Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Осуществление контрольной деятельности
24. К осуществлению контрольной деятельности относится:
назначение контрольного мероприятия и подготовка к его проведению;
проведение контрольного мероприятия, в том числе назначение (организацию) экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия, оформления их результатов;
оформление результатов контрольного мероприятия.
Пункт 25 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Финансового управления Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 октября 2021 г. N 89-ОД
25. В ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия должностными лицами, указанными в пункте 7 главы 2 настоящего Ведомственного стандарта, могут направляться запросы объекту контроля.
Пункт 26 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Финансового управления Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 октября 2021 г. N 89-ОД
26. Запрос объекту контроля (за исключением запроса о представлении пояснений и запроса о предоставлении доступа к информационным системам) должен содержать перечень вопросов, по которым необходимо представить документы и (или) информацию и материалы, перечень истребуемых документов и (или) информации и материалов, а также срок их представления, который должен составлять:
10 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля при проведении камеральной проверки;
не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки.
Документы, информация и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике и (или) копиях, заверенных объектами контроля в установленном порядке (за исключением случаев, если органом контроля установлена необходимость представления документов в электронном виде).
Истребуемые в электронном виде документы, информация и материалы представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) объекта контроля одним из следующих способов:
официальная электронная почта объекта контроля;
съемный носитель информации;
предоставление доступа к информационным ресурсам объекта контроля, содержащим данные по теме контрольного мероприятия и перечню основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
иной способ с применением автоматизированных информационных систем, свидетельствующий о дате представления документов.
Объект контроля гарантирует достоверность и полноту представленных по запросу должностных лиц органа контроля документов в электронном виде.
27. Запрос о представлении пояснений объектом контроля должен содержать информацию о выявленных ошибках и (или) противоречиях в представленных объектом контроля документах, признаках нарушений в совершенных объектом контроля действиях либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа контроля документах, муниципальных информационных системах и (или) полученным от муниципальных органов, или вопросы по теме контрольного мероприятия, а также срок их представления, который должен составлять не менее одного рабочего дня со дня получения запроса объектом контроля.
Пункт 28 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Финансового управления Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 октября 2021 г. N 89-ОД
28. Запрос о предоставлении доступа к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, должен содержать наименования таких систем, перечень должностных лиц органа контроля, которым необходимо предоставить доступ, и срок получения доступа, который должен составлять не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля.
Пункт 29 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Финансового управления Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 октября 2021 г. N 89-ОД
29. При непредоставлении (предоставлении не в полном объеме) или несвоевременном предоставлении объектом контроля доступа к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, непредставления информации, документов, материалов и пояснений, указанных в запросе объекту контроля, составляется соответствующий акт, срок составления которого не может превышать 3 рабочих дней после установленного срока предоставления соответствующего доступа, непредставления информации, документов, материалов и пояснений.
Пункт 30 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Финансового управления Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 октября 2021 г. N 89-ОД
30. Документы, оформляемые при назначении и проведении контрольного мероприятия, и их копии, подлежащие направлению объекту контроля, копии актов и заключений вручаются руководителю (уполномоченному представителю) объекта контроля либо направляются объекту контроля с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в следующие сроки:
копия приказа Финансового управления о назначении контрольного мероприятия - не позднее 24 часов до даты начала контрольного мероприятия;
запрос объекту контроля - не позднее дня, следующего за днем его подписания;
справка о завершении контрольных действий - не позднее последнего дня срока проведения контрольных действий (даты окончания контрольных действий);
иные документы - не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.
31. Контрольное мероприятие проводится на основании приказа начальника Финансового управления (лица, его замещающего), в котором указывается:
тема контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, реквизиты объекта контроля (в том числе основной государственный регистрационный номер (ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), проверяемый период, метод контроля;
основание проведения контрольного мероприятия;
состав проверочной (ревизионной) группы или в случае невозможности формирования проверочной (ревизионной) группы уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо;
в случае проведения экспертиз, необходимых для проведения контрольных мероприятий, сведения о привлекаемых независимых экспертах (специализированных экспертных организациях) и (или) специалистах иных муниципальных органов и (или) специалистах учреждений, подведомственных органу контроля, предмете и (или) вопросах проведения экспертизы;
дата начала проведения контрольного мероприятия;
срок проведения контрольного мероприятия;
перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
32. Внесение изменений в приказ о назначении контрольного мероприятия может осуществляться по решению начальника Финансового управления (лица, его замещающего) в форме приказа Финансового управления на основании мотивированного обращения начальника (заместителя начальника) отдела финансового контроля в отношении:
состава проверочной (ревизионной) группы или уполномоченного на проведение контрольного мероприятия должностного лица;
перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
привлекаемых специалистов, поручения на проведение экспертизы;
проверяемого периода;
срока проведения контрольного мероприятия.
