Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при строительстве многоквартирных домов ЖСК, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), осуществляемого Главным управлением.
1.1. Описание типов и видов подконтрольных субъектов
Государственный контроль за истекший период 2020 года Главным управлением осуществлялся по 83 объектам в отношении 46 подконтрольных субъектов, в том числе:
1) застройщиков - хозяйственных обществ:
- которые или основные общества которых либо любое из дочерних хозяйственных обществ основных обществ имеют опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщиков, и (или) технических заказчиков, и (или) генеральных подрядчиков в соответствии с договорами строительного подряда;
- которые имеют в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекают денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;
- наименование которых содержит слова "специализированные застройщики";
2) застройщика - некоммерческой организации, созданной в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", или публично-правовой компании, указанной в части 1 статьи 23.2 и пункте 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) Фонда субъекта Российской Федерации;
3) жилищных или жилищно-строительных кооперативов - добровольных объединений граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирными домами. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами (ч. 4 ст. 110 ЖК РФ), которые, в свою очередь, являются одной из форм некоммерческих организаций, что следует из ст. 50 части 3 Гражданского кодекса Российской Федерации,
1.2. Описание ключевых, наиболее значимых рисков для охраняемых законом ценностей
Для подконтрольных субъектов, привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее также - участники долевого строительства), а также привлекающих средства членов ЖСК для строительства многоквартирных домов, наиболее значимыми рисками являются нарушения обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, градостроительного законодательства, требований ЖК РФ, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления государственного контроля, утвержден приказом Главного управления от 5 июля 2017 года N 31-п и размещен на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в разделе "Отраслевая информация".
По результатам проведенного анализа выявленных нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами за истекший период 2020 года установлено, что к административной ответственности привлечено 83 нарушителя, в том числе:
1) за нарушение порядка размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства (ст. 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - 56;
2) за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 14.28 КоАП РФ) - 15;
3) за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ) - 6;
4) за непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ) - 6.
1.3. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
Текущими тенденциями, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы, являются:
действие системных факторов, обусловленных распространением COVID-19:
- ограничительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, которые приводят к снижению деловой активности, а также к затруднениям трансграничных поставок (могут способствовать переносу срока завершения строительства, увеличению цены договора долевого участия);
- возможное падение курса рубля приведет к росту цен на строительные материалы и комплектующие, что может способствовать увеличению цены договора долевого участия либо привести к изменению проектных решений в сторону упрощения, ухудшения потребительских качеств, в целях сохранения цены договора долевого участия);
- вынужденные изменения условий, на которых были заключены договоры строительного подряда, в связи с ростом стоимости строительства и вынужденных переносов сроков производства некоторых строительных работ (может способствовать переносу срока завершения строительства);
применение в отношении застройщиков процедуры банкротства (может привести к увеличению количества правонарушений в области долевого строительства);
изменение нормативной правовой базы в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (изменение/отмена обязательных требований способствует увеличению/снижению количества правонарушений в области долевого строительства);
ужесточение санкций за отдельные виды правонарушений в области долевого строительства (может способствовать снижению количества правонарушений в области долевого строительства).
С учетом существующей социально-экономической ситуации в строительной отрасли очевидно, что указанные тенденции сохранятся и будут
оказывать влияние на осуществление контрольно-надзорной деятельности и профилактическую работу Главного управления в будущем.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными субъектами обязательных требований в сфере долевого строительства, а также при строительстве многоквартирных домов ЖСК, стимулирование их к добросовестному осуществлению обязанностей должно способствовать улучшению ситуации в целом и снижению выявляемых в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий нарушений.
1.4. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов на территории Омской области, осуществлялся в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, ЖК РФ.
Государственный контроль включает в себя:
1) организацию и проведение:
- плановых и внеплановых проверок (документарных, выездных);
- мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, ЖК РФ, Федеральным законом N 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Омской области (далее также - обязательные требования);
- мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами;
- иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;
2) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
3) осуществление деятельности по:
- систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований;
- анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами;
- анализу ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве (далее также - договор), сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточной и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- анализу ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности ЖСК, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства ЖСК многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким ЖСК своих обязательств перед членами ЖСК и иными лицами;
4) выдачу заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона N 214-ФЗ, либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения.
Всего отделом контроля за привлечением средств дольщиков при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости управления государственного строительного надзора Главного управления (далее - отдел контроля) за истекший период 2020 года проведено 111 мероприятий по контролю за соблюдением подконтрольными субъектами законодательства в области долевого строительства, требований ЖК РФ, в том числе:
- 36 проверок;
- 75 анализов ежеквартальных отчетностей застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, и соблюдения сроков опубликования и (или) размещения проектных деклараций, либо вносимых в них изменений.
Статистические данные по количеству выявленных нарушений Главным управлением при осуществлении государственного контроля за 2019 - 2020 годы приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя |
Период |
|
9 месяцев |
9 месяцев |
|
2019 год |
2020 год |
|
Количество мероприятий по контролю |
287 |
111 |
Количество выявленных нарушений обязательных требований |
190 |
111 |
Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорных мероприятий в отчетном году *(1) |
0,66 |
1,0 |
*(1) Рассчитывается как отношение количества выявленных нарушений к количеству проведенных проверок
Увеличение среднего количества выявленных нарушений обязательных требований при проведении надзорных мероприятий за истекший период 2020 года по сравнению с аналогичным периодом связано с уменьшением количества проверок, вызванных особенностями осуществления контрольно-надзорной деятельности на период до 31 декабря 2020 года, в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации N 438 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 557 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году".
