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом";
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2035 года";
приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду";
приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.04.2008 N 48 "Об утверждении Методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
Законом Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области";
Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
постановлением Правительства Тюменской области от 05.05.2008 N 127-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления на исполнение государственного полномочия по социальной поддержке отдельных категорий граждан, в отношении газификации жилых домов (квартир) в населенных пунктах Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 10.03.2009 N 67-п "О порядке выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-п "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирном доме о способах формирования фонда капитального ремонта и о порядке выбора таких способов";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 26.06.2008 N 75-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат лицам, оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту жилых домов, признанных ветхими, входивших по состоянию на 01.01.2007 в реестр муниципальной собственности, а также многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 146-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по социальному обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны и (или) инвалидов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма путем предоставления социальных выплат на ремонт жилых помещений, в которых они проживают, и (или) обеспечение указанных жилых помещений централизованными или нецентрализованными (автономными) системами отопления, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 48-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";
постановлением Администрации города Тюмени от 29.05.2012 N 69-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по вывозу жидких бытовых отходов от канализованных жилых домов города Тюмени, технологически не присоединенных к централизованной системе водоотведения, ранее находившихся в государственной собственности либо входивших по состоянию на 01.01.2006 в реестре муниципальной собственности города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 N 62-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 15.05.2017 N 209-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат на капитальный ремонт, реконструкцию тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения, сетей холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сетей газоснабжения, сетей связи, сетей электроснабжения, расположенных в границах благоустраиваемых территорий";
постановлением Администрации города Тюмени от 01.07.2019 N 100-пк "Об утверждении Порядка возмещения расходов нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по его капитальному ремонту";
постановлением Администрации города Тюмени от 10.02.2020 N 14-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат по капитальному ремонту фасадов многоквартирных домов города Тюмени, расположенных вдоль гостевых улиц";
постановлением Администрации города Тюмени от 04.02.2020 N 9-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с осуществлением подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения индивидуальных жилых домов, жилых помещений в одноэтажных многоквартирных домах, подключенных к системе централизованного теплоснабжения";
распоряжением Администрации города Тюмени от 04.06.2012 N 267-рк "Об утверждении Регламента работы Администрации города Тюмени по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени";
распоряжением Администрации города Тюмени от 09.06.2014 N 343-рк "Об утверждении порядка осуществления обязанностей наймодателя по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда";
распоряжением Администрации города Тюмени от 09.03.2016 N 92-рк "Об утверждении Порядка отбора объектов муниципального жилищного фонда для проведения работ по их капитальному ремонту (реконструкции) за счет средств бюджета города Тюмени".
Раздел 2 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 15 ноября 2021 г. N 200-рк
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемы, препятствующие эффективному функционированию муниципального жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени:
1) Неудовлетворительное техническое состояние части жилищного фонда города Тюмени.
Причины возникновения проблемы:
высокая степень износа жилищного фонда;
наличие многоквартирных домов (далее - МКД), не присоединенных к централизованной системе водоотведения.
В результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека с течением времени происходит физический и моральный износ жилищного фонда. Элементы многоквартирных домов в течение срока их использования изнашиваются неравномерно: после введения их в эксплуатацию устаревание происходит медленнее, чем в последующие периоды службы.
Скорость, с которой изнашиваются элементы и конструкции в МКД, зависит не только от внешних факторов, но и от качества содержания дома. Износ происходит медленнее, если дом качественно ремонтируется и обслуживается в течение всего периода эксплуатации.
Степень изношенности МКД понижается в ходе капитального ремонта, но свести её к нулю не получится, поскольку в домах наравне со сменяемыми элементами и конструкциями, есть и несменяемые. Если износ первых при капремонте можно полностью устранить, то для несменяемых элементов проводятся только восстановительные работы, снижающие степень физического износа.
Своевременное выявление и устранение дефектов, возникающих в процессе эксплуатации, надлежащее содержание и обслуживание дома обеспечивает предотвращение преждевременного износа здания, позволяет сократить расходы на проведение текущего и капитального ремонта, что положительно сказывается на условиях проживания граждан.
Для сохранности общего имущества в МКД и в целях осуществления планирования и организации капитального ремонта этого имущества распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015 - 2050 годы (далее - Региональная программа). По состоянию на конец 2019 года в рамках реализации Региональной программы проведены работы на 614 МКД в отношении 790 конструктивных элементов.
