Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к изменениям,
вносимым в государственную программу
"Экономическое развитие и инновационная
экономика Амурской области"
2. Характеристика сферы реализации государственной программы
Экономика Амурской области представляет собой многоотраслевое хозяйство, включающее такие виды деятельности, как сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование.
Обобщающим показателем экономической деятельности организаций области является валовой региональный продукт, который характеризует процесс производства товаров и услуг и определяется как сумма вновь созданных (добавленных) стоимостей товаров и услуг по видам экономической деятельности.
В 2011 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) Амурской области в текущих основных ценах составил 223,7 млрд. рублей с ростом на 8,1% в сопоставимой оценке к уровню 2010 года, при этом его вклад в создание суммового ВРП субъектов Российской Федерации равен 0,5%.
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по объему произведенного ВРП Амурская область заняла 5 позицию, а его доля в формировании суммового ВРП Дальневосточного федерального округа составила 8,9%. По темпам роста ВРП область занимает первое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
Объем произведенного ВРП определяется сложившейся структурой экономики. На долю ведущих отраслей, обеспечивающих основной объем ВРП области (транспорт, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, торговля), приходится более 74%. Доминирующим видом экономической деятельности в структуре дохода ВРП области являются "Транспорт и связь" (20,3%). Затем следуют "Добыча полезных ископаемых" (15,8%), "Строительство" (15,5%), "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" (10%), "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" (7,1%). Производительность труда в 2011 году составила 510,4 тыс. рублей ВРП в расчете на одного занятого в экономике.
Позитивным результатом развития экономики области за последние годы явился наметившийся рост в ряде отраслей экономики.
Индекс промышленного производства в 2012 году по сравнению с прошлым годом увеличился на 2% (102%). В 2012 году в обрабатывающих производствах, на которые приходится 21% промышленной продукции, отмечен спад индекса промышленного производства на 6,8%. При этом фактические объемы производства остались на уровне 2011 года и составили 20,9 млрд. рублей.
Рост в обрабатывающих отраслях промышленности отмечен в производстве транспортных средств и оборудования (прирост за год на 11,1%). Наиболее высокие темпы прироста по итогам 2012 года отмечены также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 11,2% и добыче полезных ископаемых на 0,7%.
Инвестиции в основной капитал в 2012 году снизились на 20% по отношению к уровню 2011 года. Снижение инвестиций в основной капитал было обусловлено уменьшением на 30% к 2011 году транзитных инвестиций в экономику области (завершилось строительство второй очереди ВСТО, железной дороги Улак - Эльга, полностью реализован проект обустройства резервной нитки на подводном переходе через реку Гилюй). Вместе с тем объем иностранных инвестиций увеличился на 23,6%. Амурская область отмечена агентством "Эксперт РА" в номинации "За устойчивый прогресс в снижении рисков" по итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2012 год. В области второй год снижаются инвестиционные риски. В рейтинге интегрального инвестиционного риска область занимает 44 место (в 2011 году - 53 место). По инвестиционному потенциалу область также улучшила свои позиции, переместившись с 67 на 65 место.
Привлечение новых инвестиций связано главным образом с реализацией проектов, направленных на модернизацию структуры экономики области с упором на развитие перерабатывающих производств, обеспечивающих глубокую переработку сырья в лесопромышленном комплексе и топливной промышленности; создание новых производств в горнорудном комплексе; развитие транспортной инфраструктуры.
В январе - декабре 2017 года на развитие экономики и социальной сферы Амурской области использовано 186624,1 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 36,6% выше уровня 2016 года. В 2016 году объем инвестиций в основной капитал был на 15,5% выше уровня 2015 года.
Почти 75% общего объема инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) направлено в "транспортировку и хранение", 8,6% - в обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, 4,6% - в "добычу полезных ископаемых".
Более 90% областного объема инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в январе - декабре 2017 года освоено в городских округах Благовещенске, Свободном, Тынде, Шимановске, в Архаринском, Благовещенском, Бурейском, Магдагачинском и Сковородинском, Тындинском муниципальных районах.
Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал являлись привлеченные средства, на долю которых приходилось 83,5% всех инвестиций. Среди привлеченных средств наибольшие объемы занимали бюджетные средства (федеральный, областной, местный бюджеты) с долей инвестиций 7,9% в общем объеме и прочие средства (72,3%) соответственно.
Бюджетные средства в январе - декабре 2017 года составили 11,2 млрд. рублей, из которых 87,0% занимали средства из федерального бюджета (9,7 млрд. рублей, или 6,9% от общего объема инвестиций). Доля средств, выделяемых из областного и местных бюджетов на финансирование инвестиций в основной капитал, в январе - декабре 2017 года составила 1% общего объема, или 1,5 млрд. рублей.
Кроме того, Амурская область обладает достаточным научным потенциалом для осуществления инновационной деятельности: на ее территории действуют свыше 10 научно-исследовательских учреждений и 10 малых и средних инновационных предприятий, ведущих разработки прикладных технологий в различных сферах (сельское хозяйство, промышленное производство, медицина, геология и др.). Данными учреждениями и организациями разработаны и требуют активного внедрения более 140 уникальных и высокоэффективных разработок. От общего количества разработок на долю малых и средних предприятий приходится около 8%.
За последние годы все более активно используются возможности международного сотрудничества. Перспективы экономического развития Амурской области определяются геостратегическим положением и специализацией региона.
Внешнеторговый оборот Амурской области по итогам 2011 года составляет 796,3 млн. долл. США. Экспорт - 228,6 млн. долл. США, импорт - 567,7 млн. долл. США.
Экономика области связана с 53 государствами, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (90,6% от стоимости внешнеторгового оборота). Крупнейшими контрагентами во внешнеторговом обороте Амурской области за 2014 год являлись Китай (86,2% внешнеторгового оборота), Финляндия (4,8%), Монголия (3,7%), Республика Корея (2,2%).
Амурская область является перспективным туристским центром Дальнего Востока, обладающим благоприятными природными, культурно-историческими, социально-экономическими, а также иными условиями, способными удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических и душевных сил.
Развитие индустрии туризма в регионе является одним из долгосрочных приоритетов социально-экономического развития. В качестве приоритетных направлений развития туризма в Амурской области выбраны въездной и внутренний. Въездной туризм является приоритетной экспортно ориентированной отраслью. Его развитие требует значительных инвестиций в совершенствование материальной базы и консалтинг. Внутренний туризм рассматривается как импортозамещающая отрасль и как важная статья доходов бюджетов всех уровней.
Главная проблема туристической отрасли Амурской области - неразвитая туристическая инфраструктура, поэтому существует острая потребность в создании конкурентоспособного туристического продукта современного уровня.
С этой целью в области планируется реализация инвестиционного проекта по созданию туристско-рекреационного кластера "АМУР".
Введение в эксплуатацию в пределах кластера новых туристических объектов послужит дальнейшему развитию регионального туризма: увеличению въездного турпотока, улучшению качества обслуживания туристов, расширению спектра туристических услуг.
Одним из ведущих секторов, во многом определяющим темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта, является малое предпринимательство. По оценке в 2012 году на территории области действовало 31414 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них - 24153 индивидуальных предпринимателя.
Малые предприятия в общем числе действующих хозяйствующих субъектов составляют почти половину - 49,8%, средние предприятия - 1,5%. В настоящее время в сфере малых предприятий работает каждый восьмой из числа занятых в экономике области. Доля занятых работников на малых и средних предприятиях области (в процентах от общей численности работников, занятых во всех организациях) без внешних совместителей по итогам 2012 года составляет 14%.
Важной задачей органов исполнительной власти области является поддержание занятости населения посредством организации мероприятий активной политики занятости.
Получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2017 году стали 55,9 тыс. человек, из которых 25,7 тыс. человек обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 12,6 тыс. человек.
