В целях реализации положений части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2020, N 29, ст. 4504) приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов (далее - Программа, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", соответственно) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Ответственным лицом за реализацию Программы назначить заместителя руководителя Федерального казначейства А.Г. Михайлика.
3. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", определить Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.
4. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства, осуществляющих полномочия по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", назначить лицо, ответственное за организацию и проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 3, 4, 5 Плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством, при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на 2021 год (далее - План), и представить в Управление по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства сведения о назначенном ответственном лице в срок до 31 декабря 2020 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Федерального казначейства
от 14 декабря 2020 г. N 366
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов
I. Общие положения
Настоящая Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов (далее - Программа, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", соответственно), разработана в целях предупреждения нарушения аудиторскими организациями обязательных требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов (далее - обязательные требования), соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - ВККР АО), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Целями Программы являются:
- повышение "прозрачности" контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства в сфере ВККР АО;
- снижение административных и финансовых издержек Федерального казначейства и аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - аудиторские организации), по сравнению с осуществлением ВККР АО исключительно путем проведения контрольных мероприятий;
- применение риск-ориентированного подхода при осуществлении ВККР АО;
- предупреждение нарушения аудиторскими организациями обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере аудиторской деятельности, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- снижение административной нагрузки на аудиторские организации;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
- формирование единого понимания обязательных требований в сфере аудиторской деятельности у всех участников осуществляемой Федеральным казначейством функции по ВККР АО;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных аудиторских организаций;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
II. Краткий анализ текущего состояния ВККР АО
Исходя из норм законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление ВККР АО, деятельность по ВККР АО направлена на защиту таких охраняемых законом ценностей как:
- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации);
- право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации);
- гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с указанными ценностями определены следующие риски, воздействие которых может причинить ущерб таким ценностям:
- нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц;
- осуществление деятельности аудиторскими организациями, не отвечающими соответствующим требованиям, в том числе:
проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций аудиторскими организациями, деятельность которых подлежит лицензированию и лицензии которых впоследствии были отозваны;
проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций лицами, не имеющими право на осуществление аудиторской деятельности;
неисполнение или ненадлежащее исполнение аудиторской организацией обязательных требований.
Деятельности аудиторских организаций присущи такие риски, как:
- аудиторский риск (риск выражения аудитором ненадлежащего аудиторского мнения);
- риск выборки;
- риск необнаружения ошибок и искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- риск отсутствия или ненадлежащего качества системы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации.
К значимым рискам при осуществлении ВККР АО относятся:
- уклонение аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", от прохождения ВККР АО;
- предоставление недостоверной информации о деятельности аудиторской организации;
- воспрепятствование аудиторской организацией проведению ВККР АО.
Количество аудиторских организаций, являющихся объектами ВККР АО из года в год сокращается: если в 2014 году число аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", составляло 924 единицы, то на начало 2020 года количество таких аудиторских организаций сократилось на 43% до 526 единиц. Данный факт обусловлен как общей экономической ситуацией, так и особенностями, связанными с функционированием рынка аудиторских услуг.
Аудиторские организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", международными стандартами аудита (далее - МСА), кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. При этом МСА, кодекс профессиональной этики аудиторов и правила независимости аудиторов и аудиторских организаций основываются на аналогичных международно признанных документах.
В настоящее время предпринимаются значительные усилия по повышению роли аудиторской деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов, что влечет за собой рост требований к качеству оказываемых услуг. При этом именно ВККР АО является одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг.
При реализации государственной функции по ВККР АО применяется риск-ориентированный подход как на стадии планирования, так и при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об аудиторской деятельности" предметом ВККР АО является соблюдение аудиторскими организациями обязательных требований.
Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении ВККР АО, утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2016 г. N 541 "Об утверждении Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", и Порядка ведения Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Актуализация Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", проводится по мере необходимости.
Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в 2020 году, внесла значительные корректировки в контрольно-надзорную деятельность, в том числе в деятельность по ВККР АО.
Положениями Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" внесены дополнения в статью 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в соответствии с которыми с 1 апреля по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), сведения о которых включены в единый реестр субъектов МСП.
