Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 28 июля 2021 г. - Постановление Правительства Алтайского края от 26 июля 2021 г. N 278
Изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 15.12.2020 N 536
Региональная программа
"Модернизация первичного звена здравоохранения Алтайского края"
26 июля 2021 г.
Паспорт
региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Алтайского края"
Сроки реализации региональной программы |
2021-2025 годы |
Разработчик региональной программы |
Правительство Алтайского края |
Участники региональной программы |
Министерство здравоохранения Алтайского края; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; Министерство транспорта Алтайского края; Министерство финансов Алтайского края; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); КГБУЗ "Алтайский краевой медицинский информационно-аналитический центр" |
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации |
государственная программа "Развитие здравоохранения в Алтайском крае", утвержденная постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2019 N 541 |
Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа |
постановление Правительства Алтайского края от 15.12.2020 N 536 |
Цели региональной программы |
цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной программы медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек; цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи; цель 3 - обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи |
Задачи региональной программы |
задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи; задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача; задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи; задача 6 - введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах; задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи; задача 8 - разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы; задача 9 - реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций к оказанию медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше; задача 10 - профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы |
консолидированный бюджет - 9593936,1 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 8281781,2 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 190856,6 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 1121298,3 тыс. рублей; В 2021 году - 1732154,1 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1505778,4 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 34701,2 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 191674,5 тыс. рублей; В 2022 году - 1747243,6 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1505778.4 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 34701,2 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 206764,0 тыс. рублей; В 2023 году - 1763306,0 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1505778.4 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 34701,2 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 222826,4 тыс. рублей; В 2024 году - 2166164,0 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1882223.0 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 43376,5 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 240564,5 тыс. рублей; В 2025 году - 2185068,4 тыс. рублей: средства федерального бюджета - 1882223,0 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 43376,5 тыс. рублей; средства государственных внебюджетных фондов - 259468,9 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации региональной программы
Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Алтайского края (далее - "программа") разработана во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" и направлена на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, обеспечение приоритета интересов пациента и соблюдение прав граждан при ее оказании, дальнейшее развитие профилактического направления в здравоохранении.
Целеполагание программы модернизации первичного звена здравоохранения в части кадрового обеспечения подразумевает:
ликвидацию дефицита медицинских кадров, устранение кадрового дисбаланса в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, а также в центральных районных больницах;
подготовку и трудоустройство медицинских работников с использованием эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь, квалифицированными кадрами.
Общая площадь территории Алтайского края составляет 168 тыс. км2. Алтайский край включает в себя 10 городских округов и 59 муниципальных районов.
Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии, в 3419 км от Москвы. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, по площади занимает 24-е место в Российской Федерации и 10-е место в Сибирском федеральном округе.
На севере край граничит с Новосибирской областью, на востоке - с Кемеровской областью, юго-восточная граница проходит с Республикой Алтай, на юго-западе и западе - государственная граница с Республикой Казахстан протяженностью 843,6 км.
Территория Алтайского края относится к двум физическим странам: Западно-Сибирской равнине и Алтай - Саяны. Горная часть охватывает равнину с восточной и южной сторон - Салаирский кряж и предгорья Алтая. Западная и центральная части преимущественно равнинного характера: Приобское плато, Бийско-Чумышская возвышенность, Кулундинская равнина. В крае присутствуют почти все природные зоны России: степь и лесостепь, тайга и горы. Равнинная часть края представлена степной и лесостепной природными зонами.
Климат в Алтайском крае умеренный резко континентальный, формируется в результате частой смены воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии.
Средние максимальные температуры июля +26... +28°C, экстремальные достигают - +40... +41°C. Средние минимальные температуры января колеблются в пределах - -20...-24°C, абсолютный зимний минимум - -50...-55°C.
На юго-востоке региона господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В летние месяцы часты северные ветры. В 20-45% случаев скорость ветров юго-западного и западного направлений превышает 6 м/с. В степных районах края с усилением ветра связано возникновение суховеев. В зимние месяцы в периоды с активной циклонической деятельностью в крае повсеместно отмечаются метели, повторяемость которых 30-50 дней в году.
