Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1061127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1061127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации", Комитет сообщает следующее.
Проект федерального закона N 1061127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на устранение недостатков, выявленных в результате анализа правоприменительной практики, сложившейся при реализации норм Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Статью 30 Федерального закона, регулирующую вопросы исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, предлагается дополнить нормой, устанавливающей, что если плательщиком таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является таможенный орган, то обязанность по их уплате исполняется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Изменения в часть 7 статьи 71 Федерального закона предусматривают, что в случае, если плательщиком таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней является таможенный орган, взыскание соответствующей задолженности не производится.
Указанные выше положения приводятся в соответствие действующему бюджетному законодательству Российской Федерации, поскольку деятельность таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, правила финансирования из которого определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 48 и частями 2 и 3 статьи 50 Федерального закона, Правительством Российской Федерации определяется перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, указанных в части 1 статьи 50 Федерального закона, а также порядков выдачи указанных подтверждений.
При этом необходимо учитывать, что в рассматриваемых случаях отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов могут запрашиваться на значительные суммы, на длительный срок и на определенных законодательством основаниях - беспроцентно. В связи с чем принятие решений об их предоставлении и, следовательно, о наличии у плательщика таможенных пошлин, налогов соответствующих оснований, имеет существенное значение с точки зрения обоснованности и возможного влияния на полноту и своевременность поступления денежных средств в доходную часть федерального бюджета.
Таким образом, в целях дополнительного обеспечения интересов Российской Федерации, связанных с поступлением в доходную часть федерального бюджета сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, предлагается уточнить нормы Федерального закона, направленные на усиление механизма принятия решений по предоставлению отсрочек или рассрочек уплаты таможенных пошлин, налогов.
В связи с этим законопроект предусматривает передачу полномочий по подтверждению наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Кодекса Союза, а также оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов на уровень Правительства Российской Федерации. При этом предусматривается, что такое подтверждение производится по представлению (заключению) федеральных органов исполнительной власти в порядке и по форме, определенным Правительством Российской Федерации.
Соответствующие изменения предлагаются в статью 51 Федерального закона, устанавливающую перечень обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Предлагается одним из оснований для отказа считать непредставление на момент подачи заявления об отсрочке подтверждения Правительства Российской Федерации о наличии основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а не документов, выданных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на выдачу таких подтверждений.
В соответствии с планом мероприятий ("дорожной карты") по реформированию системы таможенных органов с 2018 года по 2020 год (утвержден приказом Минфина России от 09.01.2018 N 2) в Российской Федерации проводилась работа по концентрации декларирования товаров на таможенных постах - центрах электронного декларирования, которые стали основными местами электронного декларирования товаров. В указанных центрах осуществляется регистрация и выпуск таможенных деклараций в электронном виде, а фактический контроль осуществляется в таможенном органе, в регионе деятельности которого находятся товары.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить требование по предъявлению каждой отдельной партии товара, перемещаемого в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование, и признать утратившей силу часть 6 статьи 103 Федерального закона.
В настоящее время, в соответствии с частью 14 статьи 103 Федерального закона Минфин России определяет особенности проведения таможенного контроля в отношении товаров, декларирование которых осуществлялось в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени.
Анализ правоприменительной практики показал, что установление особенностей проведения таможенного контроля в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемых в течение установленного периода времени, в настоящее время не требуется, в связи с чем законопроектом предлагается часть 14 статьи 103 Федерального закона признать утратившей силу.
Статья 104 Федерального закона закрепляет за Минфином России полномочия по определению порядка таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций в отношении товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) либо выпуск которых не произведен таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, и которые обнаружены таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Союза.
Правоприменительная практика показывает, что урегулирование вышеуказанного вопроса следует производить с учетом положений пункта 5 статьи 105 Кодекса Союза, согласно которым формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Евразийской экономической комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза. В частности, порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, включая порядок заполнения декларации на товары, регулируется актами, составляющими право Союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20.05. 2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения"), которые не содержат норм, относящих такие полномочия на уровень законодательства государств-членов Союза.
Таким образом, предлагается заменить в статье 104 Федерального закона отсылочные нормы к ведомственному акту на отсылочные нормы к праву Союза.
Пунктом 2 части 5 статьи 119 Федерального закона закреплено полномочие Минфина России на установление в отношении товаров, перевозимых с использованием автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта случаев, при которых действие таможенной процедуры таможенного транзита может завершаться помещением товаров на временное хранение, регистрацией таможенной декларации, выпуском товаров, убытием товаров с таможенной территории Союза, а также задержанием товаров таможенными органами в соответствии с главой 51 Кодекса Союза.
При этом порядок завершения и прекращения действия таможенной процедуры таможенного транзита определен статьей 151 Кодекса Союза, который не содержит положений, наделяющих полномочиями по такому регулированию государства-члены Союза в рамках своего национального законодательства.
Случаи, при которых действие таможенной процедуры таможенного транзита может завершаться помещением товаров на временное хранение, регистрацией таможенной декларации, выпуском товаров, убытием товаров с таможенной территории Союза, а также задержанием товаров таможенными органами в настоящее время не выявлены и должны быть включены непосредственно в Федеральный закон при их выявлении, в связи с чем указанные полномочия Минфина России исключаются.
В настоящее время взаимодействие таможенных и налоговых органов регулируются в полном объеме Соглашением о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1/ММ-27-2/1 и совместными актами ФТС России и ФНС России. Таким образом, законопроектом предлагается исключить из статьи 222 Федерального закона дублирующие нормы, регулирующие вопросы взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов.
Законопроект предусматривает новую редакцию статьи 225 Федерального закона, устанавливающей случаи, когда таможенные органы вправе проводить таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, и в иных случаях.
Новая редакция статьи 225 Федерального закона предусматривает возможность проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенным органов. Кроме того, частью 6 статьи 225 в новой редакции устанавливается срок проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля.
Законопроектом вносятся изменения в статьи 317 и 320 Федерального закона в части регулирования отдельных вопросов хранения товаров, задержанных таможенными органами, а также распоряжения такими товарами. Предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом утверждать порядок передачи на хранение определенных категорий товаров организации, осуществляющей складские услуги в регионе деятельности таможенного органа. При этом обязанность Правительства Российской Федерации по установлению порядка передачи на хранение отдельных категорий товаров и порядок дальнейшего распоряжения ими утрачивает силу.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1061127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения отдельных полномочий государственных органов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.