Принимая во внимание, что основная часть аудиторских организаций (более 90%) относится к субъектам МСП, из планов проведения плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2020 год Федерального казначейства и его территориальных органов были исключены 193 запланированных контрольных мероприятий (189 в отношении аудиторских организаций и 4 в отношении филиалов аудиторских организаций), а общее количество проведенных поверок составило 64 (55 плановых и 9 внеплановых).
Сравнительные результаты ВККР АО за период с 2013 по 2020 годы представлены в Таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Количество запланированных проверок на очередной год |
305 |
320 |
258 |
260 |
260 |
262 |
269 |
253 |
Количество проведенных плановых внешних проверок |
296 |
287 |
227 |
217 |
241 |
247 |
236 |
55 |
Соотношение запланированных и проведенных проверок |
97% |
90% |
88% |
83% |
93% |
94% |
88% |
22% |
Количество аудиторских организаций, исключенных из планов проверок |
9 |
33 |
31 |
37 |
19 |
14 |
9 |
5 |
Количество аудиторских организаций, исключенных из планов проверок в соответствии с положениями статьи 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
189 |
Количество внеплановых проверок |
4 |
6 |
10 |
22 |
31 |
28 |
25 |
9 |
Количество принятых решений о применении меры воздействия |
262 |
247 |
191 |
188 |
224 |
206 |
189 |
72 |
В рамках анализа нарушений, выявленных в ходе ВККР АО в 2020 году, установлено следующее:
- требования к системе контроля качества услуг не соблюдаются 39% аудиторских организаций;
- требования к форме и содержанию аудиторского заключения не соблюдаются 38% аудиторских организаций;
- требования к разработке и выполнению аудиторских процедур, сбору достаточных надлежащих аудиторских доказательств не соблюдаются 38% аудиторских организаций;
- требования к формированию мнения в аудиторском заключении не соблюдаются 36% аудиторских организаций;
- требования к рабочей документации не соблюдаются 31% аудиторских организаций.
Всего в 2020 году в ходе ВККР АО выявлено 3962 нарушения аудиторскими организациями обязательных требований.
Количество проверок, в ходе которых не выявлено нарушений, в 2020 году составило 8 проверок (2 плановые проверки и 6 внеплановых проверок, из которых 1 внеплановая проверка проведена на основании поступления жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации, 5 - по контролю за исполнением ранее выданной меры воздействия).
Профилактическая деятельность Федерального казначейства в сфере внешнего контроля качества работы аудиторских организаций осуществляется по следующим направлениям:
обеспечение открытости деятельности Казначейства России (в том числе посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.roskazna.gov.ru (далее - официальный сайт Федерального казначейства) информации о деятельности по ВККР АО);
проведение различных мероприятий, посвященных вопросам аудиторской деятельности и осуществления ВККР АО (совещаний, конференций, заседаний совещательных органов и рабочих групп) с участием представителей аудиторского сообщества, иных заинтересованных органов власти и организаций;
обобщение правоприменительной практики (в том числе посредством подготовки докладов, отчетов, статистической информации и рекомендаций по недопущению нарушения обязательных требований).
В целях реализации положений части 1 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ издан приказ Федерального казначейства от 19 декабря 2019 г. N 409 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2020 год".
Все мероприятия, предусмотренные Программой профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2020 год и Планом-графиком профилактических мероприятий Федерального казначейства, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2020 год, исполнены в полном объеме.
В соответствии с приложением к Программе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2020 году на постоянной основе проводилось самообследование уровня развития Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2020 год.
Реализация положений Федерального закона N 294-ФЗ в 2020 году осуществлялась по следующим направлениям:
- поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ВККР АО;
- поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Главная/Контроль/Внешний контроль качества работы аудиторских организаций" текстов правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом ВККР АО;
- обобщение результатов ВККР АО, проведенного Федеральным казначейством и его территориальными органами, осуществляющими полномочия по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций (далее - территориальные органы);
- проведение мониторинга исполнения аудиторскими организациями обязательных требований;
- информирование на регулярной основе аудиторских организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, обобщение правоприменительной практики и публикация соответствующих материалов на официальном сайте Федерального казначейства и официальных сайтах территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты территориальных органов), проведение совместно с представителями аудиторского сообщества совещаний, конференций и семинаров.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, в 2020 году включали в себя следующую деятельность:
1. В целях осуществления информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований ведет работу Совет по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. N 236 "О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций" (в редакции приказа Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. N 149)) (далее - Совет по организации ВККР АО). Деятельность Совета по организации ВККР АО осуществляется в соответствии с Планом работы Совета по организации ВККР АО на очередной год, утверждаемым руководителем Федерального казначейства - Председателем Совета по организации ВККР АО.