33. В приказе о назначении контрольного мероприятия срок проведения контрольного мероприятия указывается в рабочих днях.
34. К контрольным действиям при проведении контрольных мероприятий относятся:
контрольные действия по документальному изучению в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля (в том числе документов, полученных в ходе встречных проверок, обследований и (или) на основании официальных запросов от иных организаций), данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля;
контрольные действия по фактическому изучению путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий.
35. По результатам проведения экспертизы специалистом составляется экспертное заключение.
Если специалист не может дать обоснованное и объективное мнение по одному или нескольким вопросам (частям вопросов) экспертизы, то указывает это в своем экспертном заключении с обоснованием соответствующих причин.
Экспертное заключение по результатам проведения экспертизы прилагается к акту, заключению, оформленным по результатам контрольного мероприятия.
36. Результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.
При проведении контрольных действий может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
37. В ходе контрольного мероприятия должностными лицами проверочной группы составляются справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам контрольного мероприятия. Справка подписывается должностным лицом проверочной группы, проводившим контрольные мероприятия.
После проведения всех контрольных действий, предусмотренных пунктом 34 настоящего Ведомственного стандарта, руководитель контрольного мероприятия подготавливает и подписывает справку о завершении контрольных действий и направляет ее объекту контроля в порядке, предусмотренном пунктом 30 настоящего Ведомственного стандарта.
Результаты проверок (ревизий) оформляются актом, результаты обследования оформляются заключением.
38. Контрольное мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
на период проведения встречных проверок и (или) обследований;
на период проведения проверок, осуществляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из местного бюджета;
при наличии нарушения объектом контроля требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений о ней, которое делает невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия, - на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а также приведения объектом контроля документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе проведения контрольного мероприятия;
на период организации и проведения экспертиз;
на период рассмотрения запроса органа контроля компетентными государственными (муниципальными) органами, а также иными юридическими и физическими лицами, обладающими информацией и документами, необходимыми для проведения контрольного мероприятия;
на период непредставления (неполного представления) объектом контроля документов и информации или воспрепятствования объектом контроля проведению контрольного мероприятия;
на период осуществления объектом контроля действий по приемке товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями муниципальных контрактов, договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения муниципальных контрактов;
при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия по причинам, независящим от должностных лиц органа контроля, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Общий срок приостановлений контрольного мероприятия не может составлять более 2 лет.
39. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается начальником Финансового управления (лицом, его замещающим) в форме приказа Финансового управления на основании мотивированного обращения начальника (заместителя начальника) отдела финансового контроля.
На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
40. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия принимается начальником Финансового управления (лицом, его замещающим) в форме приказа Финансового управления после получения органом контроля сведений об устранении причин приостановления контрольного мероприятия.
41. Контрольное мероприятие подлежит прекращению в случае установления после его назначения факта:
ликвидации (упразднения) объекта контроля;
неосуществления объектом контроля в проверяемом периоде деятельности в соответствии с темой контрольного мероприятия;
невозможности проведения контрольного мероприятия по истечении предельного периода приостановления контрольного мероприятия.
42. Решение о прекращении контрольного мероприятия принимается начальником Финансового управления (лицом, его замещающим) в форме приказа Финансового управления на основании мотивированного обращения начальника (заместителя начальника) отдела финансового контроля.
43. Копии приказов о приостановлении, возобновлении и прекращении контрольного мероприятия направляются объекту контроля в порядке, предусмотренном пунктом 30 настоящего Ведомственного стандарта.
Копия приказа о прекращении контрольного мероприятия, принятого на основании, предусмотренном абзацем вторым пункта 41 настоящего Ведомственного стандарта, объекту контроля не направляется.
Проведение камеральной проверки
44. Камеральная проверка проводится по месту нахождения Финансового управления путем осуществления контрольных действий, указанных в пункте 34 настоящего Ведомственного стандарта.
45. Срок проведения камеральной проверки составляет не более 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля в полном объеме информации, документов и материалов, представленных по запросу органа контроля.
46. Начальник Финансового управления (лицо, его замещающее) может продлить срок проведения камеральной проверки в порядке, установленном для выездных проверок (ревизий).
Общий срок проведения камеральной проверки с учетом всех продлений срока ее проведения не может составлять более 50 рабочих дней.
