Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
от 23 ноября 2020 г. N 248-рк
Муниципальная программа
"Развитие образования в городе Тюмени на 2021 - 2026 годы"
15 марта, 15 ноября 2021 г.
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие образования в городе Тюмени на 2021 - 2026 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
постановлением Правительства Тюменской области от 07.06.2010 N 160-п "Об утверждении Положения об организации в Тюменской области лагерей с дневным пребыванием, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время";
постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 422-п "Об утверждении Положения о компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 423-п "Об утверждении Положения об обеспечении питанием обучающихся государственных и муниципальных организаций, расположенных в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 2-пк "О компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на оплату присмотра и ухода за детьми";
постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2011 N 1-пк "Об утверждении Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 27.02.2012 N 18-пк "Об утверждении Положения о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими муниципального задания";
постановлением Администрации города Тюмени от 20.05.2013 N 34-пк "Об утверждении Положения о предоставлении стипендий Главы города Тюмени одаренным детям, обучающимся в организациях города Тюмени, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, дополнительным общеобразовательным программам";
постановлением Администрации города Тюмени от 12.08.2013 N 95-пк "Об утверждении Порядка учета обучающихся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для возмещения расходов на частичную оплату питания этих обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 03.03.2014 N 39-пк "Об утверждении Порядка распределения средств организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, финансируемым за счет бюджета города Тюмени, в целях частичного возмещения расходов на осуществление присмотра и ухода за детьми";
постановлением Администрации города Тюмени от 25.04.2016 N 106-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг в сфере образования, о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Тюмени и пункта 24 постановления Администрации города Тюмени от 24.02.2014 N 28-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 19.02.2018 N 59-пк "О расходах на питание обучающихся в образовательных организациях города Тюмени в 2021 году и на плановый период 2022 и 2023 годов";
постановлением Администрации города Тюмени от 06.08.2018 N 418-пк "Об утверждении Положения об обеспечении питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Тюмени",
а также:
региональным проектом "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Социальная активность", "Цифровая образовательная среда", "Поддержка семей, имеющих детей" в рамках национального проекта "Образование";
региональным проектом "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" в рамках национального проекта "Демография", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16);
региональным проектом "Информационная инфраструктура" в рамках национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1) Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования в условиях его стандартизации.
Причины возникновения проблемы:
недостаток мест в дошкольных образовательных организациях в отдельных микрорайонах города, в том числе в большинстве районов города - для детей раннего возраста;
неравномерный уровень в оснащении материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
недостаточный потенциал организаций негосударственного сектора экономики в предоставлении качественных услуг дошкольного образования;
неполное соответствие уровня профессиональных компетенций педагогических работников требованиям, предусмотренным профессиональным стандартом "Педагог".
В связи с экономической привлекательностью города Тюмени, высокими темпами застройки остается высоким уровень миграции населения из территорий Тюменской области, а также близлежащих регионов. Данные факторы влияют на прирост численности детского населения, что, в свою очередь, приводит к высокому уровню потребности населения в местах в дошкольных образовательных организациях.
В соответствии с задачами федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" требуется повысить доступность образования для детей и обеспечить создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход.
Услуги дошкольного образования в городе оказывают 77 организаций (муниципальные дошкольные образовательные организации - 56, общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, осуществляющие присмотр и уход - 9, негосударственные дошкольные образовательные организации - 12); кроме того, 25 организаций получают субсидию в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуги по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня.
Начиная с 2012 года, в городе полностью удовлетворена потребность в местах в дошкольных организациях для детей от 3 до 7 лет благодаря предпринимаемым мерам: открытие дополнительных групп за счет рационального использования имеющихся площадей; открытие дополнительных мест для дошкольников посредством возвращения и реконструкции зданий бывших детских садов, используемых не по назначению; функционирование отделений дошкольного образования в школах; строительство новых зданий детских садов. С 2015 по 2019 годы было открыто дополнительно 6 102 места в детских садах, из них: 4 113 мест - за счет строительства новых зданий, 744 места - за счет выполнения работ по капитальном ремонту ранее не использовавшихся объектов, 1 245 мест дополнительно открыты в действующих детских садах за счет перепрофилирования помещений.
Однако, проблема доступности дошкольного образования остается актуальной для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. По состоянию на 01.01.2020 15 080 детей состояли на учете в подсистеме "Электронный детский сад "Региональной единой государственной информационной системы образования. В течение 2020 года приняты в детский сад 2 824 ребенка 2018 - 2019 годов рождения, на 01.09.2020 всего посещают детские сады 5 936 детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет. Актуальный спрос (количество детей, желаемая дата зачисления у которых - 2020 год) составляет 3 764 человека.
Чаще всего потребность сохраняется в районах интенсивной жилищной застройки: жилых районах "Тюменский", "Войновка", "МЖК", "Тарманы", "Мелиораторов", "Мыс", "Антипино", "Ново-Патрушево", "Дом Обороны", "Тура", микрорайоны Европейский, 5-6 микрорайон, Южный, Ямальский-2, район ул. Московский тракт (количество детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете - 6 308 чел.; количество детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих детские сады не по месту жительства и ожидающих место в районе проживания - 3 696 чел.).
