Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Руководство
по применению настоящего стандарта
А.1 Общие положения
Требования, приведенные в данном приложении, направлены на предотвращение неверной интерпретации требований, содержащихся в настоящем стандарте. Хотя эта информация относится и согласуется с данными требованиями, она не предназначена для добавления, исключения или иного их изменения.
Требования, приведенные в настоящем стандарте следует рассматривать с системной точки зрения и их не следует воспринимать отдельно, т.е. может быть взаимосвязь между требованиями одного пункта с требованиями других пунктов.
А.2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют. Для получения более подробной информации по рекомендациям в области ОЗБТ и другим стандартам ИСО на системы менеджмента пользователи могут применять документы, приведенные в библиографии.
А.3 Термины и определения
В дополнение к терминам и определениям, приведенным в разделе 3, и во избежание неверного понимания ниже даны пояснения к некоторым понятиям:
a) слово "постоянный" указывает на осуществление в течение некоторого времени, но с периодами прерывания (в отличие от "непрерывный", которое указывает на осуществление без перерывов). "Постоянный", таким образом, является подходящим словом для применения в контексте улучшений;
b) слово "учитывать" означает, что необходимо иметь в виду что-то, но оно может быть исключено; в то время как выражение "принимать во внимание" означает, что необходимо что-то иметь в виду, но оно не может быть исключено;
c) прилагательные "соответствующий" и "применимый/действующий" не взаимозаменяемы. "Соответствующий" означает "пригодный для" и предполагает некоторую степень свободы, в то время как "применимый/действующий" означает правомочный или могущий быть примененным и предполагает, что если это может быть сделано, то оно должно быть сделано;
d) термины "заинтересованная сторона", "заинтересованное лицо" являются синонимами, т.к. имеют тот же смысл;
e) слово "гарантировать" означает, что может быть делегирована обязанность, но не ответственность за обеспечение ее выполнения;
f) термин "документированная информация" включает в себя и документы, и записи. В настоящем стандарте применено выражение "сохраняет документированную информацию, как свидетельство..." в значении записи, а выражение "должна поддерживаться как документированная информация" - для обозначения документов, включая процедуры. Выражение "сохраняет документированную информацию, как свидетельство..." не предполагает требования, чтобы сохраняемая информация удовлетворяла юридическим требованиям к предоставлению доказательств. Но оно нацелено на то, чтобы определить тип записей, которые должны сохраняться;
g) деятельность "под совместным контролем организации" представляет собой деятельность, в рамках которой организация осуществляет совместный контроль над способами или методами или совместное управление выполняемой работой с учетом ее показателей в области ОЗБТ в соответствии с законодательными и иными требованиями.
Организации могут быть предъявлены требования, связанные с системой менеджмента ОЗБТ, которые обязывают применять специфические термины в их определенном значении. Если такие термины применяют, соответствие настоящему стандарту также требуется.
А.4 Среда организации
А.4.1 Понимание организации и ее среды
Понимание среды организации используется при установлении, внедрении, поддержке и постоянном улучшении системы менеджмента ОЗБТ. Внутренние и внешние факторы могут быть положительными или отрицательными и могут включать в себя условия, характеристики или изменяющиеся обстоятельства, которые могут влиять на систему менеджмента ОЗБТ, например:
а) внешние факторы, такие как:
1) культурные, социальные, политические, законодательные, финансовые, технологические, экономические и природные факторы, а также факторы, связанные с конкуренцией, международные, национальные, региональные или местные;
2) появление новых конкурентов, подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков, партнеров и провайдеров, новых технологий, законов и профессий;
3) новые знания о продукции и их влияние на здоровье и безопасность труда;
4) ключевые движущие факторы и тенденции, связанные с отраслью, имеющие влияние на организацию;
5) отношения с внешними заинтересованными сторонами, а также их мнения и ценности;
6) изменения в отношении чего-либо, перечисленного выше;
b) внутренние факторы, такие как:
1) принципы управления, организационная структура, роли и ответственности;
2) политики, цели и стратегии, которые внедрены для их достижения;
3) возможности в плане ресурсов, знания и компетентность (например, финансы, время, человеческие ресурсы, процессы, системы и технологии);
4) информационные системы, информационные потоки и процессы принятия решений (как формализованные, так и неформализованные);
5) внедрение новой продукции, материалов, услуг, инструментов, программного обеспечения, новых зданий и оборудования;
6) отношения с работниками, а также их мнения и ценности;
7) корпоративная культура в организации;
8) стандарты, руководства и модели, принятые организацией;
9) форма и объем договорных отношений, включая, например, деятельность, переданную на аутсорсинг;
10) организация рабочего времени;
11) условия работы;
12) изменения в отношении чего-либо, перечисленного выше.
А.4.2 Понимание потребностей и ожиданий работников и других заинтересованных сторон
Заинтересованные стороны в дополнение к работникам могут включать в себя следующие:
a) законодательные и регулирующие органы (местные, региональные, областные, национальные или международные);
b) головные организации;
c) поставщиков, подрядчиков и субподрядчиков;
d) представителей работников;
e) профессиональные организации (профсоюзы) и ассоциации работодателей;
f) владельцев, акционеров, клиентов, посетителей, местные сообщества и соседние организации, а также широкую общественность;
g) потребителей, медицинские и другие социальные службы, СМИ, научные круги, бизнес-ассоциации и неправительственные организации (НПО);
h) организации в сфере охраны здоровья и безопасности труда и профессиональных работников сферы охраны труда и медико-санитарной помощи.
