В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
Внести в приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 13 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2019 N 128, от 10.12.2019 N 293) следующие изменения:
1. Паспорт государственной программы изложить в редакции согласно приложению 1.
2. Раздел "1. "Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков" государственной программы изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с перечнем государственных программ Карачаево-Черкесской Республики, утвержденным распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.
Государственная программа основана на Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Госпрограмма).
Соответствует положениям основных стратегических документов в области развития агропромышленного комплекса, включая:
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ;
Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 25.07.2011 N 260-ФЗ;
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.1995 N 193-ФЗ;
Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ;
Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ;
Федеральный закон "О племенном животноводстве" от 03.08.95 N 123-ФЗ;
Федеральный закон "О семеноводстве" от 17.12.1997 N 149-ФЗ;
Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р;
Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;
Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Концепцию развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1292-р;
Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р.
Главными приоритетами государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий.
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Госпрограммы среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 5%, пищевых продуктов - 6%.
Вместе с тем, последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, а также засуха в 2010 году негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе и динамике развития сельскохозяйственного производства.
В числе проблем следует выделить:
технико-технологическое отставание сельского хозяйства;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей;
медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи.
Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2023 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В прогнозном периоде необходимо отметить следующие значимые тенденции:
увеличение инвестиций на повышение плодородия и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
развитие подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;
экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов. Прогноз реализации государственной программы основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам.
При разработке государственной программы учитывались положения:
схемы территориального планирования Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.09.2012 N 382;
схемы территориального планирования Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 20.12.2012 N 49;
схемы территориального планирования Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 25.01.2013 N 40;
схемы территориального планирования Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 175;
схемы территориального планирования Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 28.12.2012 N 434-II;
схемы территориального планирования Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 21.12.2012 N 159;
схемы территориального планирования Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.10.2012 N 25;
схемы территориального планирования Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 15.12.2012 N 1;
схемы территориального планирования Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 26.12.2012 N 44;
схемы территориального планирования Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, утвержденной решением Совета депутатов от 29.12.2012 N 19.
Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ответственным исполнителем ежегодно в разрезе подпрограмм и содержащим, в том числе перечень ответственных исполнителей мероприятий подпрограмм, с указанием фамилий, инициалов и должностей лиц, ответственных за реализацию мероприятий подпрограммы.
Лица, ответственные за реализацию мероприятий подпрограммы информируют руководителя органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики - исполнителя соответствующей подпрограммы (далее - ответственный за подпрограмму) о ходе реализации мероприятий подпрограммы по мере их реализации, но не реже чем один раз в квартал.
Ответственный за подпрограмму определяет лицо, отвечающее за подготовку и предоставление ответственному за государственному программу отчета о ходе реализации мероприятий подпрограммы.
В случае невозможности исполнения мероприятий подпрограммы ответственный за подпрограмму информирует об этом ответственного за государственному программу с указанием причин, препятствующих их своевременному исполнению.
Ответственный за государственную программу обеспечивают размещение на официальном сайте в сети Интернет соответствующего органа информацию о ходе реализации подпрограмм государственной программы и государственной программы соответственно.
В агропромышленном комплексе республики функционирует 111 сельскохозяйственных организации различной формы собственности, в том числе 20 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2500 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 80 тыс. личных подворий.
Объем производства продукции сельского хозяйства ежегодно растет и в 2019 году составил более 32,0 млрд. рублей, к сравнению, в 2014 году составлял 20,8 млрд. рублей. Таким образом, объем производства продукции с 2014 года вырос более чем на 50%.
Основная доля продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения - 41,5%, крестьянско-фермерских хозяйствах - 25,4%, сельхозорганизациях - 33,2%.
Поголовье всех видов сельскохозяйственных животных во всех категориях хозяйств на конец 2019 года составило 1919,2 тыс. условных голов, что на 102% больше показателя 2018 года.
Основная часть скота сосредоточена в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 45%, в сельхозорганизациях содержится - 24% общего поголовья (именно они обеспечили основной прирост поголовья), в личных подсобных хозяйствах - 31%.
Агропромышленный комплекс Карачаево-Черкесской Республики специализируется в основном на животноводстве и растениеводстве.
По данным Росстата, в 2019 году численность поголовья основных видов скота составила: КРС - 159,1 тыс. голов, овец и коз - 1119,0 тыс. голов, свиней - 1,805 тыс. голов, табунных лошадей - 18,8 тыс. голов, птицы - 620,5 тыс. голов.
На территории республики работают 25 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, обладающих правом на осуществление деятельности в области племенного животноводства.
В течение последних 5-ти лет карачаевская порода овец по общей численности в Российской Федерации поднялась на 5 место, при этом тенденция к дальнейшему увеличению численности овец сохраняется, ареал распространения породы расширяется, доля Карачаево-Черкесской Республики в общероссийском стаде составляет 4,7%. Ключевыми точками роста внешнеэкономической деятельности региона в аграрном секторе, станет экспорт продукции животноводства - поставка мяса баранины. В 2018 - 2019 годах Карачаево-Черкесия экспортировала мясо баранины в Республику Иран. Стартовал в 2018 году инвестиционный проект ООО "Фирмы Хаммер", направленный на создание племенного репродуктора по разведению овец карачаевской породы в количестве 50 тыс. голов маточного поголовья. Планируемый объем инвестиции - 784,9 млн. рублей.
Другим серьёзным достижением последних пяти лет является тот факт, что по численности овцематок в одном племенном хозяйстве, два племенных хозяйства республики занимают первое и второе места в общероссийском классификаторе. Это соответственно СПК племенной завод "Заря-1" (22600 голов) и ООО племенной завод "Дженгур" (22500 голов). Овцеводы региона ежегодно отмечаются призовыми местами на Всероссийской выставке племенных овец, которая проходит в Астраханской области.
