Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 1055657-7 "О публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" внесен депутатами Государственной Думы И.В. Станкевичем, В.Е. Дерябкиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1055657-7 "О публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Станкевичем, В.Е. Дерябкиным, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается создание публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" (далее - Компания). При этом законопроект предусматривает внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части деятельности Компании, а также в части размера, порядка осуществления и направления целевых отчислений от азартных игр, направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта (далее - целевые отчисления).
Компания создается Российской Федерацией (функции и полномочия учредителя осуществляет Минфин России) в целях:
содействия в обеспечении долгосрочного финансирования развития физической культуры и спорта Российской Федерации;
создания условий для устойчивой экономической поддержки отрасли физической культуры и спорта, в том числе путем повышения эффективности контроля и надзора в области организации и проведения азартных игр с целью увеличения средств, направляемых в отрасль физической культуры и спорта.
К функциям Компании будет относиться:
централизованный мониторинг всех ставок и платежей в букмекерских конторах и тотализаторах в режиме реального времени;
перечисление целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр, спортивным федерациям и лигам на развитие мероприятий по развитию профессионального и детско-юношеского спорта (в соответствии с Федеральным законом в действующей редакции организаторы азартных игр перечисляют целевые отчисления спортивным федерациям самостоятельно);
подготовка предложений по совершенствованию законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;
участие в разработке проектов нормативных правовых актов в указанной области;
взаимодействие с ФНС России по вопросам нарушения законодательства в области организации и проведения азартных игр.
Председатель наблюдательного совета Компании и члены наблюдательного совета Компании назначаются Правительством Российской Федерации сроком на 3 года. В наблюдательный совет входят представители Правительства Российской Федерации, Минфина России, Минэкономразвития России, Минспорта России и генеральный директор Компании.
Также законопроектом предусматривается:
создание Компанией единого центра учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов (ЕЦУПС) в форме кредитной организации в рамках деятельности по приему от физических лиц денежных средств, в том числе электронных денежных средств вместо действующих центров учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС). Федеральный закон в действующей редакции предусматривает, что каждая саморегулируемая организация организаторов азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах выступает учредителем одного ЦУПИС. В числе прочего ЕЦУПС удерживает целевые отчисления от всех заключенных организатором азартных игр в букмекерской конторе пари без разделения на международные и внутрироссийские спортивные события;
исключение (признание статьи 14.1 Федерального закона утратившей силу) из регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах положений о саморегулируемых организациях организаторов азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (СРО) с присвоением их функций публично-правовой компании (например, компенсационный фонд организаторов азартных игр будет формироваться не в каждой саморегулируемой организации, а в Компании);
изменение базы расчета целевых исчислений (действующий порядок предусматривает осуществление целевых отчислений в размере 5 процентов от базы расчета целевых отчислений (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 386 базой расчета целевых отчислений являются доходы, полученные в течение квартала в части принятия ставок, при этом доходами признается положительная разница между суммами ставок и выплаченных выигрышей) в квартал, но не менее пятнадцати миллионов рублей), которую предлагается определять как доход (без учета выплаченных выигрышей) полученный за квартал от приема ставок, интерактивных ставок, при этом размер целевых отчислений предлагается установить 1 процент от указанной базы, а объем таких целевых отчислений по операциям организатора азартных игр в букмекерской конторе в пользу одной общероссийской спортивной федерации или профессиональной спортивной лиги не может составлять менее пяти миллионов рублей в квартал.
С учетом заявленной цели законопроекта Комитет считает концепцию законопроекта заслуживающей поддержки. Вместе с тем, с учетом существенности предполагаемых изменений в регулировании деятельности в букмекерских конторах или тотализаторах усматривается целесообразность установления переходного периода (переходных положений) применения проектируемых норм в части создания Компании и формирования компенсационного фонда (законопроектом предусмотрена лишь отсрочка вступления в силу его положений в части размера компенсационного фонда на двенадцать месяцев после дня официального опубликования соответствующего Федерального закона, тогда как положение о размере компенсационного фонда СРО (статья 14.1 Федерального закона) утрачивает силу со дня официального опубликования соответствующего Федерального закона), исключение из регулирования СРО, изменение базы расчета и размера целевых отчислений, порядка их направления общероссийским общественным спортивным организациям и профессиональным спортивным лигам, а также представления указанным организациям и лигам информации, касающейся осуществления целевых отчислений.
Поступившие к законопроекту замечания, по мнению Комитета, могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (в случае принятия законопроекта в первом чтении) без изменения его концепции.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.