Некоторые потребности и ожидания являются обязательными, например включенные в законодательные и нормативные акты. Организация может также принять решение добровольно выполнять или принять иные потребности и ожидания (например, соблюдать добровольно принятые на себя инициативы). Как только она приняла их, они учитываются при планировании и разработке системы менеджмента ОЗБТ.
А.4.3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ
Организация обладает свободой и гибкостью при определении границ и применимости системы менеджмента ОЗБТ. Границы и сфера применимости могут включать в себя всю организацию или какие-то ее определенные части в тех пределах, в которых высшее руководство этой части организации обладает самостоятельными функциями, ответственностью и полномочиями по разработке системы менеджмента ОЗБТ.
Доверие к системе менеджмента ОЗБТ организации будет зависеть от выбора границ системы. Область применения не должна использоваться для исключения видов деятельности, продукции и услуг, которые имеют или могут иметь влияние на показатели в области ОЗБТ, или для ухода от выполнения законодательных и иных требований. Область применения является фактической и отражает деятельность организации, включенную в границы системы менеджмента ОЗБТ таким образом, чтобы не вводить в заблуждение заинтересованные стороны.
А.4.4 Система менеджмента ОЗБТ
Организация сохраняет за собой полномочия, ответственность и самостоятельность в решении, каким образом будут выполняться требования настоящего стандарта, включая уровень детализации и объем, в которых она:
a) разработает один или более процессов для обеспечения уверенности в том, что они управляются и выполняются, как запланировано, и достигают ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ;
b) интегрирует требования системы менеджмента ОЗБТ в различные бизнес-процессы (например, проектирование и разработка, закупки, управление человеческими ресурсами, продажи и маркетинг).
Если данный стандарт внедряется в какой-то (каких-то) определенной(ых) части(ях) организации, политики и процессы, разработанные для других частей организации, также могут быть использованы для выполнения требований настоящего стандарта при условии, что они применимы к этой (этим) определенной(ым) части(ям), на которые распространяется их действие, и они удовлетворяют требованиям настоящего стандарта. Примерами могут служить политики в области ОЗБТ, образовательные программы, программы подготовки и обеспечения компетентности, средства управления закупками.
А.5 Лидерство и участие работников
А.5.1 Лидерство и приверженность
Лидерство и приверженность, включая осведомленность, способность реагировать, активную поддержку и обратную связь от высшего руководства организации, являются необходимыми факторами для успеха системы менеджмента ОЗБТ и достижения ею ожидаемых результатов, поэтому высшее руководство имеет конкретные обязанности, которые оно лично должно исполнять или управлять их исполнением.
Корпоративная культура, которая служит фундаментом для системы менеджмента ОЗБТ организации, в значительной степени определяется высшим руководством и основана на индивидуальных и групповых ценностях, взглядах, практиках управления, восприятии, компетентности и модели деятельности, которые определяют обязательства в рамках системы менеджмента ОЗБТ, а также стиль и профессиональный уровень системы менеджмента ОЗБТ. Это характеризуется, но не ограничивается активным участием работников, сотрудничеством и взаимодействием, основанными на взаимном доверии, общем восприятии важности системы менеджмента ОЗБТ посредством вовлечения в определение возможностей в области ОЗБТ и уверенности в результативности предупреждающих и профилактических мер. Способом, имеющим важное значение, которым высшее руководство демонстрирует лидерство, является поощрение работников к сообщению об инцидентах, опасностях, рисках и возможностях, а также защита работников от наказаний, таких как угроза увольнения или меры дисциплинарного характера, если работники поступают указанным образом.
А.5.2 Политика в области ОЗБТ
Политика в области ОЗБТ представляет собой набор принципов, изложенных как обязательства, которыми высшее руководство определяет долгосрочные ориентиры организации в сфере поддержки и постоянного улучшения показателей в области ОЗБТ. Политика в области ОЗБТ дает общее понимание направления развития, обеспечивает организации основу для установления ее целей и принятия мер по достижению ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ.
Эти обязательства затем находят свое отражение в процессах, установленных организацией, чтобы гарантировать устойчивую, заслуживающую доверия и надежную систему менеджмента ОЗБТ (включая учет специфических требований настоящего стандарта).
Глагол "минимизировать" используется в отношении рисков в области ОЗБТ для определения устремлений организации в рамках системы менеджмента ОЗБТ. Глагол "снижать" используется для описания процесса достижения этого.
При разработке политики в области ОЗБТ организации следует учитывать вопрос ее координации с другими политиками.
А.5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации
Лицам, включенным в область действия системы менеджмента ОЗБТ, следует четко понимать свою роль, обязанности и полномочия для достижения ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ.
Притом что высшее руководство обладает общей ответственностью и полномочиями для системы менеджмента ОЗБТ, каждый работник на рабочем месте должен принимать в расчет не только его собственное здоровье и безопасность, но также здоровье и безопасность других.
