Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение V
Просвещение и информирование населения в ходе реализации программы реинтродукции
Следует неукоснительно иметь в виду, что воспитательная работа с населением в подобных проектах - вовсе не обслуживающая составляющая. Напротив, практика показывает, что успех восстановления популяции в первую очередь, а порой и целиком зависит от позиции местных жителей. Например, определение сроков выпуска первых животных в дикую природу определяются не только готовностью самих животных, но и готовностью местных жителей к встрече с ними. Точно так же район выпуска, оптимальный с биологической точки зрения, может оказаться неоптимальным с точки зрения социального фона. Поэтому информационно-просветительское обеспечение программы реинтродукции должно:
1. Быть тщательно спланированным и четко скоординированным.
2. Вестись строго поэтапно, с анализом результативности каждого этапа и корректировкой следующего.
3. Строго опережать график самой программы реинтродукции, успевая подготовить людей к очередному этапу, а не "догонять" биологов, наверстывая упущенное в знаниях людей.
4. Опираться на современные средства аудиовизуального воздействия.
Мы выделяем три основных этапа последовательной работы с местным населением.
Этап первый
Широкое и всестороннее информирование населения о планируемой программе, четкое изложение причин, целей, последовательности действий и т.д. Только после достижения всеобщей информированности можно проводить опрос общественного мнения, выясняя, какие у людей есть опасения, ожидания по поводу реинтродукции.
Важно, чтобы этот этап был завершен до начала строительства инфраструктуры программы.
Этап второй
На основании изучения общественного мнения разрабатывается агитационно-пропагандистская кампания в поддержку населением программы реинтродукции. Основной целью кампании будет минимизация в сознании людей негативных опасений и ожиданий и пропаганда позитивных сторон ситуации. В разработке и проведении кампании будут использованы как уже опробованные успешные наработки кампаний по сохранению леопарда на юго-западе Приморья, так и новые методы.
Важно, чтобы кампания достигла своего успеха до выпуска первых животных в дикую природу.
Этап третий
На основании изучения изменения общественного мнения путем повторного опроса вносятся коррективы в определение конкретных участков выпуска. Дальнейшее информирование о судьбах персонифицированных леопардов осуществляется по методике, успешно отработанной в рамках кампании "Уберечь каждого из оставшихся", проводимой на юго-западе Приморья.
Одновременно мы переходим от кампании к планомерному созданию СИСТЕМЫ участия местного населения в мероприятиях по охране леопарда. Система включает в себя:
1. Разработку и методическое обеспечение образовательных программ в детских садах и школах.
2. Создание действующей системы обратной связи между программой реинтродукции и основными природопользователями (охотхозяйства, фермерские хозяйства), глубокая проработка вопросов необходимости компенсации за ущерб.
3. Организации "шефства" над конкретными леопардами в школах, лесничествах, охотхозяйствах, муниципальных администрациях.
4. Широкое освещение хода программы реинтродукции в СМИ всех уровней через призму увеличения туристической привлекательности района.
Таблица V.1
Мероприятия, результаты, сроки и исполнители образовательных программ в рамках программы реинтродукции дальневосточного леопарда
Мероприятия |
Промежуточные действия |
Долговременный результат |
Сроки |
Исполнители |
1. Информационная кампания для населения района о программе реинтродукции |
1. Планирование кампании, разработка и издание единого аудиовизуального информационного пакета. 2. Распространение информации через СМИ, экоцентр Лазовского заповедника, визит-центр WWF, модельные охотхозяйства |
Граждане обладают информацией, достаточной для формирования собственного отношения к происходящему и готовы выражать свое мнение |
До начала строительства Центра |
Центр охраны дикой природы "Зов тайги" WWF России Фонд "Феникс" Лазовский заповедник ОО Пресс-клуб "Последняя среда" |
2. Изучение общественного мнения по результатам информирования |
1. Разработка системы соцопроса 2. Проведение соцопроса 3. Анализ результатов |
Разработана и утверждена "Агитационно-пропагандистская кампания в поддержку населением программы реинтродукции" |
К окончанию строительства Центра |
WWF России Фонд "Феникс" Лазовский заповедник Центр охраны дикой природы "Зов тайги" |
3. Агитационно-пропагандистская кампания в поддержку населением программы реинтродукции |
1. Разработка и издание единого аудиовизуального информационного пакета кампании. 2. Укрепление материально-технической базы экоцентра Лазовского заповедника 3. Распространение информации через СМИ, экоцентры Лазовского заповедника и Национального парка "Зов тигра", визит-центр WWF в Чугуевке, модельные охотхозяйства, передвижные лектории, конкурсы и т.д. |
Есть весомые гарантии минимального риска гибели первых выпущенных животных от рук человека |
К появлению в Центре первых животных |
Центр охраны дикой природы "Зов тайги" WWF России Фонд "Феникс" Лазовский заповедник Национальный парк "Зов тигра" ОО Пресс-клуб "Последняя среда" Охотхозяйства "Медведь и "Южная Долина" |
4. Изучение изменения общественного мнения по результатам кампании |
1. Уточнение разработанной системы соцопроса 2. Проведение соцопроса 3. Анализ результатов и подготовка рекомендаций по оптимальным местам выпуска |
1. Участки для первых выпусков, выбранные специалистами-биологами, скорректированы по социальной составляющей 2. Решен вопрос о необходимости компенсаций за домашний скот 3. Разработана и утверждена "Программа создания системы участия населения в мероприятиях по охране леопарда" |
К моменту готовности первых выпусков |
WWF России Фонд "Феникс" Лазовский заповедник Центр охраны дикой природы "Зов тайги" |
5. Создание системы участия местного населения в мероприятиях по охране леопарда |
1. Разработка, методическое обеспечение и проведение образовательных программ по леопарду в детских садах и школах 2. Разработка и обеспечение системы персонифицированной информации о каждом выпущенном леопарде 3. Подготовка и распространение в СМИ материалов об увеличении туристической привлекательности района реинтродукции |
Присутствие леопарда становится не только привычным для населения, но и перерастает в предмет обоснованной гордости |
К последующим выпускам |
Центр охраны дикой природы "Зов тайги" WWF России Фонд "Феникс" Лазовский заповедник Национальный парк "Зов тигра" ОО Пресс-клуб "Последняя среда" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.