Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
Технологическая карта
на возведение земляного полотна автомобильных дорог из тяжелых глин, укрепленных цементным вяжущим, с применением дорожной фрезы
I. Область применения
Технологическая карта разработана на сооружение земляного полотна автомобильных дорог из тяжелых глин (83 масс. %), укрепленных цементным вяжущим (7 масс. %) и песком (10 масс. %), с применением дорожной фрезы и изготовлением смеси на строительной площадке.
Технологическая карта предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на строительном объекте:
сменная производительность - 150 м;
ширина укрепляемого слоя - 20 м;
толщина укрепленного слоя - 40 см;
влажность тяжелой глины - 0,9 от оптимальной.
При других условиях выполнения работ необходима корректировка карты и привязка ее к конкретным условиям производства работ.
II. Указания по технологии производственного процесса
Конструктивные слои земляного полотна из укрепленных тяжелых глин устраивают в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5°С. При пониженных температурах (от +5°С до -10°С) основание устраивают с учетом требований раздела 7.5 настоящего ОДМ и рекомендаций, приведенных в [11].
При устройстве конструктивных слоев земляного полотна из укрепленных цементом тяжелых глин выполняют следующие работы (рисунки А.1 и А.2):
- разбивочные работы;
- вывоз грунта на дорогу, разравнивание грунта автогрейдером, предварительное уплотнение катком, профилирование участка;
- вывоз песка на подготовленный слой грунта; разравнивание песка автогрейдером;
- распределение цемента, перемешивание песка, цемента и грунта земляного полотна дорожной фрезой;
- уплотнение смеси катком, профилирование участка;
- уход за свежеуложенным основанием.
Работы по укреплению грунта ведут в две смены на двух захватках длинной 150 метров.
До устройства укрепленного слоя грунта все подготовительные работы должны быть завершены.
В 1-ую смену жирные глины для укрепления разрабатывают в притрассовых карьерах, выемках и вывозят на земляное полотно автомобилями-самосвалами.
Грунт разгружают из автомобилей-самосвалов в шахматном порядке. За одну рабочую смену следует произвести распределение грунта по поверхности, увлажнить до оптимальной влажности, а затем уплотнить до коэффициента уплотнения 0,85-0,90 за 2-3 прохода катка по одному следу.
Слой глины следует отсыпать с запасом по ширине с каждой стороны на 0,5-0,6 м для обеспечения безопасности движения техники.
Для предохранения слоя тяжелой глины от переувлажнения в процессе производства работ уплотненный слой грунта необходимо спланировать с обеспечением поперечного уклона 0,05-0,07 от оси земляного полотна в полевую сторону.
Во избежание обрушения грунта, прилегающего к откосной части, первый проход катка следует делать на расстоянии не менее 2 м от бровки откоса, после чего, смещая каждый последующий проход на 1/3 ширины следа в сторону бровки, прикатывая края. В последующем уплотнение продолжают круговыми проходами с перемещением полос уплотнения от краев насыпи к ее оси с перекрытием каждого следа на 1/3.
После уплотнения производится доставка пылеватого песка из карьера автомобилями-самосвалами и его распределение в шахматном порядке на территории слоя насыпи. Песок тонким слоем распределяется по всей ширине укрепляемой части автогрейдером. Общая толщина насыпного слоя (глины и песка) должна составлять не менее 35 см.
Во вторую смену производят распределение цемента в соответствии с установленной рецептурой. Скорость перемещения распределителя цемента варьируется от 3 до 5 км/ч.
Далее грунт перемешивается за один проход двумя фрезами SBF-24L с шириной резания 2400 мм с перекрытием следа на 30 см, при этом фрезы перемещаются друг за другом на расстоянии 20-30 м. Количество проходов фрез может быть увеличено, если степень измельчения грунта не соответствует установленным требованиям.
Перед началом перемешивания фрезу устанавливают на ровной площадке, опускают ротор на заданную глубину, устанавливают гайки ограничителя заглубления ротора на этом уровне до упора и закрепляют. Движение фрезы по участку начинают от краев подготовленного слоя. Работы по укреплению проводятся в пределах проектной ширины укрепляемой части, кроме боковых участков, отсыпаемых для безопасного перемещения техники.
При стабилизации тяжелой глины на последующих слоях заглубление рабочего органа фрезы увеличивается на 5 см в целях обеспечения адгезии слоев укрепленного и укрепляемого грунта и увеличением прочности конструкции.
Перед уплотнением смеси производят планировку и разравнивание поверхности автогрейдером таким образом, чтобы обеспечить сток воды с поверхности укрепленного слоя.