В Региональную программу включены все МКД, за исключением МКД, в которых имеется менее чем 3 квартиры, а также МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, наличие которых в городе Тюмени остаётся одним из проблемных вопросов.
По состоянию на 01.01.2020 число аварийных МКД в городе Тюмени составило 619 ед., общая площадь жилых помещений в них - 193,1 тыс. кв. м, или 14,1% от общего количества МКД в городе и 1% от общей площади жилищного фонда, соответственно.
Решение вопроса ликвидации аварийного жилищного фонда требует комплексного подхода, определяющего систему мероприятий по формированию жилищного фонда и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Аварийный жилищный фонд не только ухудшает внешний облик территории города Тюмени, но, в первую очередь, создает угрозу безопасному проживанию в нем граждан. До момента переселения граждан из аварийного жилищного фонда и его сноса на органах местного самоуправления возмещаются затраты лицам, оказывающим услуги по содержанию и проведению текущего ремонта таких домов посредством предоставления субсидии.
Помимо аварийных МКД, в городе отмечается наличие домов, которые не признаны аварийными, однако выявленные дефекты строительных конструкций дома не отвечают требованиям безопасности для проживания в них. В этом случае муниципалитетом принимаются меры по контролю за техническим состоянием МКД, в числе которых - установление зоны вероятной чрезвычайной ситуации (далее - ВЧС) и восстановление проектных условий эксплуатации МКД. Так, на начало сентября 2020 года в городе Тюмени зона ВЧС была установлена в границах 18 МКД.
По итогам комплекса проведенных мероприятий Администрацией города предоставляется возмещение затрат управляющим организациям за фактически выполненные работы по капитальному ремонту МКД в соответствии с Порядком предоставления субсидий в целях возмещения затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 N 62-пк (далее - Порядок).
За период реализации Порядка капитальный ремонт общего имущества выполнен в 12 МКД, порядка 2 500 человек обеспечены безопасными условиями проживания.
В пределах своих полномочий органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, создавая условия для осуществления комфортного проживания граждан в таком жилье. Количество муниципальных жилых помещений в городе Тюмени в сентябре 2020 года составило 13 840 единиц общей площадью 497,7 тыс. кв. м, что составляет 2,5% от общей площади жилищного фонда города. Из них в проведении капитального ремонта нуждаются 649 муниципальных жилых помещений, или 4,7% от общего количества муниципальных жилых помещений.
В 2015 - 2019 годах, в период реализации муниципальной программы "Развитие жилищного фонда города Тюмени на 2015 - 2022 годы (с 01.01.2019 - "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени на 2015 - 2022 годы") (далее - Программа на 2015 - 2022 годы) был проведен капитальный ремонт 276 муниципальных жилых помещений (2015 год - 28 муниципальных жилых помещений, 2016 - 33 муниципальных жилых помещения, 2017 - 33 муниципальных жилых помещения, 2018 - 68 муниципальных жилых помещений, 2019 - 114 муниципальных жилых помещений), что составляет 86% от общего количества муниципальных жилых помещений, нуждающихся в проведении капитального ремонта на начало 2015 года.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрация города Тюмени предоставляет муниципальные жилые помещения по договору социального найма определенным категориям граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом в соответствии с договором социального найма и на основании статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель в лице муниципального образования обязан осуществлять капитальный ремонт жилых помещений, в том числе предоставляемых в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Тюмени.
По состоянию на сентябрь 2020 года количество муниципальных жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, нуждающихся в капитальном ремонте, насчитывает 62 ед. общей площадью 1,6 тыс. кв. м, что составляет 0,9% и 0,6% от общего количества муниципальных жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, и их площади, соответственно.
В целях оптимизации сроков проведения капитального ремонта в муниципальных помещениях, а также повышения его доступности для нанимателей жилых помещений и их удовлетворенности результатами постановлением Администрации города Тюмени от 01.07.2019 N 100-пк утвержден Порядок возмещения расходов нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда по его капитальному ремонту. Этот альтернативный вариант исполнения обязанности наймодателя по проведению капитального ремонта муниципального жилищного фонда посредством возмещения расходов нанимателю жилого помещения приведет к ускорению процедуры капитального ремонта муниципального жилищного фонда и повышению качества проводимых работ. В свою очередь, это увеличит количество жилых помещений, в отношении которых Администрацией города надлежащим образом исполнена обязанность наймодателя по проведению капитального ремонта, а также повысит качество муниципального жилищного фонда в целом.
