Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 15 декабря 2020 г. N 3.1-06/5902
на проект федерального закона N 1055441-7 "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 декабря 2020 года, и отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (N 1055441-7) был внесен в Государственную Думу 13 ноября 2020 года Правительством Российской Федерации, принят в первом чтении 18 ноября 2020 года, во втором чтении - 9 декабря 2020 года, в третьем чтении - 15 декабря 2020 года.
Федеральный закон направлен на создание публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - Единый заказчик) в целях выполнения функций государственного заказчика и застройщика при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Проект рассматриваемого Федерального закона разработан в соответствии с Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, которым предусмотрено проведение мероприятий по созданию системы единых государственных заказчиков при строительстве объектов капитального строительства.
В целях повышения эффективности капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, Федеральным законом предусмотрено создание единого заказчика через реорганизацию в форме слияния и (или) преобразования определенных Правительством Российской Федерации федеральных казенных учреждений, выполняющих функции государственного заказчика.
Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты транспортной инфраструктуры, объекты, используемые в целях обеспечения правоохранительной деятельности, внешнеполитической деятельности, объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе включенные в государственный оборонный заказ, объекты, выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию которых осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", а также на правоотношения, связанные с реализацией мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих и иных категорий лиц, сведения о которых составляют государственную тайну, по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Виды (категории) объектов, включаемых в программу деятельности Единого заказчика, будут определяться Правительством Российской Федерации. Указанные объекты должны быть предусмотрены решениями об осуществлении капитальных вложений в объекты, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону на Единого заказчика возложены следующие функции и полномочия:
подготовка проектов решений об осуществлении государственных капитальных вложений в объекты, включенные или подлежащие включению в программу деятельности, а также принятие решений об осуществлении капитальных вложений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
подготовка предложений о включении объектов в федеральную адресную инвестиционную программу и внесении в нее изменений;
обеспечение строительства объектов, включенных в программу деятельности;
осуществление организационного, экспертно-аналитического, информационного и юридического сопровождения строительства объектов, включенных в программу деятельности;
организация выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в связи с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности;
осуществление иной деятельности, предусмотренной федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Единый заказчик в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, главного администратора доходов федерального бюджета и администратора доходов федерального бюджета при обеспечении строительства объектов, а также при предоставлении ему субсидий из федерального бюджета.
Единый заказчик в целях осуществления возложенных на него функций и полномочий может являться ответственным исполнителем, соисполнителем, участником государственных программ Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрены положения, касающиеся наделения Единого заказчика имуществом, необходимым для выполнения возложенных на него функций и полномочий. В частности, имущество, ранее находившееся у реорганизуемых федеральных казенных учреждений на правах оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, передается Единому заказчику в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Высшим органом управления Единого заказчика является наблюдательный совет. В компетенцию наблюдательного совета входит утверждение программы деятельности Единого заказчика. Органами управления Единого заказчика будут являться также правление и генеральный директор.
Единый заказчик осуществляет свою деятельность на основании стратегии развития единого заказчика и программы деятельности. Плановый период программы деятельности определяется наблюдательным советом единого заказчика и не может быть менее двух лет. В качестве органа Единого заказчика, осуществляющего контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью, создается ревизионная комиссия Единого заказчика.
Реорганизацию федеральных казенных учреждений, предусмотренную Федеральным законом, планируется осуществить в пределах штатной численности реорганизуемых казенных учреждений.
Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в 7 законодательных актов Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 22 вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон принят в соответствии с пунктами "в", "г", "ж" и "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.