Уплотнение смеси катком начинают сразу же после планировки автогрейдером и осуществляют не более трех часов после перемешивания, а при температуре воздуха ниже +10°С - не более пяти часов.
Скорость перемещения катка по следу при первом и последнем проходе принимают 2,5 км/ч, скорость остальных увеличивается до 6 км/ч. Для уплотнения грунта до коэффициента 0,98 необходимо выполнить не менее 7-9 проходов виброкатка по одному следу с перекрытием предыдущего на 30 см.
После укатки проверяют ровность основания, поперечный уклон поверхности и при необходимости планируют поверхность автогрейдером с удалением излишек грунта.
III. Требования к качеству работ
При контроле качества работ следует контролировать:
- толщину и ширину спланированного слоя тяжелой глины через каждые 50 м в трех точках по ширине;
- наличие в смеси комков свыше 5 мм и свыше 10 мм путем рассева на ситах 5 и 10 мм в трех точках по ширине на двух поперечниках;
- коэффициент уплотнения смеси в трех точках, по оси земляного полотна и в 0,6-0,7 м от бровки отсыпанного слоя, не менее, чем на двух поперечниках на захватке;
- ровность слоя укрепленного грунта после его уплотнения, не менее, чем на двух поперечниках на захватке;
- поперечный уклон поверхности уплотненного слоя, не менее, чем на двух поперечниках на захватке;
- соблюдение режима ухода за укрепленным слоем грунта.
Влажность, плотность и коэффициент уплотнения уложенной смеси в ходе производства работ контролируют экспресс-методами и проверяют в конце рабочей смены лабораторными испытаниями.
Показатели физико-механических свойств тяжелой глины, следует контролировать на каждые 200-300 грунта путем отбора 3-4 проб в месте разработки выемки (карьера).
При приемке руководитель работ должен руководствоваться картой операционного контроля.
IV. Указания по технике безопасности
При производстве работ по устройству слоев из грунтов, укрепленных цементом, следует выполнять требования приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 129н от 2 февраля 2017 г. "Об утверждении Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ" [13]; СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство".
Рабочие, обслуживающие дорожные фрезы и распределители цемента, во время работы должны соблюдать следующие требования:
при распределении цемента по обрабатываемой полосе и перемешивании его с грунтом необходимо учитывать направление ветра, машины должны двигаться так, чтобы машинисты, водители и рабочие меньше находились с подветренной стороны, содержащей пыль;
укрепляющие добавки с грунтом следует перемешивать машинами, оснащенными хорошо подогнанными герметизирующими кожухами рабочих органов;
запрещается снимать и поднимать кожухи во время работы;
запрещается находиться на расстоянии менее 15 м от рабочего органа дорожной фрезы во время работы.
V. Указания по организации труда
Работу по устройству цементогрунтового слоя организуют в две смены. В темное время суток участок должен быть освещен.
До начала работ по устройству цементогрунтового слоя необходимо: сосредоточить на участке работ необходимые машины, оборудование, инструменты; оградить участок работы шлагбаумами, сигнальными знаками.
Организацией работ предусмотрено применение двух ведущих машин - дорожных фрез.
Работы по устройству цементогрунтового слоя выполняют одновременно на двух сменных захватках длиной по 150 м, на первой - производят выгрузку тяжелой глины, ее разравнивание, уплотнение и распределение песка, на второй - работы по укреплению слоя глины цементом.