Актуальным в городе Тюмени является вопрос ремонта жилых помещений муниципального жилищного фонда, закрепленных ранее за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, или в которых проживают дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Мероприятия по организации капитального ремонта муниципальных жилых помещений выполняются в соответствии с потребностью, сформированной отделом по опеке, попечительству и охране прав детства города Тюмени на текущий год.
По итогам реализации Программы на 2015 - 2022 годы с 2015 по 2020 год был проведен капитальный ремонт в 35 муниципальных жилых помещениях. Соответствующий показатель достиг своего планового значения, поэтому в 2021 - 2026 годах ремонтные работы планируется проводить в соответствии с потребностью, сформированной на очередной финансовый год, с учетом времени заселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также за счет бюджетных средств предоставляется социальная выплата на ремонт жилых помещений ветеранам и/или инвалидам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, носящая заявительный характер. Заявителям предоставлено право воспользоваться ею в течение трех лет с даты включения в список получателей социальных выплат.
За период предоставления социальной выплаты с 2013 по 2019 год ею воспользовались 1 790 ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (2013 - 2015 годы - 1 260 ветеранов, 2016 - 168 ветеранов, 2017 - 105 ветеранов, 2018 - 128 ветеранов, 2019 - 129 ветеранов), из них 2 человека в 2019 году - бывшие несовершеннолетние узники фашизма. Таким образом, из общего списка, сформированного по состоянию на 01.01.2013, 96,7% получателей социальной выплаты реализовали свое право на получение социальных выплат на ремонт жилых помещений, в которых они проживают. Следует отметить, что размер социальной выплаты увеличен в 2017 году со 100 тысяч рублей до 150 тысяч рублей.
По состоянию на 01.01.2020 в список получателей включены 256 заявителей, из них 132 человека частично получили социальную выплату в 2018 - 2019 годах, что составляет 52% от общего числа получателей.
Неудовлетворительное техническое состояние части жилищного фонда города Тюмени также обусловлено наличием канализованных МКД, не присоединенных к централизованной системе водоотведения (по состоянию на 01.01.2020 - 250 МКД). Вывоз жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) от данных домов осуществляется специализированным транспортом обслуживающих организаций с последующим сбросом в канализационный коллектор. Население, проживающее в таких домах, оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, установленным для ООО "Тюмень Водоканал", без учета дополнительных расходов, связанных с откачкой ЖБО и их транспортировкой к точкам слива в городской коллектор. Указанные дополнительные расходы возмещаются организациям, осуществляющим оказание услуг по вывозу ЖБО, в отношении домов, входивших по состоянию на 01.01.2006 в реестр муниципальной собственности, что приводит к значительному объему расходования бюджетных средств.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что своевременное проведение капитального ремонта жилищного фонда позволяет продлить срок его эксплуатации и обеспечить безопасные условия проживания граждан. В рамках муниципальной программы предусмотрено ежегодное проведение капитального ремонта муниципальных жилых помещений и предоставление субсидий, направленных на поддержание и улучшение технического состояния жилищного фонда города.
2) Недостаточно высокий уровень просвещенности и активности граждан в вопросах содержания и управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Основная причина возникновения проблемы:
- недостаточная информированность жителей в вопросах жилищно-коммунального хозяйства;
- низкая социальная активность жителей, отсутствие навыков по защите своих прав на своевременное получение качественных жилищно-коммунальных услуг в полном объеме.
На 01.01.2020 из 4 379 МКД общей площадью жилых помещений 19 996,8 тыс. кв. м 126 МКД общей площадью 494,1 тыс. кв. м относятся к муниципальному жилищному фонду города Тюмени, что составляет 2,9% от общего количества МКД, или 2,5% от общей площади МКД.
От эффективности управления МКД во многом зависят качество предоставления коммунальных услуг, поддержание в надлежащем техническом состоянии общего имущества, возможность экономии ресурсов, а в конечном итоге - снижение финансовой нагрузки потребителей.
В настоящее время значительная часть МКД жилищного фонда города Тюмени находится в управлении/обслуживании управляющих организаций, что требует проведения постоянной информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам жилищного законодательства с целью повышения эффективности управления, качества содержания и обслуживания МКД жилищного фонда города Тюмени.