Наиболее мягким климатом характеризуются Алтайский и Смоленский районы, а наиболее резким - Кулундинский и Ключевский районы. Наибольшие температуры воздуха в летний период наблюдаются в Угловском и Михайловском районах, наименьшие в зимний период - в Ельцовском, Залесовском, Заринском. Наибольшее количество осадков выпадает в Красногорском, Алтайском и Солонешенском районах, наименьшее - в Угловском районе и западной части Рубцовского района. Наибольшая среднегодовая скорость ветра наблюдается в Благовещенском районе, наименьшая - в Бийском районе.
Снежный покров устанавливается в среднем во второй декаде ноября, разрушается в первой декаде апреля. Высота снежного покрова составляет в среднем 40-60 см, в западных районах уменьшается до 20-30 см.
Плотность населения Алтайского края - 13,9 человек/км2. Городское население - 56,7%, сельское население - 43,3%.
По данным Росстата, численность населения Алтайского края на 01.01.2020 составляет 2317153 человека, в том числе по оперативным данным медицинских организаций, численность взрослого населения - 1827004 человека, численность детского населения - 490149 человек. Городское население - 1319564 человек, сельское население - 997589 человек Трудоспособная часть населения составляет 1255100 человек. Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2025 году по среднему прогнозу составит 2263901 человек, в связи с этим прогнозируется снижение числа посещений медицинскими работниками пациентов на дому.
На территории Алтайского края, по данным Росстата, находятся 1605 населенных пунктов. Согласно паспортам МО, количество населенных пунктов составляет 1763, из них 158 садовые и огороднические товарищества.
Для оказания медицинской помощи жителям Алтайского края функционирует сеть медицинских учреждений, представленная 1223 медицинскими организациями (частными и государственными), из них первичную медико-санитарную помощь населению, оказывают 1035 медицинских организаций, первичную специализированную медико-санитарную помощь - 125 медицинских организаций. В программу модернизации включены 92 медицинские организации (юридические лица), подведомственные Министерству здравоохранения Алтайского края, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, 1 медицинская организация, подведомственная ФМБА России, оказывающая первичную медико-санитарную помощь.
Уровень заболеваемости и смертности населения Алтайского края стабильно превышает среднероссийские показатели (рис. 1-2).
Рисунок 1
Уровень
смертности в Алтайском крае
Рисунок 2
Уровень
заболеваемости в Алтайском крае
Общая заболеваемость (prevalence) населения Алтайского края по итогам 2018 года составила 253527,67 на 100 тыс. человек населения, что выше чем в среднем по России (163485,2) на 55,07% (таблица 1).
Первичная заболеваемость (incidence) на территории Алтайского края в 2018 году зафиксирована на уровне 108524,09 на 100 тыс. человек населения, что также превышает среднероссийский показатель (на 38,8%) (таблица 2).
В 2019 году общая заболеваемость (prevalence) населения Алтайского края уменьшилась на 0,32% по сравнению с 2018 годом и составила 252719,74 на 100 тыс. человек населения. При этом общая заболеваемость сельского населения увеличилась на 0,28% по сравнению с 2018 годом, ее уровень составил 221061,33 (в 2018 г. - 220452,76), общая заболеваемость городского населения уменьшилась на 0,91% по сравнению с 2018 годом, зафиксирована на уровне 276813,34 (в 2018 г. - 279363,84).
В 2019 году уровень первичной заболеваемости населения Алтайского края увеличился на 0,1% и составил 108636,23 (в 2018 г. - 108524,09). Среди сельского населения первичная заболеваемость увеличилась на 0,64% и достигла 90028,30 на 100 тыс. населения (в 2018 г. - 89455,78). Первичная заболеваемость городского населения уменьшилась по сравнению с 2018 годом на 0,34% и составила 123178,85 на 100 тыс. населения (в 2018 г. - 123603,14), что выше средне краевого показателя на 13,39%.
