Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Управления лесами
Орловской области
от "7" декабря 2020 г N 211
Программа
профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обязательных требований лесного законодательства при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов
Настоящая программа профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обязательных требований лесного законодательства при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах (далее - пожарный надзор) Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов (далее - Программа) подготовлена во исполнение части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в целях реализации положений основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 394-р.
I. Общие положения
1. Настоящая Программа разработана в целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований лесного законодательства, соблюдение которых оценивается Управлением лесами Орловской области (далее - Управление) и казенными учреждениями Орловской области - лесничествами (далее - Лесничества) при осуществлении пожарного надзора в лесах Орловской области в соответствии с предоставленными полномочиями на территории региона, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
2. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
профилактические мероприятия - мероприятия, проводимые в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленные на снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и отвечающие следующим признакам:
- реализация мероприятий в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
- отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
- направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
- отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, к их персоналу, а также к производимой и (или) реализуемой хозяйствующими субъектами продукции (выполняемым работам, предоставляемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в области лесных отношений;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;
подконтрольные объекты - территории, объекты охраны окружающей среды и иные подобные объекты, используемые гражданами и организациями при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением о присвоении одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо от их ведомственной принадлежности).
3. Срок реализации Программы - 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.
II. Цели Программы
4. Целями проведения профилактических мероприятий в рамках исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда пожарного надзора, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, являются:
- повышение прозрачности системы лесного надзора в целом и контрольно-надзорной деятельности Управления и Лесничеств;
- снижение административных и финансовых издержек как Управления и Лесничеств, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- предупреждение нарушений лесного законодательства, подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований в рамках проведения лесного надзора;
- мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
III. Задачи Программы
5. Проведение профилактических мероприятий в рамках проведения пожарного надзора позволит решить следующие задачи:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Управлением и Лесничествами;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей подконтрольных субъектов.
IV. Принципы Программы
6. Планирование и осуществление Управлением и Лесничествами профилактических мероприятий в рамках проведения пожарного надзора основывается на соблюдении следующих принципов:
- принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;
- принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
- принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Управлением и Лесничествами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
- принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
- принцип обязательности - обязательность проведения профилактических мероприятий Управлением и Лесничествами;
- принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных технологий при их проведении;
- принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
- принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
V. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
7. В соответствии с требованиями части 1 статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если лица, являющиеся арендаторами лесного фонда относятся к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проведение плановых проверок в отношении их в 2021 году не осуществляется.
Действие "надзорных каникул" не распространяется на виды государственного контроля (надзора), которые перешли на риск-ориентированный подход. Согласно Перечню видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года N 806, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах не отнесены к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. В связи с вышеуказанным, План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год Управлением не разрабатывался.
На территории региона с целью осуществления пожарного надзора ведет патрулирование лесного фонда 41 мобильная группа из числа лесных инспекторов Лесничеств.
Штатная численность государственных лесных инспекторов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах, составила 128 штатных единиц, фактически пожарный надзор в лесах осуществляло 112 человек.
На территории Орловской области постановлением Правительства Орловской области от 24 марта 2020 года N 169 и приказом Управления лесами Орловской от 25 марта 2020 года N 72 с 25 марта 2020 года до наступления осенней устойчивой дождливой погоды установлен противопожарный период.
Кроме этого, с 28 марта по 22 мая 2020 года на территории региона действовал особый противопожарный режим.
Распоряжением Правительства Орловской области от 13 июля 2020 года N 426-р в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в целях предотвращения возникновения лесных пожаров на территории Орловской области с 13 июля 2020 года введен особый противопожарный режим, который действует до настоящего времени.
В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 13 июля 2020 года N 426-р "Об установлении на территории Орловской области особого противопожарного режима", приказом Управления лесами N 146 от 13 июля 2020 года введено ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения определенных видов работ с 13 июля 2020 года.
На территории лесного фонда в КУОО "Дмитровское лесничество", произошел пожар, обнаруженный во время патрулирования территории лесного фонда государственными инспекторами лесной охраны лесничества.
