Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
постановлением главы
администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 17.12.2020 г. N 858
Региональная программа
"Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Краснодарском крае на период 2020 - 2030 годов"
Паспорт
региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Краснодарском крае на период 2020 - 2030 годов"
Наименование региональной программы |
региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Краснодарском крае на период 2020 - 2030 годов" (далее - Региональная программа) |
Координатор региональной программы |
министерство труда и социального развития Краснодарского края |
Исполнители региональной программы |
министерство труда и социального развития Краснодарского края министерство здравоохранения Краснодарского края департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края министерство экономики Краснодарского края департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края департамент строительства Краснодарского края Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю государственная инспекция труда в Краснодарском крае муниципальные образования Краснодарского края |
Цель региональной программы |
обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан снижение уровня бедности в Краснодарском крае в два раза по сравнению с показателем 2017 года |
Задачи региональной программы |
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения развитие системы социальной помощи и социального кон тракта организация социальной адаптации малоимущих граждан |
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы |
численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта число созданных для детей до 3 лет новых мест в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, прошедших переобучение и повышение квалификации реальная заработная плата работников организаций реальные располагаемые денежные доходы населения |
Срок реализации региональной программы |
2020 - 2030 годы |
Этапы реализации региональной программы |
этапы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
финансирование мероприятий Региональной программы осуществляется в рамках государственных программ Краснодарского края, утвержденных постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края: от 5 октября 2015 г. N 943 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края"; от 16 октября 2015 г. N 1036 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов главы администрации (губернатора) Краснодарского края"; от 5 октября 2015 г. N 938 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Социальная поддержка граждан"; от 12 октября 2015 г. N 964 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Дети Кубани"; от 5 октября 2015 г. N 944 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"; от 5 октября 2015 г. N 939 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"; от 12 октября 2015 г. N 967 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства"; от 12 октября 2015 г. N 966 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения" ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 16 октября 2015 г. N 1036" имеется в виду "от 16 ноября 2015 г. N 1036" |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы |
реализация мероприятий Региональной программы позволит построить эффективную систему по выводу граждан из сложной жизненной ситуации посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, повышения адресности социального обслуживания, содействия трудовой занятости, а также снизить уровень бедности в Краснодарском крае в два раза |
1. Общие положения
1.1. Региональная программа подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года.
1.2. Общее методическое руководство работой по реализации Региональной программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Свод всей информации по показателям результативности работы, реализации Региональной программы осуществляет рабочая группа по разработке и реализации Региональной программы.
2. Анализ текущей ситуации
2.1. Краснодарский край в экономическом отношении является одним из наиболее развитых регионов Южного федерального округа. Значительное воздействие на экономику края оказывают выгодное географическое положение, высокий ресурсный и кадровый потенциал.
Положение вблизи Азовского и Чёрного морей, ландшафтное разнообразие территории, высокая плотность путей сообщения способствуют развитию промышленного производства, сельского хозяйства, рекреационного комплекса.
Край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей (после Москвы и Московской области). Численность населения края на 1 января 2020 г. составила 5675,5 тыс. человек.
Ситуация с уровнем жизни населения в Краснодарском крае характеризуется следующими показателями.