Таблица 1
Динамика
показателей общей заболеваемости (prevalence) населения Алтайского края по основным классам, группам и отдельным болезням (на 100 тыс. человек населения)
Наименование классов и отдельных болезней |
Общая заболеваемость |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
РФ 2018 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Зарегистрировано заболеваний - всего |
253429,50 |
253527,67 |
252719,74 |
163429,7 |
в том числе: Некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
4875,00 |
5587,47 |
5548,24 |
4359,8 |
Новообразования |
7236,90 |
7252,09 |
7492,54 |
5007,5 |
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
2157,10 |
2163,16 |
2292,30 |
1250,8 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
18234,93 |
18209,89 |
18811,54 |
8284,3 |
Психические расстройства и расстройства поведения |
7623,39 |
6932,27 |
6638,59 |
4076,5 |
Болезни нервной системы |
9017,62 |
9268,37 |
9101,12 |
5833,9 |
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
17596,38 |
16771,43 |
15932,52 |
10372,1 |
Болезни уха и сосцевидного отростка |
4314,62 |
4024,54 |
3904,77 |
3786,5 |
Болезни системы кровообращения |
40896,53 |
41421,23 |
41799,96 |
24883,4 |
Болезни органов дыхания |
49520,98 |
51541,31 |
52621,71 |
40944,8 |
Болезни органов пищеварения |
21826,41 |
21084,77 |
20830,22 |
11518,4 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки |
7115,54 |
6683,99 |
6424,86 |
5671,9 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
21826,07 |
21687,35 |
21289,79 |
13352,1 |
Болезни мочеполовой системы |
25630,81 |
25557,68 |
25115,09 |
11784,8 |
Беременность, роды и послеродовой период |
23195,62 |
21546,17 |
20059,79 |
8416,4 |
Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
838,62 |
846,91 |
815,92 |
797,2 |
синдром Дауна |
16,02 |
15,70 |
16,63 |
12,8 |
Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках |
172,47 |
185,10 |
54,91 |
93,5 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин |
9034,32 |
9219,26 |
9299,76 |
8901,7 |
Таблица 2
Динамика
показателей первичной заболеваемости (incidence) населения Алтайского края по основным классам, группам и отдельным болезням (на 100 тыс. населения)
Наименование классов и отдельных болезней |
Первичная заболеваемость |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
РФ 2018 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Зарегистрировано заболеваний - всего |
108447,47 |
108524,09 |
108636,23 |
78186,60 |
в том числе: Некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
2934,80 |
2861,31 |
2944,73 |
2703,20 |
Новообразования |
2244,05 |
2248,01 |
2267,91 |
1160,50 |
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
717,17 |
654,06 |
707,56 |
427,4 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
3233,11 |
2905,01 |
3058,37 |
1311,7 |
Психические расстройства и расстройства поведения |
1207,18 |
1227,19 |
1167,13 |
414,4 |
Болезни нервной системы |
2321,83 |
2441,02 |
2482,07 |
1475,8 |
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
5147,74 |
4741,41 |
4130,72 |
3140,1 |
Болезни уха и сосцевидного отростка |
3426,75 |
3094,06 |
2945,50 |
2552 |
Болезни системы кровообращения |
5068,99 |
5393,86 |
5401,20 |
3256,9 |
Болезни органов дыхания |
40795,29 |
42299,58 |
43566,20 |
35969,8 |
Болезни органов пищеварения |
5807,21 |
5765,63 |
5903,04 |
3306,3 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки |
5766,38 |
5320,93 |
5323,10 |
4027,3 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
4929,83 |
5045,15 |
5051,84 |
2983,6 |
Болезни мочеполовой системы |
12353,91 |
12142,01 |
11665,10 |
4481 |
Беременность, роды и послеродовой период |
12606,51 |
11524,84 |
10207,53 |
5707,5 |
Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
217,95 |
190,93 |
178,67 |
197,4 |
синдром Дауна |
0,72 |
0,81 |
0,86 |
0,95 |
Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках |
172,47 |
185,10 |
54,91 |
80,8 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин |
9034,32 |
9219,26 |
9299,76 |
8899,9 |
Структура общей заболеваемости в основных возрастных группах населения Алтайского края имеет свои особенности. На первом месте у взрослых - болезни системы кровообращения, у детей и подростков - болезни органов дыхания (таблица 3).
Таблица 3
Ранговые места
общей заболеваемости ведущих классов болезней в основных возрастных группах населения Алтайского края в 2019 году
Ранги |
Дети |
Подростки |
Взрослые |
1 |
2 |
3 |
4 |
I |
Болезни органов дыхания (60,21%) |
Болезни органов дыхания (38,79%) |
Болезни системы кровообращения (20,61%) |
II |
Болезни нервной системы (5,49%) |
Болезни глаза (9,26%) |
Болезни мочеполовой системы (11,7%) |
III |
Болезни глаза и его придаточного аппарата (4,59%) |
Болезни пищеварения (7,29%) |
Болезни органов дыхания (11,65%) |
IV |
Болезни органов пищеварения (4,58%) |
Болезни мочеполовой системы (7,08%) |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (9,8%) |
V |
Болезни кожи и подкожной клетчатки (3,53%) |
Болезни нервной системы (7,01%); Болезни костно-мышечной системы (6,14%) |
Болезни органов пищеварения (9,06%) |
Лидирующую позицию в структуре первичной заболеваемости основных возрастных групп занимают болезни органов дыхания (таблица 4).