Несмотря на отмеченные успехи в сфере реализации экономической и инновационной политики в настоящее время имеются проблемы, влияющие на социально-экономическое развитие области. Проведенный SWOT-анализ социально-экономического развития Амурской области представлен в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ социально-экономического развития Амурской области
Сильные стороны |
Возможности |
Разнообразная и богатая минерально-сырьевая база |
Повышение эффективности использования природных ресурсов и развитие производств по добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов |
Значительный топливно-энергетический потенциал |
Развитие топливно-энергетического комплекса, возможность реализации избыточных топливно-энергетических ресурсов в другие регионы Дальнего Востока и на экспорт |
Обеспеченность лесными ресурсами |
Развитие производств по глубокой переработке древесины |
Приграничное с Китайской Народной Республикой расположение области |
Развитие внешнеэкономического сотрудничества и увеличение структуры межрегионального и международного товарооборота |
Наличие трансрегиональных и транснациональных транспортных коридоров |
Развитие внешнеэкономической деятельности и транспортно-коммуникационных связей между странами Азиатско-Тихоокеанского сообщества, Европы и др. |
Наиболее благоприятные на Дальнем Востоке условия для ведения сельского хозяйства |
Развитие стратегии сельского хозяйства, отраслей переработки сельскохозяйственной продукции и рост ее производства |
Слабые стороны |
Угрозы |
Не диверсифицирована структура экономики и недостаточно эффективное использование природных ресурсов с доминирующим ресурсно-сырьевым производством |
Снижение мировых цен на минерально-сырьевые ресурсы, ухудшение экологической обстановки |
Недостаточная привлекательность области для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности |
Деформация структуры состояния экономики |
Недостаточное развитие малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области |
Дефицит конкурентоспособных мощностей |
Недостаточно развита финансово-кредитная система |
Снижение инвестиционного потенциала и повышение инвестиционных рисков |
Недостаточное развитие внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества |
Низкая обеспеченность при формировании доходной части бюджета, технического перевооружения производств, занятости населения, а также насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления |
Ухудшение демографической ситуации, дефицит высококвалифицированных рабочих кадров |
Замедление темпов экономического роста |
Слабый уровень развития связи |
Снижение качества принимаемых административных управленческих решений и неоперативность их принятия |
Высокий износ основных фондов в сфере материального производства, недостаточный уровень технологического перевооружения, модернизации производств, изношенность и низкая экономичность системы ЖКХ |
Перерасход топлива, увеличение расходов на содержание, нарушение санитарно-гигиенических норм, ухудшение экологической обстановки |
Низкий уровень развития транспортного комплекса |
Снижение эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса, увеличение транспортных расходов, миграционный отток |
В результате проведенного SWOT-анализа выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые способны повлиять на ситуацию в Амурской области ("возможности" и "угрозы").
При благоприятном для области варианте воздействия внешней среды необходимо направить усилия на более эффективное использование имеющихся конкурентных преимуществ и преодоление так называемых слабых сторон, характерных для области. Наиболее неблагоприятная для области ситуация может сложиться в случае увеличения зависимости экономики от результатов деятельности цветной металлургии при снижении мировых цен на рынке благородных металлов. Поэтому необходимо предпринимать действия, направленные на создание условий и стимулирование диверсификации экономики.
Серьезную угрозу для области представляют высокая сырьевая направленность экспорта, зависимость экономики от мировой конъюнктуры на рынке сырья. Несколько меньший, но с высокой степенью вероятности негативный эффект может быть обусловлен тенденцией "Рост цен на продукцию и услуги естественных монополий". Одной из причин подобной ситуации является низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию, проникать на мировые рынки товаров и услуг.
Проведенный комплексный анализ сильных и слабых сторон экономики региона показал, что уровень инвестиционной активности как региональных, так и иностранных инвесторов не соответствует потребностям экономического развития региона и требуется решение проблемы улучшения инвестиционного имиджа области.
Выделены факторы, снижающие инвестиционную активность в Амурской области и подавляющие сам процесс генерации инвестиционных проектов. Эти факторы препятствуют реализации конкретных инвестиционных проектов и поиску способов их осуществления, сужают круг потенциальных инициаторов инвестиционных проектов и программ.