Высшее руководство несет ответственность перед органами управления организации, органами власти и перед заинтересованными лицами. Это означает конечную ответственность и относится к лицу, которое будет привлечено к ответу, если что-то не выполнено, сделано ненадлежащим образом, не работает или не достигнуто цели.
Работникам следует дать полномочия для сообщения об опасных ситуациях и принятии мер. Им следует обеспечить возможность сообщать о своих тревогах ответственным лицам, как это требуется, без опасения быть уволенными, подвергнуться дисциплинарным мерам или иным наказаниям.
Конкретные полномочия и ответственность, указанные в 5.3, могут быть назначены отдельному лицу, нескольким лицам или представителю высшего руководства.
А.5.4 Консультации и участие работников
Консультации и участие работников и, при наличии, представителей работников могут быть ключевыми факторами успеха для системы менеджмента ОЗБТ и должны поощряться в рамках процессов, разработанных организацией.
Консультации предполагают двустороннее общение в рамках диалога и обмена мнениями. Консультации подразумевают своевременное обеспечение информацией, необходимой работникам и, при их наличии, представителям работников, чтобы дать возможность высказать обоснованное мнение, которое должно быть рассмотрено организацией до принятия решения.
Участие работников дает им возможность внести свой вклад в принятие решений по мерам обеспечения результативности ОЗБТ и предполагаемым изменениям.
Обратная связь в отношении системы менеджмента ОЗБТ зависит от участия работников. Организации следует гарантировать работникам на всех уровнях поддержку их сообщений об опасных ситуациях с тем, чтобы можно было предпринять предупредительные меры и корректирующие действия.
Передача предложений может быть более результативной, если работники не будут бояться угрозы увольнения, дисциплинарных мер или иных наказаний за свои предложения.
А.6 Планирование
А.6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
А.6.1.1 Общие положения
Планирование - это не единичное событие, а постоянный процесс, заранее оценивающий изменяющиеся обстоятельства и постоянно выявляющий риски и возможности как в отношении работников, так и системы менеджмента ОЗБТ.
Нежелательные эффекты могут включать в себя производственные травмы и ущерб здоровью, невыполнение законодательных и иных требований или ущерб репутации.
Планирование рассматривается как единое целое взаимосвязи и взаимоотношения между видами деятельности и требованиями для системы менеджмента.
Возможности в области ОЗБТ предполагают выявление опасностей, способы оповещения о них, а также анализ и снижение известных опасностей. Другие возможности направлены на стратегии улучшения системы.
Примеры возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ:
a) проведение инспекций и аудита;
b) анализ опасностей, связанных с работой (анализ безопасности работ), и оценки, связанные с рабочими заданиями;
c) улучшение показателей в области ОЗБТ за счет снижения монотонности работы или облегчения работы с заранее заданной на опасном уровне производительностью;
d) выдача разрешений на работу и иные методы санкционирования и контроля;
e) расследования инцидентов и несоответствий и корректирующие действия;
f) оценка эргономики и иных факторов, способствующих предупреждению травм.
Примеры других возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ:
- включение требований к ОЗБТ на самой ранней стадии жизненного цикла объектов, оборудования или планирования процессов перемещения объектов, перепроектирования процессов или замены оборудования;
- включение требований к ОЗБТ на самой ранней стадии планирования процессов перемещения объектов, перепроектирования процессов или замены оборудования;
- использование новых технологий для улучшения показателей в области ОЗБТ;
- улучшение культуры в области ОЗБТ, например за счет расширения компетентности в вопросах ОЗБТ за пределы требований или поощрения работников к своевременным сообщениям об инцидентах;
- повышение очевидности поддержки высшим руководством системы менеджмента ОЗБТ;
- улучшение процесса(ов) расследования инцидентов;
- улучшение процесса(ов) консультаций и участия работников;
- сравнительный анализ, включая рассмотрение как собственной деятельности организации в прошлом, так и подобной деятельности других организаций;
- сотрудничество на форумах, которые ориентированы на темы, связанные с ОЗБТ.
А.6.1.2 Идентификация опасностей и оценка рисков и возможностей
А.6.1.2.1 Идентификация опасностей
Постоянная упреждающая идентификация опасностей начинается на стадии концептуального проектирования любого рабочего места, объекта, продукции или организации. Она должна продолжаться по мере детализации проекта и затем переходить на стадию реализации, а затем становиться постоянной на протяжении полного жизненного цикла, чтобы учитывать текущие, изменяющиеся и будущие виды деятельности.
Несмотря на то что настоящий стандарт не затрагивает вопросов безопасности продукции (т.е. безопасности для конечных пользователей продукции), тем не менее следует рассматривать опасности для работников, возникающие в процессе производства, монтажа, сборки или тестирования продукции.
Процесс идентификации опасностей помогает организации распознавать и понимать опасности на рабочем месте и для работников, чтобы оценить, расставить по приоритетам, устранить или уменьшить риски в области ОЗБТ.
Опасности могут быть физические, химические, биологические, психологические, механические, электрические или связанные с движением и энергией.
Перечень опасностей, приведенный в 6.1.2.1, не является исчерпывающим.
Примечание - Нумерация перечислений а)-f), приведенных в настоящем пункте, не соответствует в точности нумерации перечислений, приведенных в 6.1.2.1.