Таблица 4
Ранговые места
ведущих классов заболеваний по уровню первичной заболеваемости в основных возрастных группах населения края
Ранги |
Дети |
Подростки |
Взрослые |
1 |
2 |
3 |
4 |
I |
Болезни органов дыхания (72,25%) |
Болезни органов дыхания (55,53%) |
Болезни органов дыхания (22,51%) |
II |
Травмы и отравления (4,16%); Болезни кожи и подкожной клетчатки (3,82%) |
Травмы и отравления (7,35%) |
Болезни мочеполовой системы (15,83%) |
III |
Болезни органов пищеварения (3,49%) |
Болезни мочеполовой системы (6,0%); Болезни органов пищеварения (6,29%) |
Травмы и отравления (10,89%) |
IV |
Инфекционные болезни (3,12%) |
Болезни кожи и подкожной клетчатки (4,97%) |
Болезни системы кровообращения (7,74%) |
V |
Болезни глаза (2,36%); Болезни нервной системы (2,54%) |
Болезни костно-мышечной системы (4,07%); Болезни нервной системы (3,25%) |
Болезни органов пищеварения (6,35%); Болезни костно-мышечной системы (6,4%) |
По данным Росстата, в 2019 году в Алтайском крае показатель общей смертности составил 14,1% (сохранился на уровне показателя 2018 года) (таблица 5).
Уровень смертности в крае по итогам 2019 года превысил показатели по Российской Федерации на 13,0% (в 2019 г. по РФ - 12,3%) (таблица 5).
Среди субъектов Российской Федерации по уровню смертности Алтайский край занимает 62 ранговое место от наилучшего показателя.
В сравнении с 2018 годом показатель смертности городского населения Алтайского края снизился на 0,8% (с 12,1% в 2018 г. до 12,0% в 2019 г.), на селе показатель снизился на 2,6% (с 15,4% 2018 г., до 15,0% в 2019 г.).
Таблица 5
Динамика
показателей общей смертности городского и сельского населения в Алтайском крае
Территория |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего по Алтайскому краю: |
14,0 |
14,1 |
14,1 |
по селу |
15,4 |
15,6 |
15,3 |
по городу |
13,0 |
13,1 |
13,0 |
В целом структура общей смертности населения края соответствует таковой в Российской Федерации. Потери населения в основном обусловлены тремя классами причин: болезнями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями и несчастными случаями, травмами и отравлениями (Рисунок 3).
Рисунок 3
Структура
общей смертности
Среди субъектов Российской Федерации по уровню смертности от болезней системы кровообращения Алтайский край в 2019 году занял 48 ранговое место. В сравнении с 2018 годом число умерших от БСК на селе повысилось на 6,2% (с 524,4 человека на 100 тысяч населения в 2018 г. до 564,3 человека на 100 тысяч населения в 2019 г.), в городе на 1,6% (с 573,5 человека на 100 тысяч населения в 2018 г. до 584,1 человека на 100 тысяч населения в 2019 г.).
Показатель младенческой смертности в Алтайском крае (по данным Росстата) по итогам 2019 года составил 5,5%, снизился на 26,7% по сравнению с 2018 годом (7,5%). Младенческая смертность в Алтайском крае в 2019 году превысила уровень по РФ (4,9%) на 12,2%. Среди субъектов РФ по уровню младенческой смертности край занимает 59 ранговое место, среди субъектов СФО - 4 ранговое место.
Рост заболеваемости и более высокий уровень смертности среди сельских жителей Алтайского края, структура смертности населения обусловили выбор приоритетных направлений развития системы регионального здравоохранения - дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи в Алтайском крае, формирование оптимальной сети, развитие инфраструктуры, дооснащение оборудованием и укомплектование кадрами медицинских организаций первичного звена здравоохранения, повышение доступности и качества медицинской помощи для жителей в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек.
Инфраструктура для оказания первичной медико-санитарной помощи в Алтайском крае достаточно развита, но при этом имеются населенные пункты, не обеспеченные структурным подразделением и закрепленные за ближайшей медицинской организацией.
