Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования и
науки Челябинской области
от 11 декабря 2020 г. N 03/2546
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2021 год
I. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2021 год разработана в соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", с учетом Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 N 1, в целях предупреждения нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - подконтрольные субъекты), обязательных требований, устранения причин, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2020 год, утвержденная приказом Министерства образования и науки Челябинской области (далее - Министерство) от 13.12.2019 N 01/4544, была реализована с учетом корректировки в полном объеме и в ходе ее реализации отрабатывались механизмы взаимодействия с подконтрольными субъектами по предупреждению нарушений законодательства в сфере образования.
II. Цели и задачи Программы
Цели программы
1. Предупреждение нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Челябинской области.
2. Создание системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований.
3. Снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Задачи программы
1. Определение способов устранения или снижения рисков возникновения нарушения обязательных требований.
2. Оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов), установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов).
3. Выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
4. Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов.
5. Совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения профилактической деятельности
6. Снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления Министерством контрольно-надзорных мероприятий в сфере образования.
III. Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Министерством образования и науки Челябинской области. Виды подконтрольных субъектов
В Министерстве образования и науки Челябинской области исполнение полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством, возложено на Управление по надзору и контролю в сфере образования (далее - Управление).
Управление в рамках полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Челябинской области, (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
2) федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
3) лицензионный контроль за образовательной деятельностью (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В целях предупреждения нарушений в сфере образования Управление проводит профилактические мероприятия в отношении подконтрольных субъектов, расположенных на территории Челябинской области:
1. образовательные организации:
дошкольные образовательные организации;
общеобразовательные организации;
профессиональные образовательные организации;
организации дополнительного образования;
организации дополнительного профессионального образования.
2. образовательные организации, осуществляющие обучение:
организации для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
организации, осуществляющие социальное обслуживание;
иные юридические лица;
3. органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
4. индивидуальные предприниматели.
IV. Обзор текущего состояния подконтрольной сферы
Общее количество подконтрольных объектов составляет 3518, из них:
- дошкольные образовательные организации - 1268 (1222 организаций и 46 филиалов),
- общеобразовательные организации - 969 (828 организаций и 141 филиал),
- профессиональные образовательные организации - 119 (77 организаций и 42 филиала),
- организации дополнительного образования - 482 (336 организаций и 146 филиалов),
- организации дополнительного профессионального образования - 293 (266 организаций и 27 филиалов),
- организации, осуществляющие обучение - 307 (297 организаций и 10 филиалов),
- индивидуальные предприниматели - 80.
Кроме того, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования - 43.
Основным направлением деятельности Управления является осуществление контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - План проверок).
На 2020 год в План проведения плановых поверок были включены 550 организаций, что составляет 18 процентов от общего количества подконтрольных субъектов. Запланировано 269 выездных проверок (49 процентов) и 281 документарная проверка (51 процент).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 23 марта 2020 года N 01/867 из Плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были исключены плановые проверки в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение которых было запланировано с 23 марта по декабрь 2020 года.
Отменено 427 проверок, что составило 78 процентов от плановых контрольно-надзорных мероприятий, по следующим причинам:
- 67 проверок (15 на март, 52 на апрель) отменено в связи с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации М. Мишустина от 18.03.2020 N ММ-П36-1945;
- 360 в связи с Исполнением Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438.
Таким образом, с января по март 2020 года были проведены 123 плановые проверки.
Из них: 56 - выездные; 67 - документарные.
Доля выездных и документарных проверок от общего количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий составила 45,5 процентов и 54,5 процента соответственно.
С целью повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в 2020 году были запланированы комплексные проверки (99,8% от общего числа проверок):
- для общеобразовательных организаций проверки проведены с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля, федерального государственного контроля качества образования - 34;
- для других образовательных организаций с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля - 89.
За 2020 год проведено 143 внеплановых проверки. Из них: 142 проверки проведены с целью оценки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере образования, 1 проверка по согласованию с Прокуратурой Челябинской области.
В целях пресечения нарушений законодательства в сфере образования и устранения их последствий в отчетном периоде объектам контроля по итогам проверок с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля выдано 120 предписаний (118 по результатам плановых проверок и 2 - по результатам внеплановых проверок.
Обобщение результатов контрольно-надзорных мероприятий в отношении образовательных учреждений с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования позволило определить типичные нарушения обязательных требований:
- к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения;
- к созданию условий для охраны здоровья обучающихся образовательной организацией при реализации образовательных программ;
- к содержанию уставов образовательных организаций (на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации об образовании);
- к порядку приема в образовательную организацию, установленному законодательством Российской Федерации в сфере образования;
- к порядку оказания платных образовательных услуг;
- к обеспечению открытости и доступности информации об образовательном учреждении на официальном сайте в сети "Интернет".
Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, составило - 96 (78 процентов). Из них: 95 - плановые проверки, 1 - внеплановая.
Количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по результатам проверок, составило - 139.
Наиболее распространенными и характерными являются нарушения требований, предусмотренных пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, в том числе:
- отсутствие образовательной организации образовательных программ, соответствующих требованиям законодательства - 59 (43,4 процента) от выявленных нарушений;
- отсутствие у образовательной организации необходимого материально-технического обеспечения образовательной деятельности - 27 (19,9 процента) от выявленных нарушений;
- отсутствие у образовательной организации санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности - 11 (8,1 процента) от выявленных нарушений.
По фактам выявленных правонарушений составлено 11 протоколов об административных правонарушениях (10 - по плановым проверкам, 1 - по внеплановым). Из них: 10 в отношении должностных лиц, 1 - в отношении юридического лица.
По фактам выявленных грубых нарушений лицензионных требований составлено 7 протоколов об административных правонарушениях.
Назначено 7 административных наказаний в отношении должностных лиц, совершивших административные правонарушения. Доля лиц, привлеченных к административной ответственности, составила 64 процента от общего количества возбужденных дел об административной ответственности. Административное наказание в виде предупреждения вынесено в отношении 4 должностных лиц. Административное наказание в виде штрафа назначено в отношении 3 должностных лиц.
Общая сумма административных штрафов, наложенных в 2020 году, составила 132 000 рублей (в том числе по результатам проверок - 70 000 рублей), взыскано с учетом штрафов, наложенных в 2019 году, но уплаченных в 2020 году - 186057,04 рубля.
В течение января-марта 2020 года проведены 34 плановые выездные проверки по федеральному государственному контролю качества образования, из них 33 проверки в отношении общеобразовательных организаций и 1 проверка в отношении профессиональной образовательной организации. Для проведения 29 проверок (85,29%) привлекались аттестованные эксперты по контролю, в ходе 20 проверок (58,80%) проводились контрольные/ оценочные процедуры.
Нарушения в части соответствия и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам выявлены в 3 общеобразовательных, в связи с чем было приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности следующим образовательным организациям.
При проведении проверок с целью федерального государственного контроля качества образования, в образовательных организациях выявляются типичные нарушения в следующих вопросах:
1. отсутствие в образовательных программах обязательных подразделов Организационного раздела основной образовательной программы "Календарный учебный график", "Оценочные материалы", "Методические материалы";
- отсутствие в образовательных программах рабочих программ по всем учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности, заявленных в учебном плане и плане внеурочной деятельности, несоответствие структуры рабочих программ установленным федеральными государственными образовательными стандартами требованиям;
- несоответствие в учебном плане наименования предметных областей наименованиям, утвержденным федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования;
- отсутствие в учебном плане обязательной предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России", обязательного учебного предмета "Астрономия";
2. составление учебного плана, плана внеурочной деятельности, календарного учебного графика не на полный срок реализации образовательной программы;
3. включение в план внеурочной деятельности не всех пяти обязательных направлений развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное направление развития личности);
4. отсутствие в разделе "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы" описания итоговой оценки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, описание организации и содержания промежуточной аттестации в рамках внеурочной деятельности и оценки проектной деятельности при освоении начального общего образования или основного общего образования;
5. отсутствие в разделе "Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования" рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленных на расширение кругозора, развитие общей культуры;
6. отсутствие в разделе "Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни" информации о модели организации работы, видах деятельности и формах занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе;
7. отсутствие в разделе "Программа коррекционной работы" содержания описания механизма взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и других организаций;
8. не реализация рабочих программ учебных предметов "Информатика", "Иностранный язык" в связи с отсутствием учителей по данным предметам.
С целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в соответствии с Планом проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления на 2020 год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 23 сентября 2019 года N 01/3368 и согласованным с прокуратурой Челябинской области, в 2020 году запланировано 9 выездных проверок в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. В связи с угрозой распространения в регионе коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Челябинской области запланированная проверка в отношении Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа была отменена по согласованию с Прокуратурой Челябинской области.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении 8 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, выдано 8 предписаний.
Итоги надзорных мероприятий в отношении муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, свидетельствуют о следующих типичных нарушениях законодательства Российской Федерации:
- осуществление не в полной мере организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- отсутствие документов по определению компетенции организатора муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников;
- ограничение прав обучающихся на участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях и других массовых мероприятиях;
- ненадлежащее исполнение функции назначения компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому;
- отсутствие организации проведения аттестации кандидатов на должность руководителей муниципальных образовательных организаций, а также назначение на должность руководителя образовательной организации лица, не имеющего высшего образования;
- нарушение порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации областной государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
- превышение полномочий муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.
V. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В целях предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования Министерством была разработана и реализована Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2020 год (утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.12.2019 N 01/4544 "Об утверждении Программы профилактики обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2020 год").
В ходе реализации Программы профилактики обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2020 год были определены способы устранения или снижения рисков возникновения нарушения обязательных требований посредством комплекса профилактических мероприятий.
Профилактическая работа Управлением осуществлялась в трех направлениях:
1. Размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации об образовании, соблюдение которых оценивается при проведении проверок.
2. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований.
3. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
В течение 2020 года были проведены следующие мероприятия:
утверждены перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Управлением по надзору и контролю в сфере образования мероприятий по государственному контролю и надзору, приказ Министерства от 12.10.2020 N 01/2136;
актуализированы перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации об образовании соблюдение которых оценивается при проведении проверок:
организаций, осуществляющих образовательную деятельность с целью:
- федерального государственного надзора в сфере образования;
- федерального государственного контроля качества образования;
- лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
- органов местного самоуправления;
разработаны руководства по соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - руководства):
- руководство по соблюдению обязательных требований в рамках федерального государственного контроля качества образования;
- руководство по соблюдению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, в части лицензионного контроля образовательной деятельности;
- руководство по соблюдению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, в части федерального государственного надзора в сфере образования.
- в целях информационного и методического обеспечения профилактики нарушений законодательства в сфере образования Управлением в течение 2020 года были проведены 7 совещаний, по вопросам отнесенным к компетенции Управления для различных категорий участников;
- осуществлялось информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок";
- в целях информационной открытости в деятельности Управления по профилактике нарушений обязательных требований на сайте Министерства в течение 2020 года размещены:
перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок;
- результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- методические рекомендации, материалы совещаний, информация о проведенных совещаниях, семинарах, онлайн-консультациях и других мероприятиях Управления;
- в случае выявления нарушений установленных требований в сфере образования Министерством образования и науки Челябинской области направлялись сведения в адрес учредителя образовательной организации, руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, Прокуратуры Челябинской области;
- для изучения удовлетворенности подконтрольных субъектов мероприятиями, проводимыми Управлением, начата работа по установления обратной связи в виде отметок "мне нравится"/"мне не нравится" под видеороликами проведенных Управлением по надзору и контролю в сфере образования совещаний и консультаций и размещенных в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в YouTube.
Проведено консультаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления:
по лицензионному контролю за образовательной деятельностью - 130;
по федеральному государственному контрою качества образования - 246;
по федеральному государственному надзору в сфере образования - 125.
Подготовлен и размещен на сайте Министерства обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования и науки Челябинской области за 2019 год, приказ Министерства N 01/1167 от 28.04.2020.
Проведены Публичные обсуждения правоприменительной практики:
"Публичные обсуждения правоприменительной практики за I полугодие 2020 года (в режиме онлайн), в которых приняли участие 385 человек, 12.08.2020; "Публичные обсуждения правоприменительной практики за II полугодие 2020 года (в режиме онлайн), 23.12.2020.
Результаты анкетирования участников публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования и науки Челябинской области за 1 полугодие 2020 года показали, что участники слушаний оценили эффективность профилактического мероприятия на 4,88 балла из 5 возможных. Всего в анкетировании приняли участие 212 человек, из них 210 положительно оценили практику проведения таких мероприятий.
В целях профилактики нарушений обязательных требований в 2020 году специалистами Управления выдано 114 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования. Из них:
- 72 - о несоблюдении обязательных требований, установленных пунктом 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729 (модуль "Школа", модуль "СПО");
- 42 - по соблюдению иных требований, поступивших в рамках работы с обращениями граждан, из СМИ.
Все разрабатываемые документы и необходимая информация размещались на официальном сайте Министерства в разделе Управления https://minobr74.ru/supervision
VI. Мониторинг и оценка эффективности профилактических мероприятий
Мониторинг и оценка эффективности профилактических мероприятий проводится посредством:
самооценки уровня развития профилактических мероприятий;
оценки достижения показателей эффективности профилактических мероприятий (отношение количества проведенных мероприятий к количеству запланированных мероприятий; выполнено/не выполнено; проведено/не проведено).
Изучение уровня эффективности профилактических мероприятий осуществляется посредством проведения социологических опросов подконтрольных субъектов по следующим вопросам:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении контрольно-надзорных мероприятий (уровень информированности оценивается по шкале: низкий, средний, высокий);
понятность, ясность обязательных требований (уровень понятности оценивается по шкале: низкий, средний, высокий);
уровень доверия подконтрольных субъектов к Министерству (уровень доверия оценивается по шкале: низкий, средний, высокий).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.