В жилых районах "Березняки", "Плеханово", "Казарово" дошкольные образовательные организации отсутствуют. Дети от 3 до 7 лет, проживающие в вышеуказанных районах, посещают детские сады, располагающиеся в районах не по месту их жительства, что вызывает неудобство для родителей и детей.
Строительство детских садов во вновь застраиваемых районах позволит более полно удовлетворять потребность в местах в детских садах для детей каждого возраста, что, в свою очередь, снизит потребность в местах для приема детей раннего возраста.
Процесс создания современных комфортных условий пребывания воспитанников в дошкольных образовательных организациях связан не только со строительством новых современных зданий детских садов и оснащением их современным учебным и технологическим оборудованием, но и с необходимостью улучшения материально-технической базы существующих дошкольных образовательных учреждений, большая часть которых построена в период 1960 - 1980 годов. Отбор муниципальных дошкольных образовательных учреждений, подлежащих капитальному ремонту, осуществляется в соответствии с Порядком отбора объектов социального и культурного назначения и объектов, составляющих муниципальную казну города Тюмени, для включения в планы-графики реализации муниципальных программ города Тюмени, утвержденным распоряжением Администрации города Тюмени от 11.03.2019 N 46-рк, согласно которому бюджетные средства в приоритетном порядке направляются на проведение капитальных ремонтов объектов, имеющих предписания надзорных органов, объектов с неудовлетворительным техническим состоянием, а также объектов, в которых не завершены работы капитального характера (переходящие объекты). За период с 2015 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 4-х детских садах, частичный капитальный ремонт (восстановление работоспособности конструкций, благоустройство территории, устройство наружного освещения) в 4-х детских садах. Модернизация материальной базы осуществляется также в рамках текущего ремонта, так, в период с 2015 года выполнен ремонт ограждений 37 учреждений, ремонт с целью укрепления противопожарной защищенности выполнен в 45 учреждениях, ремонт инженерных сетей в 24 учреждениях. В настоящее время потребность в проведении ремонтных работ капитального и текущего характера в дошкольных образовательных организациях сохраняется (по состоянию на октябрь 2020 года - 13 организаций).
В соответствии с национальным проектом "Демография" предполагается создание групп дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в негосударственном секторе дошкольного образования.
В городе Тюмени ежегодно увеличивается количество негосударственных дошкольных учреждений (2017 год - 22 учреждения, 2020 год - 37 учреждений). Создание дополнительных мест для детей в возрасте от полутора до трех лет в негосударственном секторе позволяет удовлетворить актуальный спрос населения в дошкольном образовании, присмотре и уходе за детьми с учётом запросов родителей. Возможность своевременно получить место в детском саду, в том числе и негосударственном, позволяет активным родителям, имеющим детей в возрасте от полутора до трёх лет, выходить на работу в желаемые сроки, что в целом способствует сохранению позитивных тенденций роста рождаемости.
По состоянию на 01.01.2020 12 из 37 негосударственных организаций имели лицензию на реализацию образовательной программы дошкольного образования, их посещали 1 214 детей (из них 724 в возрасте до 3-х лет). При этом дети, посещающие негосударственные детские сады, остаются на учете для предоставления места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Главная причина - высокая стоимость услуг в негосударственных детских садах.
Кроме того родители (законные представители) воспитанников не всегда удовлетворены качеством услуг, оказываемых негосударственными дошкольными учреждениями. Департамент образования Администрации города Тюмени в рамках своей компетенции оказывается организационно-методическая и информационно-консультативная помощь частным образовательным организациям, предоставляющим услуги детям дошкольного возраста в условиях реализации стандарта дошкольного образования.
Дальнейший рост участия негосударственного сектора в предоставлении услуг раннего развития и дошкольного образования поможет в решении проблемы недостатка мест для детей до трех лет.
При решении задачи повышения качества дошкольного образования приоритетными являются направления повышения профессионального роста педагогических работников, методического сопровождения педагогов при определении направлений, форм, содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Проводимые мероприятия должны носить комплексный характер и решать задачи сразу из нескольких направлений методического сопровождения в соответствие с требованиями, предусмотренными профессиональным стандартом "Педагог".
Успешная реализация мероприятий по повышению профессиональных компетенций педагогических работников позволит устранить существующее на сегодняшний день противоречие - несоответствие между уровнем профессиональной подготовленности воспитателя и современными требованиями, предъявляемыми к нему.
2) Недостаточное соответствие муниципальных общеобразовательных организаций и компетенций педагогических работников современным требованиям для обеспечения высокого качества образования.