В Алтайском крае 1763 населенных пункта из которых 654 населенных пункта с численностью населения менее 100 человек, из них 127 населенных пунктов удалены от ближайшей медицинской организации более чем на 6 км. В соответствии с действующим законодательством в таких населенных пунктах первичная медико-санитарная помощь осуществляется медицинскими бригадами с использованием мобильных фельдшерско-акушерских пунктов (выездная форма работы).
Из 127 недоступных для первичной медико-санитарной помощи населенных пунктов с числом жителей менее 100 человек 23 находятся в городском округе г. Барнаул, 1 населенный пункт - в Алейском районе, 2 - в Баевском районе, 4 - в Бийском районе, 2 - в Бурлинском районе, 1 - в Быстроистокском районе, 3 - в Егорьевском районе, 2 - в Завьяловском районе, 2 - в Залесовском районе, 4 - в Заринском районе, 3 - в Змеиногорском районе, 8 - в Зональном районе, 3 - в Калманском районе, 2 - в Каменском районе, 3 - в Ключевском районе, 1 - в Косихинском районе, 6 - в Красногорском районе, 3 - в Краснощековском районе, 2 - в Крутихинском районе, 2 - в Кулундинском районе, 3 - в Курьинском районе, 4 - в Кытмановском районе, 3 - в Локтевском районе, 3 - в Мамонтовском районе, 6 - в Павловском районе, 5 - в Панкрушихинском районе, 1 - в Первомайском районе, 3 - в Поспелихинском районе, 1 - в Ребрихинском районе, 2 - в Романовском районе, 3 - в Рубцовском районе, 3 - в Солонешенском районе, 1 - в Солтонском районе, 1 - в Суетском районе, 3 - в Табунском районе, 2 - в Топчихинском районе, 1 - в Троицком районе, 1 - в Усть-Калманском районе, 1 - в Усть-Пристанском районе, 2 - в Хабарском районе, 1 - в Чарышском районе.
При этом создаются оптимальные условия для проведения консультаций и отбора для последующего лечения в специализированных медицинских организациях II - III уровня, активизация пропаганды профилактики неинфекционных заболеваний, обучения населения основам здорового образа жизни.
В 5 населенных пунктах с численностью свыше 100 человек отсутствуют структурные подразделения: в селе Гоньба (городской округ г. Барнаул), в селе Одинцовка (городской округ г. Бийск), в поселке Свекловичный Зонального района, в поселке Красный Май Павловского района и в село Переясловка Топчихинского района (172-2406 человек) в период с 2020 по 2025 год запланировано строительство структурных подразделений (фельдшерско-акушерских пунктов (далее - "ФАП") и врачебных амбулаторий).
Схемы территориального планирования и карт размещения объектов здравоохранения соответствуют сведениям, внесенным в геоинформационную подсистему (приложение 5).
Анализ территориального планирования оказания медицинской помощи, имеющейся численности населения в рамках действующей сети медицинских организаций, входящих структурных подразделений показал, что в Алтайском крае имеются медицинские организации, входящие структурные подразделения, обслуживающие численность населения больше или меньше рекомендованной в рамках приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 N 132н "О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
Так, имеется:
43 медицинские организации и 290 входящих структурных подразделений, обслуживающих меньше рекомендуемой численности населения, в отношении 6 из которых (5 медицинских организаций и 1 структурное подразделение) планируется до 2025 года изменение вида медицинской организации: КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Белокуриха" (оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи с обслуживанием по межрайонному принципу населения Солонешенского и Петропавловского районов); КГБУЗ "Городская больница N 2, г. Бийск" (объединение с КГБУЗ "Городская больница N 4, г. Бийск", КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Бийск"); КГБУЗ "Городская больница N 4, г. Барнаул" (не имеет прикрепленного населения, работает как студенческая поликлиника, планируется перекрепить взрослое население КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул" и КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул"); КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11, г. Барнаул" (планируется пересмотреть территорию обслуживания и перераспределить взрослое население); КГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 7, г. Барнаул" (укрупнение медицинской организации за счет объединения в одно юридическое лицо с КГБУЗ "Городская детская поликлиника N 7, г. Барнаул" и детского поликлинического отделения КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул"); КГБУЗ "Городская больница N 4, г. Барнаул" (присоединение взрослого поликлинического отделения КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул");
6 медицинских организаций и 3 входящих в медицинские организации структурных подразделения, обслуживающих больше рекомендуемой численности населения, в отношении 2 структурных подразделений из которых планируется до 2025 года изменение вида медицинской организации (фельдшерско-акушерский пункт п. Мирный Зонального района и Ракитовский фельдшерско-акушерский пункт Михайловского района приобретут статус врачебной амбулатории). В отношении обслуживающих больше рекомендуемой численности населения 6 медицинских организаций планируется перераспределение обслуживаемого населения до нормативной с учетом создания до 2025 года в других медицинских организациях структурных подразделений - консультативно-диагностических центров и поликлиник с перераспределением территорий обслуживания.
