Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
К приказу Управления лесами
Орловской области
от "7" декабря 2020 г N 210
Программа
профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обязательных требований лесного законодательства при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов
Настоящая программа профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обязательных требований лесного законодательства при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - лесной надзор) на землях лесного фонда Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов (далее - Программа) подготовлена во исполнение части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в целях реализации положений основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 394-р.
I. Общие положения
1. Настоящая Программа разработана в целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований лесного законодательства, соблюдение которых оценивается Управлением лесами Орловской области (далее - Управление) и казенными учреждениями Орловской области - лесничествами (далее - Лесничества) при осуществлении лесного надзора (далее - лесного надзора) на землях лесного фонда Орловской области в соответствии с предоставленными полномочиями на территории Орловской области, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
2. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
профилактические мероприятия - мероприятия, проводимые в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленные на снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и отвечающие следующим признакам:
- реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
- отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
- направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
- отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, к их персоналу, а также к производимой и (или) реализуемой хозяйствующими субъектами продукции (выполняемым работам, предоставляемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в области лесных отношений;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;
подконтрольные объекты - территории, объекты охраны окружающей среды и иные подобные объекты, используемые гражданами и организациями при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением о присвоении одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо от их ведомственной принадлежности).
3. Срок реализации Программы - 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.
II. Цели Программы
4. Целями проведения профилактических мероприятий в рамках исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда лесного надзора, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, являются:
- повышение прозрачности системы лесного надзора в целом и контрольно-надзорной деятельности Управления и Лесничеств;
- снижение административных и финансовых издержек как Управления и Лесничеств, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- предупреждение нарушений лесного законодательства, подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований в рамках проведения лесного надзора;
- мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
III. Задачи Программы
5. Проведение профилактических мероприятий в рамках проведения лесного надзора позволит решить следующие задачи:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Управлением и Лесничествами;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей подконтрольных субъектов.
IV. Принципы Программы
6. Планирование и осуществление Управлением и Лесничествами профилактических мероприятий в рамках проведения лесного надзора основывается на соблюдении следующих принципов:
- принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;
- принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
- принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Управлением и Лесничествами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
- принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
- принцип обязательности - обязательность проведения профилактических мероприятий Управлением и Лесничествами;
- принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных технологий при их проведении;
- принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
- принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
V. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
7. В 2020 году Управлением не проводились плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления лесного надзора.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если лица, являющиеся арендаторами лесного фонда относятся к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проведение плановых проверок в отношении их в 2020 году не осуществляется.
Действие "надзорных каникул" не распространяется на виды государственного контроля (надзора), которые перешли на риск-ориентированный подход. Согласно Перечню видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года N 806, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах не отнесены к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. В связи с вышеуказанным, План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год Управлением не разрабатывался.
На территории региона с целью осуществления лесного надзора ведет патрулирование лесного фонда 41 мобильная группа из числа лесных инспекторов Лесничеств.
На территории лесного фонда Орловской области в рамках осуществления лесного надзора за 3 квартал 2020 года выявлено 8 нарушений лесного законодательства.
Из них, выявлено два хищения сухостойных деревьев породы дуб и ясень объемом 6,02 куб. м. Вред, причиненный лесному фонду, составил 512 рублей. Материалы направлены в МО МВД России по районам области для принятия решения по существу. На территории Новосильского района Орловской области обнаружена незаконная рубка деревьев породы дуб объемом - 3,53 куб. м на сумму 14,9 тыс. рублей. Материалы также направлены в МО МВД России по району. Возмещено вреда в добровольном порядке на сумму 15,1 тыс. рублей.
По части 1 статьи 8.28 КоАП РФ (повреждение деревьев не до степени прекращения роста) к административной ответственности привлечен один человек с назначением наказания в виде штрафа на сумму 3 тыс. рублей.
За прошедший период 2020 года привлечено к административной ответственности 5 лиц на общую сумму 54 тыс. рублей.
Из них, лица, нарушившие лесное законодательство, привлечены к административной ответственности по следующим статьям:
- ст. 7.9 КоАП РФ - 1 случай на сумму 50 тыс. рублей;
- ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ - 1 случай с назначением наказания в виде предупреждения;
- ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ - 1 случай на сумму 3 тыс. рублей;
- ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ - 2 случая на сумму 1 тыс. рублей;
Взыскано штрафов на сумму 1 тыс. рублей.
За истекший период 2020 года внесено 2 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в рамках осуществления лесного надзора в отношении должностного лица. Первое представление рассмотрено, приняты меры по устранению нарушений лесного законодательства. В настоящее время по второму представлению проходят судебные слушания.
Во 3 квартале 2020 года Управлением не выдавались предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований лесного законодательства в рамках осуществления лесного надзора.
Проводится ряд дополнительных и профилактических мероприятий по предупреждению незаконной рубки лесных насаждений и нарушений лесного законодательства в регионе, в том числе по привлечению граждан и общественных объединений в качестве общественных инспекторов к работе по выявлению нарушений лесного законодательства, использование средств массовой информации (статьи, сюжеты на телевидении, выступления на радио), наглядной агитации, проведение бесед и сходов граждан в сельских поселениях муниципальных образований.
Управлением в рамках лесного надзора выявляются следующие типичные нарушения обязательных требований: незаконная рубка, нарушение правил санитарной безопасности в лесах, нарушение правил использование лесов.
8. Ключевыми рисками при реализации Программы является различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами, что может привести к нарушению ими отдельных положений законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Орловской области.
9. Анализ текущего состояния подконтрольных сфер свидетельствует о том, что работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе.
VI. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
10. На состояние подконтрольной сферы может оказать воздействие:
- совершенствование нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды, лесного законодательства;
- улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований в подконтрольных субъектах.
11. Снижению количества нарушений в подконтрольной сфере может способствовать повышение квалификации, степени информированности руководителей и работников подконтрольных субъектов, а также своевременное принятие мер по соблюдению обязательных требований.
12. В случае несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований может быть причинен ущерб окружающей среде.
VII. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий
13. Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий в рамках осуществления лесного надзора являются:
- результативность деятельности Управления и Лесничеств;
- информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по надзору (контролю), правах подконтрольных субъектов в ходе мероприятий по надзору (контролю);
- понятность обязательных требований подконтрольным субъектам;
- вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Управлением и Лесничествами, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
14. Выполненные за отчетный период профилактические мероприятия в рамках проведения лесного надзора оцениваются посредством следующих показателей результативности и эффективности:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель рассчитывается в процентах от общего количества подконтрольных субъектов), %.
15. Мониторинг оценки уровня развития Программы, а также эффективности и результативности профилактических мероприятий включает в себя оценку достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных на очередной календарный период.
16. Организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований лесного законодательства, осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего Плана-графика профилактических мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований лесного законодательства, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.
17. Управление в первый месяц года следующего за отчетным готовит доклад об итогах профилактической работы за предыдущий год и в установленном порядке до 31 января того же года размещает его в государственной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в разделе "Контрольно - надзорная деятельность" в подразделе "Виды государственного контроля (надзора)" в строке "Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)" Управления лесами Орловской области в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
18. Доклад об итогах профилактической работы должен включать в себя результаты самообследования уровня развития Программы и оценку эффективности и результативности профилактических мероприятий, предусмотренных Программой.
19. Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также Программа размещаются в течение 10 рабочих дней после подписания соответствующих документов (писем, протоколов, приказов и т.п.) в открытом доступе в государственной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в разделе "Контрольно - надзорная деятельность" в подразделе "Виды государственного контроля (надзора)" в строке "Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)" Управления лесами Орловской области в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.