Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 15. Рекомендуемые узлы и полиспасты, используемые при подъеме и спуске грузов

Приложение N 15
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н

 

Рекомендуемые узлы и полиспасты, используемые при подъеме и спуске грузов

 

Таблица 1

 

N п/п

Название узла

Графические схемы узлов

Примечание

1.

Штык с двумя шлагами

Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления

2

Прямой

Применяется для обвязывания опор и грузов

3

"Восьмерка"

Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления

4

"Восьмерка" с двойной петлей

Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв

5

Встречная "восьмерка"

Применяется для связывания канатов одинакового диаметра

6

Грейпвайн

Применяется для связывания канатов одинакового диаметра

7

Брамшкотовый

Применяется для связывания канатов разного диаметра

8

"Маршара"

Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 - 8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места

9

"Прусика"

Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10 - 12 мм

10

"Бахмана"

Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах

11

UIAA

Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места

12

Баттерфляй

Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната

13

Стремя

Применяется для организации самоспасения при зависании, а также для закрепления каната к анкерной точке

14

"Гарда"

Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы.

15

Стопорный узел

Применяется в качестве стопорного узла на конце каната

 

Длина каната, выходящего из стопорного узла (пункт 15 таблицы 1), должна быть не менее 10 см.

Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а также в наряде-допуске.

Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.

Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:

а) закрепленного устройства для спуска по канату;

б) узла "UIAA";

в) "Карабинного тормоза".

При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:

а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;

б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;

в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;

г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;

д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;

е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.

Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.

Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию, применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Графическая схема полиспаста с одним подвижным блоком (отношение массы груза к тяговому усилию равно 2)

Графическая схема полиспаста с двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 4)

Графическая схема полиспаста с одним фиксированным и двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 6)

 

На грузовом канате выше тягового зажима должен быть установлен зажим для ограничения обратного хода конца каната, на котором закреплен груз. В плане производства работ с учетом оценки рисков может быть разрешено использование вместо зажима самозатягивающегося узла.