Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Другие международные стандарты в области менеджмента качества и на системы менеджмента качества, разработанные ISO/TC 176
Международные стандарты, описание которых приведено в настоящем приложении, разработаны Техническим комитетом ISO/TC 176 для предоставления вспомогательной информации организациям, которые применяют настоящий стандарт, и руководящих указаний организациям, стремящимся превзойти его требования. Руководящие указания или требования, содержащиеся в документах, перечисленных в этом приложении, не дополняют и не изменяют требования настоящего стандарта.
В таблице В.1 отражена взаимосвязь между этими стандартами и соответствующими разделами настоящего стандарта. Настоящее приложение не содержит ссылки на отраслевые стандарты на системы менеджмента качества, разработанные Техническим комитетом ISO/TC 176.
Настоящий стандарт является одним из трех основополагающих стандартов, разработанных ISO/TC 176.
ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" создает основы для надлежащего понимания и внедрения настоящего стандарта. Принципы менеджмента качества, подробное описание которых приведено в ИСО 9000, учтены в процессе разработки настоящего стандарта. Данные принципы не являются требованиями, но они формируют основу для тех требований, которые устанавливает настоящий стандарт. ИСО 9000 также определяет термины, определения и основные понятия, используемые в настоящем стандарте.
ИСО 9001 устанавливает требования, направленные главным образом на создание доверия к продукции и услугам, предлагаемым организацией, и посредством этого на повышение удовлетворенности потребителей. Предположительно надлежащее внедрение настоящего стандарта принесет другие преимущества для организации, такие как улучшенный внутренний обмен информацией, лучшее понимание и управление процессами организации.
ИСО 9004 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" содержит руководящие указания для организаций, стремящихся, включая требования настоящего стандарта, охватить более широкий спектр вопросов для того, чтобы улучшить итоговые результаты деятельности организации. ИСО 9004 включает методическое руководство по самооценке для того, чтобы организации имели возможность оценивать уровень зрелости своих систем менеджмента качества.
Международные стандарты, описанные ниже, могут помочь организациям в тех случаях, когда они внедряют или стремятся улучшить свои системы менеджмента качества, процессы или виды деятельности.
ИСО 10001 "Менеджмент. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по правилам поведения для организаций" служит для организации руководством в определении того, что ее меры по обеспечению удовлетворенности потребителей отвечают их потребностям и ожиданиям. Применение данного стандарта может повысить доверие потребителей к организации и улучшить понимание потребителями того, что они могут ожидать от организации, тем самым снижая вероятность недоразумений и претензий.
ИСО 10002 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по управлению претензиями в организациях" служит руководством по процессу обращения с претензиями через признание и изучение потребностей и ожиданий сторон, обращающихся с претензиями, и принятия решений по разрешению вопросов, связанных с претензиями. Он обеспечивает открытый, результативный и простой для применения процесс, включающий подготовку персонала. Он также может быть использован в качестве руководства малыми предприятиями.
ИСО 10003 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по урегулированию спорных вопросов вне организации" служит руководством для результативного и эффективного разрешения споров за пределами организаций по претензиям, связанным с продукцией. Разрешение споров является средством урегулирования ситуации в тех случаях, когда организации не могут урегулировать вопросы по удовлетворению претензии внутри организации. Большинство претензий могут быть успешно разрешены внутри организации без применения процедур, в которых стороны выступают противоборствующими сторонами.
ИСО 10004 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению" служит руководством для выработки мер, направленных на повышение удовлетворенности потребителей и на идентификацию возможностей улучшения продукции, процессов и характеристик, которые являются ценными для потребителей. Такие меры могут усилить лояльность потребителей и помочь организации удержать потребителей.
ИСО 10005 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по планам качества" служит руководством по разработке и использованию планов качества как связующего средства, объединяющего требования процесса, продукта, проекта или контракта с рабочими методами и практиками, обеспечивающих производство продукции. План качества направлен на то, чтобы требования были выполнены, процессы находились под управлением, а также на мотивацию всех, кто вовлечен в работу.
ИСО 10006 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества в проектах" применим к широкому спектру проектов: от малых до больших, от простых до сложных, от отдельного проекта до проекта, являющегося частью серии проектов. ИСО 10006 используется персоналом, осуществляющим руководство проектами, и теми, кому нужно обеспечить применение их организацией практик, содержащихся в стандартах ИСО, предназначенных для систем менеджмента качества.
ИСО 10007 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации" предназначен для оказания содействия организациям, применяющим управление конфигурацией для технического и административного руководства на протяжении всего жизненного цикла продукции. Менеджмент конфигурации может быть использован для выполнения требований к идентификации и прослеживаемости продукции, установленных в настоящем стандарте.
