Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи", внесенный депутатом Государственной Думы М.Г. Кудрявцевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный депутатом Государственной Думы М.Г. Кудрявцевым проект федерального закона N 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи" и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в порядок заключения, изменения и прекращения договоров об оказании услуг связи, уточняются порядок обработки и предоставления сведений об абонентах и пользователях услугами связи. Также, положениями законопроекта предусматривается введение информационной системы мониторинга проверки сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Понятийный аппарат Федерального закона "О связи" дополняется определением "идентификатор пользовательского оборудования" под которым предлагается понимать уникальный идентификационный номер пользовательского оборудования (оконечного оборудования), используемого для доступа к сети оператора подвижной радиотелефонной связи.
Комитет, поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, обращает внимание, что отдельные его положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке.
В частности, предлагаемое законопроектом определение "идентификатор пользовательского оборудования" нуждается в корректировке и соотнесении с определениями "пользовательское оборудование (оконечное оборудование)" и "идентификационный модуль", используемыми в статье 2 действующего Федерального закона "О связи".
Проектируемым абзацем 11 пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О связи" вводится обязанность абонента регистрировать в единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) устройства, используемые таким абонентом в целях обеспечения функционирования телекоммуникационного или иного оконечного оборудования с указанием абонентского номера, используемого при функционировании оборудования, адреса абонента или адреса установки оборудования и других данных, позволяющих идентифицировать абонента или его оконечное оборудование. При этом, порядок взаимодействия субъектов правоотношений между собой посредством ЕСИА, а также с оператором связи не раскрывается. Также непонятно, о каких других данных, позволяющих идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, идет речь. Нуждается в дополнительном обосновании необходимость внесения в ЕСИА, имеющую определенные цели создания, сведений об устройствах, которые используются в целях обеспечения функционирования телекоммуникационного или иного оконечного оборудования. Кроме того, обращаем внимание, что в законопроекте отсутствует механизм подтверждения внесенных сведений в ЕСИА.
Проектом рассматриваемого федерального закона устанавливается, правило, в соответствии с которым заключение, внесение изменений, прекращение договоров об оказании услуг связи и иные юридические значимые действия посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, при условии идентификации физического лица с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В соответствии с указанной нормой, идентификация гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий осуществляется без его личного присутствия путем предоставления государственным органам и организациям информации из единой биометрической системы. Однако, необходимо отметить, что исходя из положений пункта 6 статьи 44 Федерального закона "О связи", операторы связи при проверке достоверности сведений об абоненте или о пользователе не наделены правом на использование единой биометрической системы.
Проектируемым пунктом 7 статьи 45 Федерального закона "О связи" предусматривается, что физическое лицо, зарегистрированное в ЕСИА, в случае, если оно является пользователем услугами подвижной радиотелефонной связи вправе внести в ЕСИА с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг идентификатор пользовательского оборудования (идентификаторы пользовательского оборудования), который используется в принадлежащем ему на законных основаниях пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в привязке к его абонентскому номеру, выделенному оператором подвижной радиотелефонной связи, а также исключить неактуальный идентификатор пользовательского оборудования (идентификаторах пользовательского оборудования).
Необходимо обратить внимание на то, что данная законодательная норма не раскрывает вопрос о том, чем будет подтверждаться законность владения пользователем данным пользовательским оборудованием. Вместе с тем, особую актуальность отсутствующий порядок подтверждения законности владения оконченным оборудованием приобретает в свете предоставления абоненту права требования не оказывать услуги связи использующему утраченное пользовательское оборудование (оконечное оборудование), идентификатор которого внесен в единой системе идентификации и аутентификации. Не проработанность данной нормы может привести к злоупотреблениям и незаконному ограничению отказа в доступе к услугам связи.
Высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.