47. Начальник Финансового управления (лицо, его замещающее) на основании мотивированного обращения начальника (заместителя начальника) отдела финансового контроля в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) может назначить:
проведение обследования;
проведение встречной проверки.
Проведение выездной проверки (ревизии)
48. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля путем проведения контрольных действий, указанных в пункте 34 настоящего Ведомственного стандарта.
Для доступа на территорию или в помещение объекта контроля члены проверочной (ревизионной) группы (уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо) обязаны предъявлять служебные удостоверения и копию приказа о назначении контрольного мероприятия.
49. Срок проведения выездной проверки (ревизии) должен составлять не более 40 рабочих дней.
50. Срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля продляется начальником Финансового управления (лицом, его замещающим) на основании мотивированного обращения начальника (заместителя начальника) отдела финансового контроля на срок не более 20 рабочих дней.
51. Общий срок проведения выездной проверки (ревизии) с учетом всех продлений срока ее проведения не может составлять более 60 рабочих дней.
52. Основаниями продления срока проведения выездной проверки (ревизии) являются:
получение в ходе проведения выездной проверки (ревизии), в том числе от правоохранительных органов либо из иных источников информации, сведений, свидетельствующих о наличии у объекта контроля нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов, отнесенных к полномочиям органа контроля, и требующих дополнительного изучения;
наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение выездной проверки (ревизии) по причинам, независящим от должностных лиц органа контроля, в том числе обстоятельств непреодолимой силы на территории проведения выездной проверки (ревизии);
значительный объем проверяемых и анализируемых документов, которые не представлялось возможным установить при подготовке к проведению контрольного мероприятия.
53. Начальник Финансового управления (лицо, его замещающее) на основании мотивированного обращения начальника (заместителя начальника) отдела финансового контроля в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения контрольных действий может назначить:
проведение обследования;
проведение встречной проверки.
Проведение обследования
Пункт 54 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Финансового управления Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 октября 2021 г. N 89-ОД
54. Обследование проводится в порядке, предусмотренном пунктами 38-43, 48, 50, 52 и 53 настоящего Ведомственного стандарта.
Срок проведения обследований, назначенных в рамках камеральных проверок или выездных проверок (ревизий) в соответствии с пунктами 47 и 53 настоящего Ведомственного стандарта, не может превышать 20 рабочих дней, иных обследований - 40 рабочих дней.
Пункт 55 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Финансового управления Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 октября 2021 г. N 89-ОД
55. В ходе обследования проводятся исследования, осмотры, инвентаризации, наблюдения, испытания, измерения, контрольные обмеры и другие действия по контролю для определения состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
56. Заключение, оформленное по результатам обследования, назначенного в соответствии с пунктами 47 и 53 настоящего Ведомственного стандарта, прилагается к акту камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которых проведено обследование.
Проведение встречной проверки
57. В рамках камеральных проверок или выездных проверок (ревизий) могут проводиться встречные проверки. При проведении встречной проверки в отношении юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя (далее - объект встречной проверки) проводятся контрольные действия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
Пункт 58 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Финансового управления Администрации города Нижний Тагил Свердловской области от 6 октября 2021 г. N 89-ОД
58. Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктами 38-43, 48, 50, 52 и 53 настоящего Ведомственного стандарта. Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Срок продления встречных проверок не может превышать 15 рабочих дней.
Объект встречной проверки представляет своевременно и в полном объеме должностным лицам органа контроля по их запросам информацию, документы, материалы и пояснения в устной и письменной формах, необходимые для проведения встречной проверки, предоставляет им допуск в помещения и на территории, которые занимает объект встречной проверки, а также доступ к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект встречной проверки.
Результаты встречной проверки оформляются актом, который прилагается к материалам камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которых проведена встречная проверка.
59. Оформление результатов проверок (ревизий), встречных проверок, обследований, назначенных в соответствии с пунктами 47 и 53 настоящего Ведомственного стандарта, осуществляется в срок не более 15 рабочих дней со дня окончания контрольных действий, оформление результатов иных обследований осуществляется не позднее последнего дня срока проведения обследований.
60. Оформление результатов контрольного мероприятия предусматривает:
изложение в акте, заключении результатов контрольного мероприятия;
подписание акта, заключения руководителем контрольного мероприятия.
61. При изложении в акте, заключении результатов контрольного мероприятия должны быть обеспечены:
объективность, обоснованность, системность, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания);
четкость формулировок описания содержания выявленных нарушений;
логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала в рамках каждого проверяемого вопроса;
изложение фактических данных только на основе документов (информации, сведений), изученных членами проверочной (ревизионной) группы или уполномоченным на проведение контрольного мероприятия должностным лицом, при наличии исчерпывающих ссылок на них, а также фактических данных на основании контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля в рамках полномочий органа контроля.
