Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства области
от 27.10.2015 N 1150-п
(в редакции постановления Правительства области
от 14.12.2020 N 962-п)
Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов
I. Прогноз 1 социально-экономического развития области на 2021 - 2023 годы
1 Экспертную оценку по прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период представляют органы исполнительной власти Ярославской области в соответствии с компетенцией:
органы исполнительной власти, курирующие инвестиционные проекты в соответствии с компетенцией, - пункт 6.2 раздела 6;
департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области - раздел 1, пункты 4.2, 4.3 раздела 4, пункты 6.1, 6.3, 6.4 раздела 6, пункт 9.3 раздела 9, раздел 10, разделы 11, 12, пункты 13.1, 13.2, пункт 13.3 (в части, касающейся численности трудовых ресурсов), пункт 13.4 (в части, касающейся численности занятых в экономике) раздела 13;
департамент инвестиций и промышленности Ярославской области - разделы 2, 5, 8;
департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области - раздел 3, пункты 9.1, 9.2 раздела 9;
департамент дорожного хозяйства Ярославской области - пункт 4.1 раздела 4;
департамент строительства Ярославской области - раздел 7;
департамент государственной службы занятости населения Ярославской области - подпункты 13.3.1 - 13.3.3 пункта 13.3, пункты 13.4 - 13.6 раздела 13.
2 Оценка.
3 Данные предварительные.
4 Под недвижимым имуществом следует понимать здания и сооружения.
5 По сопоставимому кругу организаций.
6 С учетом единовременной денежной выплаты, произведенной в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию", в размере 5 тыс. рублей.
II. Прогноз 1 социально-экономического развития на 2024 - 2027 годы
1 Экспертную оценку по прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период представляют органы исполнительной власти Ярославской области в соответствии с компетенцией:
органы исполнительной власти, курирующие инвестиционные проекты в соответствии с компетенцией, - пункт 6.2 раздела 6;
департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области - раздел 1, пункты 4.2, 4.3 раздела 4, пункты 6.1, 6.3, 6.4 раздела 6, пункт 9.3 раздела 9, раздел 10, разделы 11, 12, пункты 13.1, 13.2, пункт 13.3 (в части, касающейся численности трудовых ресурсов), пункт 13.4 (в части, касающейся численности занятых в экономике) раздела 13;
департамент инвестиций и промышленности Ярославской области - разделы 2, 5, 8;
департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области - раздел 3, пункты 9.1, 9.2 раздела 9;
департамент дорожного хозяйства Ярославской области - пункт 4.1 раздела 4;
департамент строительства Ярославской области - раздел 7;
департамент государственной службы занятости населения Ярославской области - подпункты 13.3.1 - 13.3.3 пункта 13.3, пункты 13.4 - 13.6 раздела 13.
2 Под недвижимым имуществом следует понимать здания и сооружения.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов
Введение
Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии с требованиями:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Закона Ярославской области от 4 мая 2018 г. N 17-з "О стратегическом планировании в Ярославской области";
- постановления Правительства области от 16.05.2017 N 404-п "О порядках разработки прогнозов социально-экономического развития Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".
Прогноз разработан в двух вариантах.
Первый вариант - консервативный, по данному варианту ожидается замедление роста экономики региона на фоне снижения инвестиционного и потребительского спроса, значительное колебание курса рубля к доллару США и евро.
Второй вариант - благоприятный - предполагает устойчивое развитие экономики, сохранение ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на низком уровне для стимулирования инвестиционного спроса, значительный вклад в рост экономики от фармацевтического производства и предприятий, работающих по государственному оборонному заказу, реализацию комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
При подготовке прогноза были использованы данные государственной и ведомственной статистики, данные структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной власти Ярославской области, учитывались данные финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных секторов экономики региона, а также социально-демографические процессы, тенденции их развития и другие условия функционирования экономики и социальной сферы в Ярославской области.
Исходя из основных положений Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", в рассматриваемый период 2016 - 2027 годов реализуются два ее этапа:
- II этап "Ликвидация критических отставаний" (2016 - 2020 годы), который предполагает основной качественный сдвиг в структуре экономики, развитие секторов новой экономики;
- III этап "Опережающий рост" (2021 - 2025 годы), в котором должны быть достигнуты максимальные эффекты развития, что позволит добиться главной стратегической цели.
1. Валовой региональный продукт
1.1. Согласно предварительным отчетным данным преодоление кризисных явлений в экономике страны позволило валовому региональному продукту области (далее - ВРП) в 2018 году вырасти на существенную величину - 3,3 процента, составив 560,6 млрд. рублей.
Наибольший вклад в формирование ВРП был внесен организациями обрабатывающих производств (28,9 процента), оптовой и розничной торговли (16,1 процента), транспортировки и хранения (12,6 процента).
Предполагается, что по итогам 2019 года экономика области показала уверенный рост, составивший, по прогнозной оценке, 2,7 процента.
Существенный вклад в рост ВРП, как и прежде, внесли предприятия оборонно-промышленного комплекса, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, а также промышленные предприятия высокотехнологичных видов экономической деятельности (авиастроение и двигателестроение, энергетическое машиностроение, химическое производство).