Серьёзнейшим достижением является реализация суперсовременного инвестиционного проекта - строительства фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий - ООО "Квест-А". Это позволило создать 450 постоянных рабочих мест, а также стимулировало 3000 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях, производство сырья для трикотажного сектора. ООО Квест-А - единственное предприятие в Российской Федерации, межрегиональная, интеграционная экономическая модель которого обеспечивает полный цикл переработки овечьей шерсти, от сортировки немытой шерсти до производства импортозамещающей трикотажной пряжи и готового изделия. Мощность фабрики по переработке сельскохозяйственного сырья - шерсти овечьей составляет порядка 2000 тонн в год. Закупка шерсти производится не только в Северо-Кавказском федеральном округе, но и в Южном федеральном, что способствует социально-экономическому развитию сельских территорий всего юга России.
В целях дальнейшего развития высокодоходной отрасли птицеводства на базе ОАО племрепродуктор "Зеленчукский", которое является специализированным предприятием по производству и реализации инкубационного яйца и суточного молодняка уток пекинской породы кросса "Благоварский", разработан и реализован инвестиционный проект по увеличению объемов производства продукции за счет реконструкции и строительства птичников.
В результате реализации данного проекта произведена диверсификация производства, произведена реконструкция и модернизация части существующих и строительство 4 новых высокотехнологичных корпуса. Установлено французское оборудование фирмы САС ТюффигоРапидекс, закуплено во Франции инкубационное яйцо уток пекинской. По итогам реализации проекта производственная мощность предприятия увеличилась до 70 тыс. посадочных мест с производством инкубационного яйца до 6,5 млн. штук в год и производством 300 тонн мяса утки.
В целях развития молочного скотоводства сельскохозяйственными товаропроизводителями республики при помощи мер государственной поддержки было приобретено из других регионов 711 голов племенного скота молочного направления на сумму более 80 млн. рублей.
Производство молока в нашем регионе на современных молочных комплексах соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" от 09.10.2013 N 67 (ТР ТС 033/2013). На территории республики действует 4 крупных завода по переработке молока и развита сеть молокоприемных пунктов в муниципальных районах. Имеется рынок сбыта молочной продукции, это в первую очередь Кавказские Минеральные Воды, туристско-рекреационные зоны Архыз, Домбай, Теберда.
В 2020 году в регионе начнётся реализация крупного инвестиционного проекта по развитию индустриального мясного овцеводства. Инвестором выступает ГК "Дамате", планируемый объем инвестиций - 2,7 млрд рублей. Проект предусматривает создание овцеводческих кластеров, включающих в себя семейные фермы по разведению и откорму овец, а также по убою и переработке продукции.
С 2013 года в республике наблюдается динамичный рост отрасли растениеводства. Начался процесс технического и технологического переоснащения, модернизации, внедрение новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Объем производства продукции сельского хозяйства по растениеводству в стоимостном выражении за последние 5 лет вырос 7,9 млрд. рублей. Площадь сельскохозяйственных угодий Карачаево-Черкесской Республики составляет 601,8 тыс. га, в том числе 144,9 тыс. га пашни, 136,9 тыс. га сенокосов и 313,7 тыс. га пастбищ.
Основным направлением растениеводства является выращивание: зерновых и зернобобовых культур (пшеница озимая и яровая, тритикале озимая и яровая, кукуруза на зерно, ячмень озимый и яровой, овес, зернобобовые культуры), подсолнечника, сои, рапса, картофеля, овощей. Большое внимание в последние годы также уделяется закладке многолетних насаждений.
Если пять лет назад перед агропромышленным комплексом республики стояла задача по самообеспеченности региона, то на сегодняшний день имеем возможность экспортировать излишнюю сельскохозяйственную продукцию.
Валовой сбор зерна в республике за последние пять лет вырос более чем в два раза, с 190 тыс. тонн до 470 тыс. тонн.
За последние годы отрасль растениеводства значительно пополнилась новой техникой. На сегодняшний день насчитывается 840 тракторов, 87 зерноуборочных и 17 кормоуборочных комбайнов.
С каждым годом отрасль растениеводства пополняется новой техникой, на сегодняшний день насчитывается 788 тракторов, 74 зерноуборочных и 15 кормоуборочных комбайнов. Фермерами активно приобретается сельскохозяйственная техника на льготных условиях: с использованием механизма льготного кредитования, а также по программе субсидирования заводов производителей.
В растениеводстве функционирует более 300 организаций, в том числе 250 фермерских хозяйств. Отрадно, что у фермеров начала развиваться производственная база (зерносклады, хранилища картофеля, площадки для хранения техники и др. объекты). В среднем на 10 фермерских хозяйств 4 имеют условия для развития сельскохозяйственного бизнеса.
Аграрии республики отдают предпочтение выращиванию кукурузы, таким образом, в республике успешно реализован инвестиционный проект по строительству селекционно-семеноводческого и оптово-распределительного центров, инициированный фирмой "Хаммер". С этой целью построен и функционирует селекционно-семеноводческий центр по выращиванию семян кукурузы, мощностью 10000 тонн семян в год и оптово-распределительный центр мощностью 120000 тонн зерна единовременного хранения. В республике появились собственные семена кукурузы ничем не уступающие импортным семенам, но намного дешевле импортных аналогов в связи с этим у региона появилась возможность поставлять кукурузу на зерно в Исламскую республику Иран.
Карачаево-Черкесская Республика путем реализации мероприятий государственной программы вносит свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в целом.
На территории республики находится одно из крупнейших предприятий, которое является лидером в России по производству овощей в защищенном грунте, на 140 га ежегодно выращивается до 40 тыс. тонн овощей, Агрокомбинат "Южный" специализируется на производстве томата и огурцов.