62. Текст акта, заключения не должен содержать:
информацию, не имеющую отношения к теме контрольного мероприятия и (или) не соответствующую проверяемому (обследуемому) периоду (в случае, если такая информация не является необходимой для понимания сути нарушений, выявленных в пределах компетенции органа контроля);
выводов, сведений и информации, не подтвержденных доказательствами, заверенными копиями документов, фото-, видеозаписями и иными средствами фиксации;
морально-этическую оценку действий должностных лиц и сотрудников объекта контроля.
63. При составлении акта, заключения также должны соблюдаться следующие требования:
результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с вопросами, указанными в приказе Финансового управления о назначении контрольного мероприятия, в объеме, необходимом для формирования выводов по результатам проведения контрольного мероприятия;
в описании каждого нарушения должны быть указаны положения законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов, являющихся основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в которых нарушение допущено, в чем выразилось нарушение, сумма нарушения (при наличии);
при выявлении однородных нарушений может быть дана их обобщенная характеристика (детальная информация обо всех выявленных нарушениях может формироваться с использованием приложений к акту, заключению);
в тексте акта, заключения специальные термины и сокращения должны быть объяснены;
при необходимости изложения большого объема информации в тексте акта, заключения или приложениях могут использоваться наглядные средства (фотографии, рисунки, таблицы, графики и др.).
Суммы выявленных нарушений указываются по каждому нарушению раздельно по годам, в которых допущены нарушения, видам средств (в том числе бюджетные средства, средства, предоставленные из бюджета), кодам бюджетной классификации, видам объектов муниципальной собственности и формам их использования.
Суммы выявленных нарушений указываются в валюте Российской Федерации (в рублях и копейках). Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте, а также в валюте Российской Федерации (в сумме в рублях и копейках), определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующих операций.
64. Акт, заключение могут дополняться приложениями. Приложениями к акту, заключению являются:
акт встречной проверки (в случае ее проведения в рамках камеральной проверки, выездной проверки (ревизии);
заключение по результатам назначенного в соответствии с пунктами 47 и 53 настоящего Ведомственного стандарта обследования (в случае проведения такого обследования в рамках камеральной проверки, выездной проверки (ревизии);
ведомости, сводные ведомости (при их наличии);
экспертные заключения;
иные документы, подтверждающие результаты контрольного мероприятия.
65. Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения подтверждаются соответствующими документами или их копиями, фото-, видео-, аудиозаписями и иными материалами.
В случае если выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения подтверждаются копиями соответствующих документов объекта контроля, то такие копии заверяются надписью "Копия верна" и подписью руководителя объекта контроля (иного уполномоченного лица). Копии электронных документов (за исключением документов, размещенных в государственных информационных системах) заверяются электронной подписью, распечатываются на бумажном носителе и заверяются надписью "Копия верна" и подписью руководителя объекта контроля (иного уполномоченного лица) с указанием места хранения оригинала.
В случае если копии электронных документов представлены объектом контроля на цифровых носителях, обеспечивающих сохранность и неизменность содержащейся на них информации, дополнительное заверение таких документов не требуется.
66. Копия акта, заключения вручается руководителю объекта контроля, его уполномоченному представителю или направляется объекту контроля в порядке, предусмотренном пунктом 30 настоящего Ведомственного стандарта.
67. Не допускается внесение в акт, заключение каких-либо изменений на основании замечаний (возражений, пояснений) руководителя и (или) иных уполномоченных должностных лиц объекта контроля и дополнительно представляемых ими по окончании контрольного мероприятия информации и документов. Замечания (возражения, пояснения) руководителя и (или) иных уполномоченных должностных лиц объекта контроля рассматриваются органом контроля в порядке, предусмотренном пунктом 68 настоящего Ведомственного стандарта.
68. Объекты контроля вправе представить письменные замечания (возражения, пояснения) на акт (за исключением акта, составленного по результатам встречной проверки), заключение (за исключением составленного по результатам обследования, назначенного в соответствии с пунктами 47 и 53 настоящего Ведомственного стандарта) в течение 15 рабочих дней со дня получения копии акта, копии заключения, которые подлежат рассмотрению начальником Финансового управления (лицом, его замещающим).
69. В случае выявления факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт, начальник Финансового управления (лицо, его замещающее) предоставляет Главе города информацию для направления в правоохранительные органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.