Несоблюдение установленных запретов на проведение проверок является нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ.
При осуществлении государственного контроля Главным управлением за истекший период 2020 года выдано 17 предписаний об устранении нарушений.
Главным управлением своевременно осуществляется контроль за исполнением выданных предписаний об устранении нарушений, за подготовкой и передачей материалов дел об административных правонарушениях должностным лицам Главного управления, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, и в суды.
При выборе вида наказания и меры ответственности за совершенные административные правонарушения учитываются смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями КоАП РФ.
В 2020 году Главным управлением для 10 субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления регионального государственного строительного надзора, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
1.5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики за истекший период 2020 года в рамках осуществления государственного контроля Главным управлением выявлен ряд наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, а именно;
- нарушения статьи 123.2 ЖК РФ в части непредоставления ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности ЖСК, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства ЖСК многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким ЖСК своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами. Данные факты выявлены в деятельности 34 ЖСК;
- нарушения части 3 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ в части непредоставления в установленный срок отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или предоставление отчетности не в полном объеме. Данные факты выявлены в деятельности 41 застройщика;
- нарушения части 4 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ в части неразмещения застройщиками соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства. Данные факты выявлены в деятельности 4 застройщиков;
- невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости выявлено в деятельности 11 застройщиков.
Совершенствование механизмов осуществления контрольно-надзорной деятельности является одной из основных задач Главного управления.
Главным управлением реализована в полном объеме Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также строительства многоквартирных домов жилищно-строительными кооперативами на 2020 год, утвержденная приказом Главного управления от 3 декабря 2019 года N 42-п, в том числе:
1. На официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в подразделе "Нормативные правовые акты" раздела "Информация по контролю в области долевого строительства" размещен перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих требования законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также строительства многоквартирных домов ЖСК, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (далее - перечень нормативных правовых актов).
Актуализация перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей осуществляется посредством своевременного внесения в него изменений и дополнений в связи с вновь выявленными обязательными требованиями или изменениями нормативного правового регулирования. По результатам постоянного мониторинга, учета выявленных и вновь принимаемых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере государственного контроля, за истекший период 2020 года изменения в перечень нормативных правовых актов не вносились.
2. Разработаны и размещены на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" руководства по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Руководства по соблюдению требований подлежат актуализации с учетом изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, изменения правоприменительной практики.
3. Специалистами отдела контроля в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок", пополнен информационный ресурс на сайте Федеральной государственной информационной системы о проводимых проверках и их результатах.
4. На официальном сайте Главного управления в сети Интернет размещена и актуализирована информация по государственному контролю:
- Реестр многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строящихся с привлечением денежных средств граждан в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, контроль за строительством которых осуществляет Главное управление;
- Реестр застройщиков, привлекающих денежные средства в соответствии с положениями Федерального закона N 214-ФЗ, контроль за соблюдением требований которого осуществляет Главное управление;
- об изменениях в ежегодном плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Главного управления на 2020 год в подразделе "План проведения проверок организаций" раздела "Отраслевая информация";
- о проведенных проверках, результатах, выданных предписаниях в подразделе "Результаты проверок";
- о привлечении лиц, в отношении которых были возбуждены дела об административных правонарушениях, к административной ответственности в разделе "Сведения о вступивших в законную силу постановлениях Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ и ЖК РФ";
- о приближении срока предоставления ежеквартальной отчетности в новостной ленте;
- об изменениях в действующем законодательстве в подразделе "Информация для застройщиков, привлекающих денежные средства граждан" раздела "Информация по контролю в области долевого строительства".
5. В рамках межведомственного взаимодействия принято участие в заседаниях рабочих групп, Межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Омской области.
6. В средствах массовой информации освещены актуальные вопросы по строительству объектов, строящихся с привлечением средств граждан, при необходимости даются интервью об изменениях законодательства в области долевого строительства.
7. В первом квартале 2020 года проведен семинар по информированию граждан о правовых механизмах, регулирующих деятельность в области долевого строительства и деятельность ЖСК, на тему: "Приобретение квартиры в строящихся многоквартирных домах в 2020 году". Материалы семинара размещены на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет".
8. Проведены ежеквартальные публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (20 февраля 2020 года за 2019 год, 30 апреля 2020 года за 1 квартал 2020 года, 30 июля 2020 года за 2 квартал 2020 года, 20 октября 2020 года за 3 квартал 2020 года). В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций "По режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства" (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2020 N 19-0/10/П-2261) заочные мероприятия по обсуждению правоприменительной практики Главного управления за 1 - 3 кварталы 2020 года проведены без участников в дистанционном режиме. Информационные материалы соответствующих обобщений правоприменительной практики (доклады, презентации, протоколы мероприятий) размещение на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" в подразделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
1.6. Возможные варианты решения проблемы с помощью профилактических мероприятий Программы
Главным управлением в целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, определен перечень мероприятий, реализация которых позволит обеспечить решение поставленных задач и достижение поставленных целей Программы.
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями Статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ и включают в себя следующие мероприятия:
1) размещение на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения совещаний и семинаров, проведение адресной консультативной помощи и разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований - подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) проведение публичных, в том числе заочных обсуждений правоприменительной практики;
4) регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности Главным управлением и размещение на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами в целях недопущения таких нарушений;
5) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы, является низкий уровень правовой грамотности подконтрольных субъектов, который может привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.