Начиная с 2018 года по обеспеченности фруктами регион вышел на новый уровень, возрождая садоводство. С этой целью реализуется ряд инвестиционных проектов по закладке фруктовых садов интенсивного типа с фруктохранилищами мощностью 25 000 тонн, что позволит полностью обеспечить население и поставлять фрукты в соседние регионы. На сегодняшний день произведена закладка садов на площади 500 га, из них 400 га сады интенсивного типа и 100 га орехоплодные сады. Годовой объем производства составит порядка 15000 тонн фруктов, из них яблок - 14210 тонны, груши - 20 тонн, черешни - 195 тонн и сливы - 575 тонн. В 2018 году на территории Карачаево-Черкесской Республики заложен единственный в Российской Федерации грушевый сад ООО "Сады Карачаево-Черкесской Республики". Для повышения уровня и качества жизни сельского населения, обеспечения продовольственной безопасности, сокращения трудовой миграционной активности первостепенной задачей является повышение занятости и самозанятости населения, развитие малых форм хозяйствования в поселениях республики. В связи с этим, в рамках реализации государственной программы, предусматривается проведение в 2019 году на территории Урупского муниципального района эксперимента по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на закладку садов интенсивного типа, членам кооперативов - личным подсобным хозяйствам, в целях развития интенсивного садоводства в личных подсобных хозяйствах путем вовлечения их в сельскохозяйственное кооперативное движение (подпрограмма "Ведомственная целевая программа "Развитие садоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2019 - 2021 годы"). Поддержка личных подсобных хозяйств граждан, будет способствовать уменьшению оттока населения из сельской местности, улучшению демографической структуры населения, снижению социальной напряженности.
В структуре растениеводства первостепенное значение занимают зерновые культуры (включая кукурузу на зерно), посевные площади под которыми в 2019 году заняли 100,4 тыс. га или чуть более 78% в общем посеве республики. Основными зерновыми культурами является кукуруза на зерно, которая занимает более 53% от площади всех посевов и пшеница - 17%. Подсолнечник посеян в 2019 году на площади 8,4 тыс. га или 6,5% от площади всех посевов.
Отрасль свеклосеяния является для нашего региона традиционной, выращиванием сахарной свеклы сельскохозяйственные товаропроизводители занимаются с 1965 года. Переработку сладких корней осуществляет единственный в республике сахарный завод, который является градообразующим предприятием и несет высокую социальную ответственность, как перед жителями региона, так и перед сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В результате снижения посевных площадей под сахарную свеклу с 6,8 тыс. га в 2015 году до 2,7 тыс. га в 2018 году уменьшаются и производственные мощности сахарного завода.
От результатов работы предприятия свеклосахарной отрасли зависит социально-экономическое состояние поселков, расположенных в сырьевых зонах сахарного завода, который обеспечивает работой более 400 человек (с учетом сезонных работников).
Ухудшение экономической ситуации, повышение цен на основные материально-технические ресурсы, необходимые при выращивании сахарной свеклы, низкие цены на сырье, увеличение доли транспортных расходов при доставке сахарной свеклы на перерабатывающие предприятия негативно отразились на рентабельности свеклосахарного производства, а также на снижении посевных площадей. В современных условиях решение изложенных проблем возможно только благодаря использованию комплексного подхода на основе программно-целевого метода.
Объективная необходимость участия государства в развитии свеклосахарного производства обусловлена:
социальной значимостью сахара как необходимого продукта питания, доступного по цене;
высокой затратностью производства сахарной свеклы;
необходимостью оснащения хозяйств современной свекловичной техникой.
В связи с чем, в рамках государственной программы, предусмотрен новый механизм государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в свеклосахарном производстве (подпрограмма "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике").
В рамках подпрограммы "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике" планируется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию затрат произведенной и сданной на переработку сахарной свеклы.
Реализация подпрограммы будет способствовать устойчивому развитию свеклосахарного производства республики. Это выразится в увеличении посевных площадей сахарной свеклы в 2021 году по сравнению с 2018 годом на 6,8 тыс. га, объем переработки сахарной свеклы до 400 тыс. тонн, урожайность сахарной свеклы до 440 ц/га.
Реализация подпрограммы за период ее действия обеспечит сохранение количества действующих рабочих мест и создание более 100 новых рабочих мест.
Особенностью сельскохозяйственного производства Карачаево-Черкесской Республики является преобладание доли продукции производимой малыми формами хозяйствования на селе. Так удельный вес продукции производимой малыми формами хозяйствования на селе в общем объеме продукции сельского хозяйства составляет более 70%. Фермеры производят высококачественную продукцию и в полной мере обеспечивают потребности не только Карачаево-Черкесской Республики, но и поставляют ее в соседние регионы страны.
Ввиду преобладания в сельскохозяйственном производстве доли малых форм хозяйствования на селе, особое значение приобретает государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Активно реализуются меры по стимулированию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство к переходу в статус крестьянских (фермерских) хозяйств.
В этих целях, в соответствии с Государственной программой осуществляется поддержка крестьянско (фермерских) хозяйств с 2012 года и с 2015 года осуществляется поддержка сельскохозяйственных потребительских, перерабатывающих кооперативов посредством выделения грантов.
За эти годы обладателями грантов стали 1158 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них:
по поддержке начинающих фермеров - 688 глав крестьянских (фермерских) хозяйств;
по развитию семейных животноводческих фермер - 470 фермерских хозяйств.
За период 2018 - 2019 годы гранты на развитие материально-технической базы получили 6 сельскохозяйственных потребительских, перерабатывающих кооперативов на развитие материально-технической базы.
За годы реализации мероприятий фермерскими хозяйствами приобретено более 30 тыс. голов сельскохозяйственных животных, построены и реконструированы 29 ферм для содержания сельскохозяйственных животных, введены в эксплуатацию и модернизированы 4 перерабатывающих объекта, создано более 1200 новых рабочих мест.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Карачаево-Черкесской Республике утверждены региональные проекты "Система поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации" и "Экспорт продукции АПК в Карачаево-Черкесской Республике".
По итогам 2019 года в рамках реализации регионального проекта "Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации" обладателями грантов на развитие деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств стали 153 фермера. Основное направление использования господдержки фермерами это приобретение сельскохозяйственных животных. За 2019 год по данному направлению создано 153 постоянных рабочих мест.