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития Краснодарского края
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Валовой региональный продукт в основных ценах, млрд рублей |
2227,6 |
2344,6 |
2445,0 |
в том числе на душу населения, рублей |
398693,9 |
416760,2 |
428500,0 |
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет, млн рублей |
296894 |
316239 |
366573 |
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей |
503,2 |
515,3 |
439,6 |
в том числе на душу населения, рублей |
90071 |
91598 |
77649 |
Основные фонды в экономике (по полной учетной балансовой стоимости; на конец года), млн рублей* |
5937791 |
6260527 |
- |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн рублей, в том числе: |
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
53143 |
52498 |
26736 |
обрабатывающие производства |
923476 |
1025101 |
912149 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
110399 |
121025 |
112250 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
28504 |
32339 |
30114 |
Продукция сельского хозяйства, млн рублей |
364026 |
382468 |
427250 |
Оборот розничной торговли, млн рублей |
1306894 |
1368125 |
1462389 |
в том числе на душу населения, рублей |
233 909 |
243 186 |
258 288 |
Индекс производительности труда, процентов |
100,6 |
100,2 |
101,1 |
Численность населения (на конец года), тыс. человек, в том числе: |
5603 |
5648 |
5675 |
городское |
3075 |
3116 |
3141 |
сельское |
2528 |
2532 |
2534 |
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. человек |
-2,5 |
-2,8 |
-8,7 |
Миграционный прирост (убыль) населения, тыс. человек |
34,9 |
47,6 |
36,0 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
73,42 |
74,30 |
73,91 |
Доля населения в трудоспособном возрасте (на начало года), процентов |
55,7 |
55,1 |
54,7 |
Среднегодовая численность занятых, тыс. человек |
2627,2 |
2676,9 |
2670,9 |
Уровень занятости населения в процентах от численности рабочей силы |
57,5 |
58,3 |
57,9 |
Численность зарегистрированных безработных, тыс. человек (на конец года) |
15,2 |
14,3 |
15,4 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, процентов (на конец года) |
5,7 |
5,2 |
4,8 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, единиц (на конец года) |
40213 |
48599 |
42541 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (на конец года) |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника на предприятиях, включая малое предпринимательство, рублей |
30343 |
33846 |
36155 |
Среднедушевые денежные доходы населения, рублей |
33403 |
34372 |
35745 |
Средний размер назначенных пенсий, рублей |
12267 |
13037 |
13835 |
Структура денежных доходов населения, млн рублей: |
|
||
I. Оплата труда наемных работников |
870765 |
952487 |
1010694 |
II. Доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности |
218990 |
232089 |
244455 |
III. Социальные выплаты |
365755 |
373843 |
394875 |
IV. Доходы от собственности |
59098 |
61074 |
65914 |
V. Прочие денежные поступления |
724957 |
700984 |
712657 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, рублей в месяц, |
10062 |
10209 |
10854 |
в том числе: |
|
|
|
трудоспособное население |
10882 |
11030 |
11750 |
пенсионеры |
8335 |
8451 |
8981 |
дети |
9639 |
9828 |
10368 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума |
в 3,3 раза |
в 3,4 раза |
в 3,3 раза |
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций с прожиточным минимумом трудоспособного населения |
в 2,8 раза |
в 3,1 раза |
в 3,1 раза |
Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера |
149,1 |
153,4 |
156,9 |
Просроченная задолженность по заработной плате, тыс. рублей |
22444 |
33582 |
29107 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек |
609,6 |
589,2 |
606,4 |
в процентах от общей численности населения |
10,9 |
10,5 |
10,7 |
* Показатель основного фонда в экономике (по полной учетной балансовой стоимости на конец 2019 года), млн рублей, не рассчитан. |
Оценка уровня и структуры бедности проводилась на основе оперативных данных, имеющихся в органах социальной защиты Краснодарского края, официальных данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Краснодарстат). Объектами исследования были граждане с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Краснодарском крае, в том числе имеющие в составе своей семьи детей; граждане, получающие государственную социальную помощь.
По данным Краснодарстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Краснодарском крае в 2019 году составила 606,4 тыс. человек, или 10,7% от общей численности населения региона (увеличилась на 0,2% по сравнению с 2018 годом).
По оперативным данным органов социальной защиты Краснодарского края численность малоимущих семей в 2019 году составила 213 891, из них:
23 852 многодетные семьи, или 11,2% от общего числа малоимущих семей;
40 583 семьи с одним родителем, или 19,0% от общего числа малоимущих семей;
23 429 семей с инвалидами, или 11,0% от общего числа малоимущих семей;
18 639 семей, проживающих с пенсионерами, или 8,7% от общего числа малоимущих семей.
По данным Краснодарстата, в 2019 году реальные располагаемые денежные доходы населения в целом по краю снизились на 1,3% по сравнению с уровнем 2018 года.