Причины возникновения проблемы:
отставание темпов строительства новых образовательных организаций от темпов застройки города;
низкие темпы проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, возведенных по старым проектам, не соответствующим современным запросам системы образования;
морально устаревающее материально-техническое оснащение образовательного процесса большинства образовательных организаций, не позволяющее эффективно реализовывать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС);
недостаточность созданных условий для получения образования и успешной социализации детей с особыми потребностями;
недостаточные темпы качественного изменения форм и методов преподавания, формирующего компетенции, востребованные в современной жизни и экономике.
По состоянию на 01.09.2020 в муниципальных общеобразовательных организациях по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучалось 115 589 человек.
В городе функционирует 60 школ, из них 54 - муниципальные, 2 - государственные, 2 - структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, 2 - негосударственные.
Благоприятное социально-экономическое развитие города обусловливает положительную демографическую ситуацию и миграционный прирост населения трудоспособного возраста, в том числе детей школьного возраста (так, в 2018 - 2019 учебном году количество учащихся увеличилось на 7 967 человек, в 2019 - 2020 учебном году - на 8 620 человек, в 2020 - 2021 учебном году - на 6 783 человек). Вследствие активного строительства новых микрорайонов с неразвитой социальной инфраструктурой (в том числе с отсутствием общеобразовательных организаций) проблема недостаточной обеспеченности местами в общеобразовательных организациях набирает остроту. Наибольшую потребность в местах в школах испытывают: микрорайоны Европейский, Ямальский-1, Ямальский-2, жилые районы "Тюменский-3", "Плеханово", "Ново-Патрушево", "Дом Обороны", "Антипино", "Мыс", "Тура", "Березняковский", район сквера "Комсомольский".
Развитие инфраструктуры общеобразовательных организаций осуществляется посредством строительства новых школ. За период с 2015 по 2020 годы построены шесть новых школ - МАОУ гимназия N 16 города Тюмени (2 корпус) в районе ДК "Строитель", новое здание проектной мощностью 1 100 мест было построено на месте старого здания гимназии, которое было снесено по причине неудовлетворительного технического состояния; МАОУ СОШ N 63 города Тюмени (2 корпус) в микрорайоне Восточный-2; в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" построены современные здания МАОУ гимназии N 49 города Тюмени (2 корпус) в микрорайоне Ямальский-2, МАОУ СОШ N 65 города Тюмени (2 корпус) в жилом районе "Суходолье", МАОУ СОШ N 94 города Тюмени (2 корпус) в микрорайоне Европейский; в рамках ликвидации деревянных школ на территории Тюменской области построено новое здание для МАОУ СОШ N 52 города Тюмени в жилом районе "Казарово". Активно ведется строительство школы в районе ул. Н. Зелинского - Д. Менделеева. Завершение строительства планируется во втором квартале 2021 года.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области запланировано строительство школ в жилых районах "Звездный городок", "Тура", "Ново-Патрушево", "Плеханово", микрорайоне Ямальский-2, в районе ул. Ямская - Белинского, в районе сквера "Комсомольский", а также нового здания для МБОУ ОШ N 2 по ул. Красных Зорь, 39.
Кроме потребности в строительстве новых зданий общеобразовательных организаций, существует объективная необходимость поддержания действующих зданий школ в нормативном техническом состоянии. Проводится ежегодный мониторинг технического состояния объектов общеобразовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. За период с 2015 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 4-х школах, частичный капитальный ремонт (усиление и восстановление несущих конструкций, устройство ограждения территории, благоустройство территории, гидроизоляция подвального помещения) - в 14 школах. Значительно увеличились объемы средств, выделяемых на выполнение работ по текущему ремонту образовательных учреждений. За счет указанных средств выполнены работы по укреплению противопожарной защищенности школ, работы по ремонту инженерных сетей, ремонту кровель, а также иные разноплановые ремонтные работы. В 2019 году было закуплено 172 единицы технологического оборудования для частичного обновления пищеблоков 55 школ. В 2020 году в рамках национального проекта "Цифровая экономика" в 63 корпусах общеобразовательных учреждениях города Тюмени будут выполнены работы по устройству видеонаблюдения, систем контроля управления доступом. Мероприятия по модернизации материально-технической базы будут продолжены в рамках проведения капитальных ремонтов зданий общеобразовательных организаций, а также по мере возникновения соответствующих потребностей.
Строительство новых общеобразовательных школ, капитальный ремонт зданий школ с увеличением проектной мощности, выделение средств на улучшение материально-технической базы учреждений общего образования, закупка оборудования, возможность использования каждой школой общеобразовательных ресурсов сети Интернет способствуют росту доли школьников, обучающихся в современных условиях.
Образовательные результаты в ФГОС представлены тремя основными группами: личностные, метапредметные и предметные. Основным образовательным результатом является итоговая аттестация выпускников основной и старшей школы. Главной задачей является максимальное сокращение неудовлетворительных результатов при прохождении итоговой аттестации путем внедрения на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
Для осуществления поставленной задачи необходимо организовать работу площадок по апробации педагогических технологий, методик и средств обучения, в том числе дистанционных, электронного обучения с целью индивидуализации обучения, в том числе с развитием системы специализированных учреждений (коррекционные школы), специализированных классов, системы дополнительного образования в различных областях на всех уровнях школьного образования.