Состав бригады на отсыпке слоя
| ||
Машинисты экскаватора в забое грунта 6-ого разряда |
- |
3 |
Водители автомобилей-самосвалов - по расчету, зависит от дальности возки | ||
Машинисты автогрейдера 6-ого разряда |
- |
1 |
Машинисты виброкатка 6-ого разряда |
- |
1 |
Машинисты экскаватора в забое песка |
- |
2 |
Машинисты поливомоечной машины 5-ого разряда |
- |
1 |
Состав бригады на укреплении слоя
| ||
Машинисты распределителя цемента 5-ого разряда |
- |
1 |
Машинисты дорожной фрезы 6-ого разряда |
- |
2 |
Машинисты автогрейдера 6-ого разряда |
- |
1 |
Машинисты виброкатка 6-ого разряда |
- |
3 |
VI. График выполнения производственного процесса по устройству слоя укрепленной тяжелой глины с применением дорожных фрез на захватке длиной 150 м (толщина слоя 40 см)
VII. Материально-технические ресурсы
А. Основные материалы
Наименование материала |
Единица измерения |
Количество на 150 метров |
Цемент М300 |
т |
144 |
Вода |
по расчету |
|
Тяжелая глина |
900 |
|
Песок |
129 |
Б. Машины, оборудование, инвентарь
Наименование |
Марка, ГОСТ |
Количество |
Экскаватор с ковшом 1,25 |
ЭО-4121А |
2 |
Дорожная фреза |
SBF -24L |
2 |
Автогрейдер |
Volvo G976 |
1 |
Виброкаток |
Dynapac |
3 |
Распределитель цемента |
ТS-12 |
1 |
Поливомоечная машина |
- |
1 |
Цементовоз |
БЦМ-50 |
1 |
Плотномер-влагомер (плотномер) |
Конструкции инж. Ковалева (Д-51) |
1 |
Нивелир |
1 |
|
Рейки нивелирные |
2 |
|
Лопаты стальные строительные |
2 |
|
Мерник толщины слоя |
- |
2 |
Рулетка |
1 |
|
Вешки деревянные |
- |
10 |
Рейка трехметровая |
- |
1 |
VIII. Карта операционного контроля качества работ при устройстве слоя из укрепленной тяжёлой глины цементом с применением дорожных фрез
А. Перечень контролируемых параметров и их предельные отклонения
N |
Контролируемы параметры |
Предельные отклонения |
1 |
Ширина слоя земляного полотна между осью и бровкой |
см |
2 |
Высотные отметки по оси земляного полотна |
мм |
3 |
Толщина слоя |
%, но не более 20 мм |
4 |
Поперечный уклон |
|
5 |
Ровность поверхности основания |
мм (просвет под трехметровой рейкой) |
6 |
Физико-механические показатели укрепленного грунта |
% |
7 |
Степень размельчения грунта: |
|
комки размером более 5 мм |
25% |
|
комки размером более 10 мм |
10% |
|
8 |
Коэффициент уплотнения |
|
9 |
Допустимое отклонение содержания цемента от рецепта |
-0,1% |
Б. Карта операционного контроля
N |
Основные операции, подлежащие контролю |
Разбивочные работы |
Разравнивание и планировка грунта |
Размельчение грунта фрезой |
Укрепление грунта цементом |
Планировка смеси автогрейдером |
Уплотнение смеси катком |
1 |
Состав контроля |
1. Ширина основания. 2. Высотные отметки по оси |
1. Толщина слоя. 2. Ширина спланированного слоя грунта |
Степень размельчения грунта |
Однородность сухой и влажной смеси |
1. Ровность основания. 2. Толщина слоя. 3. Ширина основания. 4. Поперечный уклон |
1. Плотность основания. 2. Ровность основания. 3. Поперечный уклон. 4. Влажность укрепленного грунта |
2 |
Метод и средства контроля |
Инструментальный, нивелир, стальная рулетка |
Инструментальный. 1. Мерник толщины. 2. Стальная рулетка |
Инструментальный, лабораторный, сита с отверстиями диаметром 5 и 10 мм |
Визуальный |
Инструментальный 1. Трехметровая рейка. 2. Мерник толщины. 3. Стальная рулетка. 4. Шаблон |
Инструментальный, лабораторный. 1. Влагомер-плотномер конструкции инж. Ковалева, (динамический плотномер). 2. Трехметровая рейка 3. Шаблон. 4. Взятие проб из уплотненного основания |
3 |
Режим и объем контроля |
1. Через 50 м в трех точках по ширине. 2. Через 50 м |
1. Через 50 м в трех точках по ширине. 2. Через 50 м |
После каждого прохода фрезы в трех точках по ширине на двух поперечниках на захватку |
Постоянно |
1, 2, 3, 4 - на двух поперечниках через 50 м |
1, 4 - В 3 точках (по оси и в 0,5 м от кромок) на двух поперечниках через 50 м. 2, 3 - на двух поперечниках через 50 м |
4 |
Лицо, контролирующее операцию |
Мастер |
Мастер |
Мастер, лаборант |
Мастер |
Мастер |
Мастер, лаборант |
5 |
Привлекаемые для контроля подразделения |
- |
- |
Лаборатория |
- |
- |
Лаборатория |
6 |
Где регистрируются результаты контроля |
Общий журнал работ |
Общий журнал работ |
Общий журнал работ, лабораторный журнал |
Общий журнал работ |
Общий журнал работ |
Общий журнал работ, лабораторный журнал |
<< Назад |
||
Содержание Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.1.001-2020 "Методические рекомендации по применению в конструкции земляного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.