В рамках реализации регионального проекта "Экспорт продукции АПК" объем экспорта сельскохозяйственной продукции составил 4,7 млн. дол., из них: мясо баранины 1,7 млн. дол., злаки 1,8 млн. дол., питьевая вода 1,0 млн. дол., и прочая продукция АПК 0,2 млн. дол.
Успешное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие сельскохозяйственной кооперации позволит не только эффективно решать задачи по развитию сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны, но и будет способствовать экономическому и социальному развитию сельских территорий. В свою очередь улучшение качества жизни на селе несет и дополнительную нагрузку в виде положительной социализации граждан, борьбы с радикальными религиозными течениями, позиционирования государства, как гаранта стабильности и улучшения жизни людей.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, комплексному развитию сельских территорий, предусмотренной Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р, Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Стратегией социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2014 N 239, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в республике, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для комплексного развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программы) с 2011 по 2018 гг. в Карачаево-Черкесской Республике введено более 215 км водопроводных сетей, 207 км газопроводных сетей, более 2,5 км сельских автомобильных дорог, построена общеобразовательная средняя школа на 260 ученических мест, введено 19 фельдшерско-акушерских пунктов, многофункциональные спортивные площадки площадью более 6500 кв. м, 4 социальных центра (дома культуры) на 1050 посадочных мест и 2 детские площадки.
В рамках реализации программ с 2011 по 2018 годы государственную поддержку на улучшение жилищных условий получили 346 сельских семей, в том числе молодые семьи и молодые специалисты - 151 введено в эксплуатацию (приобретено) более 46 тыс. кв. м жилья общей площади из них молодые семьи и молодые специалисты составило 17 тыс. кв. м.
По сравнению с 2012 годом значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился с 60,6% до 64,3%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 60,54% до 64,5%.
Несмотря на положительный эффект, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Новые правовые условия создают основу для дальнейшей реализации поставленных целей, требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, а также осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях перехода от программно-целевого метода к проектному подходу решения имеющихся на сельских территориях экономических, социальных и экологических задач посредством широкого спектра финансовых инструментов.
Целесообразность использования проектного подхода при реализации государственной программы, устанавливающей социально-экономические показатели для сельских территорий, обуславливается:
отличительными особенностями территорий и необходимостью выработки отдельных инструментов для решений задач, взаимоувязанных с приоритетами социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в части повышения уровня и качества жизни населения;
необходимостью повышения инициативности местного населения и предпринимательского сообщества для участия в формулировании четких целей развития и обеспечения контроля за их достижением;
высоким уровнем затратности накопившихся проблем села, делающим невозможным их решение только за счет средств государственной поддержки без софинансирования со стороны местного населения и предпринимателей.
Для достижения поставленных задач постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Госпрограмма комплексного развития сельских территорий), которая включат в себя ряд мероприятий, направленных на сохранение доли сельского населения в общей численности населения, увеличение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского населения, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.
В соответствии с вышеуказанной Госпрограммой комплексного развития сельских территорий в государственную программу включена аналогичная подпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий", которая и будет инструментом реализации государственной политики в области комплексного развития сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики.
В рамках подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" будет реализовываться 3 основных мероприятия:
"Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";
"Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях";
"Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях".
Основное мероприятие "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" обусловлено необходимостью улучшения жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования.
Госпрограммой комплексного развития сельских территорий определены следующие цели:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3% в 2025 году (в 2017 году (базовый год) - 25,7%);
повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50% в 2025 году (в 2017 году - 32,6%).
По состоянию на 1 января 2018 года на территории Карачаево-Черкесской Республики проживало 466300 жителей, в том числе в сельской местности - 267189 жителей, что составляет - 57,3%. По состоянию на 1 января 2019 года произошло незначительное снижение численности населения как в целом по республике, так и по сельской местности (465563-266323). При этом доля сельского населения в общей численности населения снизилась на 0,1%, и составила 57,2%. Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики в разрезе муниципальных районов приведена в таблице.
Таблица
Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики в разрезе муниципальных районов
Наименование муниципального района, городского округа |
Численность населения, человек |
Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики (%) |
|||||
всего |
в том числе сельское население |
||||||
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
||
Карачаево-Черкесская Республика - всего, в том числе |
466300 |
465563 |
267189 |
266323 |
57,3 |
57,2 |
|
Черкесский городской округ |
122400 |
122804 |
- |
- |
- |
- |
|
Карачаевский городской округ |
38600 |
33482 |
5011 |
5008 |
13 |
15 |
|
муниципальные районы | |||||||
Абазинский |
17500 |
17643 |
17500 |
17643 |
100 |
100 |
|
Адыге-Хабльский |
15700 |
15652 |
15700 |
15652 |
100 |
100 |
|
Зеленчукский |
48300 |
48117 |
48300 |
48117 |
100 |
100 |
|
Карачаевский |
31800 |
31697 |
25186 |
25114 |
79,2 |
79,2 |
|
Малокарачаевский |
43700 |
43520 |
43700 |
43520 |
100 |
100 |
|
Ногайский |
15600 |
15515 |
15600 |
15515 |
100 |
100 |
|
Прикубанский |
28900 |
28752 |
28004 |
27856 |
96,9 |
96,9 |
|
Урупский |
22800 |
22565 |
17442 |
17234 |
76,5 |
76,4 |
|
Усть-Джегутинский |
50200 |
49993 |
19779 |
19624 |
39,4 |
39,3 |
|
Хабезский |
30800 |
30815 |
30800 |
30815 |
100 |
100 |
На 1 января 2018 года общая площадь жилых помещений всего по республике составляет 9744,3 тыс. кв. м, из них в сельской местности составляла 5136,5 тыс. кв. м, (в среднем на одного жителя 19,6 кв. м).
Уровень благоустройства жилищного фонда в % к общей площади на конец 2018 года:
водопроводом - 80,4
канализацией - 62,2
отоплением - 74,9
горячим водоснабжением - 47,8
газом (сетевым, сжиженным) - 85,7.
