Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика сферы реализации Программы
1. Костромская область входит в группу регионов Центрального федерального округа, которые имеют однотипные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие естественной и миграционной убыли, старение населения, значительные диспропорции в численности сельского и городского населения, отток трудоспособного населения в другие регионы.
2. Костромская область - самая малочисленная и малонаселенная территория Центрального федерального округа. За 5 лет численность населения Костромской области уменьшилась на 18,1 тыс. чел. и на 1 января 2020 года составила 633,4 тыс. чел. при плотности 10,5 чел./км2.
В Костромской области отмечается сложная демографическая ситуация: ежегодно смертность превышает рождаемость. В 2019 году в Костромской области родилось 5,8 тыс. чел., число умерших составило 9,4 тыс. чел. Естественная убыль населения в среднем по году составляет около 3,6 тыс. чел. Тенденция снижения численности постоянного населения Костромской области из-за естественной его убыли сохраняется.
Основная масса населения региона проживает в городах и районных центрах, более трети населения Костромской области - в областном центре, где экономическая жизнь протекает более активно. Доля городского населения в общей численности населения составляет 72,7%, сельского населения - 27,3%. При этом сельское население сокращается более быстрыми темпами, чем городское, а численность жителей областного центра ежегодно увеличивается.
Соотношение между полами в последние два года не изменилось. На 1 января 2020 года в Костромской области проживало 291,4 тыс. мужчин (46%) и 342,0 тыс. женщин (54%).
3. Одной из проблем демографического развития Костромской области является процесс старения населения. На начало 2020 года людей старше трудоспособного возраста в регионе было в 1,5 раза больше, чем детей и подростков до 16 лет. Почти каждый четвертый житель - пенсионер.
4. Источником восполнения потерь численности населения служит миграция. При этом миграционные процессы не влияют на стабилизацию численности населения Костромской области. Миграционная убыль населения наблюдается в регионе с 2003 года.
С территории Костромской области происходит отток населения трудоспособного возраста в близлежащие субъекты Российской Федерации. В миграционном обмене с регионами России население области за 2019 год уменьшилось на 1,4 тыс. чел. Наибольший миграционный прирост сложился с Узбекистаном, Таджикистаном, Арменией, Казахстаном.
Миграционная ситуация в регионе такова, что в настоящее время приток иммигрантов из-за рубежа можно рассматривать как положительный момент, а наличие в регионе временных трудовых мигрантов позволяет восполнить недостаток региональных трудовых ресурсов.
Численность привлекаемой в регион иностранной рабочей силы уменьшилась с 5 759 человек в 2014 году до 3 773 человек в 2019 году, что привело к уменьшению доли иностранных работников в численности занятых в экономике региона с 1,8% до 1,2%. Количество иностранных работников, привлекаемых на основании патентов, ежегодно составляет не более 3 500 человек. Поэтому иностранные работники не оказывают существенного влияния на региональный рынок труда.
5. Обстановка, сложившаяся на рынке труда Костромской области, в 2019 году характеризовалась как стабильная.
Численность рабочей силы Костромской области в 2019 году уменьшилась на 2,7% к уровню предыдущего года и составила 309,2 тыс. чел. Уровень занятости населения Костромской области в 2019 году по сравнению с 2018 годом по данным Росстата уменьшился на 1,1%. Уровень общей безработицы в 2019 году по сравнению с 2018 годом, рассчитанный по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), уменьшился на 0,4% и составил 4,1%.
В связи с вступлением в силу в 2019 году федерального законодательства, предусматривающего повышение размера пособия по безработице, а также изменение пенсионного возраста, на начало 2020 года уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,14% и составил 0,72%, при этом коэффициент напряженности за указанный период уменьшился на 0,1 и составил 0,4 чел. на вакансию.
6. Потребность в работниках, заявленная в областные государственные казенные учреждения центры занятости населения Костромской области, подведомственные уполномоченному органу (далее - центры занятости населения), составила 25,1 тыс. чел. для замещения вакантных рабочих мест. Работодатели испытывают острую потребность в квалифицированных работниках. Рост спроса на труд в 2019 году отмечен в следующих отраслях: обрабатывающая промышленность, административная деятельность, финансовая и страховая деятельность, транспорт, образование.
Наиболее востребованными профессиями на рынке труда Костромской области являются: швея, водитель автомобиля, тракторист, каменщик, электрогазосварщик, ювелир-монтировщик, рамщик, плотник, токарь, штукатур, слесарь-ремонтник, оператор машинного доения, животновод, врач, инженер, педагогический работник дошкольных образовательных организаций, медицинская сестра, бухгалтер, педагогический работник, ветеринарный врач, зоотехник.
7. Причины дефицита квалифицированных кадров в регионе: снижение численности населения Костромской области, в том числе в трудоспособном возрасте; увеличение численности населения старших возрастов; непопулярность среди молодежи ряда специальностей, в том числе из-за низкой оплаты труда и условий труда; отток населения Костромской области, особенно молодого возраста, на работу в близлежащие более крупные и успешные регионы.
8. Костромская область обладает достаточным потенциалом для того, чтобы в минимальные сроки обучить работников по широкому кругу специальностей.
На территории региона осуществляют свою деятельность 3 государственные образовательные организации высшего образования, 27 профессиональных образовательных организаций, также 1 филиал образовательной организации высшего образования и 3 филиала профессиональных образовательных организаций.
