Решение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2020 г. N АКПИ20-606
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11 февраля 2021 г. N АПЛ20-523 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В.
Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ГАЗЭКС" о признании частично недействующими абзацев первого, третьего пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410,
установил:
согласно абзацу первому пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила) аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48-53 Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 Правил.
В силу абзаца третьего пункта 7 Правил аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами.
Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - АО "ГАЗЭКС") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзацев первого, третьего пункта 7 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 1, абзацу третьему пункта 1 статьи 2, пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации в части возложения на газораспределительные организации публичной обязанности безвозмездно осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, поскольку газораспределительные организации поставлены в неравное положение с другими участниками гражданского оборота как субъекты предпринимательской деятельности, не только лишены возможности получения обоснованной прибыли от данной деятельности, но и не могут возместить экономически обоснованные расходы на осуществление аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Как указывает административный истец, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" не наделяет Правительство Российской Федерации правом возлагать на газораспределительные организации обязанности по безвозмездному осуществлению аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. АО "ГАЗЭКС" является газораспределительной организацией на территории Свердловской области, имеет собственную аварийно-диспетчерскую службу, постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 15/6 включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 июля 2019 г. N 1018/19 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 августа 2019 г., N 55723) утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "ГАЗЭКС" на территории Свердловской области. Газораспределительные организации, в том числе АО "ГАЗЭКС", обязаны осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов (жилых домов, домовладений), до которых осуществляют транспортировку газа, безвозмездно, поскольку в тарифах на транспортировку газа (в том числе по 8-й группе "население") плата за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не учитывается. Указанная обязанность для газораспределительной организации является публичной. АО "ГАЗЭКС" не вправе отказать в предоставлении данной услуги в случае наличия технологической связи между внутридомовым (внутриквартирным) газовым оборудованием и газораспределительными сетями АО "ГАЗЭКС".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается также на разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2017 г. N АГ/23089/17, от 27 мая 2019 г. N АГ/44007/19, от 21 августа 2019 г. N ВК/73112/19, из которых следует, что при расчете тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы учитываются только в части, относящейся на обслуживание газораспределительных сетей, находящихся у газораспределительной организации на праве собственности или на иных законных основаниях. Изначально Правительством Российской Федерации планировалось включение платы за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа, однако более 7 лет этот вопрос не решен, какой-либо иной механизм компенсации стоимости услуг аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не сформирован. Получить плату за аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в ином порядке (не через тариф на транспортировку) от специализированных организаций в рамках соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения, заключаемого газораспределительной организацией со специализированной организацией на основании абзацев четвертого и шестого пункта 7 Правил, не представляется возможным, поскольку суды рассматривают данные отношения как безвозмездные.
В суде представители административного истца АО "ГАЗЭКС" по доверенностям Алмаев А.Ю., Константинова А.В., Оже Н.А. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2020 г. N ДГ-П16-12518).
Представитель Правительства Российской Федерации Попова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца АО "ГАЗЭКС" по доверенностям Алмаева А.Ю., Константиновой А.В., Оже Н.А., представителя Правительства Российской Федерации Поповой О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положения об охранных зонах трубопроводов, положения о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (статья 8).
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 14 мая 2013 г. N 410 утвердило Правила.
Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 мая 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 мая 2013 г., N 21, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 305 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно изменениям, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091, пункт 7 Правил изложен в новой редакции.
Устанавливая порядок пользования газом, Правила предусматривают оказание комплекса работ (услуг): по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замене оборудования.
Система инженерно-технического обеспечения здания или сооружения предназначена для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения, электроснабжения и других. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения (статья 36).
Процесс газоснабжения характеризуется связью между внутридомовым газовым оборудованием и газораспределительными сетями.
Раздел II Правил, регулируя вопросы организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в пункте 7 определяет порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения. Абзац первый данного пункта Правил предусматривает выполнение аварийно-диспетчерского обеспечения круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации.
Данные положения нормативного правового акта соответствуют нормам Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которым организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления ряда мероприятий, включая создание аварийно-спасательной службы или привлечение на условиях договоров соответствующих специализированных служб (статья 33).
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами (абзац третий пункта 7 Правил). Данные положения нормативного правового акта носят отсылочный характер и не могут рассматриваться как противоречащие законодательству Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не определяют условия договора между газораспределительными организациями и специализированными организациями.
Фактически административный истец ставит вопрос о незаконности абзацев первого, третьего пункта 7 Правил в связи с отсутствием механизма компенсации затрат газораспределительной организации на аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Однако ни пункт 1 статьи 1, ни абзац третий пункта 1 статьи 2, ни пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают право газораспределительной организации на компенсацию понесенных расходов на осуществление аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "ГАЗЭКС" о признании частично недействующими абзацев первого, третьего пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Л.В. Борисова |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2020 г. N АКПИ20-606
Текст решения опубликован не был