Таблица 2
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу)
Распределение населения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Все население |
100 |
100 |
100 |
в том числе со среднедушевыми денежными доходами, рублей в месяц: до 7000,0 |
4,3 |
3,9 |
3,3 |
7000,1 - 10000,0 |
6,5 |
6,1 |
5,5 |
10000,1 - 14000,0 |
10,7 |
10,3 |
9,7 |
14000,1 - 19000,0 |
13,7 |
13,4 |
12,9 |
19000,1 - 27000,0 |
18,4 |
18,3 |
18,2 |
27000,1 - 45000.0 |
24,4 |
24,9 |
25,6 |
45000,1 - 60000,0 |
9,6 |
10,0 |
10,6 |
свыше 60000,0 |
12,4 |
13,1 |
14,2 |
Сохраняется значительная дифференциация денежных доходов населения. Так, в 2019 году соотношение денежных доходов 10% населения с наименьшими и 10% населения с наибольшими доходами составило 14,3 раза.
Таблица 3
Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения
Денежные доходы |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-процентным группам населения: первая (с наименьшими доходами) |
5,5 |
5,5 |
5,6 |
вторая |
10,2 |
10,3 |
10,3 |
третья |
15,2 |
15,2 |
15,3 |
четвертая |
22,7 |
22,7 |
22,7 |
пятая (с наибольшими доходами) |
46,4 |
46,3 |
46,1 |
Коэффициент фондов |
14,7 |
14,6 |
14,3 |
Коэффициент Джинни |
0,404 |
0,404 |
0,400 |
В 2019 году в целом увеличились расходы населения по сравнению с предыдущим годом на 108 118 млн рублей и составили 2 428 595,0 млн рублей.
Таблица 4
Структура использования денежных доходов населения
Денежные расходы и сбережения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Всего, млн рублей |
2239565 |
2320477 |
2428595 |
в том числе: покупка товаров и оплата услуг |
2008857 |
2109547 |
2243800 |
обязательные платежи и разнообразные взносы |
201017 |
217850 |
259345 |
приобретение недвижимости |
259345 |
28001 |
27182 |
прирост финансовых активов |
7866 |
-34921 |
-101732 |
В 2019 году реальная заработная плата работников в целом по краю по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2,1%.
На 1 января 2020 г. средний размер назначенных пенсий возрос по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,1%, в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) - на 4,1% и составил 13 835 рублей.
Численность занятых граждан за 2019 год составила 2 670,9 тыс. человек.
Распределение занятых в экономике по видам деятельности за 2019 год: торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 508,6 тыс. человек, или 19,0% от общего числа;
обрабатывающая промышленность - 292,3 тыс. человек (10,9%); транспортировка и хранение - 266,0 тыс. человек (10,0%);
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 263,0 тыс. человек (9,8%);
образование - 228,1 тыс. человек (8,5%);
строительство - 207,1 тыс. человек (7,8%);
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 204.8 тыс. человек (7,7%);
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение - 136,6 тыс. человек (5,1%);
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 102.8 тыс. человек (3,8%);
предоставление прочих видов услуг - 94,4 тыс. человек (3,5%);
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 57,3 тыс. человек (2,1%);
деятельность финансовая и страховая - 56,4 тыс. человек (2,1%);
деятельность профессиональная, научная и техническая - 55,1 тыс. человек (2,1%);
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги - 47,6 тыс. человек (1,8%);
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 45,3 тыс. человек (1,7%);
деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 36,0 тыс. человек (1,3%);
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 26,0 тыс. человек (1,0%);
деятельность в области информации и связи - 23,3 тыс. человек (0,9%); добыча полезных ископаемых - 19,7 тыс. человек (0,7%);
другие виды экономической деятельности - 0,6 тыс. человек (0,02%). Уровень занятости населения за 2019 год составил 57,9%.
Численность безработных граждан по методологии Международной организации труда в 2019 году составила 135,7 тыс. человек.
Уровень общей безработицы за 2019 год составил 4,8%.
Уровень регистрируемой безработицы вырос с 0,5% на 1 января 2020 г. до 4,6% на 1 октября 2020 г.
Рост безработицы связан со снижением в период действия ограничительных мер в 2 раза количества заявленных вакансий работодателями, увеличением в полтора раза максимального и в три раза минимального размера пособия по безработице, возможностью дистанционного оформления пособия по безработице через портал "Работа в России", выходом на рынок труда длительно не работающих граждан (более года) или впервые ищущих работу (ранее не работавших).
В целях повышения реальных доходов граждан, а также повышения уровня занятости с 2020 года в рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" будет реализовано мероприятие по переобучению и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы. Численность участников мероприятия составит в 2020 и 2021 годах не менее 1 362 человек ежегодно, в 2022 году - 1 702 человека.
В рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" реализуется мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан в возрасте от 50 лет и старше. Численность участников мероприятия составит 1 993 человека ежегодно.
Кроме того, с целью повышения доходов семей с детьми в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" реализуются следующие мероприятия:
ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет средств федерального бюджета (в 2020 году планируется назначить выплату 9 967 семьям);
ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет (в 2020 году планируется назначить выплату 6 000 семей);
краевой материнский (семейный) капитал (в 2020 году планируется выдать уведомление о праве на материнский капитал 5 000 семей).
Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 г. N 1980-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Порядок определения размера социального пособия и периода, на который оно назначается, утвержден приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 22 июня 2010 г. N 377. Ежемесячное социальное пособие в размере 3000 рублей в месяц на период до 3 месяцев назначается отдельным категориям семей:
малоимущим многодетным семьям;
семьям, в состав которых входят: только получатели пенсии; только получатель (получатели) пенсии и несовершеннолетний ребенок (несовершеннолетние дети), только один родитель, несовершеннолетний ребенок (несовершеннолетние дети) и получатель (получатели) пенсии, ребенок-инвалид, только один родитель и несовершеннолетний ребенок (несовершеннолетние дети), инвалид (инвалиды).
Остальным малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам социальное пособие назначается на срок до трех месяцев в размере, не превышающем 1000 рублей в месяц. Предусмотрено предоставление социального пособия малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам), попавшим в чрезвычайную ситуацию (стихийные бедствия, разрушение жилого помещения, пожар). Размер социального пособия данной категории лиц устанавливается в зависимости от понесенного материального ущерба и с учетом денежных средств краевого бюджета и составляет не более 30 тыс. рублей. За 2019 год расходы на предоставление государственной социальной помощи в виде социального пособия составили 768,0 миллиона рублей. Помощь получили 82 223 семьи (в том числе 69 440 семей, имеющих 152 092 ребенка).
С 1 января 2014 г. введена государственная социальная помощь на основании социального контракта. Порядок и условия её оказания утверждены приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 17 февраля 2014 г. N 78.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде ежемесячного пособия в размере не ниже 7 500 рублей в месяц на срок от 3 месяцев до 1 года или в виде единовременного пособия - не более 90 тыс. рублей. За 2019 год расходы на её предоставление составили 15,42 млн рублей на 181 семью (в 2018 году - 9,54 млн рублей на 114 семей).
3. Рабочая группа по разработке и реализации Региональной программы
3.1. Рабочая группа по разработке и реализации Региональной программы снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (далее - Рабочая группа) - совещательный, коллегиальный орган, осуществляющий разработку, внесение изменений и реализацию Региональной программы.
3.2. К функциям Рабочей группы относятся:
проведение анализа текущей ситуации, связанной с уровнем жизни;
подготовка изменений (при необходимости);
проведение мониторинга исполнения Региональной программы и оценки ее эффективности.
3.3. В состав рабочей группы входят:
заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края (социальная политика), председатель Рабочей группы;
министр труда и социального развития Краснодарского края, заместитель председателя Рабочей группы;
начальник отдела реализации национальных проектов и государственных программ министерства труда и социального развития Краснодарского края, ответственный секретарь Рабочей группы.
Члены рабочей группы:
заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (по согласованию);
заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае - заместитель главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае (по правовым вопросам) (по согласованию);
заместитель руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю - заместитель главного судебного пристава Краснодарского края (по согласованию);
заместитель начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю (по согласованию);
руководитель департамента строительства Краснодарского края;
заместитель руководителя департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края;
заместитель министра здравоохранения Краснодарского края;
заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края;
заместитель министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края;
заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края;
заместитель министра экономики Краснодарского края.
3.4. В заседаниях рабочей группы могут принимать участие представители Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, прокуратуры Краснодарского края, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, профессиональных сообществ, общественных организаций и иных заинтересованных органов.
3.5. Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.
3.6. Исполнители Региональной программы направляют координатору региональной программы ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчеты о реализации мероприятий Региональной программы по форме, утвержденной приложением 4 настоящего постановления.
Заместитель министра |
Д.А. Ирхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.