Приложение N 15
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н
Рекомендуемые узлы и полиспасты, используемые при подъеме и спуске грузов
Таблица 1
N п/п |
Название узла |
Графические схемы узлов |
Примечание |
1. |
Штык с двумя шлагами |
Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления |
|
2 |
Прямой |
Применяется для обвязывания опор и грузов |
|
3 |
"Восьмерка" |
Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления |
|
4 |
"Восьмерка" с двойной петлей |
Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв |
|
5 |
Встречная "восьмерка" |
Применяется для связывания канатов одинакового диаметра |
|
6 |
Грейпвайн |
Применяется для связывания канатов одинакового диаметра |
|
7 |
Брамшкотовый |
Применяется для связывания канатов разного диаметра |
|
8 |
"Маршара" |
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 - 8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места |
|
9 |
"Прусика" |
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10 - 12 мм |
|
10 |
"Бахмана" |
Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах |
|
11 |
UIAA |
Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места |
|
12 |
Баттерфляй |
Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната |
|
13 |
Стремя |
Применяется для организации самоспасения при зависании, а также для закрепления каната к анкерной точке |
|
14 |
"Гарда" |
Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы. |
|
15 |
Стопорный узел |
Применяется в качестве стопорного узла на конце каната |
Длина каната, выходящего из стопорного узла (пункт 15 таблицы 1), должна быть не менее 10 см.
Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а также в наряде-допуске.
Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.
Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:
а) закрепленного устройства для спуска по канату;
б) узла "UIAA";
в) "Карабинного тормоза".
При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:
а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;
б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;
в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;
г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;
д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;
е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.
Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.
Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию, применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.
Таблица 2
Графическая схема полиспаста с одним подвижным блоком (отношение массы груза к тяговому усилию равно 2) |
Графическая схема полиспаста с двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 4) |
Графическая схема полиспаста с одним фиксированным и двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 6) |
На грузовом канате выше тягового зажима должен быть установлен зажим для ограничения обратного хода конца каната, на котором закреплен груз. В плане производства работ с учетом оценки рисков может быть разрешено использование вместо зажима самозатягивающегося узла.