В поселке Фирсово Первомайского района и поселке Бельмесево городского округа г. Барнаул планируется строительство врачебной амбулатории взамен имеющихся ФАПов.
В центральном и индустриальном районах г. Барнаула планируется новое строительство городских поликлиник N 1 и N 9.
В части обоснования мероприятий до 2025 года по изменению вида медицинской организации, входящего структурного подразделения необходимо отметить следующее:
увеличение численности обслуживаемого населения в 4 городских больницах (КГБУЗ "Городская больница N 2, г. Бийск", КГБУЗ "Городская больница N 4, г. Барнаул", КГБУЗ "Городская больница N 8, г. Барнаул", КГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 7, г. Барнаул") за счет укрупнения юридических лиц и перераспределения территорий обслуживания с сохранением шаговой доступности и создания в структуре таких учреждений консультативно-диагностических центров;
присоединение к КГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 7, г. Барнаул" КГБУЗ "Городская детская поликлиника N 7, г. Барнаул" и детского поликлинического отделения КГБУЗ "Городская поликлиника N 10, г. Барнаул", что позволит сформировать городскую детскую больницу с нормативной численностью;
из 155 структурных подразделений 1 городская больница перейдет в статус участковой больницы;
2 ФАПа с численностью населения выше 2000 человек будут переведены во врачебные амбулатории.
Также следует отметить 17 медицинских организаций и 2 входящих структурных подразделения, которые обслуживают рекомендованную численность населения, но по которым до 2025 года планируется изменение вида медицинской организации, в связи с тем, что:
в 4 медицинских организациях, обеспечивающих оказание медицинской помощи по межмуниципальному принципу, планируется открытие консультативно-диагностических центров, в 2 из которых запланировано строительство межрайонных поликлиник;
по 13 медицинским организациям запланировано объединение с укрупнением юридических лиц и созданием в объединенных медицинских организациях консультативно-диагностических центров;
по 2 ФАПам запланирован перевод в статус врачебных амбулаторий в связи с прогнозируемым после 2025 года ростом численности обслуживаемого ими населения (более 2000 человек), в связи со значительным объемом незавершенного строительства в обслуживаемых населенных пунктах.
Объемы планирования медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи представлены в разрезе медицинских организаций (Приложение 5).
Данные о степени износа зданий, в которых оказывается ПМСП медицинских организаций:
187 врачебных амбулаторий - 40 (21,4%) из которых находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 1 (0,5%) - требует реконструкции, 34 (18,2%) - капитального ремонта;
из 833 ФАПов 72 (8,6%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0%) - реконструкции; 54 (6,5%) - капитального ремонта; из 18 фельдшерских пунктов 3 (16,7%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0%) - реконструкции, 4 (22,2%) - капитального ремонта.
Доля оборудования, находящегося в первичном звене, увеличилась до 75%. При этом доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет увеличилась с 39,5% до 49,5% (по данным формы N 30 федерального статистического наблюдения).
Уменьшилась доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет по рентгено-диагностическим комплексам (на 3 рабочих места) с 67,6% до 55,6%, что связано с сокращение числа аппаратов к 2019 году по сравнению с числом на 2017 год.
Увеличилась доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет:
по рентгено-диагностическим комплексам для рентгенографии и томографии (на 2 рабочих места) с 66,7% до 69,2%;
по цифровым аппаратам для исследований органов грудной клетки (цифровые флюорографы) с 43,1% до 76,9%;
по маммографическим аппаратам с 40,9% до 54,8%;
по аппаратам УЗИ с 36,1% до 40,6%.
