Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1040067-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на приведение отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусмотренными вступающим в силу с 1 января 2021 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" (далее - Федеральный закон N 479-ФЗ).
Концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеется.
Вместе с тем отмечаем следующее.
В связи с изменениями БК РФ, внесенными Федеральным законом N 479-ФЗ, согласно которым операции между участниками системы казначейских платежей будут осуществляться через казначейские счета, открытые в Федеральном казначействе, соответствующие уточнения следует внести не только в статью 25 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт 1 статьи 2 законопроекта), но и в другие положения указанного Федерального закона (например, в статьи 18, 22, 22.2, 26.1) в части замены используемого в нем понятия "счет Федерального казначейства" на понятия "казначейский счет" или "единый счет бюджета".
Проектируемую в пункте 1 статьи 6 законопроекта редакцию пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), согласно которой денежные средства обязательного пенсионного страхования зачисляются на казначейский счет, открытый Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе, следует согласовать с проектируемой в статье 4 законопроекта редакцией пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", согласно которой денежные средства обязательного социального страхования зачисляются на единые счета бюджетов государственных внебюджетных фондов, открытые в Федеральном казначействе.
Кроме того, учитывая проектируемые изменения Федерального закона N 167-ФЗ соответствующие изменения следует внести в его статью 22.2 и в статью 8 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". Также считаем, что в проектируемых изменениях Федерального закона N 167-ФЗ требует уточнения понятие "отдельный казначейский счет" (пункт 2 статьи 6 законопроекта).
Проектируемую в статье 7 законопроекта новую редакцию пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях ее согласования с пунктом 2 статьи 155 БК РФ (в редакции Федерального закона N 479-ФЗ) следует уточнить, дополнив после слов "по отдельным операциям," словами "за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации,".
В связи с проектируемым в статье 9 законопроекта изменением в пункте 30 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" наименования федерального органа исполнительной власти аналогичное изменение необходимо внести в абзац одиннадцатый части второй статьи 14 указанного Федерального закона.
Проектируемую часть 3.19-1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) (пункт 5 статьи 10 законопроекта) следует соотнести со статьей 236.1 БК РФ (в редакции Федерального закона N 479-ФЗ) в части, касающейся реализации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации указанного в данных положениях полномочия с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации. Аналогичное замечание также касается части 3.20 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ (пункт 5 статьи 10 законопроекта) и статьи 13 законопроекта.
В соответствии с изменениями БК РФ, внесенными Федеральным законом N 479-ФЗ, доходы от налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются не на счета органов Федерального казначейства, а на казначейские счета. В этой связи соответствующие изменения следует внести в статью 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
В связи с введением Федеральным законом N 479-ФЗ в БК РФ понятия "казначейский счет" отмечаем, что указанное понятие уже используется в некоторых других законодательных актах Российской Федерации в ином значении, например, в статье 8.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статье 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 414-ФЗ "О центральном депозитарии".
В связи с предусмотренной законопроектом заменой понятия "кассовое обслуживание" на понятие "казначейской обслуживание" обращаем внимание, что Государственной Думой принят в первом чтении законопроект N 1025651-7 "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата", в котором используется понятие "кассовое обслуживание".
Поскольку законопроект касается выполнения Банком России своих функций, в соответствии с частью девятой статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" он должен быть направлен на заключение в Банк России.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке
Наименование законопроекта следует оформить следующим образом:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей"
В связи с тем, что тексте законопроекта содержатся статьи о внесении изменений в Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (соответственно статьи 14 и 23 законопроекта) следует уточнить - нет ли необходимости производить изъятие по вступлению в силу для данных статей законопроекта в соответствии со статьей 6 указанного Федерального N 289-ФЗ, так как согласно указанной статье акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении тридцати дней после дня их официального опубликования.
Иные замечания юридико-технического характера по проекту федерального закона переданы в комитет.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.