К ним отнесены:
неравные условия деятельности для российских и иностранных инвесторов по сравнению с приграничным Китаем, где существует более льготный режим для инвесторов;
узкий выбор использования механизмов привлечения инвестиций из существующих финансовых инструментов. Ограничен доступ к ресурсам государственных компаний "Внешэкономбанк", "Европейский Банк Регионального Развития", Инвестиционного фонда Российской Федерации и т.д. Низка активность коммерческих банков Дальневосточного региона и Амурской области;
отсутствие специализированных структур (агентств по работе с инвестициями и инвестиционными проектами) для содействия инвесторам в сопровождении, реализации и продвижении инвестиционного проекта;
низкий уровень обеспеченности инфраструктурой, прежде всего транспортной. Отсутствие эффективной логистической системы транспортных связей и их взаимоувязки с местами формирования основных грузопотоков;
низкая узнаваемость Амурской области. Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе и улучшения инвестиционного имиджа области;
отсутствие региональных институтов развития (на уровне Дальневосточного федерального округа или Амурской области), лизинговых и факторинговых компаний;
низкая доля конечного производства в выпуске готовой промышленной продукции и, как следствие, низкая доля добавочной стоимости. Отсутствие вертикально интегрированных структур, включающих полный цикл производства, начиная с добычи (производства) сырья до выпуска готового конечного продукта, торгово-сбытовой сети, сервисного обслуживания с полным комплексом обеспечивающих и смежных производств;
отсутствие устойчивых корпоративных, кооперационных связей, в том числе межрегиональных, между предприятиями, что значительно снижает мультипликативный эффект от реализации инвестиционных проектов и развития отдельных предприятий;
высокий физический и моральный износ основных производственных фондов, низкий уровень производительности труда;
низкий технологический и технический уровень производства обрабатывающих отраслей экономики области, ограничивающий возможности выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках;
отсутствие высококвалифицированных специалистов.
Приграничное расположение области с КНР определяет важность развития внешнеэкономического сотрудничества и существующие проблемы в данной сфере:
неразвитая приграничная транспортная инфраструктура;
наличие пунктов пропуска, не соответствующих нормам обустройства международных транспортных переходов;
низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятиями области;
сырьевая направленность экспорта.
Основными проблемами в формировании конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в Амурской области являются:
низкий уровень развития туристской инфраструктуры, в том числе недостаточное количество гостиниц и иных средств размещения, объектов досуга;
неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа;
недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
отсутствие центра координации самодеятельного и экологического туризма в регионе.
На развитие малого и среднего предпринимательства оказывает влияние ряд факторов, имеющих как общероссийское, так и местное значение. Наиболее значимые из них:
недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
увеличение страховых взносов;
высокая стоимость банковских кредитных ресурсов;
неразвитость объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
сложные стартовые условия для начала бизнеса;
низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса;
недостаточно позитивное восприятие предпринимательства населением, а также недостаточно активное взаимодействие власти и бизнеса;
недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, предпринимательство городов и районов области более всего нуждается в финансовой (льготном кредитовании, субсидировании затрат), информационной (о проектах поддержки), консультативной (оформление документов, открытие своего бизнеса, налоговое и земельное законодательство) и имущественной поддержках.
Очевидна актуальность принятия на региональном уровне мер для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.
С 2012 года особое внимание направлено на развитие инновационной политики. Однако коммерциализация инноваций, эффективность практического использования научно-технического потенциала области явно недостаточны, а формирование инновационной инфраструктуры находится только на начальной стадии. На сегодняшний день количество предприятий области, использующих разработки региональных вузов и научно-исследовательских институтов, незначительно.
Решение данной проблемы возможно путем предоставления государственной поддержки малым и средним инновационным организациям в рамках государственной программы.
Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, имеются следующие проблемы:
рынки труда городских округов и муниципальных районов характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы;
трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми в возрасте до 3 лет, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказание).