Также к основным образовательным результатам относятся и сформированные социально значимые компетенции учащихся. Переход на ФГОС всех уровней образования обязывает осуществить поиск эффективных подходов к формированию проектных, учебно-исследовательских компетенций, компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий, формированию универсальных учебных действий учащихся. В настоящий момент полностью осуществлен переход на ФГОС начального и основного общего образования на всех параллелях 1-9 классов; переход на ФГОС среднего общего образования осуществлен только в 2020 - 2021 учебном году и охватывает 50,9% обучающихся 10-11 классов муниципальных школ города Тюмени.
На внутришкольную систему работы по обеспечению качества образования также влияют следующие внешние факторы:
развитие образовательной инфраструктуры (выработка моделей взаимодействия с профессорско-преподавательским составом образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, выработка моделей взаимодействия с организациями дополнительного образования);
развитие сетевых форм реализации образовательных программ, обеспечивающих интеграцию общего и дополнительного образования в интересах ребенка;
возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий,
возможность участия педагогических работников в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), образовательными организациями города Тюмени создаются специальные условия для получения образования: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Кроме того, для детей с ОВЗ на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии города Тюмени (далее - ПМПК) предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
На начало 2020 - 2021 учебного года в муниципальных образовательных организациях города Тюмени, реализующих программы дошкольного и общего образования, обучались 6 915 детей с ОВЗ (3 254 ребенка дошкольного возраста и 3 661 ребенок школьного возраста), 2 527 детей-инвалидов (638 детей дошкольного возраста и 1 889 детей школьного возраста). С использованием дистанционных образовательных технологий обучается 54 ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
Для детей с ОВЗ обучение организовано как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, так и в общеобразовательных организациях (в отдельных классах для детей с ОВЗ и интегрировано).
В городе Тюмени функционируют пять образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ: МБОУ НШ-ДС N 76 города Тюмени (для детей с нарушением зрения), МБОУ ООШ N 77 города Тюмени (для детей с нарушением слуха), МБОУ НШ-ДС N 82 города Тюмени (для детей с нарушением опорно-двигательной системы), МБОУ ОШ N 2 города Тюмени, МБОУ школа-интернат "Горизонт" города Тюмени (для детей с умственной отсталостью).
Кроме того, обучение детей с ОВЗ организовано в условиях отдельных классов, сформированных в нескольких общеобразовательных учреждениях города Тюмени, а также интегрировано с другими обучающимися в общеобразовательных организациях.
Также в системе образования города Тюмени функционирует ПМПК, оснащенная современным специальным оборудованием и имеющая медицинскую лицензию. В деятельности ПМПК созданы комфортные и современные условия для проведения обследования детей и оказания услуг посетителям.
Для решения вопросов воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов во всех общеобразовательных организациях города организована работа психолого-педагогических консилиумов. В соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида на каждого ребенка специалисты сопровождения разрабатывают индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, индивидуальные рабочие программы, ведут коррекционно-развивающую работу, при необходимости оказывают техническую помощь. Так, для каждого ребенка с ОВЗ в школе разработан индивидуальный учебный план, в который кроме учебных предметов включены занятия психолого-педагогической коррекции (педагогическая коррекция по предметам, вызывающим затруднения у обучающегося, занятия с логопедом, с дефектологом).
Тем не менее, педагоги общеобразовательных организаций в недостаточном объеме владеют профессиональными компетенциями для качественного обучения детей с ОВЗ, в особенности с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы и тяжелые множественные нарушения в развитии.
Обеспечение развития непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогов, в том числе работающих с детьми с ОВЗ, является ключевым в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование". Реализация данного проекта предполагает внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Приоритетными в рамках проекта являются внедрение системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в формате непрерывного образования и создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов.
На протяжении последних лет в городе проводится системная работа по совершенствованию учительского корпуса, повышению его социального статуса. Одним из направлений кадровой политики департамента образования АГТ является привлечение молодых специалистов в школы и детские сады города.
В 2019 году доля учителей в возрасте до 35 лет составила 32% (в 2013 году - 26%), таким образом, идет естественное омоложение педагогических кадров. Если принять за норму продолжительность эффективной педагогической деятельности 40 лет (22 - 62 года), на категорию учителей до 35 лет должно приходиться примерно 30% штата. В связи с этим важным направлением развития общего образования является сохранение данной тенденции.
На уровне города проводится комплексная системная работа, направленная на повышение социального статуса педагога, в том числе и в части развития личности педагога: организуются единые методические дни, продолжают работать педагогические мастерские на базе стажерских площадок, проводятся методические объединения учителей.
3) Недостаточный уровень развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных обучающихся в муниципальной системе образования.
Причины возникновения проблемы:
недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в части педагогического сопровождения различных видов одаренности и талантов детей;
недостаточно эффективное взаимодействие между общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями и предприятиями производственной сферы, бизнес-сообществом города и региона;
недостаточно осознанный выбор будущей профессии учащимися и их родителями, не опирающийся на личностные способности и возможности учащихся, а также реальные потребности рынка труда.