Приоритетными направлениями реализации основного мероприятия "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
Главным приоритетом подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" является особое внимание социальному и инфраструктурному развитию сельских территорий, решение которого должно качественно изменить жизнь сельских жителей, приблизить условия проживания в сельской местности к уровню городов, которая также определяет цели, задачи и направления комплексному развитию сельских территорий, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Основное мероприятие "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" будет осуществляться по следующим направлениям:
благоустройство сельских территорий;
развитие газификации и водоснабжения на сельских территориях;
развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях;
современный облик сельских территорий.
Комплексное развитие сельских территорий в Карачаево-Черкесской Республике охватывает вопросы государственной поддержки по обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях, благоустройства сельских территорий, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки в населенных пунктах, расположенных на сельских территориях, оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в обеспечении квалифицированными работниками, вопросы создания для сельского населения благоприятных условий жизнедеятельности, расширения рынка труда и его привлекательности для сельского населения.
Реализация мероприятий государственной программы позволяет ежегодно увеличивать на 10% прирост объема сельскохозяйственной продукции.
Реализации целей и задач государственной программы по выполнению прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2019 - 2025 годы могут помешать негативные природные факторы и имеющиеся в агропромышленном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, оказывающим влияние на конечные результаты реализации мероприятий государственной программы, относятся:
1. Природно-климатические риски, обусловленные тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, что может значительно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность. Для снижения рисков, связанных с природно-климатическими условиями, необходимы переход к новым технологиям, техническая модернизация, мелиорация земель в засушливых зонах, принятие дополнительных мер поддержки в особо неблагоприятные по природно-климатическим условиям годы.
2. Макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной конъюнктурой мировых цен и снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие отраслей растениеводства и переработки, усилят зависимость их развития от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию растениеводства и продуктов их переработки.
3. Торгово-политические риски, обусловленные функционированием аграрного сектора, в увязке с ситуацией на международных рынках и существенным возрастанием конкуренции в результате вступления страны во Всемирную торговую организацию.
4. Социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создают серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и провоцируют нехватку трудоспособного населения, в том числе квалифицированных руководящих кадров и специалистов, что снижает уровень качества принятия управленческих решений, а также ставит под угрозу срыва реализацию программ развития агропромышленного сектора.
5. Управленческие (внутренние) риски, связанные с управлением реализацией государственной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, сокращением объемов финансирования государственной программы из федерального бюджета, а также дефицитом средств республиканского бюджета, могут привести к финансированию государственной программы в неполном объеме.
6. Законодательные риски, выражающиеся в ограничении сельскохозяйственным организациям возможности использовать землю в качестве предмета залога и не позволяющие сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.".
3. В разделе "2. Цели и задачи государственной программы":
3.1. Абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:
"Обеспечение продовольственной независимости республики в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20, устойчивое развитие сельских территорий, улучшение и сохранение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Карачаево-Черкесской Республики;".
3.2. В абзацах тридцать третьем и сорок третьем слова "к 2024 году" заменить словами "к 2025 году".
3.3. В абзаце сорок шестом слова "2019-2024 годы" заменить словами "2019-2025 годы".
4. В приложении 1 к государственной программе:
4.1. Разделы "Сроки реализации подпрограммы 1" и "Объем финансового обеспечения подпрограммы 1" Паспорта подпрограммы 1 изложить в следующей редакции:
4.2. Разделы "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 2", "Сроки реализации подпрограммы 2" и "Объем финансового обеспечения подпрограммы 2" Паспорта подпрограммы 2 изложить в следующей редакции:
4.3. Разделы "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 3", "Сроки реализации подпрограммы 3" и "Объем финансового обеспечения подпрограммы 3" Паспорта подпрограммы 3 изложить в следующей редакции:
4.4. Раздел "Объем финансового обеспечения подпрограммы 4" Паспорта подпрограммы 4 изложить в следующей редакции:
"Объем финансового обеспечения подпрограммы 4 |
Объемы финансового обеспечения подпрограммы 4 - 459573,0 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 345448,4 тыс. рублей 2020 год - 60909,1 тыс. рублей 2021 год - 53215,6 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 23077,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 17370,8 тыс. рублей 2020 год - 3045,4 тыс. рублей 2021 год - 2660,8 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 436390,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 327971,6 тыс. рублей 2020 год - 57863,6 тыс. рублей 2021 год - 50554,8 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов (по согласованию) - 106,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 106,0 тыс. рублей" |
4.5. Паспорт подпрограммы 5 государственной программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт подпрограммы 5 государственной программы
Наименование подпрограммы 5 |
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Карачаево-Черкесской Республики" |
Ответственный исполнитель подпрограммы 5 (соисполнитель программы) |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Участники подпрограммы 5 |
Отсутствуют |
Цель подпрограммы 5 |
Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов |
Задачи подпрограммы 5 |
1. Стимулирования осуществления строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. 2. Интенсификация сельскохозяйственного производства на кислых почвах, повышение плодородность земли на участке и эффективность вносимых минеральных удобрений |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 5 |
1. Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования, (тыс. га): 2019 год - 1 2020 год - 0,5 2021 год - 2,5 2024 год - 0,5 2025 год - 0,5 2. Площадь пашни, на которой реализованы мероприятия в области известкования сильно кислых почв, (тыс. га): 2020 год - 0,327 2021 год - 0,35 2022 год - 0,4 2023 год - 0,45 2024 год - 0,5 2025 год - 0,5 |
Сроки реализации подпрограммы 5 |
01.01.2019 - 31.12.2025 |
Объем финансового обеспечения подпрограммы 5 |
Объемы финансового обеспечения подпрограммы 5 - 249934,2 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 52386,0 тыс. рублей 2020 год - 24753,8 тыс. рублей 2021 год - 58751,6 тыс. рублей 2022 год - 3337,2 тыс. рублей 2023 год - 3337,2 тыс. рублей 2024 год - 51052,6 тыс. рублей 2025 год - 56315,8 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 12563,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 2619,3 тыс. рублей 2020 год - 1237,8 тыс. рублей 2021 год - 2937,6 тыс. рублей 2022 год - 200,2 тыс. рублей 2023 год - 200,2 тыс. рублей 2024 год - 2552,6 тыс. рублей 2025 год - 2815,8 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 237370,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 49766,7 тыс. рублей 2020 год - 23516,0 тыс. рублей 2021 год - 55814,0 тыс. рублей 2022 год - 3137,0 тыс. рублей 2023 год - 3137,0 тыс. рублей 2024 год - 48500,0 тыс. рублей 2025 год - 53500,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 5 |
1. Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования 0,5 тыс. га. 2. Площадь пашни, на которой реализованы мероприятия в области известкования сильно кислых почв 0,5 тыс. га.". |
4.6. Паспорт подпрограммы 7 государственной программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт подпрограммы 7 государственной программы
Наименование подпрограммы 7 |
"Стимулирование инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса" |
Ответственный исполнитель подпрограммы 7 (соисполнитель программы) |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Участники подпрограммы 7 |
Отсутствуют |
Цель подпрограммы 7 |
Увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в агропромышленный комплекс на цели модернизации и развития производства, стимулирование ввода новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе |
Задачи подпрограммы 7 |
1. Стимулирование создания и модернизации объектов агропромышленного комплекса на территории республики. 2. Увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в агропромышленный комплекс на цели модернизации и развития производства |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 7 |
1. Объем введенных мощностей животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), (скотомест): 2023 год - 800 2024 год - 400 2025 год - 400 2. Объем введенных мощностей овцеводческих комплексов (ферм) мясного направления, (тыс. скотомест): 2024 год - 50 2025 год - 50 3. Объем введенных мощностей по хранению плодов и ягод, картофеля и овощей, (тыс. тонн): 2024 год - 50 2025 год - 50 4. Объем введенных мощностей селекционно-генетических центров в птицеводстве, (тыс. голов): 2025 год - 5 5. Объем введенных мощностей селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве, (тыс. штук саженцев): 2025 год - 200 6. Объем введенных мощностей селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, (тыс. тонн семян): 2025 год - 10 7. Объем ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционных кредитам (займам), выданным на развитие агропромышленного комплекса, (млн. рублей): 2019 год - 909,3 2020 год - 885,2 2021 год - 865,2 2022 год - 226,4 2023 год - 105,2 2024 год - 91,4 2025 год - 40 |
Сроки реализации подпрограммы 7 |
01.01.2019 - 31.12.2025 |
Объем финансового обеспечения подпрограммы 7 |
Объемы финансового обеспечения подпрограммы 7 - 519800,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 15149,8 тыс. рублей 2020 год - 16850,2 тыс. рублей 2021 год - 298096,0 тыс. рублей 2022 год - 12666,9 тыс. рублей 2023 год - 10824,9 тыс. рублей 2024 год - 47001,6 тыс. рублей 2025 год - 119210,5 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 45966,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 757,5 тыс. рублей 2020 год - 8650,2 тыс. рублей 2021 год - 15723,6 тыс. рублей 2022 год - 3608,4 тыс. рублей 2023 год - 3214,7 тыс. рублей 2024 год - 8001,6 тыс. рублей 2025 год - 6010,5 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 473833,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 14392,3 тыс. рублей 2020 год - 8200,0 тыс. рублей 2021 год - 282372,4 тыс. рублей 2022 год - 9058,5 тыс. рублей 2023 год - 7610,2 тыс. рублей 2024 год - 39000,0 тыс. рублей 2025 год - 113200,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 7 |
1. Объем введенных мощностей животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) - 400 скотомест. 2. Объем введенных мощностей овцеводческих комплексов (ферм) мясного направления - 50 тыс. скотомест. 3. Объем введенных мощностей по хранению плодов и ягод, картофеля и овощей - 50 тыс. тонн. 4. Объем введенных мощностей селекционно-генетических центров в птицеводстве - 5 тыс. голов. 5. Объем введенных мощностей селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве - 200 тыс. штук саженцев. 6. Объем введенных мощностей селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве - 10 тыс. тонн семян. 7. Объем ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционных кредитам (займам), выданным на развитие агропромышленного комплекса - 40 млн. рублей.". |
4.7. Разделы "Участники подпрограммы 8" и "Объем финансового обеспечения подпрограммы 8" Паспорта подпрограммы 8 изложить в следующей редакции:
4.8. Паспорт подпрограммы 9 государственной программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт подпрограммы 9 государственной программы
Наименование подпрограммы 9 |
"Экспорт продукции АПК Карачаево-Черкесской Республики" |
Ответственный исполнитель подпрограммы 9 (соисполнитель программы) |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Участники подпрограммы 9 |
Отсутствуют |
Цель подпрограммы 9 |
Увеличение объема экспорта продукции АПК (в стоимостном выражении) за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), создание экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры |
Задачи подпрограммы 9 |
Возмещение части затрат на проведение гидромелиоративных мероприятий в целях увеличения производства продукции растениеводства, планируемой на экспорт |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 9 |
1. Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет гидромелиоративных мероприятий, (тыс. га): 2021 год - 0,446 2024 год - 0,5 2. Объем экспорта продукции АПК, (млн. долларов США): 2019 год - 7,5 2020 год - 7,6 2021 год - 7,7 2022 год - 7,7 2023 год - 7,8 2024 год - 8 |