Решение данных проблем возможно путем реализации мероприятий в сфере занятости населения, а также привлечения в регион специалистов, востребованных на рынке труда, в рамках Государственной программы переселения.
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Основные стратегические цели социально-экономического развития Амурской области определены Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 13 июля 2012 г. N 380.
В качестве стратегических целей Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года предусматриваются:
преодоление негативных демографических тенденций - устойчивый рост численности постоянного населения до 799,7 млн. человек;
рост реальных денежных доходов населения в 3 - 4 раза;
достижение среднероссийского уровня обеспеченности населения области жильем, объектами социальной инфраструктуры;
рост ВРП со средними ежегодными темпами 13% и увеличением его объема к 2025 году в 3 раза;
формирование диверсифицированной структуры экономики с высоким уровнем добавленной стоимости на новой модернизированной и инновационной основе;
достижение объема промышленного производства до уровня 803,4 млрд. рублей;
увеличение к 2025 году объема инвестиций в основной капитал в 1,3 раза и доведение его до уровня 251624,27 млн. рублей;
формирование в области основной сельскохозяйственной базы для обеспечения продовольственной безопасности Дальнего Востока;
опережающее развитие инфраструктуры для обеспечения ускоренного социально-экономического развития;
обеспечение экологической безопасности;
конкурентная специализация экономики области в межрегиональном и международном разделении труда.
Исходя из обозначенных стратегических целей цель государственной программы сформулирована с учетом ограничения сроков ее реализации (до 2025 года), а также имеющихся материально-технических, финансовых, трудовых, организационных и других ресурсов.
Целью государственной программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Амурской области.
Достижение цели государственной программы будет осуществляться путем решения следующих задач:
1. Создание благоприятных условий и механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Амурской области.
2. Модернизация технологической базы отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, обеспечение значительного по объему притока внебюджетных инвестиций в отрасли промышленности.
3. Повышение производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечение роста производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.
4. Увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест путем создания новых производств.
5. Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области.
6. Создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономических и межрегиональных связей на территории Амурской области.
7. Создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Амурскую область.
8. Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития внутреннего и въездного туризма в Амурской области.
9. Проведение государственной политики и осуществление регулирования в сфере занятости населения на территории Амурской области.
10. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти Амурской области в отдельных сферах государственного управления на территории области.
Ожидаемыми конечными результатами государственной программы являются:
валовой объем регионального продукта увеличится в 3 раза и составит 788418,25 млн. рублей;
объем промышленного производства достигнет 803,4 млрд. рублей;
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличится в 1,3 раза и составит 251624,27 млн. рублей;
доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг составит 5%;
увеличение доли экспорта продукции в общем объеме внешнеторгового оборота до 57,5% к 2025 году;
численность участников Государственной программы переселения и членов их семей, прибывших в область и поставленных на учет в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Амурской области, составит не менее 4410 человек;
доля трудоспособных участников Государственной программы переселения и членов их семей в общем числе прибывших в Амурскую область и поставленных на учет в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Амурской области составит 60%;
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит 109,2 тыс. человек;
количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Амурской области составит не менее 37 единиц;
уровень регистрируемой безработицы (от численности экономически активного населения области) составит 2,9%;
объем платных туристических услуг, оказанных населению, составит 2129,0 млн. руб., рост составит 12%.
Цели, задачи, сроки реализации и ожидаемые конечные результаты государственной программы приведены в паспорте государственной программы.
4. Описание системы подпрограмм
Государственная программа предусматривает реализацию мероприятий по следующим основным приоритетным направлениям:
1. Создание благоприятных условий и механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Амурской области.
2. Создание условий для развития промышленного производства, роста производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.
3. Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области.
4. Создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономических и межрегиональных связей на территории Амурской области.
5. Создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Амурскую область.
6. Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития внутреннего и въездного туризма в Амурской области.
7. Проведение государственной политики и осуществление регулирования в сфере занятости населения на территории Амурской области.