1.2. В 2020 году предполагается снижение объема ВРП, которое произойдет не только в силу понижения темпа прироста в промышленности области, но и в силу существенного снижения в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (образование, культура, социальные услуги), таким образом, номинальный объем ВРП составит 578,5 млрд. рублей и сократится в сопоставимых ценах на 1,2 процента.
В прогнозный период прирост производства в промышленности области, а также прирост, ожидаемый в сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг, обеспечит устойчивое развитие экономики до 2023 года. Далее с 2024 года отдельным фактором роста будет выход на запланированные мощности по объему производства продукции перспективных фармацевтических предприятий области. Так, по благоприятному варианту предполагается плавное ускорение темпов прироста ВРП до 4,6 процента в 2027 году.
Согласно консервативному варианту прогноза ВРП снизится еще на 0,7 процента в 2021 году и лишь затем начнет постепенно восстанавливаться. Данные значения в большей степени обусловлены долгим восстановлением отраслей, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (образование, культура, здравоохранение, социальные услуги), наличием в регионе высокого уровня безработицы, ограничивающим рост торговли и услуг, и низкими темпами прироста промышленного производства ввиду нарушения технологических цепочек и снижения платежеспособности предприятий. По консервативному варианту прогноза прирост ВРП в 2024 году составит 1,4 процента, в 2027 году - 2,3 процента.
2. Промышленное производство
2.1. По итогам 2019 года индекс промышленного производства составил 103,7 процента (по Российской Федерации - 103,3). Промышленный рост в регионе обеспечивают предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности (авиастроение и двигателестроение, энергетическое машиностроение, фармацевтика, химическое производство), а также предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа.
В целях формирования благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики региона реализуется государственная программа Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.05.2014 N 507-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2014 - 2020 годы".
2.2. По итогам 2020 года в промышленной сфере деятельности в разной стадии реализации находятся 20 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций составит более 100 млрд. рублей.
Учитывая проблемы, возникшие в результате распространения новой коронавирусной инфекции и оказавшие влияние на отрасли экономики Ярославской области, такие как повышение стоимости сырья и комплектующих, рост себестоимости, сдвиг сроков поставки материалов, комплектующих и оборудования со стороны зарубежных производителей, увеличение времени на изготовление продукции, невозможность выполнения требований потребителя, срывы исполнения контрактов и другие, а также информацию о текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, можно спрогнозировать, что к концу 2020 года рост промышленного производства сохранится, но более умеренными темпами (103 процента к уровню 2019 года).
2.3. Ожидаемое постепенное улучшение экономической ситуации в период до 2023 года по обоим вариантам предполагает сохранение роста промышленного производства в Ярославской области.
При этом консервативный вариант прогноза предполагает следующие темпы прироста промышленного производства: 1,2 процента в 2021 году, 2,8 процента в 2022 году и 3,2 процента в 2023 году. Начиная с 2024 года и на период до 2027 года темпы роста производства промышленности будут в диапазоне 103,1 - 105,6 процента.
По благоприятному варианту прогноза предполагается ускорение темпов прироста промышленного производства до 4,3 процента в 2021 году, до 5,8 процента в 2022 году и до 6,9 процента в 2023 году. Далее с 2024 года на период до 2027 года предполагается сохранение уверенного прироста промышленного производства: 2024 год - на 7 процентов, 2027 год - на 8,5 процента.
3. Сельское хозяйство
3.1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по итогам 2019 года составил 106 процентов (в 2018 году - 105,7 процента), при этом производство продукции животноводства выросло на 1,6 процента, а растениеводства на 18,2 процента.
Сельское хозяйство Ярославской области в большей степени ориентировано на производство животноводческой продукции, которая в 2019 году в структуре производства сельскохозяйственной продукции занимала 70 процентов, продукция растениеводства - 30 процентов. Развитие отрасли животноводства направленно на ускоренное наращивание производства молока за счет развития крупных товарно-молочных ферм с использованием высокопродуктивного скота.
3.2. Основными целями, определяющими прогнозируемую динамику развития сельского хозяйства Ярославской области на среднесрочную перспективу, являются обеспечение продовольственной безопасности региона и создание условий для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей. Указанные цели реализуются в рамках государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.06.2014 N 592-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2022 годы".
Для достижения прогнозных показателей запланированы мероприятия по улучшению племенных качеств животных и птицы, созданию прочной кормовой базы, внедрению в производство прогрессивных технологий, строительству и модернизации объектов агропромышленного комплекса.
3.3. Прирост производства продукции сельского хозяйства на долгосрочный период до 2027 года включительно по благоприятному варианту прогноза будет достигаться за счет увеличения эффективности и производительности труда в крупных хозяйствах. По благоприятному варианту прогноза темпы роста производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий предполагаются в диапазоне 104,1 - 105 процентов.
Существенными негативными факторами в консервативном варианте прогноза выступают возможные неблагоприятные погодные условия, а также неопределенность на финансовом и валютном рынке, снижение деловой активности. В совокупности данные факторы могут заставить предприятия снизить темпы объема производства и/или отложить реализацию проектов на неопределенный срок. Таким образом, темпы роста производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по консервативному варианту прогноза ожидаются в диапазоне 101,2 - 103 процентов.