В целях реализации задач федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" каждому обучающемуся должна быть обеспечена возможность выбора направлений профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями как в профильных классах, так и по индивидуальному учебному плану.
С целью развития в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей распоряжением Правительства Тюменской области от 22.10.2012 N 2162-рп определены школы, которые призваны обеспечить дополнительную (углубленную) подготовку по двум направлениям: естественно-математическому (МАОУ СОШ NN 7, 15, 22, 27, 40, 51, 63, 65, 68, 88, 48, 92 города Тюмени, МАОУ гимназии NN 12, 16 города Тюмени, МАОУ лицеи NN 34, 81, 93 города Тюмени) и социально-гуманитарному (МАОУ гимназии NN 1, 5, 21, 49, 83 города Тюмени, МАОУ СОШ NN 25, 70, 89, 94 города Тюмени).
В муниципальной системе образования за годы реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы" накоплен достаточный опыт организации работы с творческими и одаренными детьми согласно направлениям, заданным приоритетами государственной политики. Так, в направлении обеспечения "социального лифта", выявления и продвижения одаренных детей созданы условия по привлечению (вовлечению) и гарантированному участию в олимпиадном движении для каждого ребенка. В этих целях унифицированы сроки проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, упорядочены и унифицированы требования к ее проведению, существенно расширен контингент участников (включены учащиеся начальной школы, учащиеся коррекционных школ), расширен и качественно дополнен перечень олимпиад, позволяющих ребенку в очном либо дистанционном режиме принять участие в интеллектуальных соревнованиях.
В этой части деятельности - первоначально обозначенной как стратегический ресурс поддержки одаренности - достигнут системный эффект, демонстрируемый стабильными показателями успешности.
В предметных олимпиадах на муниципальном уровне в 2019 году принял участие 6 241 обучающийся (11%) 5-11 классов по 24 учебным предметам (2018 год - 5 343 обучающихся, 2017 год - 5 379 обучающихся). В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в январе-феврале 2018 года участвовало 525 обучающихся 9-11 классов, в январе-феврале 2019 года - 492 обучающихся, в январе-феврале 2020 года - 717 обучающихся, из которых 283 стали призерами и 48 - победителями.
Исследовательский потенциал одаренных школьников проявляется и на различных этапах Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее".
Одной из форм сопровождения одаренных детей является участие в проекте фонда имени Д.И. Менделеева "Путь к Олимпу", благодаря чему обучающиеся и учителя тюменских школ получают возможность поучаствовать в тренингах по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников в рамках данного проекта.
Для поддержки и развития одаренности детей с 09.02.2019 начал работу Центр олимпиадной подготовки (далее - ЦОП). Сформированы 17 возрастных групп по 11 предметным областям (английский язык, биология, история, информатика, литература, математика, немецкий язык, обществознание, русский язык, физика, химия).
В целях поддержки развития детской одаренности Главой города Тюмени утверждена ежемесячная стипендия для детей, достигших особых успехов сфере образования.
Взаимодействие промышленных предприятий, высших учебных заведений со школами способствует формированию устойчивой мотивации обучающихся к учебной деятельности, осознанному выбору будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. Опыт такого взаимодействия показал положительные результаты открытия отраслевых классов.
Так, в 17 образовательных учреждениях совместно с Тюменским индустриальным университетом (далее - ТИУ) открыты индустриальные классы по направлениям: нефтегазопромысловый, транспортно-технологический, химико-технологический, промышленно-строительный, инженерно-геологический, индустриальный, информационно-технологический, конструкторско-технологический.
Продолжают функционировать профильные агротехнологические классы при сотрудничестве с ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья на базе МАОУ лицей N 81 города Тюмени и МАОУ СОШ N 69 города Тюмени, а также профильные химико-биологические классы в сотрудничестве с Тюменским государственным медицинским университетом в МАОУ лицей N 93 города Тюмени, в которых осуществляется предпрофессиональная подготовка будущих медицинских работников.
Кроме того, в городе продолжают развиваться партнерские отношения между общеобразовательными учреждениями и ведущими промышленными предприятиями города Тюмени.
В МАОУ лицей N 81 города Тюмени с 2015 года функционирует специализированный "НОВАТЭК" - класс физико-математического профиля. В 2019 году в МАОУ СОШ N 88 города Тюмени открыт профильный "Мостострой-класс". Первый профильный "Роснефть-класс" в городе Тюмени был сформирован в МАОУ СОШ N 25 города Тюмени в 2018 году из учеников разных школ города.
Таким образом, в 2020 году всего 20 муниципальных школ из 54 взаимодействуют с высшими учебными заведениями или промышленными предприятиями города Тюмени. Необходимо продолжить дальнейшую работу по увеличению количества школ, задействованных в данном направлении, а также масштабированию партнерских отношений между школами и промышленными предприятиями (2020 год - 3 предприятия) и высшими учебными заведениями (например, с Тюменским государственным университетом).