Правовой нигилизм граждан в вопросах содержания и управления общим имуществом МКД, низкий уровень знаний о своих правах и обязанностях, а также возможностях их реализации приводят к множеству проблем в жилищно-коммунальной сфере.
Значительная часть жителей имеет поверхностное представление о целях и задачах проводимых реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о своих правах и обязанностях как собственника помещения в МКД, об общедолевой собственности в общем имуществе МКД, о договоре управления МКД; у определенной части населения до сих пор имеется стереотип мышления в вопросах взаимоотношений с управляющими организациями, когда домами управляли управляющие компании муниципальной формы собственности.
В соответствии с действующим законодательством собственник является основным действующим лицом в сфере управления МКД. Ему предоставлены достаточно широкие права по определению условий обслуживания дома, порядка заключения договоров с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, по контролю за предоставлением качественных коммунальных услуг. Однако большинство граждан в силу своей неосведомленности не пользуется своими правами в полной мере. Результатом этого, с одной стороны, становится нарушение законных прав граждан со стороны недобросовестных управляющих и обслуживающих организаций, с другой - ненадлежащее содержание домов, поскольку граждане не готовы принимать участие в управлении своим имуществом и нередко пребывают в уверенности, что государство обязано взять на себя все заботы и расходы по содержанию и ремонту дома.
Степень участия собственников жилья в процессах управления домами и решения возникающих вопросов недостаточно высока. Между тем для эффективной реализации гражданами своих жилищных прав порой достаточно их активного участия в общих собраниях, согласованности в принимаемых решениях, своевременного реагирования на факты недобросовестной работы организаций и лиц, осуществляющих управление домом.
Администрацией города Тюмени активно проводится работа по повышению осведомленности граждан в вопросах жилищно-коммунального хозяйства. В целях максимального охвата различных групп населения информационная работа проводится в таких направлениях, как организация личного взаимодействия посредством проведения тематических круглых столов и личных приемов граждан, распространение печатных изданий и наиболее востребованное в настоящее время информационное взаимодействие посредством телекоммуникационной сети "Интернет".
На официальном портале Администрации города Тюмени регулярно происходит размещение информационных материалов по вопросам в сфере управления и содержания жилищного фонда и другой информации. Активное распространение получила практика ведения социальных страниц, что позволяет ускорить время и увеличить периодичность получения информации, охватить значительное количество граждан.
Количество МКД, управление которыми осуществляется управляющими организациями, выбранными по результатам открытого конкурса, организованного органами местного самоуправления, на 01.01.2020 составило 608 ед., или 13,9% от общего количества МКД (4 379 ед.), что свидетельствует о недостаточно активном участии населения в управлении жилищным фондом. Однако по сравнению с данными 2015 года намечена тенденция к снижению (2015 год - 20,7%, 2016 год - 15,5%, 2017 - 14,5%, 2018 - 14,8%) количества таких МКД, что связано с незначительным повышением активности собственников помещений в МКД по самостоятельному определению или изменению выбора способа управления МКД, без непосредственного вмешательства со стороны органа местного самоуправления. В свою очередь, данная тенденция обусловлена также информационно-разъяснительной работой органов власти в сфере ЖКХ, что говорит о положительном влиянии работы в указанном направлении. Так, по итогам реализации Программы за 2015 - 2019 годы 3 390 человек (граждан, сотрудников управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов) (2015 - 273 человека, 2016 - 700 человек, 2017 - 758 человек, 2018 - 803 человека, 2019 - 856 человек) посетили мероприятия информационно-разъяснительного характера в сфере ЖКХ.
Ускоренная трансформация законодательства и сложность функционирования такой отрасли, как ЖКХ, требует постоянной разъяснительной работы с населением, в том числе предупреждающего характера. В связи с этим, мероприятия по обеспечению граждан информацией в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом и касающейся управления общим имуществом в МКД в частности сохраняют свою актуальность.
3) Недостаточно высокая надежность работы системы теплоснабжения города Тюмени.
Основная причина возникновения проблемы:
высокий уровень износа тепловых сетей, особенно в частном секторе.
Общая протяженность муниципальных разводящих сетей теплоснабжения в городе Тюмени по состоянию на 01.07.2020 составила 868,05 км (в двухтрубном исчислении).
