В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, приказами Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", N 195н от 21 ноября 2019 г. "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", N 196н от 21 ноября 2019 г. "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" для осуществления внутреннего финансового аудита подведомственных учреждений главным распорядителем бюджетных средств (далее - ГРБС) Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва внутреннего финансового аудита подведомственных учреждений.
2. Утвердить состав ответственных лиц по осуществлению внутреннего финансового аудита подведомственных учреждений (приложение N 1).
3. Утвердить план проведения внутреннего финансового аудита подведомственных учреждений (приложение N 2).
4. Руководителям подведомственных учреждений обеспечить условия для выполнения плана внутреннего финансового аудита.
5. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
И.И. Ултургашев |
Порядок
осуществления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва внутреннего финансового аудита подведомственных учреждений
(утв. приказом Министерства земельных и имущественных отношений от 12 ноября 2020 г. N 83)
I. Общие положения
1. Порядок осуществления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва внутреннего финансового аудита подведомственных учреждений (далее - Порядок), разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, приказами Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", N 195н от 21.11.2019 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", N 196н от 21.11.2019 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
2. Порядок устанавливает полномочия главного распорядителя бюджетных средств (далее - ГРБС) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на осуществление внутреннего финансового аудита подведомственных учреждений, в отношении которых осуществляются права собственника имущества, соответствующего публично-правового образования, а также информация о бюджетных рисках главного администратора бюджетных средств во взаимосвязи с операциями (действиями), совершаемыми этими подведомственными бюджетными (казенными) учреждениями.
3. Субъект внутреннего финансового аудита - структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
4. Объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
5. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
6. Целями внутреннего финансового аудита являются: оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение достоверности бюджетной отчетности в соответствии с порядком ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
7. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
б) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, заключениями);
в) не допускать к проведению аудиторской проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового контроля, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
8. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, занимаемые объектами аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, по согласованию руководителя Министерства.
9. Аудиторские проверки проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
10. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Министерство.
11. В случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита руководитель согласовывает передачу указанных полномочий с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, которому передаются полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.
II. Планирование внутреннего финансового аудита
1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита Министерства на очередной финансовый год.
2. При планировании аудиторских проверок (составление плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительные влияние на годовую, и (или) квартальную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем работы выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего, финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах: осуществления внутреннего финансового контроля, за период, подлежащий аудиторской проверке;
4. По мере необходимости в План вносятся изменения. Решение о внесении изменений в План принимается руководителем Министерства.
III. Требования к организации и составлению программы аудиторских проверок
1. Аудиторская проверка проводится на основании плана аудиторской проверки, который утверждается руководителем Министерства.
2. При составлении плана аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
3. Программа аудиторской проверки, должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки её проведения.
4. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениями в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета, бюджетной отчетности.
5. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего с собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего с собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего с собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего с собой ответ на запрос информации, содержащийся в регистрах бюджетного учета.
6. В ходе проведения аудиторской проверки либо до ее начала членами аудиторской группы формируется мотивированный запрос о предоставлении документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового аудита под роспись, в срок не менее чем за 5 рабочих дней до начала проведения аудиторской проверки. Ответ на мотивированный запрос в письменном и в электронном виде с приложением необходимых копий документов составляется объектом аудита и направляется субъекту аудита с рок не позднее 3 рабочих дней после его получения объектом аудита.
7. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должна содержать:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объемах аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки; - письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
д) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
е) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
ж) акт аудиторской проверки.
IV. Предельные сроки проведения аудиторских проверок и порядок принятия решения о назначении, приостановлении и возобновлении аудиторских проверок
1. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объектов внутреннего финансового аудита, объемов их финансирования, но не должны превышать 5 рабочих дней. Сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются приказом Министерства.
2. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы направляет субъекту аудита служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки. Основаниями приостановления проведения аудиторской проверки являются:
- неудовлетворительное состояние бюджетного учета у объектов аудита;
- воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки;
- возникновение обстоятельств непреодолимой силы. Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей.
V. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки
1. В ходе проведения аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки. Акт аудиторской проверки составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр - для Министерства, второй экземпляр - для объекта аудита. Руководитель аудиторской группы устанавливает по согласованию с руководителем объекта аудита (уполномоченным лицом) срок для ознакомления последнего с актом аудиторской проверки и его подписания, но не более 2 рабочих дней со дня вручения ему соответствующего акта.
2. Объект внутреннего финансового аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки. При наличии у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) возражений по акту аудиторской проверки он делает отметку и вместе с подписанным актом представляет субъекту аудита письменные возражения. Данные возражения по акту приобщаются к материалам аудиторской проверки.
3. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководству министерства. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель (заместитель руководителя) вправе принять одно или несколько из решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
4. Решение руководителя Министерства, принятое по результатам аудиторской проверки, направляется объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия.
5. Руководитель объекта аудита после получения решения руководителя Министерства, принятого по результатам аудиторской проверки, в срок до 10 рабочих дней утверждает план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
6. Руководитель объекта аудита обеспечивает выполнение плана мероприятий и в установленный срок представляет субъекту аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки.
VI. Составление и представление отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
1. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление Годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и представление ее руководителю Министерства. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств. Кроме того, годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита обобщает информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и отражает сведения о количестве проверенных объектов аудита, результатах проведенных аудиторских проверок, о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений, об иных решениях о привлечении к ответственности за выявленные нарушения, о выполнении внеплановых аудиторских проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 12 ноября 2020 г. N 83 "Об утверждении Порядка осуществления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва внутреннего финансового аудита подведомственных учреждений"
Вступает в силу с 16 декабря 2020 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 декабря 2020 г. N 1701202012160002