См. справку "Коронавирус COVID-19"
Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с возникающими у кредитных организаций - членов АРБ вопросами о порядке исполнения отдельных требований российского законодательства в сфере ПОД/ФТ.
В ближайшее время для российских кредитных организаций будут существенно изменены правила представления сведений и информации об операциях клиентов в целях ПОД/ФТ.
Так, в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля", утвердившего дифференцированный подход к представлению финансовыми организациями сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с 10 января 2021 года вступят в силу изменения в коды ОПОК, указанные в Перечне видов операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган (приложение 3 к Правилам составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", разработанным в соответствии с пунктом 14 Указания Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").
С 1 мая 2021 года вступят в силу изменения в Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которыми скорректирован порядок заполнения некоторых полей отчетности, дополнен перечень кодов видов документов, являющихся основанием совершения операции, изменена структура наименования файла электронного сообщения, направляемого в уполномоченный орган, а также структура транспортного контейнера уполномоченного органа и др.
Кроме того, Указанием Банка России от 20.10.2020 N 5599-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержден новый перечень признаков, указывающих на "необычный" характер сделки, прежде всего в целях реализации кредитными организациями своих полномочий по отказу в осуществлении банковского обслуживания клиентов.
Подходы по заполнению отчетов в виде электронного сообщения по старым форматам и с учетом ранее существовавшего классификатора признаков "необычных" сделок формировались кредитными организациями в течение длительного времени на основе обширной правоприменительной практики и были тщательно апробированы.
Однако вышеуказанными изменениями предусмотрено введение значительного количества новых показателей, опыта в использовании которых кредитные организации не имеют. Для полноценной наладки программного обеспечения в целях отправки сообщений по новым форматам кредитным организациям необходим достаточно продолжительный временной период, существенные трудозатраты. Более того, для эффективного исполнения норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) и принятых во исполнение данного закона нормативных актов Банка России может потребоваться обучение сотрудников кредитных организаций новым стандартам работы с клиентами в целях ПОД/ФТ. В сохраняющейся сложной эпидемиологической обстановке, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях действия жестких карантинных мер, неполной изученности новых схем взаимодействия кредитных организаций со своими клиентами посредством дистанционного банковского обслуживания, а также удаленного характера работы многих сотрудников кредитных организаций, быстрая реализация новых стандартов представления сведений и информации в уполномоченный орган представляется весьма затруднительной.
В соответствии с позицией Банка России, согласованной с Федеральной службой по финансовому мониторингу, изложенной в информационных письмах от 10.04.2020 N ИН-014-12/59 и от 29.06.2020 N ИН-14-12/103, до 31 октября 2021 года действовал мораторий на применение мер ответственности, предусмотренных статьями 74 и 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за допущенные кредитными и некредитными финансовыми организациями нарушения порядка и сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 6, 7 и 7.5 Закона N 115-ФЗ.
Просим Вас рассмотреть вопрос о продлении на срок до 1 июля 2021 г. моратория на применение в отношении кредитных организаций мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а в отношении должностных лиц кредитных организаций мер административной ответственности, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ, в случае нарушения кредитными организациями порядка и сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 6, 7 и 7.5 Закона N 115-ФЗ.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 15 декабря 2020 г. N А-02/5-448 "О продлении срока действия моратория на применение штрафов за нарушения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ"
Текст письма опубликован не был