За период реализации муниципальной программы по развитию жилищно-коммунального хозяйства в 2015 - 2019 годы показатель характеризующий количество технологических инцидентов на сетях теплоснабжения удалось снизить на 30% по сравнению с аналогичными показателями по итогам 2014 года. Вместе с тем, доля потерь тепловой энергии остается высокой - 14% по итогам 2019 года, что несколько ниже среднего значения по Российской Федерации (15%). Однако необходимо отметить, что во многих европейских странах с хорошо развитыми системами теплоснабжения потери на тепловых сетях составляют не более 10%.
Потери тепловой энергии включают превышение недобросовестными потребителями договорной тепловой нагрузки, а также отпуск тепловой энергии потребителям, не охваченным договорными отношениями. Данный фактор также в значительной мере влияет на недопоставку тепловой энергии потребителям на концевых участках тепломагистралей.
Основной объем мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции, перевооружению объектов теплосетевого комплекса, направленных на повышение надежности работы системы теплоснабжения города Тюмени, выполняется в рамках производственных и инвестиционных программ теплосетевых организаций.
Кроме того, в рамках Программы планируется продолжить начатую с 2017 года практику предоставления субсидий на возмещение затрат на капитальный ремонт тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения, расположенных в границах дворовых территорий МКД. Так, в рамках данного мероприятия за 2017 - 2019 годы заменены 11,41 километров сетей теплоснабжения в границах дворовых территорий.
При проведении ремонта тепловых сетей получили распространение энергосберегающие технологии и материалы, в частности, предизолированные трубы в пенополиуретановой изоляции с системой контроля влажности изоляции. Данные трубы позволяют обеспечить безаварийное и эффективное теплоснабжение. Отличительные особенности трубопровода с ППУ-изоляцией в том, что потери тепла в 3-4 раза ниже, чем у трубопроводов в минераловатной изоляции, срок службы трубопроводов с ППУ-изоляцией составляет 30 лет.
В связи с высокой степенью износа тепловых сетей в частном секторе и связанным с ней большим количеством повреждений и высоким уровнем потерь тепловой энергии и теплоносителя актуальным остается вопрос перевода индивидуального жилищного фонда с централизованного отопления на альтернативные источники тепловой энергии (природный газ).
Для перехода индивидуального жилищного фонда с централизованного отопления на природный газ осуществляется предоставление субсидий в соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 04.02.2020 N 9-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с осуществлением подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых помещений в одноэтажных многоквартирных домах, подключенных к системе централизованного теплоснабжения". Перевод вышеуказанных потребителей на альтернативный источник теплоснабжения (природный газ) приведет к следующим положительным финансовым последствиям:
1. Снижение тарифа на тепловую энергию для населения ввиду сокращения объема теплосетевого имущества, обслуживаемого теплоснабжающей организацией и, как следствие, сокращение затрат (на технику, материалы и персонал), понесенных данной организацией при эксплуатации;
2. Снижение расходов областного бюджета на субсидирование превышения предельного уровня роста тарифа на тепловую энергию для населения.
Кроме того, в качестве положительного эффекта реализации данных мероприятий можно отметить значительное снижение количества технологических инцидентов на тепловых сетях (учитывая неудовлетворительное техническое состояние данных тепловых сетей), снижение уровня подпитки в системе теплоснабжения (ввиду большого количества утечек на данных тепловых сетях), повышение качества теплоснабжения других потребителей, подключенных к системе теплоснабжения (из-за "разрегулированности" системы теплоснабжения в районах частной жилой застройки), снижение температуры теплоносителя в обратном трубопроводе ("перегревы" во внутридомовых системах отопления частных домов), что, в свою очередь, позволит обеспечить возможность соблюдения температурного графика в периоды значительных отрицательных температур и как следствие - повышение качества теплоснабжения. Также повысится качество теплоснабжения самих потребителей в районах частной жилой застройки, так как в настоящее время ввиду неудовлетворительного технического состояния тепловых сетей в данных районах происходят частые повреждения, которые приводят к прекращению теплоснабжения, более позднему запуску тепла в начале отопительного периода.
4) Недостаточно высокая надежность работы системы электроснабжения города Тюмени.
Основная причина возникновения проблемы:
значительный уровень износа электрических сетей.
Общая протяженность сетей электроснабжения (в том числе высоковольтных) в городе Тюмени на 01.01.2020 составила 5 383,6 км.