Большинство выпускников по-прежнему выбирают специальности, связанные с получением высшего образования. Рабочие специальности не являются популярными. В настоящее время школа в недостаточной мере выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие профессии с учетом их собственных интересов и реальной потребности на рынке труда.
Необходимо выбрать эффективные и современные формы разъяснительной работы с родительской общественностью, обеспечивающей понимание факторов обеспечения успешной социализации молодого поколения в условиях потребностей современного рынка труда. Специальное внимание необходимо уделять формированию установок и компетенций ответственного родительства, заинтересованности в воспитании достойного гражданина, способного оптимально адаптироваться в динамично меняющемся мире.
Решению вышеуказанных проблем будет способствовать: разработка и реализация проектов по профессиональному самоопределению учащихся, увеличение спектра экскурсий профориентационной направленности, взаимодействие с общественными организациями, формирование практики социального опыта учащихся.
Ежегодно общеобразовательные организации города Тюмени принимают участие в реализации городских межведомственных профориентационных проектов "Перспектива", "Стратегия жизни", "Вызов в будущее: Кванториум".
В течение периода реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы" система образования города Тюмени поступательно развивала ресурсную базу по организации работы с одаренными детьми и, обобщая накопленный опыт и имеющийся потенциал, актуализировала проблему систематизации всех направлений деятельности. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет обозначенное движение к индивидуализации образования через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и развитие образовательной инфраструктуры.
Приоритетными направлениями деятельности по формированию и развитию детской одаренности в муниципальной системе образования города Тюмени остаются:
вовлечение высокомотивированных и одаренных детей в олимпиадное движение, в том числе, в дистанционном формате;
расширение спектра направлений и форм мероприятий по выявлению и стимулированию интереса детей разных видов одарённости;
проведение мероприятий экскурсионно-познавательной направленности, организация тренингов развития интеллектуальной одарённости;
разработка и реализация модели методического сопровождения педагогов-предметников, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся в образовательном пространстве города;
выявление и внедрение в практику работы эффективных приемов и технологий работы с родительской общественностью по формированию педагогической компетентности в развитии интеллектуального потенциала одаренного ребенка;
повышение эффективности взаимодействия между общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями и предприятиями производственной сферы, бизнес-сообществом города и региона.
4) Несоответствие форм и методов воспитания потребностям и запросам учащихся, воспитанников и семьи.
Причины возникновения проблемы:
недостаточная преемственность в формировании ценностных ориентаций у учащихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности;
незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей общественной деятельности;
несформированная информационная компетентность обучающихся;
недостаточная вовлеченность семьи, как первичного агента социализации обучающегося, во взаимодействие со школой;
отсутствие профессиональных специально подготовленных специалистов в области воспитания;
недостаточное разнообразие видов социальной активности, которые интересны обучающимся.
Наличие существующих проблем препятствует созданию условий для успешной социализации учащихся и воспитанников, развитию патриотического воспитания граждан и волонтерства как важнейших факторов приобретения социального опыта. В результате отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодого поколения в последние годы появились негативные тенденции, которые проявляются, прежде всего, в снижении интереса учащихся и воспитанников к общественной, социально значимой деятельности, к принятию ответственности за выбор нравственных ценностей и профессиональных предпочтений.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что "образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения", а "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства". В этом же Законе определены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: "воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде".
Воспитательный компонент включен в ФГОС, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире. При этом общеобразовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, в том числе детско-юношескими движениями и организациями, опираясь на национальные традиции.
Проблема гражданского воспитания и становления личности человека выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская и нравственная позиции.
Гражданское воспитание предусматривает создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Это целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим воспитанием.
Патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств, выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Планирование своей профессиональной и социальной деятельности определяется наличием активной жизненной позиции и лидерских качеств несовершеннолетних, на формирование которых направлена деятельность детских общественных объединений, функционирующих на базе 51 общеобразовательной организации, в которых задействовано 14% учащихся. Всего 4048 старшеклассников (3,5%) принимают активное участие в волонтерском движении, 1359 в тимуровском движении (1%). В социально значимых акциях ("Тепло родного дома", "Весенняя неделя добра", "Синяя птица" и др.) ежегодно принимают участие около 3000 человек.
В 36 общеобразовательных учреждениях активно реализуется деятельность Российского движения школьников (далее - РДШ). Доля участников муниципальных, региональных и всероссийских мероприятий, организуемых РДШ, достигает 30% от общего количества обучающихся.
С каждым годом растет численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций. Волонтеры работают по экологическому, патриотическому, гражданско-правовому, краеведческому направлениям, оказывают помощь ветеранам, занимаются благоустройством захоронений участников ВОВ. Участвуют в движениях ВОД "Волонтеры Победы" и ВОД "Волонтеры - медики". В 2020 году в дистанционном формате осуществлялось участие в online-акциях, посвящённых 9 мая и Дню России.
На создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства) нацелен федеральный проект "Социальная активность" национального проекта "Образование".