4. Транспорт и связь
4.1. Оценка протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием произведена с учетом планируемого ввода в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых объектов в рамках реализации областной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2016 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 25.06.2015 N 695-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2016 - 2022 годы", и с учетом предоставления Ярославской области иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Прогнозируемый прирост протяженности автомобильных дорог не учитывает возможную корректировку по результатам проведения кадастровых работ и инвентаризации автомобильных дорог.
4.2. По данным управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, в 2019 году автомобильный парк области увеличился на 0,8 процента, или 3 098 автомобилей.
Предполагается, что в 2020 году количество автомобилей увеличится на минимальную величину (+ 0,5 процента к предыдущему году), что обусловлено вводом ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Так, в апреле - мае 2020 года большинство дилеров были закрыты, что повлекло за собой сокращение продаж новых автомобилей.
Еще один немаловажный фактор, оказывающий влияние на рост автомобилизации, - это динамика роста денежных доходов населения. По итогам 2020 года реальные располагаемые денежные доходы населения останутся на уровне предыдущего года, что будет являться сдерживающим фактором для покупки автомобиля.
В прогнозном периоде предполагаются более высокие темпы прироста количества автомобилей, связанные с восстановлением экономики, уровня благосостояния граждан и ростом объемов кредитования. Темпы роста количества автомобилей по консервативному варианту прогноза сложатся в диапазоне 100,5 - 101,8 процента, по благоприятному варианту к 2027 году составят 103,5 процента.
5. Инвестиции
5.1. По предварительной оценке, объем инвестиций в основной капитал в 2019 году по полному кругу организаций с учетом инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, составил 90 094,0 млн. рублей (101,5 процента к 2018 году в сопоставимых ценах).
На общую величину объема инвестиционных затрат, помимо капитальных вложений в модернизацию, техническое перевооружение и замену устаревших объектов основных средств, существенно влияют инвестиции в создание новых производств. При формировании вариантов прогноза учитывалась целенаправленная работа Правительства области по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.
5.2. На реализацию 22 инвестиционных проектов общей стоимостью 65 654,3 млн. рублей, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестр инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, формируемых на основании Закона Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области" и получающих государственную поддержку, в 2019 году направлено 1 693,8 млн. рублей внебюджетных инвестиций.
В 2019 году в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестр инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков включены 4 проекта с общим плановым объемом капитальных вложений 11 497,7 млн. рублей:
- "Строительство объектов инженерной инфраструктуры индустриального парка "Новоселки" акционерного общества "Корпорация развития Ярославской области";
- "Строительство парогазовой установки - теплоэнергостанции 52 МВт в городе Тутаев Ярославской области" акционерного общества "Тутаевская парогазовая установка";
- "Развитие производства легковых шин" акционерного общества "Кордиант";
- "Организация производства табачных изделий в городском поселении Ростов Ярославской области" общества с ограниченной ответственностью "ГУЛБАХАР РУС".
В трех моногородах Ярославской области - Тутаеве, Гаврилов-Яме и Ростове - созданы территории опережающего социально-экономического развития. В реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития включены 14 организаций. Итогом реализации указанных инвестиционных проектов станет создание более 1 700 рабочих мест. Объем инвестиций составит более 2 млрд. рублей.
5.3. Оценка значения индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2020 году дана с учетом ограничительных мер, введенных в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.
Консервативный вариант прогноза сформирован с учетом более длительного влияния неблагоприятных экономических условий, сложившихся в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Неблагоприятные внешнеэкономические условия (снижение цен на экспортные товары, сохранение санкций) в 2021 - 2023 годах будут сдерживать общее развитие экономики страны, снижая инвестиционный спрос на оборудование и машины. Превышение уровня инфляции в прогнозном периоде над целевым для Центрального банка Российской Федерации (4 процента) может привести к повышению процентной ставки и, как следствие, повышению ставок по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций. Такое явление будет негативно сказываться на склонности предпринимателей к инвестированию.
5.4. Благоприятный вариант прогноза сформирован с учетом следующих факторов:
- реализация мероприятий по восстановлению экономики;
- эффект низкой базы, который сложится в 2020 году в результате пандемии новой коронавирусной инфекции;
- снижение инфляции до целевого уровня - не выше 4 процентов, что будет способствовать снижению стоимости инвестиций в силу сниженной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и ставок по кредитам коммерческих банков;
- реализация мер по достижению национальных целей к 2030 году;
- реализация национальных проектов, которая не только будет способствовать значительному увеличению инвестиций, но и вызовет мультипликационный эффект в экономике;
- ускорение экономического роста, что будет способствовать росту краткосрочных инвестиций с целью удовлетворения конъюнктурного платежеспособного спроса.
При формировании обоих вариантов прогноза на период 2024 - 2027 годов учитывалась накопленная в предыдущие годы динамика показателя.
6. Основные фонды
По предварительной оценке, остаточная стоимость основных фондов в Ярославской области по итогам 2019 года составляла
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ярославской области от 14 декабря 2020 г. N 962-п "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.