В настоящее время техническое состояние системы электроснабжения в Тюмени характеризуется высокой степенью износа. Износ сетей электроснабжения составляет 41%. Вместе с тем, следует отметить значительное улучшение в данном направлении по сравнению с итоговыми показателями 2014 года (49,4%). Кроме того, показатель характеризующий количество инцидентов на сетях электроснабжения по сравнению со значением 2014 года (0,14 единиц на километр) снизился почти на 30%, до 0,108 единиц на километр.
Это свидетельствует о своевременном и достаточном проведении ремонтных работ и развитии сетей электроснабжения.
Основой объем работ по капитальному ремонту, реконструкции, перевооружению объектов электроснабжения, направленных на повышение надежности работы системы электроснабжения города Тюмени, выполняется в рамках производственных и инвестиционных программ электроснабжающих и электросетевых организаций.
Техническая эксплуатация и ремонт муниципального электросетевого имущества осуществляются в рамках договоров аренды, заключенных Администрацией города Тюмени с сетевыми энергетическими компаниями.
5) Недостаточно высокая обеспеченность отдельных районов города Тюмени услугами газоснабжения.
Основная причина возникновения проблемы:
наличие отдельных негазифицированных районов индивидуальной жилищной застройки города.
Доля индивидуального жилищного фонда, газифицированного природным газом, в общем объеме совокупного индивидуального жилищного фонда, предполагаемого к использованию природного газа в качестве источника энергии, в городе Тюмени по состоянию на 01.01.2020 составляет 94,7%. По сравнению со значением 2014 года (88%) отмечается прирост по данному показателю на 7,6%.
Развитие системы газоснабжения города Тюмени осуществляется в рамках региональной программы газификации Тюменской области.
Протяженность сетей газораспределения на территории города Тюмени на 01.01.2020 составляет 1 699,7 км.
Техническая эксплуатация и ремонт муниципальных объектов газоснабжения осуществляются в рамках договоров аренды, заключенных Администрацией города Тюмени с газораспределительной организацией.
В целях повышения надежности работы объектов газораспределительной системы города Тюмени газораспределительная организация проводит планово-профилактические и ремонтные работы, техническое обслуживание и технический (капитальный) ремонт (при необходимости).
На 01.01.2020 95% районов индивидуальной жилой застройки города Тюмени обеспечены сетями газораспределения, и собственники таких домов имеют техническую возможность подключения жилых помещений к сети газораспределения.
6) Недостаточно высокая надежность работы систем водоснабжения и водоотведения города Тюмени.
Основная причина возникновения проблемы:
износ сетей водоснабжения и водоотведения, водозаборных и водоочистных сооружений, насосных станций водопроводно-канализационного хозяйства города Тюмени.
В 2016 году были разработаны и утверждены схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень до 2040 года (далее - схемы ВиВ). Их разработка позволила выработать технические решения, направленные на создание и развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения, повышение надежности функционирования этих систем, обеспечение комфортных и безопасных условий для проживания населения в городе Тюмени, обеспечение надежного водоснабжения и водоотведения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономическое стимулирование развития систем водоснабжения, внедрение энергосберегающих технологий, эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение выявления и оформления в муниципальную собственность бесхозяйных объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Указанные схемы ВиВ регулярно актуализируются.
В составе схем ВиВ, в том числе, предусмотрен перечень мероприятий по строительству (реконструкции), модернизации объектов водоснабжения и водоотведения.
В целях выполнения этих мероприятий было заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень от 26.12.2017. Инструментом реализации концессионного соглашения является инвестиционная программа ООО "Тюмень Водоканал".
Таким образом, мероприятия, предусмотренные схемами ВиВ и указанным концессионным соглашением, выполняются путем реализации инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2017 - 2025 годы.
Мероприятия по капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов водопроводно-канализационного хозяйства города Тюмени выполняются в рамках производственной программы ООО "Тюмень Водоканал".
При производстве работ по строительству и капитальному ремонту сетей водоснабжения и водоотведения применяются современные материалы и инновационные технологии, такие как полиэтиленовый трубопровод, обладающий повышенной долговечностью, удобством монтажа и обслуживания, прокладываемый (в большинстве случаев) способом горизонтально-направленного бурения. В результате прокладки трубопроводов способом горизонтально-направленного бурения экономится значительное количество средств на восстановлении благоустройства и затратах, сопутствующих траншейному способу прокладки, а также снижается стоимость строительно-монтажных работ.
