Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению министерства
труда и социальной защиты
населения Рязанской области
от 16 декабря 2020 года N 59
Паспорт
Программы "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2021 - 2023 годы"
Наименование |
"Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2021 - 2023 годы" |
Исполнители |
министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области; центральные исполнительные органы государственной власти Рязанской области (далее - ЦИОГВ); государственные автономные учреждения; государственные бюджетные учреждения; государственные казенные учреждения; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области; муниципальные автономные учреждения; муниципальные бюджетные учреждения; муниципальные казенные учреждения; государственные фонды, общественные и иные организации. |
Цели |
Снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников. |
Задачи |
I. Улучшение условий и охраны труда. 1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах. 2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения. 3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения. 4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда. 5. Совершенствование нормативно-правовой базы Рязанской области в сфере охраны труда. 6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. 7. Разработка и внедрение в организациях Рязанской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда. II. Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. |
Целевые индикаторы (показатели) |
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: 1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; 1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; 1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего; 1.4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием. 2. Динамика оценки условий труда: 2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; 2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда. 3. Условия труда: 3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; 3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников. |
Сроки реализации |
2021 - 2023 годы |
Объемы бюджетных ассигнований |
Общий объем бюджетных ассигнований 627 718 тыс. руб., в том числе, за счет средств: бюджета Рязанской области - 293 935,7 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований - 333 782,3 тыс. руб.; в том числе по годам: 2021 год - 205 470 тыс. руб.; 2022 год - 209 298,8 тыс. руб.; 2023 год - 212 949,2 тыс. руб. |
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц |
Общий объем финансирования из внебюджетных источников - 220 965,2 тыс. руб. в том числе: Фонда социального страхования Российской Федерации - 219 978,2 тыс. руб.; работодателей - 987 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 год - 73 150 тыс. руб.; 2022 год - 73 526 тыс. руб.; 2023 год - 74 289,2 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации |
К концу срока реализации программы ожидаются следующие результаты: 1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: 1.1. Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (чел.) до 10 1.2. Сокращение численности пострадавших в результате нечастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.) до 235 1.3. Сокращение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (ед.) до 67 1.4. Сокращение численности работников с установленным в текущем году профессиональным заболеванием (чел.) до 7 2. Специальная оценка условий труда: 2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (ед.) 42 200 2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда (ед.) 1 140 3. Условия труда: 3.1. Сокращение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (чел.) до 58 200 3.2. Снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (%) до 14,2 |
1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
За период с 2015 по 2019 год показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Рязанской области имеют следующую динамику (таблицы 1 - 4).
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2015 - 2019 годах (по данным Государственной инспекции труда в Рязанской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
13 |
16 |
11 |
13 |
12 |
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2015 - 2019 годах (по данным ГУ - Рязанского регионального отделения ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
268 |
229 |
234 |
264 |
250 |
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2015 - 2019 годах (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
75,5 |
61,9 |
69,9 |
69,1 |
67,1 |
Таблица 4
Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2015 - 2019 годах (по данным территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
11 |
9 |
15 |
10 |
5 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Рязанской области показывает, что основной причиной их возникновения является нарушение работниками дисциплины труда и требований охраны труда (32,5% от всех несчастных случаев с тяжелыми последствиями).
К другим причинам относятся:
- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения (17,5%);
- неудовлетворительная организация производства работ (12,5%);
- недостатки в обучение безопасным приемам труда, конструктивные недостатки оборудования, несовершенство технологического процесса, эксплуатация неисправного оборудования, использование пострадавшего не по специальности (по 2,5%).
Основными видами (типами) несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в 2019 году являются:
- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин (27,5%);
- падение пострадавшего с высоты (22,5%);
- транспортные происшествия во время служебных поездок (20%);
- падение, обрушение, обвалы предметов, материалов (10%);
- воздействие дыма, огня и пламени (7,5%).
В разрезе видов экономической деятельности наибольшее количество несчастных случаев приходится на обрабатывающие производства (30% всех несчастных случаев), строительство (22,5%), транспорт и сельское хозяйство (по 10%), еще по 7,5% приходится на деятельность в сферах образования и спорта.
Анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости позволяет сделать следующие выводы:
1. Сложившаяся динамика снижения уровней производственного травматизма имеет потенциал к их дальнейшему сокращению за счет устранения причин организационного характера, повышения культуры производства и дисциплины труда работников, внедрения в организациях региона концепции "Нулевого травматизма", основанной на управлении профессиональными рисками, повышении мотивации работников к соблюдению требований охраны труда.
2. Снижение уровня профессиональной заболеваемости возможно за счет внедрения современных методов диагностики и повышения качества медицинских осмотров (обследований) в целях выявления патологий на ранних стадиях и их своевременного лечения.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
Проведенный анализ показывает, что уровень охвата рабочих мест специальной оценкой условий труда в организациях региона составляет 98% от их общего количества.