Развитие деятельности молодежных общественных организаций, волонтерской деятельности является важным как для общества в целом, так и отдельных его секторов, а также самих участников. Для отдельного человека участие в общественной деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, что, безусловно, является важным особенно для молодых людей, а также дает возможность почувствовать себя социально значимым и социально полезным. Государству и муниципальным образованиям волонтерский труд помогает эффективнее решать задачи, стоящие перед ними и обществом. Развитие волонтерства и общественных инициатив способствует становлению гражданского общества, служит повышению роли некоммерческих и общественных организаций, положительно влияет на социальное и экономическое развитие страны в целом, помогая решить социально значимые проблемы. Положительный эффект оказывается и на систему образования, т.к. вовлечение школьников в данный вид деятельности способствует формированию у молодежи активной жизненной позиции, развивает их навыки, повышает знания, поддерживает патриотический дух.
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий для обеспечения социализации учащихся и воспитанников, позволит:
сформировать целостную систему продвижения инициативных школьников в общественной деятельности;
расширить практику социального проектирования, общественной (волонтерской, тимуровской) деятельности несовершеннолетних.
Текущее время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Расширение практики детского самоуправления, участия детей в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности посредством представительства в органах управления образовательными организациями, общественных организациях и советах позволит более эффективно решать задачи социализации подрастающего поколения, формировать моральные ценности и гражданские установки.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на достижение которой направлена реализация Программы:
Качество и доступность образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования").
N |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Ответственный (Участники) |
Цель Программы: Создание равных возможностей для получения современного качественного образования и гармоничного развития социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации. | ||||
1 |
Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и повышение качества дошкольного образования в условиях его стандартизации с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка |
Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования в условиях его стандартизации |
Обеспечение детям равных возможностей получения доступного качественного дошкольного образования |
ДО (ИМЦ, ДОО, ТГИК, ДИО, ОО) |
2 |
Создание в общеобразовательных организациях условий, обеспечивающих успешность каждого ученика, формирование мотивации к обучению и активную вовлеченность в образовательный процесс |
Недостаточное соответствие муниципальных общеобразовательных организаций и компетенций педагогических работников современным требованиям для обеспечения высокого качества образования Недостаточный уровень развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных обучающихся в муниципальной системе образования |
Обеспечение получения обучающимися высокого качества и доступности начального, основного и среднего общего образования в современных условиях обучения Развитие способностей одаренных и высокомотивированных обучающихся во всех общеобразовательных организациях |
ДО (ИМЦ, ОО, КИНФ, ТГИК, ДИО) |
3 |
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации |
Несоответствие форм и методов воспитания потребностям и запросам учащихся, воспитанников и семьи |
Обеспечение условий для формирования социально ответственных обучающихся и воспитанников |
ДО (ИМЦ, ДОО, ОО) |
Сокращения:
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
КИНФ - МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени";
ТГИК - МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство";
ИМЦ - МАУ "Информационно-методический центр" города Тюмени;
ДОО - муниципальные дошкольные образовательные организации;
ОО - муниципальные общеобразовательные организации.
4. Показатели результативности реализации муниципальной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Методика расчета |
Необходимое направление изменений (, , 0)* |
Базовые значения |
Плановые значения |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель: Создание равных возможностей для получения современного качественного образования и гармоничного развития социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций | ||||||||||||
Задача 1: Развитие инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и повышение качества дошкольного образования в условиях его стандартизации с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка | ||||||||||||
1. |
Доля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации |
% |
, где:
- количество детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации, человек (данные ДО); - количество детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, проживающих в городе и нуждающихся в предоставлении места в дошкольной образовательной организации, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет |
% |
, где:
Чпол - численность детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации в текущем году (данные ДО); Чоч - численность детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, находящихся в актуальной очереди на получение в текущем году дошкольного образования (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на конец года). |
|
74,8 |
73,4** |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача 2: Создание в общеобразовательных организациях условий, обеспечивающих успешность каждого ученика, формирование мотивации к обучению и активную вовлеченность в образовательный процесс | ||||||||||||
3. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
, где:
Ча - количество выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, человек (данные формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1); Чвып - количество выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, человек (данные формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
0 |
99 |
100*** |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
4. |
Доля учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
, где:
- количество учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет (данные ДО); - общее количество учителей муниципальных общеобразовательных организаций (данные ДО); Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
0 |
31,9 |
33 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
5. |
Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
Расчет показателя производится в соответствии с Инструкцией по подготовке доклада главы местной администрации городского округа (муниципального района) субъекта Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период, разработанной Министерством регионального развития РФ в 2014 году и рекомендованной для использования Министерством экономического развития РФ. Расчет основан на данных ДО. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
0 |
97 |
97 |
97 |
97 |
97 |
97 |
97 |
97 |
6. |
Доля участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в общей численности учащихся общеобразовательных организаций города Тюмени |
% |
, где:
Чуч - количество учащихся 5 - 11 классов, участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, человек (данные ДО); Чоб - количество учащихся 5 - 11 классов, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
|
91,2 |
92 |
92 |
92 |
93 |
93 |
94 |
94 |
7. |
Доля победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников из общеобразовательных организаций города Тюмени |
% |
, где:
- количество победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, являющихся учащимися общеобразовательных организаций города Тюмени, человек (данные ДО); - общее количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, являющихся учащимися общеобразовательных организаций города Тюмени, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (по результатам окончания учебного года) |
|
40,9 |
45,3 |
46 |
46 |
47 |
47 |
48 |
48 |
8. |
Численность обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в мероприятиях различного уровня, развивающих потенциал ребенка |
ед. |
Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (по результатам окончания учебного года) |
0 |
1325 |
1316 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Задача 3: Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций Российской Федерации | ||||||||||||
9. |
Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений (волонтерство) на базе образовательных организаций |
ед. |
Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (по результатам окончания учебного года) |
|
15837 |
18142 |
20734 |
23460 |
26275 |
29161 |
32077 |
34964 |
Условные обозначения:
<*> - увеличение значения показателя (прямой показатель); - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений.