Сроки реализации подпрограммы 9 |
01.01.2019 - 31.12.2024 |
Объем финансового обеспечения подпрограммы 9 |
Объемы финансового обеспечения подпрограммы 9 - 82505,3 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 66505,3 тыс. рублей 2024 год - 16000,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 5325,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 3325,3 тыс. рублей 2024 год - 2000,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 77180,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 63180,0 тыс. рублей 2024 год - 14000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 9 |
1. Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет гидромелиоративных мероприятий - 0,5 тыс. га. 2. Объем экспорта продукции АПК - 8 млн. долларов США.". |
4.9. Разделы "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 10" и "Объем финансового обеспечения подпрограммы 10" Паспорта подпрограммы 10 изложить в следующей редакции:
5. Разделы "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 11", "Сроки реализации подпрограммы 11" и "Объем финансового обеспечения подпрограммы 11" Паспорта подпрограммы 11 изложить в следующей редакции:
5.1. Паспорт подпрограммы 12 государственной программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт подпрограммы 12 государственной программы
Наименование подпрограммы 12 |
"Развитие отраслей агропромышленного комплекса" |
Ответственный исполнитель подпрограммы 12 (соисполнитель программы) |
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Участники подпрограммы 12 |
Отсутствуют |
Цель подпрограммы 12 |
Развитие агропромышленного комплекса |
Задачи подпрограммы 12 |
1. Поддержка сельскохозяйственного производства. 2. Снижение возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства посредством защиты сельскохозяйственных культур. 3. Стимулирование развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 12 |
1. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. тонн): 2020 год - 310 2021 год - 133,5 2022 год - 134,8 2023 год - 136,2 2024 год - 136,8 2025 год - 137 2. Валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. тонн): 2020 год - 17 2021 год - 4,5 2022 год - 5 2023 год - 5,5 2024 год - 5,6 2025 год - 5,7 3. Валовой сбор масличных культур (за исключением рапса и сои) в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. тонн): 2020 год - 0 2021 год - 1 2022 год - 1,5 2023 год - 2 2024 год - 2,1 2025 год - 2 4. Валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. тонн): 2020 год - 3 2021 год - 1 2022 год - 1,1 2023 год - 1,2 2024 год - 1,2 2025 год - 1,3 5. Валовой сбор плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. тонн): 2020 год - 4 2021 год - 4,3 2022 год - 4,4 2023 год - 4,5 2024 год - 4,6 2025 год - 4,7 6. Доля застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье сельскохозяйственных животных, (%): 2020 год - 3 2021 год - 3,6 2022 год - 4,3 2023 год - 5,2 2024 год - 5,2 2025 год - 5,2 7. Доля застрахованной посевной (посадочной) площади в общей посевной (посадочной) площади (в условных единицах площади), (%): 2020 год - 0,2 2021 год - 0,8 2022 год - 0,9 2023 год - 1 2024 год - 1 2025 год - 1 8. Доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, занятой семенами сортов растений, (%): 2020 год - 4,7 2021 год - 1,1 2022 год - 1,2 2023 год - 1,3 2024 год - 1,3 2025 год - 1,3 9. Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью грантовой поддержки, (единиц): 2020 год - 10 10. Количество проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализуемых с помощью грантовой поддержки, (единиц): 2021 год - 2 2022 год - 1 2023 год - 1 2024 год - 1 2025 год - 1 11. Количество проектов развития семейных ферм и "Агропрогресс", реализуемых с помощью грантовой поддержки, (единиц): 2021 год - 4 2022 год - 3 2023 год - 3 2024 год - 3 2025 год - 4 12. Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развивающих свою материально - техническую базу с помощью грантовой поддержки, (единиц): 2020 год - 3 13. Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. голов): 2020 год - 945 2021 год - 250 2022 год - 251 2023 год - 252 2024 год - 252 2025 год - 253 14. Объем произведенной шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, реализующих такую продукцию отечественным перерабатывающим организациям, (тыс. тонн): 2020 год - 0,05 2021 год - 0,01 2022 год - 0,011 2023 год - 0,012 2024 год - 0,013 2025 год - 0,014 15. Остаток ссудной задолженности, по которой предоставлены средства на уплату процентов по кредитам МФХ, (тыс. рублей): 2021 год - 1329,94 2022 год - 1303,34 2023 год - 1277,27 2024 год - 1021,816 2025 год - 817,453 16. Племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных (в пересчете на условные головы), (тыс. голов): 2020 год - 30 2021 год - 26,9 2022 год - 27 2023 год - 27,1 2024 год - 27,1 2025 год - 27,1 17. Площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. га): 2022 год - 0,001 2023 год - 0,004 2024 год - 0,004 2025 год - 0,004 18. Площадь закладки виноградников в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. га): 2020 год - 0,001 2021 год - 0,003 2022 год - 0,004 2023 год - 0,004 2024 год - 0,004 2025 год - 0,004 19. Площадь закладки многолетних насаждений в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. га): 2020 год - 0,05 2021 год - 0,25 2022 год - 0,1 2023 год - 0,1 2024 год - 0,5 2025 год - 0,5 20. Прирост маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. голов): 2020 год - 2 21. Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году грантополучателями, реализующими проекты развития семейных ферм и "Агропрогресс" за последние 5 лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году, (%): 2021 год - 5 2022 год - 5 2023 год - 5 2024 год - 5 2025 год - 5 22. Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получивших грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году, (%): 2020 год - 10 23. Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в отчетном году сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году, (%): 2020 год - 10 2021 год - 8 2022 год - 8 2023 год - 8 2024 год - 8 2025 год - 8 24. Прирост производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей за отчетный год по отношению к среднему за 5 лет, предшествующих текущему финансовому году, объему производства молока, (тыс. тонн): 2020 год - 0,01 2021 год - 0,02 2022 год - 0,025 2023 год - 0,03 2024 год - 0,035 2025 год - 0,04 25. Прирост товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, за отчетный год по отношению к предыдущему году, (тыс. голов): 2021 год - 1 2022 год - 1,1 2023 год - 1,2 2024 год - 1,2 2025 год - 1,3 26. Производство масла сливочного, (тыс. тонн): 2020 год - 0,7 2021 год - 0,8 2022 год - 0,9 2023 год - 0,9 2024 год - 1,1 2025 год - 1,2 27. Производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. тонн): 2019 год - 70,4 2020 год - 70,405 2021 год - 70,41 2022 год - 70,42 2023 год - 70,43 2024 год - 70,44 2025 год - 70,45 28. Производство молока в хозяйствах всех категорий, (тыс. тонн): 2020 год - 225 2021 год - 227 2022 год - 229 2023 год - 232 2024 год - 240 2025 год - 250 29. Производство сахара белого свекловичного в твердом состоянии, (тыс. тонн): 2020 год - 10,2 2021 год - 10,5 2022 год - 10,8 2023 год - 11,2 2024 год - 11,5 2025 год - 12,7 30. Производство скота и птицы на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. тонн): 2020 год - 32,1 2021 год - 32,4 2022 год - 32,7 2023 год - 33,1 2024 год - 33,4 2025 год - 33,4 31. Производство сыров и сырных продуктов, (тыс. тонн): 2020 год - 0,8 2021 год - 0,9 2022 год - 0,9 2023 год - 1,1 2024 год - 1,2 2025 год - 1,2 32. Производство хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами и диетических хлебобулочных изделий, (тыс. тонн): 2020 год - 0,1 2021 год - 0,1 2022 год - 0,1 2023 год - 0,1 2024 год - 0,1 2025 год - 0,1 33. Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными и кормовыми сельскохозяйственными культурами в Карачаево-Черкесской Республике, (тыс. га): 2020 год - 67 2021 год - 53,8 2022 год - 54,75 2023 год - 55,73 2024 год - 56 2025 год - 56 34. Реализация овец и коз на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, за отчетный год, (тыс. тонн): 2021 год - 3,5 2022 год - 3,6 2023 год - 3,7 2024 год - 3,8 2025 год - 3,9 35. Численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (тыс. голов): 2020 год - 35,1 2021 год - 25 2022 год - 25,5 2023 год - 26 2024 год - 26 2025 год - 26,5 |
Сроки реализации подпрограммы 12 |
01.01.2020 - 31.12.2025 |
Объем финансового обеспечения подпрограммы 12 |
Объемы финансового обеспечения подпрограммы 12 - 3933401,3 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 642230,3 тыс. рублей 2021 год - 674898,0 тыс. рублей 2022 год - 681820,4 тыс. рублей 2023 год - 683597,4 тыс. рублей 2024 год - 625427,6 тыс. рублей 2025 год - 625427,6 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 479050,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 33604,1 тыс. рублей 2021 год - 107233,1 тыс. рублей 2022 год - 113623,9 тыс. рублей 2023 год - 113730,5 тыс. рублей 2024 год - 55429,3 тыс. рублей 2025 год - 55429,3 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3454351,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 608626,2 тыс. рублей 2021 год - 567664,9 тыс. рублей 2022 год - 568196,5 тыс. рублей 2023 год - 569866,9 тыс. рублей 2024 год - 569998,3 тыс. рублей 2025 год - 569998,3 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 12 |
1. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 136,8 тыс. тонн. 2. Валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 5,6 тысяч тонн. 3. Валовой сбор масличных культур (за исключением рапса и сои) в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 2,1 тыс. тонн. 4. Валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 1,2 тыс. тонн. 5. Валовой сбор плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 4,6 тыс. тонн. 6. Доля застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье сельскохозяйственных животных - 5,2%. 7. Доля застрахованной посевной (посадочной) площади в общей посевной (посадочной) площади (в условных единицах площади) - 1%. 8. Доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, занятой семенами сортов растений - 1,3%. 9. Количество проектов развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализуемых с помощью грантовой поддержки - 1 единица. 10. Количество проектов развития семейных ферм и "Агропрогресс", реализуемых с помощью грантовой поддержки - 3 единиц. 11. Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 252 тыс. голов. 12. Объем произведенной шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, реализующих такую продукцию отечественным перерабатывающим организациям - 0,013 тыс. тонн. 13. Остаток ссудной задолженности, по которой предоставлены средства на уплату процентов по кредитам МФХ - 1021,816 тыс. рублей. 14. Племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных (в пересчете на условные головы) - 27,1 тысяч голов. 15. Площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 0,004 тыс. га. 16. Площадь закладки виноградников в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 4 га. 17. Площадь закладки многолетних насаждений в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 0,5 тыс. га. 18. Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году грантополучателями, реализующими проекты развития семейных ферм и "Агропрогресс" за последние 5 лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году - 5%. 19. Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в отчетном году сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году - 8%. 20. Прирост производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей за отчетный год по отношению к среднему за 5 лет, предшествующих текущему финансовому году, объему производства молока - 0,350 тыс. тонн. 21. Прирост товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, за отчетный год по отношению к предыдущему году - 1200 голов. 22. Производство масла сливочного - 1,1 тыс. тонн. 23. Производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 70,44 тыс. тонн. 24. Производство молока в хозяйствах всех категорий - 240 тыс. тонн. 25. Производство сахара белого свекловичного в твердом состоянии - 11,5 тысяч тонн. 26. Производство скота и птицы на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 33,4 тыс. тонн. 27. Производство сыров и сырных продуктов - 1,2 тыс. тонн. 28. Производство хлебобулочных изделий обогащенных микронутриентами и диетических хлебобулочных изделий - 0,1 тыс. тонн. 29. Размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными и кормовыми сельскохозяйственными культурами в Карачаево-Черкесской Республике - 56 тыс. га. 30. Реализация овец и коз на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, за отчетный год - 3,8 тыс. тонн. 31. Численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 26 тыс. голов.". |
5.2. Разделы "Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 13", "Сроки реализации подпрограммы 13" и "Объем финансового обеспечения подпрограммы 13" Паспорта подпрограммы 13 изложить в следующей редакции:
6. Приложения 2, 3, 4 к государственной программе изложить в редакции согласно приложениям 2, 3, 4.
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики |
А.А. Озов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2020 г. N 283 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 13 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики"
Вступает в силу с 14 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 декабря 2020 г. N 0900202012180001