Процесс(ы) идентификации опасностей в организации должен (должны) учитывать:
a) стандартные и нестандартные операции и ситуации:
1) стандартные операции и ситуации, создающие опасности в ходе ежедневно выполняемых работ и обычных рабочих процессов;
2) нестандартные операции и ситуации, возникающие случайно и незапланированно;
3) краткосрочные и длительные работы, создающие различные опасности;
b) человеческие факторы:
1) связанные с возможностями человека, ограничениями и иными характеристиками;
2) информация, которой следует обеспечить инструменты, оборудование, системы, работу и среду для безопасного и комфортного применения работником;
3) должны учитываться три аспекта: деятельность, работник и организация, и то, каким образом они взаимосвязаны и влияют на ОЗБТ;
c) новые или изменившиеся опасности:
1) могут возникать при ухудшении, изменении, адаптации или развитии рабочих процессов в результате хорошей осведомленности или изменившихся обстоятельств;
2) понимание того, как реально выполняется работа (например, наблюдение и обсуждение опасностей с работниками), может выявить, растут или снижаются риски в области ОЗБТ;
d) возможные аварийные ситуации:
1) незапланированные и неожиданные ситуации, которые требуют немедленной реакции (например, возгорание оборудования на рабочем месте или стихийное бедствие вблизи рабочего места или в другом месте, где работник выполняет порученные работы);
2) такие ситуации, как массовые беспорядки в месте, где работники выполняют порученные работы, что требует их срочной эвакуации;
e) людей:
1) находящихся в непосредственной близости от рабочего места, на которых может влиять деятельность организации (например, прохожие, подрядчики или непосредственные соседи);
2) работники на местах, не контролируемых непосредственно организацией, например мобильные работники или работники, которые выезжают для выполнения работы в другое место (например, почтальоны, водители автобуса, обслуживающий персонал, выезжающий и выполняющий работы по месту нахождения заказчика);
3) надомные работники или те, кто работает в одиночку;
f) изменения в знаниях и информации об опасностях:
1) источниками знаний, информации и нового понимания опасностей могут быть опубликованная литература, материалы исследований и разработок, данные обратной связи с работниками, а также анализа собственного производственного опыта организации;
2) эти источники могут давать новую информацию об опасностях и рисках в сфере ОЗБТ.
А.6.1.2.2 Оценка рисков в области ОЗБТ и других рисков системы менеджмента ОЗБТ
Организация может использовать различные методы для оценки рисков в области ОЗБТ в рамках общей стратегии управления различными опасностями или видами деятельности. Метод и сложность оценки зависят не от размера организации, а от опасностей, связанных с видами деятельности организации.
Другие риски для системы менеджмента ОЗБТ также следует оценивать, используя соответствующие методы.
Процессы оценки рисков для системы менеджмента ОЗБТ должны учитывать повседневные операции и решения (например, пиковые нагрузки в рабочих процессах, реорганизацию), а также внешние факторы (например, изменения экономического характера). Методологии могут включать в себя проведение постоянных консультаций с работниками, на которых влияет повседневная деятельность (например, в виде изменения рабочей нагрузки), мониторинг и обмен информацией о новых законодательных и иных требованиях (например, изменение нормативно-правовой базы, пересмотр коллективных договоров в части охраны здоровья и безопасности труда), а также обеспечение соответствия ресурсов имеющимся или изменяющимся потребностям (например, обучение с использованием нового улучшенного оборудования или материалов или их закупка).
А.6.1.2.3 Оценка возможностей в области ОЗБТ и других возможностей системы менеджмента ОЗБТ
Процесс оценки должен учитывать выявленные возможности в области ОЗБТ и другие возможности, их преимущества и потенциал для улучшения показателей в области ОЗБТ.
А.6.1.3 Определение законодательных и иных требований
a) Законодательные требования могут включать в себя:
1) законодательство (национальное, региональное или международное), в том числе нормативно-правовые акты;
2) указы и директивы;
3) предписания, выпущенные надзорными органами;
4) разрешения, лицензии и другие формы разрешительных документов;
5) решения судов или административных трибуналов;
6) договоры, соглашения, протоколы;
7) коллективные трудовые договоры.
b) Иные требования могут включать в себя:
1) требования организации;
2) условия договоров;
3) соглашения о найме сотрудника;
4) соглашения с заинтересованными сторонами;
5) соглашения с органами здравоохранения;
6) стандарты рекомендательного характера, консенсусные стандарты и руководства;
7) добровольные принципы, своды правил, технические спецификации, регламенты;
8) общественные обязательства организации или ее головной организации.
А.6.1.4 Планирование действий
Планируемые меры в первую очередь должны управляться посредством системы менеджмента ОЗБТ и предусматривать интеграцию с другими бизнес-процессами, например установленными для управления окружающей средой, качеством, непрерывностью бизнеса, рисками, финансами или персоналом. Ожидается, что осуществление принятых мер позволит достичь намеченных результатов в рамках системы менеджмента ОЗБТ.
Если при оценке рисков была установлена необходимость средств управления, в ходе планирования деятельности устанавливается, каким образом они будут осуществляться при функционировании (см. раздел 8); например, определение, включать ли эти средства управления в рабочие инструкции или в мероприятия по повышению компетентности. Другие средства управления могут выступать в форме измерения или мониторинга (см. раздел 9).