<**> расчет показателя за 1 полугодие 2020 года, к концу 2020 планируется открытие новых детских садов.
<***> в 2019 - 2020 учебном году государственная итоговая аттестация по программам среднего общего образования проводилась в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаны результатами ГИА-11 и являются основанием для выдачи аттестатов о среднем общем образовании путем выставления по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся в 11 классе, итоговых отметок.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Доля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 100%.
2. "Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет".
Значение показателя в плановом периоде планируется достигнуть и сохранить на уровне 100% за счет строительства новых зданий и капитального ремонта имеющихся зданий дошкольных образовательных организаций.
3. "Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне не ниже 98% в связи с тем, что достижение 100% результата невозможно по различным причинам: неправильный выбор уровня сдачи ЕГЭ по математике; ослабление контроля со стороны родителей за процессом подготовки к экзаменам; пониженная мотивация у выпускников 9-х классов к обучению в 10, 11 классах; стрессовое состояние у выпускников во время нестандартной ситуации проведения экзаменов и др.
4. "Доля учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных организаций".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне не ниже 30%.
5. "Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне не ниже 97%.
6. "Доля участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в общей численности учащихся общеобразовательных организаций города Тюмени".
К концу 2026 года ожидается увеличение значения показателя до 94% благодаря проведению мероприятий, направленных на выявление детской одаренности и талантов, а также мотивации таких детей через организацию поездок в образовательные и культурные центры.
7. "Доля победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников из общеобразовательных организаций города Тюмени".
К концу 2026 года ожидается увеличение значения показателя до 48% благодаря мероприятиям по поддержке одаренных детей.
8. "Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в олимпиадах и состязаниях различного уровня".
Планируется сохранение численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, состязания и др.), на уровне не ниже 1000 человек.
9. "Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений (волонтерство) на базе образовательных организаций".
Планируется ежегодное увеличение численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений (волонтерство) на базе муниципальных образовательных организаций.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2021 - 2026 годы.
Раздел 6 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 15 ноября 2021 г. N 192-рк
6. Финансовое обеспечение Программы, источники финансирования
Всего на реализацию Программы требуется 95 175 986 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 - 15 033 408 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 5 248 972 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 9 784 436 тыс. рублей.
2022 - 15 690 731 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 5 519 936 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 10 170 795 тыс. рублей;
2023 -15 785 700 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 5 026 822 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 10 758 878 тыс. рублей.
2024 -16 222 049 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 4 877 714 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 11 344 235 тыс. рублей.
2025 - 16 222 049 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 4 877 814 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 11 344 235 тыс. рублей.
2026 - 16 222 049 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 4 877 814 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 11 344 235 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Департамент образования Администрации города Тюмени:
а) реализует самостоятельно и обеспечивает реализацию Программы Участниками;
б) готовит отчет о реализации Программы;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения плановых значений показателей результативности реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации Программы.
7.2. В реализации Программы принимают участие:
а) департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени в части приобретения объектов недвижимости, предназначенных для размещения образовательных организаций, в муниципальную собственность;
б) муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" в части проведения строительного контроля за выполнением подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства образования, а также в части организации выполнения капитального ремонта, оказания услуг по разработке проектной документации в отношении объектов образования, переданных в оперативное управление муниципальным бюджетным учреждениям;
в) муниципальное казенное учреждение "Комитет по информатизации города Тюмени" в части осуществления технической поддержки Тюменского образовательного интернет-канала;
г) муниципальное автономное учреждение "Информационно-методический центр" города Тюмени;
д) муниципальные автономные дошкольные образовательные организации, подведомственные департаменту образования Администрации города Тюмени;
е) муниципальные общеобразовательные организации, подведомственные департаменту образования Администрации города Тюмени.
7.3. К реализации Программы могут привлекаться поставщики (подрядчики, исполнители), определение которых осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетным и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.