При Совете по организации ВККР АО действуют:
- Рабочая группа по актуализации Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы;
- Рабочая группа по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы по исполнению аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
В рамках деятельности Рабочей группы по актуализации Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", подготовлены и направлены в Министерство финансов Российской Федерации дополнения в Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (далее - Классификатор нарушений) в части нарушений Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (одобрены Советом по аудиторской деятельности 19 декабря 2019 года, протокол N 51), Кодекса профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 21 мая 2019 года, протокол N 47), а также уточнения классификации нарушений в сфере ПОД/ФТ. Дополнения в Классификатор нарушений одобрены Советом по аудиторской деятельности (пункт 2 раздела 2 протокола от 26 июня 2020 г. N 53).
В рамках деятельности Рабочей группы по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методологической работы Федеральным казначейством проведен ряд совместных с представителями Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация "Содружество" (далее - СРО ААС) мероприятий по обмену опытом и информацией о результатах надзорной деятельности и выработке единых подходов при осуществлении ВККР АО.
2. Осуществляется работа Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций с участием представителей аудиторских организаций и СРО ААС. В рамках деятельности указанных комиссий в 2020 году рассмотрены результаты внешних проверок качества работы 23 аудиторских организаций.
Вся информация о деятельности Контрольных комиссий Федерального казначейства и его территориальных органов по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, Совета по организации ВККР АО и рабочих групп, созданных при нем, публикуется на официальном сайте Федерального казначейства.
3. По результатам работы по обобщению правоприменительной практики за 2019 год Федеральным казначейством подготовлен обзор правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", за 2019 год, утвержденный приказом Федерального казначейства от 26 февраля 2020 г. N 45.
4. Осуществляется подготовка ежегодных докладов о проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, которые являются частью итогового доклада о результатах деятельности Федерального казначейства за отчетный год, и об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год, которые размещаются на официальном сайте Федерального казначейства.
5. В целях профилактики нарушений в сфере ПОД/ФТ, связанных с аудиторской деятельностью, на официальном сайте Федерального казначейства и официальных сайтах территориальных органов ведутся отдельные разделы, посвященные указанной тематике, в которых публикуются постановления Правительства Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации, приказы и информационные письма Федеральной службы по финансовому мониторингу, отчеты о национальной оценке рисков, методические рекомендации для аудиторов и другая информация.
Также в 2020 году представители Федерального казначейства и его территориальных органов приняли участие в следующих мероприятиях:
конференции СРО ААС на тему "Перспективы развития аудиторской профессии. Вопросы внешнего контроля качества аудиторских организаций. Правоприменительная практика соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и Международных стандартов аудита (МСА)" (г. Санкт-Петербург);
виртуальном форуме по надзорной деятельности, посвященном вопросам организации и осуществления надзора за соблюдением представителями нефинансовых предприятий и профессий требований, установленных в сфере ПОД/ФТ, организованном ФАТФ;
виртуальных сессиях с представителями международных сетей аудиторских организаций Grand Thorton, Ernst and Young, KPMG, PriseWaterhouseCoopers, Deloite, BDO Unicon, организованных Международным форумом независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR);
рабочей встрече с представителями Группы БДО Юникон по вопросам апробации использования метода удаленного доступа в ходе ВККР АО (г. Москва);
рабочем совещании по использованию инновационных подходов при осуществлении государственной функции по ВККР АО, проходившем на базе УФК по Приморскому краю (г. Владивосток);
круглом столе с представителями СРО ААС, МРУ Росфинмониторинга и аудиторского сообщества, посвященном вопросам ВККР АО (г. Екатеринбург);
видеоконференции с представителями управлений Федерального казначейства по Республике Татарстан и Нижегородской области, СРО ААС, аудиторского сообщества Приволжского и Уральского федеральных округов по вопросам осуществления ВККР АО, касающихся правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, анализа типовых нарушений, выявляемых управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и СРО ААС по результатам ВККР АО;
XX Юбилейной Международной научно-практической конференции на тему: "Актуальные вопросы деятельности аудита, бухгалтерского учета, налогообложения в условиях цифровой экономики и Covid-19/20: опыт, проблемы, решения" (г. Сочи);
совещании Международного форума независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR), посвященном обсуждению проблем, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности в период ограничений, связанных с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
На регулярной основе в режиме аудио-видео-конференц-связи проводятся вебинары с территориальными органами.