2. Ресурсное обеспечение региональной программы
Источники финансового обеспечения |
Общий объем запрашиваемых бюджетных ассигнований из федерального бюджета, тыс. рублей |
Общий объем планируемых бюджетных ассигнований из бюджета субъекта, тыс. рублей |
Общий объем средств консолидированного бюджета, тыс. рублей |
Количество объектов/ед. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Строительство/приобретение, капитальные ремонты и реконструкции |
6986866,2 |
160823,1 |
7147689,33 |
129 - строительство (из них быстровозводимых модульных конструкций - 117); 18 - капитальный ремонт; 1 - реконструкция |
Медицинское оборудование |
1252354,65 |
29053,85 |
1281408,5 |
87 |
Автотранспортные средства |
42560,35 |
979,65 |
43540,0 |
51 |
Кадровое обеспечение |
0 |
0 |
0 |
- |
Всего |
8281781,2 |
190856,6 |
8472637,8 |
- |
3. Цели и задачи региональной программы
Целями программы являются:
обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;
обеспечение приоритета интересов пациента при оказании ПМСП;
обеспечение соблюдения прав граждан при оказании ПМСП и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
обеспечение приоритета профилактики при оказании ПМСП.
Целевые показатели региональной программы приведены в приложении 3.
В рамках программы в целях создания оптимальной инфраструктуры медицинских организаций предусмотрено осуществление нового строительства, реконструкции, капитального ремонта медицинских организаций, структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, общий объем средств консолидированного бюджета на указанные цели - 7147689,33 тыс. рублей (приложение 7).
В соответствии с анализом паспортов медицинских организаций, участвующих в программе модернизации, с целью совершенствования оказания ПМСП запланированы мероприятия по приведению в соответствие материально-технической базы данных учреждений требованиям порядков оказания медицинской помощи. В течение 2021-2025 годов запланированы замена и дооснащение медицинских организаций медицинскими изделиями для оказания первичной медико-санитарной помощи в количестве 87 единиц на общую сумму 1281408,50 тыс. рублей (приложение 8).
С целью обеспечения транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе маломобильных групп населения, предусмотрено приобретение в 2021 году автомобильного транспорта для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей края в количестве 51 единицы на сумму 43540,0 тыс. рублей (приложение 9).
В раздел "Кадры государственных медицинских организаций Алтайского края" региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения включены 10 объектов модернизации (ранее не существовавшие либо изменяющие тип) (приложение 10).
В соответствии со штатными нормативами для этих объектов положено 6,5 ставки врачей и 12,5 ставки среднего медицинского персонала. Будет привлечено 5 врачей и 11 человек среднего медицинского персонала (4 врача - согласно целевой подготовке в ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, 1 врач - перевод имеющегося сотрудника из другого структурного подразделения медицинской организации; 10 средних медицинских работников - из числа выпускников медицинских колледжей, 1 средний медицинский работник - перевод имеющегося сотрудника из другого структурного подразделения медицинской организации).
Остальные объекты модернизации обеспечиваются кадрами в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами (Алтайский край)".
4. Сроки реализации программы
Программа реализуется в 2021-2025 годах.
5. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы
При реализации поставленных в программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных конечных результатов.
К рискам относятся:
1. Макроэкономические риски.
Снижение темпов роста экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней.
2. Финансовые риски.
Отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках программы может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой первичной медико-санитарной помощи населению Алтайского края, и, как следствие, целевые показатели проекта не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе демографические показатели могут измениться в отрицательную сторону.
Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования отрасли, дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков.
3. Организационные риски.
Уровень решения поставленных задач и достижение целевых показателей зависит не только от Министерства здравоохранения Алтайского края, но и от органов местного самоуправления, которые в рамках своей компетенции обязаны создавать на территории муниципального образования условия для оказания медицинской помощи, для привлечения медицинских работников с целью работы в медицинских организациях, проводить мероприятия по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
Также преодоление таких рисков может быть осуществлено путем усиления методической работы с органами местного самоуправления, жесткой привязки оценки деятельности их руководителей к демографическим показателям и состоянию здоровья проживающего населения, усиления организационно-методической и кадровой работы Министерства здравоохранения Алтайского края с медицинскими организациями, участвующими в оказании первичной медико-санитарной помощи.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В результате реализации программы в Алтайском крае будут созданы необходимые условия для повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи жителям края, снижения смертности от основных причин и увеличения продолжительности жизни граждан.
С целью контроля за своевременностью, полнотой выполнения мероприятий программы, за ранним выявлением и минимизацией рисков достижения целевых индикаторов запланировано осуществление ежеквартального мониторинга с формированием отчета о ходе реализации мероприятий (с последующим предоставлением в Министерство здравоохранения Российской Федерации не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, с нарастающим итогом).
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.