Действия по обработке рисков и реализации возможностей должны также рассматриваться в рамках управления изменениями (см. 8.1.3) для обеспечения отсутствия непредвиденных последствий.
А.6.2 Цели в области ОЗБТ и планирование их достижения
А.6.2.1 Цели в области ОЗБТ
Цели устанавливаются для поддержания и улучшения показателей в области ОЗБТ. Цели должны быть связаны с рисками и возможностями, а также критериями результативности, которые организация установила в качестве необходимых для достижения ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ.
Цели в области ОЗБТ могут быть объединены с другими бизнес-целями и должны быть установлены на соответствующих уровнях и для соответствующих функций. Цели могут быть стратегическими, тактическими и оперативными:
a) стратегические цели могут быть установлены для улучшения общей результативности системы менеджмента ОЗБТ (например, исключить воздействие шума);
b) тактические цели могут быть установлены на уровне объекта, проекта или процесса (например, снизить шум от какого-то источника);
c) оперативные цели могут быть установлены на уровне операции (например, закрытие кожухом конкретных станков для снижения шума).
Измерение целей в области ОЗБТ может быть количественным или качественным. Качественные показатели дают приблизительную оценку, например получаемую из опросов, интервью и наблюдений. От организации не требуется устанавливать цели в области ОЗБТ по каждому из рисков или возможностей, которые она определила.
А.6.2.2 Планирование достижения целей в области ОЗБТ
Организация может планировать достижение целей как каждой в отдельности, так и всех вместе. Планы могут разрабатываться для множества целей, когда это необходимо.
Организации должна оценить необходимые для достижения этих целей ресурсы (финансовые, человеческие, оборудование, инфраструктура).
Где это практически целесообразно, каждая цель должна быть связана с показателем, который может быть стратегическим, тактическим или оперативным.
А.7 Средства обеспечения
А.7.1 Ресурсы
Примеры ресурсов включают в себя, например, персонал, природные ресурсы, инфраструктуру, технологию и финансовые ресурсы.
Примеры инфраструктуры включают в себя, например, здания организации, механизмы, оборудование, системы обеспечения, информационные технологии и коммуникационные системы, а также системы аварийной защиты.
А.7.2 Компетентность
В компетентность работников следует включать знания и навыки, необходимые для соответствующей идентификации опасностей и управления рисками в области ОЗБТ, связанными с их работой и рабочим местом.
При определении компетентности для каждой роли в организации следует принять во внимание следующие аспекты:
a) образование, подготовку, квалификацию и опыт, необходимые для выполнения обязанностей, и переподготовку, необходимую для поддержания уровня компетентности;
b) рабочую среду;
c) предупреждающие действия и средства управления, определенные в результате процесса(ов) оценки рисков;
d) требования, применимые к системе менеджмента ОЗБТ;
e) законодательные и иные требования;
f) политику в области ОЗБТ;
g) потенциальные последствия соответствия и несоответствия, включая влияние на ОЗБТ;
h) ценность участия работников в системе менеджмента ОЗБТ, основанную на их знаниях и навыках;
i) функции и ответственности, связанные с этими должностями;
j) личные возможности, включая опыт, владение языками, грамотность и культурные различия;
k) соответствующее поддержание компетентности, продиктованное изменением среды или работы.
Работники могут содействовать организации в определении компетентностей, необходимых для выполнения соответствующих функций.
Работники должны обладать достаточной компетентностью для самостоятельного выхода из ситуаций, представляющих непосредственную и серьезную опасность. Для этого важно, чтобы работники были в достаточной мере подготовлены в отношении опасностей и рисков, связанных с их работой.
Работники, насколько это применимо, должны также проходить подготовку, необходимую им для результативного выполнения представительских функций в сфере охраны здоровья и безопасности труда.
Во многих странах предоставление бесплатной подготовки для работников является законодательным требованием.
А.7.3 Осведомленность
Наряду с работниками (особенно временными работниками) подрядчики, посетители и другие стороны должны быть осведомлены о рисках с области ОЗБТ, которым они подвергаются.
А.7.4 Обмен информацией
Процесс(ы) обмена информацией, разработанный(ые) организацией, должен (должны) обеспечивать сбор, актуализацию и рассылку информации. Процесс(ы) должен (должны) обеспечивать предоставление и получение соответствующей информации, которая должна быть понятна всем работникам и заинтересованным сторонам.
А.7.5 Документированная информация
Важно сохранять сложность документированной информации на минимальном уровне, способном обеспечивать одновременно и результативность, и эффективность, и простоту.
Это должно относиться и к документированной информации, связанной с планированием выполнения законодательных и иных требований, а также оценками результативности этих действий.
Действия, описанные в 7.5.3, в частности, направлены на предупреждение риска непреднамеренного применения устаревшей документированной информации.
Примеры конфиденциальной информации включают в себя персональные и медицинские данные.
А.8 Функционирование
А.8.1 Оперативное планирование и управление
А.8.1.1 Общие положения
Оперативное планирование и управление процессами необходимо разрабатывать и внедрять по мере необходимости для улучшения охраны здоровья и безопасности труда, устранения опасностей или, если это практически невозможно, посредством снижения рисков в области ОЗБТ до минимальных уровней, реально достижимых для данных операционных областей и видов деятельности.