Начиная с 2020 года на официальном сайте Федерального казначейства публикуется расширенная информация о результатах проведения плановых и внеплановых проверок в рамках ВККР АО.
III. Отчетные показатели эффективности и результативности мероприятий Программы
Показателями эффективности и результативности мероприятий Программы являются:
- доля проверок, осуществленных в отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок. Показатель определяется как соотношение количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы за отчетный период, по которым выявлены нарушения аудиторскими организациями обязательных требований и общего количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", проведенных за отчетный период;
- количество обжалованных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, к общему количеству обжалованных мер воздействия. Показатель определяется как соотношение количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и Минфине России и оставленных без изменения в отчетном периоде мер воздействия, вынесенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, и общего количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и Минфине России мер воздействия, вынесенных Казначейством России и его территориальными органами;
- количество аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия за отчетный период к общему количеству аудиторских организаций, проверенных в отчетном периоде. Показатель характеризует результативность осуществления Федеральным казначейством и его территориальными органами ВККР АО и определяется как соотношение количества аудиторских организаций, к которым Федеральным казначейством и его территориальными органами применены меры воздействия за отчетный период, и общего количества аудиторских организаций, проверенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отчетном периоде;
- информированность аудиторских организаций об обязательных требованиях, о принятых изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения внешних проверок качества работы посредством размещения нормативных правовых актов и иных документов на официальном сайте Федерального казначейства.
При осуществлении ВККР АО в 2020 году достигнуты следующие значения показателей эффективности и результативности мероприятий Программы:
- доля проверок, осуществленных в отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок составила 73,4% (в 2019 году - 76,2%);
- доля аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия от общего количества аудиторских организаций, проверенных в 2020 году составила 71,7% (в 2019 году - 73,5%).
Случаи признания недействительными решений Федерального казначейства о применении меры воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований в 2020 году отсутствовали.
Ответственными за организацию и проведение профилактики нарушений аудиторскими организациями обязательных требований являются:
Муромцева Людмила Халиловна - начальник Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства;
Белоусова Наталья Юрьевна - заместитель начальника Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.
Информация о мероприятиях по профилактике нарушений аудиторскими организациями обязательных требований размещается на официальном сайте Федерального казначейства.
IV. План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на 2021 год
V. Проект отчетных показателей эффективности и результативности мероприятий Программы на 2022-2023 годы
Показателями эффективности и результативности мероприятий Программы на 2022-2023 годы будут являться:
- доля проверок, осуществленных в отношении аудиторских организаций, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных проверок. Показатель определяется как соотношение количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы за отчетный период, по которым выявлены нарушения аудиторскими организациями обязательных требований и общего количества плановых и внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", проведенных за отчетный период;
- количество обжалованных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований, к общему количеству обжалованных мер воздействия. Показатель определяется как соотношение количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и Минфине России и оставленных без изменения мер воздействия, вынесенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения обязательных требований за отчетный период, и общего количества обжалованных в судебных инстанциях, Федеральном казначействе и Минфине России мер воздействия, вынесенных Казначейством России и его территориальными органами;
- количество аудиторских организаций, к которым применены меры воздействия за отчетный период к общему количеству аудиторских организаций, проверенных в отчетном периоде. Показатель характеризует результативность осуществления Федеральным казначейством и его территориальными органами ВККР АО и определяется как соотношение количества аудиторских организаций, к которым Федеральным казначейством и его территориальными органами применены меры воздействия за отчетный период, и общего количества аудиторских организаций, проверенных Федеральным казначейством и его территориальными органами в отчетном периоде;
- информированность аудиторских организаций об обязательных требованиях, о принятых изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения внешних проверок качества работы посредством размещения нормативных правовых актов и иных документов на официальном сайте Федерального казначейства.
VI. Проект Плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством, при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", на 2022-2023 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального казначейства от 14 декабря 2020 г. N 366 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при проведении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов"
Текст приказа опубликован не был