8. Обеспечение реализации основных направлений государственной политики Амурской области в сферах:
социально-экономического развития области, промышленности и топливно-энергетическом комплексе;
международных связей, предпринимательства, потребительского рынка, туризма и регулирования внешней трудовой миграции;
занятости населения и сфере труда.
Государственная программа включает 7 подпрограмм:
подпрограмма 1 "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Совершенствование системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития области.
2. Повышение качества инвестиционного и инновационного процесса и формирование привлекательного инвестиционного имиджа Амурской области.
3. Формирование финансовых механизмов привлечения инвестиций в сферу промышленного производства.
4. Развитие энергетической инфраструктуры Амурской области.
Подпрограмма 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Улучшение финансового положения, развитие производственного и инновационного потенциала малого и среднего предпринимательства области.
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства области.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях области.
4. Формирование положительного имиджа предпринимательства, совершенствование информационного и образовательного обеспечения и развитие делового сотрудничества бизнеса и власти.
Подпрограмма 3 "Развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей на территории Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Поддержка внешнеэкономической деятельности.
2. Содействие продвижению продукции (работ, услуг) предприятий и организаций области на рынках других субъектов Российской Федерации.
Подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
Задачи данной подпрограммы:
1. Увеличение миграционного притока населения.
2. Создание условий и содействие добровольному переселению в Амурскую область.
3. Сокращение дефицита трудовых ресурсов.
4. Развитие малого и среднего бизнеса Амурской области.
Подпрограмма 5 "Развитие внутреннего и въездного туризма в Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Организация и проведение мероприятий по реализации государственной подпрограммы.
2. Создание организационно-экономических и правовых условий для формирования туристско-рекреационного кластера "Амур".
3. Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственного учреждения.
Подпрограмма 6 "Содействие занятости населения Амурской области".
Задачи данной подпрограммы:
1. Социальная поддержка безработных граждан.
2. Трудоустройство граждан, ищущих работу.
3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве.
Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации основных направлений государственной политики Амурской области в отдельных сферах государственного управления".
Задачи данной подпрограммы:
обеспечение реализации основных направлений государственной политики Амурской области в установленных сферах государственного управления:
1) социально-экономического развития области, промышленности и топливно-энергетическом комплексе;
2) международных, внешнеэкономических, межрегиональных связей предпринимательства, потребительского рынка, туризма и регулирования внешней трудовой миграции;
3) занятости населения и сфере труда.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации государственной программы за 2021 - 2025 годы представлена в приложении N 1 к государственной программе.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации государственной программы за 2014 - 2020 годы представлена в приложении N 1.1 к государственной программе.
5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы
Государственная программа базируется на положениях:
Конституции Российской Федерации;
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Закона Амурской области от 31 августа 2007 г. N 365-ОЗ "Об инновационной деятельности в Амурской области";
Закона Амурской области от 5 сентября 2007 г. N 374-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Амурской области";
Закона Амурской области от 11 января 2010 г. N 298-ОЗ "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Амурской области";
Закона Амурской области от 10 июня 2015 г. N 550-ОЗ "Об отдельных вопросах в сфере промышленной политики на территории Амурской области";
Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года;
распоряжения Правительства Амурской области от 24 октября 2012 г. N 150-р "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Амурской области на 2013 год и на период до 2015 года";
иных федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Амурской области в сфере реализации государственной программы.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 2 к государственной программе.
6. Сведения об основных налоговых мерах регулирования в сфере реализации государственной программы
Налоговые льготы регламентируются следующими нормативными правовыми актами:
Законом Амурской области от 18 ноября 2002 г. N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области";
Законом Амурской области от 28 ноября 2003 г. N 266-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Амурской области";
Законом Амурской области от 4 октября 2010 г. N 389-ОЗ "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, и об инвестиционном налоговом вычете на территории области";
Законом Амурской области от 9 октября 2012 г. N 93-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Амурской области";
Законом Амурской области от 5 мая 2015 г. N 528-ОЗ "Об установлении нулевой ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей";
Законом Амурской области от 3 апреля 2020 г. N 492-ОЗ "Об установлении налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в зависимости от категорий налогоплательщиков";
Законом Амурской области от 13 мая 2020 г. N 522-ОЗ "О введении на территории Амурской области специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Планируемые налоговые меры государственного регулирования в сфере реализации государственной программы отражены в приложении N 3 к государственной программе.
