Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Закон Республики Дагестан от 17 марта 2006 года N 11 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан" (Дагестанская правда, 2006, 18 марта, N 61-62; 2009, 9 июня, N 185-186; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 декабря 2016 года, N 0500201612290011; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 17 марта 2020 года, N 05004005385) следующие изменения:
1) части 1-3 статьи 1 изложить в следующей редакции:
1. Должность Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (далее - Уполномоченный) является государственной должностью Республики Дагестан, учреждаемой настоящим Законом в соответствии с Конституцией Республики Дагестан в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на территории Республики Дагестан.
2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
3. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.";
2) абзац третий статьи 2 после слов "Республики Дагестан" дополнить словами ", муниципальных нормативных правовых актов";
3) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного
1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, опыт их защиты.
2. Кандидат на должность Уполномоченного не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.";
4) в статье 3.1:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 3.1. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного";
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Уполномоченный не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и другими федеральными законами.";
в) дополнить часть 4 абзацем следующего содержания:
"Если в течение срока, указанного в абзаце первом настоящей части, Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются, и Народное Собрание Республики Дагестан назначает нового Уполномоченного в порядке, установленном статьями 4-5 настоящего Закона.";
г) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
"4.1. Уполномоченный обязан постоянно проживать на территории Республики Дагестан в течение срока исполнения им своих полномочий.";
д) в части 5 слово "требования" заменить словами "иные требования";
е) дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Уполномоченный при наличии оснований и в порядке, установленных статьей 3.2 настоящего Закона, обязан сообщать Председателю Народного Собрания Республики Дагестан о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии коррупции".
Понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".";
5) дополнить статьей 3.2 следующего содержания:
"Статья 3.2. Основания и порядок сообщения Уполномоченным о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов
1. Основанием для сообщения Уполномоченным Председателю Народного Собрания Республики Дагестан о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) Уполномоченного влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им своих полномочий.
2. Уполномоченный обязан сообщить Председателю Народного Собрания Республики Дагестан о возникновении у него личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало об этом известно.
3. Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление), согласно форме, утвержденной распоряжением Председателя Народного Собрания Республики Дагестан.
4. Уведомление представляется лично либо направляется по почте заказным письмом.
5. Уведомление в день его поступления регистрируется в Народном Собрании Республики Дагестан.
6. Зарегистрированное уведомление в течение двух рабочих дней со дня его регистрации направляется Председателю Народного Собрания Республики Дагестан.
7. Председатель Народного Собрания Республики Дагестан рассматривает уведомление в порядке, установленном Президиумом Народного Собрания Республики Дагестан.";
6) часть 3 статьи 6 признать утратившей силу;
7) часть 3 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"3. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Закона.";
8) в статье 8:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 8. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного";
б) в части 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Народного Собрания Республики Дагестан в случаях:";
абзац восьмой дополнить словами ", приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;";
в абзаце девятом слова "федеральным законом" заменить словами "статьей 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции";";
в абзаце десятом слово "требований" заменить словами "иных требований";
в) дополнить часть 2 абзацем следующего содержания:
"Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от общего числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.";
г) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть назначен Народным Собранием Республики Дагестан не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного.
Назначение нового Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном статьями 4-5 настоящего Закона.";
9) статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений Уполномоченным
1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.
2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб Уполномоченным, установленных настоящим Законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.
3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее - обращение), Уполномоченный имеет право:
1) рассмотреть обращение по существу;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.
4. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, в соответствии с законодательством Российской Федерации просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Республики Дагестан, органов государственной власти или иных государственных органов Республики Дагестан (кроме Народного Собрания Республики Дагестан), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Республики Дагестан, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Республики Дагестан, органов государственной власти или иных государственных органов Республики Дагестан (далее - государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее - муниципальные органы), организаций, действующих на территории Республики Дагестан, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
7. В случае получения жалобы Уполномоченный:
1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;
2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
8. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.
9. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.";
10) дополнить статьями 9.1-9.2 следующего содержания:
"Статья 9.1. Рассмотрение жалоб Уполномоченным
1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица государственного или муниципального органа Республики Дагестан, которому оно непосредственно было адресовано.
2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:
1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;
2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;
3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Республики Дагестан, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;
4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;
5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;
6) привлекать экспертов;
7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами Республики Дагестан.
3. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Дагестан, в соответствии с законодательством Российской Федерации Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.
4. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.
5. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
6. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.
Статья 9.2. Права Уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина
1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;
2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;
4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.
2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств, и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.
3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) обратиться в Народное Собрание Республики Дагестан с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.
4. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.";
11) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина
1. Уполномоченный в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.
2. Уполномоченный осуществляет координацию деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Дагестан.
3. Общественная наблюдательная комиссия Республики Дагестан ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляет Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
4. Уполномоченный вправе иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах.
5. Уполномоченный вправе создавать общественные приемные на территории Республики Дагестан.";
12) статью 10.1 признать утратившей силу;
13) дополнить статьями 10.2-10.4 следующего содержания:
"Статья 10.2. Участие Уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина
В случае выявления в нормативных правовых актах Республики Дагестан, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению Уполномоченного, нарушение прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный вправе направлять органам государственной власти Республики Дагестан, иным государственным органам Республики Дагестан, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию законов Республики Дагестан, иных нормативных правовых актов Республики Дагестан, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
Статья 10.3. Участие Уполномоченного в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека
1. Уполномоченный вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.
2. Уполномоченный способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.
Статья 10.4. Участие Уполномоченного в правовом просвещении
В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный вправе:
1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;
2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;
3) организовывать и проводить научно-практические конференции, "круглые столы", конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) использовать иные формы и методы правового просвещения.";
14) статьи 11-12 изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Доклады Уполномоченного
1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Народное Собрание Республики Дагестан, Главе Республики Дагестан, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Дагестан, Верховный суд Республики Дагестан, Арбитражный суд Республики Дагестан и прокурору Республики Дагестан.
2. Ежегодный доклад Уполномоченного представляется на сессии Народного Собрания Республики Дагестан Уполномоченным лично.
3. Уполномоченный может направлять в Народное Собрание Республики Дагестан, иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.
4. Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также могут быть опубликованы в газете "Дагестанская правда".
Статья 12. Гарантии деятельности Уполномоченного
1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:
1) оказывают Уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;
2) предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
2. Средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Дагестан, обязаны опубликовать материалы, направленные им Уполномоченным, или предоставить Уполномоченному эфирное время для выступления в срок не позднее 10 дней со дня обращения к ним Уполномоченного.
3. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.
4. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
6. Уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
7. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Дагестан, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Дагестан.
8. Ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Уполномоченного, установленных настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Республики Дагестан, не допускается.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Дагестан от 11 декабря 2020 г. N 89 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "Об Уполномоченном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.