Примерами операционного управления процессами служат:
a) применение процедур и порядка работ;
b) обеспечение компетентности работников;
c) разработка программ планово-предупредительных ремонтных работ и инспекций;
d) спецификации для закупаемых товаров и услуг;
e) применение законодательных и иных требований или инструкций производителей оборудования;
f) технические и административные средства управления;
g) адаптация рабочего процесса, например, посредством:
1) определения или пересмотра того, как он организован;
2) проведения вводного инструктажа для новых сотрудников;
3) определения или пересмотра процессов и рабочей среды;
4) применения эргономических подходов при проектировании новых или модификации существующих рабочих мест, оборудования и т.д.
А.8.1.2 Устранение опасностей и снижение рисков в области ОЗБТ
Иерархия средств управления предназначена для обеспечения системного подхода к улучшению ОЗБТ, устранению опасностей, а также снижению или контролю рисков в области ОЗБТ. Каждое следующее средство управления рассматривается как менее результативное по сравнению с предыдущим. Обычно комбинируют несколько средств управления, чтобы добиться успеха в снижении рисков в области ОЗБТ до минимально достижимого в данных условиях уровня.
Далее приведены примеры для иллюстрации мер, которые могут быть внедрены на каждом уровне.
a) Устранение: исключение опасности; прекращение применения опасных химических веществ; применение эргономических подходов при планировании новых рабочих мест; исключение монотонности в работе или работы, вызывающей стресс; удаление автопогрузчиков из определенных зон.
b) Замена: замена чего-либо опасного на менее опасное; переход на ответы на претензии потребителей в режиме онлайн; воздействие на риск в области ОЗБТ в месте его возникновения; следование техническому прогрессу (например, замена красок на основе растворителя на водные краски, замена скользкого покрытия пола, снижение значения требуемого для оборудования напряжения).
c) Технические средства управления, реорганизация работы или и то и другое: изолирование людей от опасности; внедрение коллективных мер защиты (например, изоляция, ограждение станков, вентиляционные системы); механизированная погрузка-разгрузка; снижение шума; защита от падения с высоты применением поручней; изменение организации работ, чтобы избежать работы в одиночку, работы в неудобное время и перегрузки или для предотвращения преследования.
d) Административные средства управления, включая обучение: проведение периодических инспекций безопасности оборудования; проведение обучения для предотвращения издевательств и преследований; управление координацией в сфере охраны здоровья и безопасности труда с деятельностью субподрядчиков; проведение вводного инструктажа; управление в части водительских удостоверений на право работать на автопогрузчиках; предоставление инструкций о том, как сообщать об инцидентах, несоответствиях и преследованиях, не опасаясь наказания; изменение расписания (например, отдельных рабочих смен); управление программой медицинского наблюдения за состоянием здоровья работников, для которых были выявлены риски (например, связанные со слухом, вибрацией рук, нарушениями дыхания, кожными заболеваниями или воздействием на кожу); обеспечение работников соответствующими инструкциями (например, по процедуре контроля входа).
e) Средства индивидуальной защиты (СИЗ): обеспечение соответствующими СИЗ, включая одежду и инструкции по применению и поддержанию пригодности СИЗ (например, защитная обувь, защитные очки, средства защиты органов слуха, перчатки).
А.8.1.3 Управление изменениями
Цель процесса управления изменениями состоит в улучшении охраны здоровья и безопасности труда на рабочих местах за счет минимизации появления новых опасностей и рисков в области ОЗБТ в производственной среде при осуществлении изменений (например, в технологии, оборудовании, объектах, рабочих практиках и процедурах, технических спецификациях, сырье, штатном расписании, а также стандартах и регламентах). В зависимости от характера ожидаемых изменений организация может использовать соответствующую(ие) методологию(ии) (например, техническую экспертизу) для оценки рисков и возможностей в области ОЗБТ, связанных с изменениями. Необходимость управления изменениями может возникнуть в результате выполнения процесса планирования (см. 6.1.4).
А.8.1.4 Закупки
А.8.1.4.1 Общие положения
Процесс(ы) закупок должен (должны) использоваться для определения, оценки и устранения опасностей и снижения рисков в области ОЗБТ, связанных, например, с продукцией, опасными материалами или веществами, сырьем, оборудованием или услугами до их применения на рабочем месте.
Процесс(ы) закупок организации должен (должны) предусматривать требования, относящиеся, например, к товарно-материальным ценностям, оборудованию, сырью и другим товарам и сопутствующим услугам, закупаемым организацией для обеспечения соответствия ее системы менеджмента ОЗБТ. Процесс должен также учитывать любые потребности в консультациях (см. 5.4) и обмене информацией (см. 7.4).
Организации следует подтверждать, что оборудование, установки и материалы являются безопасными для применения их работниками за счет обеспечения следующего:
a) оборудование поставлено в соответствии со спецификацией и прошло испытания, обеспечивающие надлежащую работу;
b) установки введены в эксплуатацию с гарантией, что они функционируют должным образом;
c) материалы поставлены в соответствии со спецификациями;
d) информация о любых требованиях по применению, мерах предосторожности и иных защитных мерах доведена до сведения и доступна.