В связи с отказом в возбуждении уголовного дела по причине несовершеннолетия виновного лица, КУОО "Дмитровское лесничество" предъявлена претензия родителям по возмещению материального ущерба, причиненного гослесфонду на сумму 21,3 тыс. рублей. В досудебном порядке по претензии Управления вред возмещен в полном объеме.
На территории лесного фонда Орловской области в рамках осуществления пожарного надзора за истекший период 2020 года выявлено 24 нарушения правил пожарной безопасности в лесах, в том числе 14 случаев в условиях особого противопожарного режима. Привлечено к административной ответственности 24 физических лиц на сумму 71 тыс. рублей. Взыскано 23 штрафов на сумму 67 тыс. рублей.
С целью профилактики пожарной обстановки на территории Орловской области согласно государственному заданию ведется целенаправленная работа по противопожарному обустройству лесов. За истекший период 2020 года проведено: эксплуатация лесных дорог - 30 км (план на год - 33 км), устройство противопожарных минполос - 200 км (план на год - 200 км), прочистка противопожарных минполос - 848 км (план на год - 2500 км).
Проводится ряд дополнительных и профилактических мероприятий по предупреждению нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений лесного законодательства в регионе, в том числе по привлечению граждан и общественных объединений в качестве общественных инспекторов к работе по выявлению нарушений лесного законодательства, использование средств массовой информации (статьи, сюжеты на телевидении, выступления на радио), наглядной агитации, проведение бесед и сходов граждан в сельских поселениях муниципальных образований.
Управлением в рамках пожарного надзора в лесах выявляются следующие типичные нарушения обязательных требований: нарушение запретов на разведение в лесу костров; засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором; нарушение требования об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков; нарушение требование по очистке прилегающей к лесу территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделением леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
8. Ключевыми рисками при реализации Программы является различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами, что может привести к нарушению ими отдельных положений законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Орловской области.
9. Анализ текущего состояния подконтрольных сфер свидетельствует о том, что работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе.
VI. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
10. На состояние подконтрольной сферы может оказать воздействие:
- совершенствование нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды, лесного законодательства;
- улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований в подконтрольных субъектах.
11. Снижению количества нарушений в подконтрольной сфере может способствовать повышение квалификации, степени информированности руководителей и работников подконтрольных субъектов, а также своевременное принятие мер по соблюдению обязательных требований.
12. В случае несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований может быть причинен ущерб окружающей среде.
VII. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий
13. Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий в рамках осуществления пожарного надзора являются:
- результативность деятельности Управления и Лесничеств;
- информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по надзору (контролю), правах подконтрольных субъектов в ходе мероприятий по надзору (контролю);
- понятность обязательных требований подконтрольным субъектам;
- вовлечение подконтрольных субъектов во взаимодействие с Управлением и Лесничествами, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
14. Выполненные за отчетный период профилактические мероприятия в рамках проведения пожарного надзора оцениваются посредством следующих показателей результативности и эффективности:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель рассчитывается в процентах от общего количества подконтрольных субъектов), %.
15. Мониторинг оценки уровня развития Программы, а также эффективности и результативности профилактических мероприятий включает в себя оценку достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных на очередной календарный период.
16. Организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований лесного законодательства, осуществляется ответственными исполнителями на основании соответствующего Плана-графика профилактических мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований лесного законодательства, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах Орловской области на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов.
17. Управление в первый месяц года следующего за отчетным готовит доклад об итогах профилактической работы при осуществлении пожарного надзора в лесах Орловской области за предыдущий год и в установленном порядке до 31 января того же года размещает его в государственной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в разделе "Контрольно - надзорная деятельность" в подразделе "Виды государственного контроля (надзора)" в строке "Федеральный государственный пожарный надзор в лесах" Управления лесами Орловской области в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
18. Доклад об итогах профилактической работы должен включать в себя результаты самообследования уровня развития Программы и оценку эффективности и результативности профилактических мероприятий, предусмотренных Программой.
19. Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также Программа размещаются в течение 10 рабочих дней после подписания соответствующих документов (писем, протоколов, приказов и т.п.) в открытом доступе в государственной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в разделе "Контрольно - надзорная деятельность" в подразделе "Виды государственного контроля (надзора)" в строке "Федеральный государственный пожарный надзор в лесах" Управления лесами Орловской области в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.