9. Демографическая и миграционная ситуации отрицательно влияют на образовательный процесс. За последние 5 лет количество выпускников 9 - 11 классов сократилось на 3 тыс. чел., или на 28%, что приводит к сокращению численности обучающихся в образовательных организациях Костромской области.
10. Костромской области необходимы квалифицированные специалисты для реализации крупных инвестиционных проектов (дополнительная потребность в кадрах - более 3,0 тыс. чел.):
ОАО "Газпромтрубинвест" - организация производства труб среднего диаметра для нефтяной и газовой отрасли. Объем инвестиций - 10 млрд. руб. Количество создаваемых рабочих мест - 560 (г. Волгореченск);
АО "Костромской завод автокомпонентов" - организация производства деталей цилиндро-поршневой группы. Объем инвестиций - 310 млн. руб. Количество создаваемых рабочих мест - 632 (г. Кострома);
ООО "ПК "Полесье" - строительство домостроительного комбината. Объем инвестиций - 650 млн. руб. Количество создаваемых рабочих мест - 160 (г. Нея и Нейский район);
ООО "Сыроварня "Волжанка" - строительство завода по производству итальянских сыров. Объем инвестиций - 105 млн. руб. Количество создаваемых рабочих мест - 62 (г. Волгореченск) и другие.
11. Анализ социально-экономического развития близлежащих регионов свидетельствует о невозможности привлечения рабочей силы из этих субъектов в связи со схожестью основных тенденций экономической и демографической ситуаций.
Наиболее приемлемым решением обозначенных проблем является создание условий и стимулирование процесса переселения соотечественников из стран ближнего зарубежья, обладающих общим историческим прошлым, уважающих культурные традиции и ценности Российской Федерации, владеющих русским языком и желающих обустроить свою жизнь в России.
12. В настоящее время на территории Костромской области для размещения соотечественников имеется жилой фонд в объеме 4 910 м2. Работодатели и муниципальные образования Костромской области готовы предоставить порядка 98 квартир и 37 домов соотечественникам, готовым жить и работать на их территории.
Временное расселение участников Государственной программы и членов их семей возможно в гостиницах и других пунктах размещения. В регионе насчитывается 64 организации, оказывающие услуги по размещению, в том числе 35 гостиниц с числом мест для размещения 1 782 чел.
13. Информация о возможности трудоустройства соотечественников, включая организацию индивидуальной предпринимательской деятельности, агропромышленного производства, получения профессионального и дополнительного образования, возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства соотечественников размещается в автоматизированной информационной системе АИС "Соотечественники" (http://www.aiss.gov.ru), а также на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления.
Информация о регионе и актуальных вакансиях также размещается на портале "Работа в России" (https://trudvsem.ru).
14. При реализации Программы возможно возникновение следующих рисков:
1) отказ работодателя от найма переселенца после его приезда;
2) нежелание участников Государственной программы трудоустраиваться на предварительно подобранные рабочие места;
3) несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы или деятельности, заявленных соотечественником;
4) попадание переселенцев в категорию безработных;
5) жилищная необустроенность участников Государственной программы;
6) неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы и членов их семей;
7) выезд участников Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее, чем через 3 года со дня постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи;
8) предоставление переселенцам условий и социальных гарантий, превышающих по уровню те, что имеют граждане Российской Федерации;
9) обособление переселенцев, создание замкнутых этнических социальных групп;
10) рост межнациональной напряженности;
11) недостаточная бюджетная обеспеченность мероприятий Программы;
12) несоответствие уровня образования участника Государственной программы или трудоспособных членов его семьи;
13) отсутствие вакансий с предоставлением жилья, заявленных работодателем;
14) несоответствие уровня квалификации участника Государственной программы и трудоспособных членов его семьи потребностям работодателя.
15. Основные показатели для оценки готовности территории вселения к приему участников Государственной программы и членов их семей приведены в таблице N 1.
Оценка готовности Костромской области к приему участников Государственной программы и членов их семей
Таблица N 1
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Общая численность населения на начало года |
тыс. чел. |
648,2 |
643,3 |
637,3 |
2. |
Естественная убыль населения |
чел. |
-2 680 |
-2 303 |
-3 585 |
3. |
Миграционная убыль населения |
чел. |
-2 134 |
-2 777 |
-315 |
4. |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения (на конец года) |
% |
53,4 |
52,7 |
- |
5. |
Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения (в среднем за год) |
% |
88,9 |
89,3 |
- |
6. |
Общая численность безработных (по методологии МОТ) (в среднем за год) |
тыс. чел. |
17,3 |
14,3 |
12,6 |
7. |
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) (в среднем за год) |
% |
5,3 |
4,5 |
4,1 |
8. |
Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных (в среднем за год) |
чел. |
2165 |
2009 |
2264 |
9. |
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения (в среднем за год) |
% |
0,66 |
0,62 |
0,71 |
10. |
Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) (в среднем за год) |
чел. |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
11. |
Численность привлеченных иностранных работников |
чел. |
3 860 |
3 954 |
3 773 |
12. |
руб. |
9 590 |
9 775 |
10 390 |
|
13. |
Количество жилья в среднем на 1 жителя |
кв. м |
27,4 |
27,9 |
28,2 |
14. |
Количество детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на 100 мест |
чел. |
109 |
109 |
105 |
15. |
Бюджетные доходы - всего |
млн. руб. |
28 845,1 |
35 879,9 |
41 926,1 |
16. |
Бюджетные расходы - всего |
млн. руб. |
31 554,0 |
34 676,8 |
40 013,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.