А.8.1.4.2 Подрядчики
Потребность в координации предполагает, что некоторые подрядчики (т.е. внешние поставщики) обладают специальными знаниями, навыками, методами и средствами.
Примерами такой деятельности подрядчиков могут служить техническое обслуживание, строительство, эксплуатация, охрана, уборка и иные функции. Подрядчики также могут быть консультантами или специалистами в управлении, бухгалтерском учете и в иных направлениях. Передача функций подрядчикам не исключает ответственности организации за охрану труда и безопасность работников.
Организация может обеспечить координацию с деятельностью подрядчика с помощью контрактов, которые однозначным образом определяют ответственность договаривающихся сторон. Организация может использовать различные инструменты для обеспечения деятельности подрядчика в сфере ОЗБТ на рабочих местах (например, процедуры заключения контрактов или критерии предквалификации, которые учитывают прошлые показатели в области охраны здоровья и безопасности труда, подготовку в вопросах безопасности, возможности в сфере охраны здоровья и безопасности труда, а также прямые контрактные требования).
При координации работ с подрядчиками организации следует рассмотреть обмен сообщениями об опасностях между ней и ее подрядчиками, контроль доступа работников к опасным участкам и процедуры действий в аварийных ситуациях. Организация должна указать, каким образом подрядчик будет координировать свои действия с собственными процессами системы менеджмента ОЗБТ организации (например, используемыми для контроля входа, ограничения доступа в помещения, оценки воздействия и управления безопасностью), а также отчитываться об инцидентах.
Организация должна верифицировать, что подрядчики способны выполнять передаваемые работы до того, как им будет разрешено их выполнять, например, удостоверяясь в следующем:
a) записи в отношении показателей в области ОЗБТ удовлетворительны;
b) критерии квалификации, опыта и компетентности работников установлены и выполнены (например, за счет обучения);
c) ресурсы, оборудование и подготовка к работе адекватны и есть готовность к выполнению работ.
А.8.1.4.3 Аутсорсинг
При использовании аутсорсинга организация должна иметь контроль над переданными на аутсорсинг функциями и/или процессом(ами) для получения запланированных результатов системы менеджмента ОЗБТ. Ответственность за соответствие требованиям настоящего стандарта в рамках переданных на аутсорсинг функций и процесса(ов) остается за организацией.
Организации следует установить степень контроля за переданными на аутсорсинг функцией(ями) или процессом(ами), основываясь на следующих факторах:
- способность внешней организации удовлетворять требования системы менеджмента ОЗБТ организации;
- техническая компетенция организации по определению соответствующих мер контроля или оценке адекватности мер контроля;
- потенциальное влияние процесса или функции, переданных на аутсорсинг, на способность организации достигать запланированного результата системы менеджмента ОЗБТ;
- объем передаваемой на аутсорсинг части процесса или функции;
- способность организации осуществлять необходимый контроль путем применения ею процесса закупок;
- возможности для улучшения.
В некоторых странах существуют законодательные требования в отношении переданных на аутсорсинг функций и процессов.
А.8.2 Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них
Планы подготовки к аварийным ситуациям могут быть связаны как с естественными, так и техногенными и вызванными действиями человека событиями, происходящими как в рабочее время, так и вне его.
А.9 Оценка результатов деятельности
А.9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
А.9.1.1 Общие положения
Для достижения запланированных результатов системы менеджмента ОЗБТ следует осуществлять мониторинг, измерение и анализ процессов.
a) Примеры того, что может подвергаться мониторингу и измерению, могут включать в себя, но не ограничиваются:
1) жалобы в области охраны здоровья, состояние здоровья работников (через наблюдение) и производственной среды;
2) инциденты, травмы и ухудшение здоровья, связанные с производством, а также жалобы, в том числе и тенденции;
3) результативность оперативных средств управления и учений по действиям в аварийной ситуации или потребность в изменении или введении новых средств управления;
4) компетентность.
b) Примеры того, что может подвергаться мониторингу и измерению для оценки выполнения законодательных требований, могут включать в себя, но не ограничиваются:
1) идентифицированные законодательные требования (все ли законодательные требования определены и поддерживается ли организацией документированная информация о них в актуальном состоянии);
2) коллективные договоры (если они имеют обязательную юридическую силу);
3) статус выявленных пробелов в соответствии.
c) Примеры того, что может подвергаться мониторингу и измерению для оценки выполнения иных требований, могут включать в себя, но не ограничиваются:
1) коллективные договоры (если они не имеют обязательной юридической силы);
2) стандарты и своды правил;
3) корпоративные и иные политики, правила и нормы;
4) требования по страхованию.
d) Критерии - это то, что организация может использовать для сравнения ее показателей.
1) Примеры являются критериями сравнительного анализа:
i) с другими организациями;
ii) стандартами и правилами;
iii) собственными правилами организации и целями;
iv) статистикой в области ОЗБТ.
2) Для измерения критериев, как правило, используют показатели, например:
i) если критерием служит сравнение инцидентов, то организация может выбрать отслеживание частоты, типа, серьезности или количества инцидентов; в этом случае показателем может служить определенная норма по каждому из этих критериев;
ii) если критерием служит сравнение завершенности корректирующих действий, показателем может служить процент выполнения на данный момент.