В 2021 - 2023 годах, с учетом проведения специальной оценки условий труда, только на рабочих местах, которые не подлежат, в соответствии с законодательством Российской Федерации, декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, будут обеспечены количественные показатели проведения специальной оценки условий труда, в отношении данной категории рабочих мест, с расчетом, что каждое из них будет оценено не реже, чем 1 раз в 5 лет.
Таблица 5
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда в 2015 - 2019 годах (по данным ФГИС СОУТ, за 2015 год - по данным Государственной инспекции труда в Рязанской области)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
40524 |
33244 |
40583 |
45554 |
12860 |
с 2019 года учитываются только рабочие места, не подлежащие декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Таблица 6
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест в 2015 - 2019 годах (рассчитывается на основе данных Таблицы 5)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
27,4 |
22,5 |
27,4 |
28,4 |
8,2 |
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблицы 7 - 9), позволяет сделать следующий вывод.
Ежегодное увеличение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, происходит в большей степени за счет снижения общей численности работников. В данной ситуации, целевой индикатор "Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда", даже при снижении численности работников, занятых в таких условиях, может быть полностью нивелирован. Поэтому наиболее объективным показателем, реально отражающим ситуацию в сфере условий труда, является целевой индикатор "Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда" .
Таблица 7
Общая численность работников (по данным ГУ - Рязанского регионального отделения ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
404923 |
374891 |
368768 |
364951 |
360180 |
Таблица 8
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в 2015 - 2019 годах (по данным ГУ - Рязанского регионального отделения ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
52655 |
54858 |
58616 |
59139 |
59930 |
Таблица 9
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников в 2015 - 2019 годах (расчетный по данным ГУ - Рязанского регионального отделения ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Рязанская область |
13,0 |
14,6 |
15,9 |
16,2 |
16,6 |
Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2019 году составили:
- фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда - 945,0 млн. рублей;
- экономические издержки вследствие потерь рабочего времени - 242,6 млн. рублей.
В 2019 году Государственной инспекцией труда в Рязанской области проведено более 300 проверок в сфере охраны труда, по результатам которых выявлено более 1000 нарушений требований охраны труда, из них около 20% приходится на нарушения, связанные с порядком проведения специальной оценки условий труда, либо ее не проведением, порядка 25% нарушений выявлено в части допуска к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, обязательные медицинские осмотры, около 10% нарушений установлено по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, еще 15% нарушений связаны с обеспечением функционирования системы управления охраной труда. Остальные нарушения (30%) отмечены в части безопасной эксплуатации производственного оборудования.
В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда. В Рязанской области приняты:
1. Закон Рязанской области от 13 мая 2019 года N 20-ОЗ "О порядке и условиях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права";
2. Постановление Правительства Рязанской области от 08 сентября 2009 года N 237 "Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области, работодателей и обучающих организаций на территории Рязанской области по вопросу проведения обучения по охране труда";
3. Постановление Правительства Рязанской области от 20 марта 2012 года N 56 "О проведении мониторинга условий и охраны труда в Рязанской области";
4. Распоряжение Правительства Рязанской области от 17 июня 2013 года N 278-р о проведении регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности";
5. Распоряжение Губернатора Рязанской области от 22 ноября 2013 года N 516-рг о создании областной межведомственной комиссии по охране труда;
6. Постановление министерства труда и занятости населения Рязанской области от 22 июня 2015 года N 4 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Проведение государственной экспертизы условий труда на территории Рязанской области";
7. Постановление министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 11 июля 2018 года N 29 "Об установлении размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда";
8. Постановление министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 29 июня 2020 года N 27 "Об утверждении положения о порядке проведения ежегодного конкурса детского рисунка "Охрана труда глазами детей".
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда позволяет ожидать следующие изменения в указанной сфере:
- улучшение условий и охраны труда работников организаций, расположенных на территории Рязанской области;
- снижение профессиональных рисков для работников в процессе их трудовой деятельности и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- снижение смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и контрольных этапов реализации Программы
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Рязанской области с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения.
В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих, а также содействие органам государственного контроля и надзора в повышении эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.1 Цели и задачи Программы
Целью Программы является снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Индикаторами достижения указанной цели являются:
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;
1.4. Численность работников с впервые установленным профессиональным заболеванием.
2. Динамика оценки условий труда:
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.
Для целей пункта 2 под количеством рабочих мест понимаются рабочие места, не подлежащие, в соответствии с законодательством Российской Федерации, декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
3. Условия труда:
3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;
3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.
Для достижения поставленной цели в рамках Программы необходимо решение задач по улучшению условий и охраны труда и повышению эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
- обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;
- реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение и современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
- совершенствование нормативной правовой базы по охране труда;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
- разработка и внедрение в организациях Рязанской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда;
- повышение эфф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.