7. Ресурсное обеспечение государственной программы
Общий объем финансирования государственной программы за 2014 - 2025 годы составит 25303868,65 тыс. руб.
Объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта областного закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий государственной программы из различных источников финансирования за 2021 - 2025 годы отражается в приложении N 4 к государственной программе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий государственной программы из различных источников финансирования за 2014 - 2020 годы отражается в приложении N 4.1 к государственной программе.
8. Планируемые показатели эффективности государственной программы, целевые показатели федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов
Основным показателем эффективности реализации государственной программы является достижение к 2025 году следующих конечных результатов:
валовой объем регионального продукта составит 500364,49 млн. рублей;
объем промышленного производства составит 345103,64 млн. рублей;
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 251624,27 млн. рублей;
доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг составит 5%;
увеличение доли экспорта продукции в общем объеме внешнеторгового оборота до 57,5% к 2025 году;
численность участников Государственной программы переселения и членов их семей, прибывших в область и поставленных на учет в управлении по вопросам миграции УМВД России по Амурской области, составит 250 человек;
доля трудоспособных участников Государственной программы переселения и членов их семей в общем числе прибывших в Амурскую область и поставленных на учет в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Амурской области составит не менее 60%;
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит 109,2 тыс. человек;
количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Амурской области составит не менее 37 единиц;
уровень регистрируемой безработицы (от численности рабочей силы) составит 2,9%;
объем платных туристических услуг, оказанных населению, составит 2129,0 млн. руб., рост составит 12%;
количество предприятий-участников, внедряющих мероприятия национального проекта самостоятельно, составит 3 единицы;
объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями составит 1069523,40 тыс. руб.;
доля кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства с привлечением гарантий и поручительств Гарантийного фонда, в общем объеме кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области, составит 3,45%;
доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами Гарантийного фонда, в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области составит 0,27%;
предоставлены субсидии из федерального бюджета органам государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных микрофинансовых организаций, а также субсидии государственным микрофинансовым организациям на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам субъектов малого и среднего предпринимательства, составит 8,8371 млн. руб.;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности у автономной некоммерческой организации "Амурская региональная микрокредитная компания" составит 100%;
организовано оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах "Мой бизнес", в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, социального предпринимательства и в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экология, женское предпринимательство, а также услуг АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и АО "Российский экспортный центр", составит 4%;
разработана и реализована программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их ускоренного развития в моногородах. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах, получивших поддержку, составит 18 единиц;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке Центра экспортного развития, составит 0,02 тыс. единиц;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности у автономной некоммерческой организации "Агентство Амурской области по привлечению инвестиций", составит 100%;
количество мероприятий, проведенных Центром поддержки экспорта, составит не менее 30 единиц;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности у некоммерческой организации "Фонд содействия кредитованию субъектов МСП Амурской области", составит 100%;
количество мероприятий, проведенных центром "Мой бизнес", составит не менее 20 единиц;
количество изготовленных и размещенных информационных материалов в рамках проведения информационной кампании, в том числе:
видеороликов, составит 18 единиц;
макетов и баннеров наружной рекламы, составит 15 единиц;
общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах, получивших поддержку, составит 18 единиц;
реализована комплексная программа Амурской области по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию созданию собственного бизнеса для каждой целевой группы, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества. Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства нарастающим итогом составит 127 единиц;
направление на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста к концу 2019 года составит 287 человек;
численность лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, к концу 2019 года составит 351 человек;
численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, прошедших переобучение и повышение квалификации, к концу 2020 года составит 229 человек;
количество центров занятости населения в субъектах Российской Федерации, в которых реализуются или реализованы проекты по модернизации - не менее 85 к концу 2024 года составит 3 единицы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.