Мониторинг может иметь форму постоянного контроля, надзора, критического наблюдения или определения состояния с целью выявления отклонения от требуемого или ожидаемого уровня функционирования. Мониторинг может применяться к системе менеджмента ОЗБТ, процессам или средствам управления. Примерами служат проведение интервью, анализ документированной информации и наблюдение за выполнением работы.
Измерение, как правило, подразумевает присвоение числовых значений объектам или событиям. Это источник количественных данных, и он, как правило, связан с оценкой программ обеспечения безопасности и надзора за состоянием здоровья. Примеры включают в себя применение калиброванного или поверенного оборудования для измерения воздействия опасного вещества или подсчета требуемой безопасной дистанции от опасного места.
Анализ - это процесс изучения данных для выявления взаимосвязи, закономерности и тенденции. Это может подразумевать применение статистических методов с использованием информации из других подобных организаций, чтобы помочь в формировании заключений на основе данных. Подобный процесс часто связан с действиями по измерению.
Оценка функционирования - это действие, предпринимаемое для определения пригодности, соответствия и результативности предмета оценки в плане достижения установленных целей системы менеджмента ОЗБТ.
А.9.1.2 Оценка соответствия
Частота и сроки проведения оценок соответствия могут варьироваться в зависимости от важности требования, изменений условий эксплуатации, изменений в законодательных и иных требованиях, а также прошлых показателей деятельности организации. Организация может использовать различные методы для поддержания своих знаний и понимания уровня соответствия.
А.9.2 Внутренний аудит
Объем программы аудита следует определять с учетом сложности и уровня зрелости системы менеджмента ОЗБТ.
Организация может обеспечить объективность и беспристрастность внутреннего аудита путем создания процесса(ов), который(ые) разделяет(ют) выполнение функций внутреннего аудитора и функций, связанных со штатной должностью, или же организация может привлекать внешних исполнителей для этой роли.
А.9.3 Анализ со стороны руководства
Термины, используемые для анализа со стороны руководства, следует понимать следующим образом:
a) "пригодность" означает, насколько система менеджмента ОЗБТ подходит организации, ее деятельности, культуре и бизнесу;
b) "адекватность" определяет, внедрена ли система менеджмента ОЗБТ надлежащим образом;
c) "результативность" показывает, достигает ли система менеджмента ОЗБТ ожидаемых результатов.
Нет необходимости охватывать за один раз все направления анализа со стороны руководства, перечисленные в 9.3 а)-g); организации следует определить, когда и как будет проводиться анализ со стороны руководства по этим направлениям.
А.10 Улучшение
А.10.1 Общие положения
Организация должна учитывать результаты анализа и оценки показателей в области ОЗБТ, оценки соответствия, внутренних аудитов и анализа со стороны руководства при внедрении действий по улучшению.
Примеры улучшений включают в себя корректирующие действия, постоянное улучшение, прорывные изменения, инновации и реорганизацию.
А.10.2 Инцидент, несоответствие и корректирующее действие
В зависимости от требований организации могут существовать отдельные процессы расследования инцидентов и анализа несоответствий или же они могут быть объединены в один процесс.
Примеры инцидентов, несоответствий и корректирующих действий могут включать в себя, но не ограничиваются:
a) инциденты: падение с одной и той же высоты с получением травмы и без нее; сломанная нога; асбестоз; потеря слуха; повреждение зданий или транспортных средств, когда это может вызывать риски в области ОЗБТ;
b) несоответствия: защитное оборудование, которое не функционирует должным образом; нарушение законодательных и иных требований или неследование предписанным процедурам;
c) корректирующие действия (в соответствии с иерархией средств управления, приведенной в 8.1.2): устранение опасностей; замена на менее опасные материалы; перепроектирование или модификация оборудования или инструментов; разработка процедур; повышение компетентности затрагиваемых опасностью работников; изменения в частоте использования или применение средств индивидуальной защиты.
Анализ коренной причины связан с процедурой изучения всех возможных факторов, относящихся к инциденту или несоответствию, путем уточнения, что произошло, как и почему это произошло, чтобы получить входные данные для решения, что может быть сделано для предотвращения такого в будущем.
При определении коренной причины инцидента или несоответствия организации следует использовать методы, соответствующие характеру анализируемого инцидента или несоответствия. Основное внимание при анализе коренной причины необходимо уделять предупреждению. Такой анализ может выявить множество пробелов в системе, включая факторы, связанные с коммуникацией, компетентностью, утомляемостью, оборудованием или процедурами.
Анализ результативности корректирующих действий [см. 10.2 f)] относится к степени адекватности управления коренной причины внедренными корректирующими действиями.
А.10.3 Постоянное улучшение
Примеры возможностей для постоянного улучшения включают в себя, но не ограничиваются:
a) новые технологии;
b) хорошие практики как внутри организации, так и за ее пределами;
c) предложения и рекомендации заинтересованных сторон;
d) новые знания и понимание проблем, связанных с охраной здоровья и безопасностью труда;
e) новые или улучшенные материалы;
f) изменения в возможностях работников или их компетентности;
g) достижение лучших результатов меньшими ресурсами (т.е. упрощение, рационализация и т.д.).
<< Назад |
||
Содержание Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 45001-2020 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.