Рассматривая показатели количества технологических инцидентов и доли потерь воды, следует отметить, что в 2019 году по сравнению с 2014 годом количество технологических инцидентов на сетях водоснабжения снизилась до 0,24 единиц на километр - на 0,46 единиц на километр в натуральном выражении - почти в 3 раза. Доля потерь воды также снизилась более чем в 2 раза по сравнению с итогами 2014 года - с 27,5% до 12,7%, что ниже, чем в развитых странах мира, где среднее значение потерь воды составляет 15%. Данная тенденция говорит об эффективности выбранной модели развития системы водоснабжения и водоотведения города Тюмени.
Для достижения размера неучтенных расходов и потерь (недоходной воды) на уровне 4-6%, который отмечен на наиболее эффективно управляемых системах водоснабжения развитых стран Европы и Северной Америки, необходимо продолжать выполнение мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения и водоотведения города Тюмени.
7) Недостаточно высокая обеспеченность населения услугами централизованного водоснабжения, водоотведения (отсутствие централизованных систем водоснабжения, водоотведения в отдельных районах города).
В настоящее время в городе Тюмени в отдельных районах (районах малоэтажной застройки) отсутствует централизованная система водоснабжения. Население данных районов потребляет воду из водоразборных колонок. Кроме того, в городе Тюмени имеются частные жилые дома, не получающие воду нормативного качества, то есть осуществляющие водопользование из колодцев. Так, по состоянию на сентябрь 2020 года количество домов, не подключенных к централизованной системе водоснабжения, составляет 947 единиц, или 4,3% от общего числа индивидуальных жилых домов города.
В период с 2015 по 2019 год для развития системы водоснабжения в рамках инвестиционных программ ООО "Тюмень Водоканал", а также иных внебюджетных источников было построено и реконструировано более 70 километров сетей водоснабжения. В результате этой работы, в том числе, удалось ликвидировать 268 водоразборных колонок, переключив их потребителей на централизованное водоснабжение. Например, к централизованному водоснабжению была подключена территория упраздненного населенного пункта Утешево.
Вместе с тем, показатель доли населения, пользующегося централизованной системой водоснабжения, остался в пределах уровня 2015 года (2015 год - 87,5%, 2019 год - 88,35%), что обусловлено превышением темпов роста численности населения города Тюмени над темпами подключения населения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
В целях увеличения обеспеченности населения города Тюмени централизованным холодным водоснабжением внесены изменения в схемы ВиВ, включены мероприятия по строительству в безводных районах: Березняковский, Заречный, Южный, Утешевский, Центральный, Парфеновский, Плехановский - сетей холодного водоснабжения протяженностью более 60 км.
Кроме того, отдельные районы города Тюмени не обеспечены централизованной системой водоотведения.
За период с конца 2014 года по 2019 год показатель доли населения, пользующегося централизованной системой водоотведения, увеличился с 79,3% до 82,57%. Рост данного показателя также сдерживается высокими темпами роста численности населения города Тюмени.
За период 2015 - 2019 годов в целях развития водоотведения в рамках инвестиционных программ ООО "Тюмень Водоканал", а также других внебюджетных источников было построено более 70 километров сетей водоотведения.
Мероприятия по строительству внутриквартальных и распределительных сетей централизованного водоотведения в неканализованных районах города Тюмени будут реализовываться после обеспечения водоснабжением безводных районов города Тюмени.
3. Цели и задачи Программы
Стратегические цели, на достижение которых направлена реализация Программы:
1. "Улучшение жилищных условий и качества жизни населения города Тюмени" (согласно Стратегии развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года*);
2. "Эффективное обеспечение потребностей социально-экономического развития города Тюмени соответствующими объемами коммунальных ресурсов" (согласно Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р).
<*> - Стратегия размещена на официальном портале Минстроя России в сети интернет (https://minstroyrf.gov.ru).
Сокращения:
ДГХ - департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени
СТК - Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства"
Раздел 4 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 29 марта 2021 г. N 67-рк
4. Показатели результативности реализации Программы
Сокращения:
ДГХ - департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени;
ДЭиСР - департамент экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени;
СТК - муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства";
ТГИК - муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство";
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
УК - управляющая компания;
ТСЖ - товарищество собственников жилья;
ЖСК - жилищно-строительный кооператив.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Количество муниципальных жилых помещений (квартир, комнат), в которых проведен капитальный ремонт".