ИСО 10008 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по электронным торговым сделкам между юридическими и физическими лицами" содержит руководство, в котором отражено, каким образом организации могут внедрить результативную и эффективную систему для электронных торговых операций между организациями и потребителями и тем самым создать основу для того, чтобы потребители имели повышенную уверенность в отношении таких электронных торговых операций, а также повысить способность организации удовлетворять запросы потребителей и уменьшить количество претензий и споров.
ИСО 10012 "Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию" служит руководством для менеджмента измерительных процессов и метрологического подтверждения измерительного оборудования, используемых для обеспечения и демонстрации соответствия метрологическим требованиям. Стандарт устанавливает требования менеджмента качества в системе менеджмента измерений для выполнения метрологических требований.
ISO/TR 10013 "Руководящие указания по документированию систем менеджмента качества" содержит руководящие указания по разработке и применению документации, необходимой для системы менеджмента качества. Этот технический отчет может быть использован для документирования систем менеджмента, отличных от систем менеджмента качества, для которых предназначены стандарты ИСО, например для систем экологического менеджмента и систем менеджмента безопасности.
ИСО 10014 "Менеджмент качества. Руководящие указания по достижению финансовых и экономических преимуществ" адресован высшему руководству. Стандарт содержит руководящие указания по достижению финансовых и экономических преимуществ за счет применения принципов менеджмента качества. Он помогает в работе по применению принципов менеджмента и облегчает выбор методов и инструментальных средств, позволяющих обеспечить устойчивый успех организации.
ИСО 10015 "Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению" предлагает руководящие указания, направленные на оказание помощи организациям и посвященные вопросам, связанным с обучением. Стандарт может применяться в любых ситуациях, когда требуется руководство, для раскрытия содержания и интерпретации ссылок на слова "образование" и "обучение", используемые в стандартах ИСО, предназначенных для систем менеджмента качества. Любая ссылка на "обучение" включает все типы образования и подготовки.
ISO/TR 10017 "Руководящие указания по применению статистических методов в соответствии с ИСО 9001:2000" предоставляет разъяснения в отношении статистических методов, применение которых связано с изменчивостью, наблюдаемой в поведении и результатах процессов, даже в условиях кажущейся стабильности. Статистические методы позволяют эффективнее использовать имеющиеся данные для принятия решений и тем самым для содействия постоянному улучшению качества продукции и процессов для достижения удовлетворенности потребителей.
ИСО 10018 "Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности" содержит руководящие указания, которые оказывают влияние на вовлеченность и компетентность работников. Система менеджмента качества зависит от вовлеченности компетентных работников и от того, как они работают и насколько они интегрированы в организацию. Крайне важно идентифицировать, развивать и оценивать необходимые знания, навыки, поведение и рабочую среду.
ИСО 10019 "Руководящие указания по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг" служит руководством по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг. Стандарт дает руководство по процессу оценивания компетентности консультантов по системам менеджмента качества для удовлетворения потребностей и ожиданий организации в отношении услуг консультантов.
ИСО 19011 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента" служит руководством по менеджменту программы аудита, по планированию и проведению аудита системы менеджмента, а также по компетентности и оцениванию аудиторов и аудиторских групп. Он предназначен для применения аудиторами, организациями, внедряющими системы менеджмента, и теми организациям, которым требуется проводить аудиторские проверки систем менеджмента.
Таблица В.1 - Взаимосвязь между другими международными стандартами в области менеджмента качества, стандартами на системы менеджмента качества и разделами настоящего стандарта
Другие международные стандарты |
Пункт настоящего стандарта |
||||||
ИСО 9000 |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
ИСО 9004 |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
ИСО 10001 |
|
|
|
|
|
||
ИСО 10002 |
|
|
|
|
|||
ИСО 10003 |
|
|
|
|
|
|
|
ИСО 10004 |
|
|
|
|
|
|
|
ИСО 10005 |
|
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
||||
ИСО 10006 |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
ИСО 10007 |
|
|
|
|
|
|
|
ИСО 10008 |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
ИСО 10012 |
|
|
|
|
|
|
|
ISO/TR 10013 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ИСО 10014 |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
ИСО 10015 |
|
|
|
|
|
|
|
ISO/TR 10017 |
|
|
|
|
|||
ИСО 10018 |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
Ко всему разделу |
ИСО 10019 |
|
|
|
|
|
|
|
ИСО 19011 |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание - Фраза "Ко всему разделу" указывает на то, что все подразделы в конкретном разделе настоящего стандарта имеют отношение к положениям другого международного стандарта. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.