Решение Верховного Суда РФ от 17 ноября 2020 г. N АКПИ20-652
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газораспределительная организация" о признании недействующим пункта 19 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 481-э,
установил:
согласно пункту 19 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - Порядок), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 октября 2010 г. N 481-э, общий срок рассмотрения документов (рассмотрения дела о введении, изменении или прекращении регулирования) не может составлять более шести месяцев с даты открытия дела о введении, изменении или прекращении регулирования.
Рассмотрение документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования, приостанавливается на срок, необходимый для получения дополнительных документов и (или) информации от заявителя. Срок приостановления исчисляется с даты письменного запроса ФСТ России с требованиями о предоставлении дополнительных документов и (или) информации до даты регистрации в ФСТ России письменного ответа заявителя, удовлетворяющего указанным требованиям ФСТ России.
Общество с ограниченной ответственностью "Газораспределительная организация" (далее - ООО "Газораспределительная организация") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 19 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта в редакции приказа ФСТ России от 1 ноября 2013 г. N 1360-э не соответствуют пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", нарушают его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Как указывает административный истец, вести экономическую деятельность, связанную с оказанием услуг по транспортировке газа по принадлежащим ему на праве собственности газопроводам, ООО "Газораспределительная организация" может после принятия Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) решения о введении регулирования и включении его в реестр субъектов естественных монополий в сфере услуг по транспортировке газа, который формирует и ведет ФАС России. Ввиду длительного рассмотрения ФАС России предложения о регулировании ООО "Газораспределительная организация" было лишено возможности осуществлять основной вид деятельности, чем непосредственно нарушены его права как субъекта предпринимательской деятельности.
Так, предложение ООО "Газораспределительная организация" о введении регулирования поступило в ФАС России 16 августа 2018 г., а решение об открытии дела о введении регулирования принято ФАС России 1 ноября 2018 г. С учетом приостановления сроков (с 22 февраля 2019 г. по 5 апреля 2019 г.) на период запроса документов общий срок рассмотрения вопроса о введении регулирования составил почти год (с 16 августа 2018 г. по 1 августа 2019 г.). Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 17 января 2020 г. и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2020 г. по делу N А40-190642/2019, ООО "Газораспределительная организация" отказано в признании незаконным длительного бездействия ФАС России по рассмотрению предложения и введению регулирования. В принятых по делу судебных актах на основании пункта 19 Порядка шестимесячный срок для принятия решения о введении регулирования в отношении административного истца исчислялся судами с даты открытия дела о введении регулирования. Суды посчитали правомерным приостановление ФАС России исчисления данного шестимесячного срока на период запроса дополнительных документов.
По мнению административного истца, оспариваемой нормой незаконно увеличен императивно установленный Федеральным законом "О естественных монополиях" предельный шестимесячный срок рассмотрения вопроса о введении регулирования, поскольку в силу закона решение о введении регулирования либо отказ по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. Данной нормой федерального закона установлен иной момент, с которого исчисляется шестимесячный срок, и не предусмотрена возможность его приостановления.
Административный истец ООО "Газораспределительная организация" извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители административного ответчика ФАС России Голованова Т.А., Волов И.П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) направило в суд письменный отзыв, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика ФАС России Головановой Т.А., Волова И.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О естественных монополиях" орган регулирования естественной монополии утверждает перечень документов, представляемых для принятия решения по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и порядок рассмотрения таких документов.
Во исполнение требований федерального законодателя ФСТ России приказом от 13 октября 2010 г. N 481-э утвердила Порядок (действует в редакции приказа ФСТ России от 16 декабря 2014 г. N 2242-с).
Оспариваемый нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2010 г., регистрационный номер 19336, опубликован в "Российской газете" 29 декабря 2010 г.
Пункт 19 Порядка изложен в новой редакции и дополнен абзацем вторым приказом ФСТ России от 1 ноября 2013 г. N 1360-э (зарегистрирован в Минюсте России 24 декабря 2013 г., регистрационный номер 30740, опубликован в "Российской газете" 30 декабря 2013 г.).
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" ФСТ России упразднена, функции данного органа переданы ФАС России, которая на основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Органы регулирования естественных монополий в силу статьи 10 Федерального закона "О естественных монополиях" принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Регламентируя вопросы принятия органами регулирования естественных монополий решений о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, Федеральный закон "О естественных монополиях" в пункте 2 статьи 21 устанавливает, что решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения.
По смыслу пункта 2 статьи 21 указанного Федерального закона день поступления предложения, от которого отсчитывается шестимесячный срок принятия уполномоченным органом решения о наличии/отсутствии оснований для введения государственного регулирования в отношении хозяйствующего субъекта, является днем получения этим органом комплекта документов, на основании которых соответствующим уведомлением открывается дело о введении регулирования.
Устанавливая порядок рассмотрения документов по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, федеральный орган исполнительной власти в соответствии с требованиями статьи 21 названного Федерального закона правомерно определил, что рассмотрение поступивших документов производится в форме открытия и рассмотрения дела о введении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и общий срок рассмотрения документов (рассмотрения дела о введении, изменении или прекращении регулирования) не может составлять более шести месяцев с даты открытия дела.
Отсутствие в поименованном Федеральном законе указания на возможность приостановления срока рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования, не исключает такое приостановление на основании нормативного правового акта, принятого компетентным органом во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, по определению порядка рассмотрения документов (абзац четвертый пункта 1 статьи 21).
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Газораспределительная организация" о признании недействующим пункта 19 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 481-э, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 ноября 2020 г. N АКПИ20-652
Текст решения опубликован не был