Динамика планового значения показателя результативности обусловлена планируемым объемом выполнения мероприятий по проведению капитального ремонта муниципальных жилых помещений.
2. "Количество ветеранов и инвалидов ВОВ, бывших несовершеннолетних узников фашизма, получивших социальные выплаты на ремонт помещений, в которых они проживают".
К концу 2026 года запланировано осуществить социальные выплаты на ремонт помещений 764 ветерану и инвалиду ВОВ, бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма.
3. "Количество граждан, сотрудников УК, ТСЖ, ЖСК, посетивших мероприятия информационно-разъяснительного характера в сфере ЖКХ, организованные ДГХ".
К концу 2026 года значение показателя запланировано на уровне 1675 человек за счет ежегодного увеличения количества мероприятий, направленных на информационно-разъяснительную работу для граждан в сфере ЖКХ.
4. "Количество произошедших инцидентов на сетях теплоснабжения в расчёте на протяжённость данных сетей".
За период реализации Программы планируется снизить количество произошедших инцидентов на сетях теплоснабжения до 2,4 ед./км. путем снижения количества внеплановых отключений на сетях теплоснабжения до 2740 ед. в год за счет проведения капитального ремонта и реконструкций сетей теплоснабжения в рамках выполнения производственных и инвестиционных программ теплосетевых организаций.
5. "Доля потерь тепловой энергии".
Снижение значения показателя в плановом периоде на 1,2% планируется за счет проведения капитального ремонта и реконструкции сетей теплоснабжения в рамках выполнения производственных и инвестиционных программ теплосетевых организаций.
6. "Количество произошедших инцидентов на сетях электроснабжения в расчёте на протяжённость данных сетей".
Снижение значения показателя в плановом периоде планируется до уровня 0,101 ед./км за счет проведения капитального ремонта и реконструкции сетей электроснабжения в рамках производственных и инвестиционных программ электроснабжающих и электросетевых организаций.
7. "Доля газифицированных индивидуальных жилых домов, одноэтажных многоквартирных домов, подключенных к системе централизованного теплоснабжения".
Достижение планового значения показателя - 98% в 2026 году (с учетом статистики ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов и их газификации, статистики перехода одноэтажных многоквартирных домов, подключенных к системе централизованного теплоснабжения, на газ) - планируется за счет строительства наружных газопроводов, при условии наличия технической возможности подключения жилых домов к системе газоснабжения, а также предоставления субсидий отдельным категориям граждан в отношении газификации жилых домов.
8. "Количество произошедших инцидентов на сетях водоснабжения в расчёте на протяжённость данных сетей".
9. "Доля потерь воды".
Достижение плановых значений показателей результативности N 8, 9 планируется за счет проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации в рамках производственной программы ООО "Тюмень Водоканал".
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2021 - 2026 годы.
Раздел 6 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 15 ноября 2021 г. N 200-рк
6. Финансовое обеспечение мероприятий Программы, источники финансирования
Всего на реализацию мероприятий Программы требуется 4 295 038 тыс. руб., в том числе по годам:
2021 - 824 780 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени 641 035 тыс. руб.;
бюджет Тюменской области: 183 745 тыс. руб.;
2022 - 1 356 249 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 1 126 036 тыс. руб.;
бюджет Тюменской области: 230 213 тыс. руб.;
2023 - 519 695 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени 280 834 тыс. руб.;
бюджет Тюменской области: 238 861 тыс. руб.;
2024 -531 438 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 283 829 тыс. руб.;
бюджет Тюменской области: 247 609 тыс. руб.;
2025 -531 438 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени 283 829 тыс. руб.;
бюджет Тюменской области: 247 609 тыс. руб.
2026 -531 438 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 283 829 тыс. руб.;
бюджет Тюменской области: 247 609 тыс. руб.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени:
а) реализует самостоятельно и обеспечивает реализацию Программы Участниками;
б) готовит отчет о реализации Программы;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, обеспечение достижения плановых значений показателей результативности реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации Программы.
7.2. В реализации Программы принимают участие:
а) МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" в части осуществления мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции муниципальных жилых помещений, обеспечения технического надзора за проведением ремонтных и строительных работ на объектах коммунального комплекса;
б) МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство" в части согласования перечней объектов для включения в планы капитального ремонта на очередной год.
7.3. К реализации Программы могут привлекаться поставщики (подрядчики, исполнители), определение которых осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетным и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.